самообразование
план-конспект занятия (средняя группа)

самообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_21-22.docx14.85 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию на 2021-2022гг. в старшей группе по теме

Игра как средство образовательной деятельности у дошкольников в условиях реализации ФГОС”

“ Игра-это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности”

В.А. Сухомлинский

Пояснительная записка

Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ознаменовало собой появление прогрессивных тенденций в дошкольном образовании. В первую очередь это связано с новыми принципами, условиями, целями и задачами, которые четко прописаны в документе.

Одним из важных принципов ФГОС ДО является поддержка разнообразия детства, а не его унификация, т. е. в ДОУ должны быть созданы такие условия развития детей, в которых будут учтены все возможности и особенности не только психического и физического развития, но и социальное окружение ребенка, его национальные, культурные и религиозные привязанности.

Как известно, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, а одна из задач дошкольного образовательного учреждения заключается в создании гармоничных условий развития одаренных детей с учетом интеллектуальных, психических, физических и возрастных особенностей и желания получать все новые знания в той или иной области. Родители считают, дети с высоким уровнем интеллекта должны раскрыть весь свой потенциал, однако, важно отметить, что множество разнообразных дополнительных занятий и кружков не дают ребенку возможности быть ребенком, поскольку завышенная планка родителей не оставляет детям времени на игры со сверстниками.

В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДО специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.

Актуальность

В настоящее время в самых разных системах обучения игре отводится особое

место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него непросто интересное время препровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения.

    Игра организует чувства ребенка и влияет на его поступки. В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребенка.

    Игра помогает ребенку усвоить общественный опыт и превратить его в достояние личности. Кроме того, в игре ребенок активно общается со сверстниками. Это значительно расширяет его умения общения.

    Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игровой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности.

    В ходе игры развивается умственная деятельность ребенка. Ведь игра требует решения новых, постоянно усложняющихся задач. Ребенок, следуя правилам игры, должен быстро сообразить, какого поступка ждут от него участники игры. Причем он понимает, что его действия должны удовлетворить остальных участников игры.

С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных

Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей

образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает. Использование игры в образовательных целях в процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.

Цель

повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства и общекультурного уровня путем внедрения инноваций в образовательный процесс.

Задачи

-Формировать способности к творческому саморазвитию и игровой деятельности.

-Освоить современные технологии и методы организации игры.

-Изучить особенности организации игровых моментов  в группе, привлечь родителей     к организации  воспитательно - образовательной работы с детьми.

-Обобщать и распространять собственный психолого-педагогический опыт.

-Изучить психолого-педагогические особенности детей.

-Научиться контролировать своё поведение, самостоятельно отбирать или придумывать разнообразные сюжеты игр, поддерживать интерес к разным видам игр.     -Развиваться интерес к игре, инициатива, организаторские способности.

Виды игр для развития ребенка

Подвижные игры,

Сюжетно-ролевые игры,

Настольные игры,

Дидактические игры,

Деловые игры

Правила организации игровых моментов

Для того чтобы игра принесла ребёнку максимальную пользу, следует придерживаться ряда несложных правил, в основном они касаются организационных моментов игры.

    В возрасте 5-6 лет  внимание детей довольно неустойчивое, поэтому, планируя проведение какой-либо игры, учитывайте эту возрастную особенность и не затягивайте процесс – любая игра должна длиться не более 15-20 минут, иначе теряется  к ней интерес и действие не получит логического завершения.

    Не стоит начинать игру незадолго до сна или перед приёмом пищи. Да и потом могут возникнуть трудности с восстановлением хода игры. Если планируется занятие с использованием дидактических материалов, позаботьтесь заранее обо всех необходимых предметах, расположите их под рукой. Ведь ребёнок не будет ждать, пока вы найдёте ту или иную картинку …

    Применяя готовые развивающие игры, не стоит отдавать их детям в постоянное пользование. После проведённого занятия вместе с ребенком аккуратно сложите и уберите игру до следующего раза.

    Играя в ту или иную игру, не стоит слепо следовать приложенным к ней рекомендациям!!! Обязательно учитывайте уровень развития и индивидуальные особенности ребенка.

    Приучать детей к аккуратности. Побуждайте их приводить территорию в порядок после каждого занятия. Кстати, уборку тоже можно превратить в весёлую игру!!!

Реализация программы

-Совместная деятельность.

-Взаимодействие с родителями.

Работа с родителями

-Проведение родительских собраний.

-Индивидуальные консультации и беседы с родителями.

-Участие родителей в развлечениях и утренниках.

Ожидаемый результат

Прогрессивное, развивающее значение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего развития детей, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в знаниях, становлению мотива новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности обучению ребенка в школе.

Таким образом, игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.

Дети должны научиться контролировать своё поведение, самостоятельно отбирать или придумывать разнообразные сюжеты игр, поддерживать интерес к разным видам игр. У детей должен развиваться интерес к игре, инициатива, организаторские способности.

-В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.

-Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов — «хочу», начинает подчиняться «нельзя» или «надо».

-В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).

-Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).

-В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Перспективный план самообразования на 2021-2022год

Сентябрь

Анализ и изучение источников, составление картотек ирг по разным направлениям:

-физическому,

-познавательному,

 -социально-коммуникативному,

-художественно-эстетическому,

-речевому,

для детей данной возвратной группы

Октябрь

Знакомство детей с русскими народными играми.

“ Русские народные игры”

Ноябрь

Игры, способствующие художественно-эстетическому развитию.

“ Забавы с красками и карандашами”

Декабрь

Игры, способствующие физическому развитию.

“ Будем спортом заниматься”, “Зимние забавы”

Январь

Игры на развитие логического мышления.

“ Лото”, “Бродилки”

Февраль

Игры для формирования основ безопасности.

“ Мой город” “Моя улица” “ Светофор”

Март

Игры, сюжетно-ролевые с определением роли и выполнением действия.

“ Магазина”, “ Доктор Айболит”, “ Парикмахерская”

Апрель

Игры по духовно-нравственному воспитанию.

“ В гостях у Феи вежливых слов”, “ Березовые ворота”, “Стой, не бери”

Май

Игры для формирования познавательного развития.

“ Мой веселый звонкий мяч”, “Солнечные зайчики”

Список использованных источников

1. Дыбина О.В.«Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром».

2. Жуковская Р. И. «Творческие ролевые игры в детском саду».

3.Тверитина Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях.                              4. Бойченко H. A. и др.«Сюжетно – ролевые игры дошкольников».

5. Бондаренко А.К.  Дидактические игры в детском саду.

6. Краснощекова Н.В. «Игры для детей дошкольного возраста»

7. Смирнова Е.О. “ Лучшие развивающие игры”

8. Интернет-ресурсы: https://nsportal.ru/     https://www.maam.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...