Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
консультация

Краснова Ирина Юрьевна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психологического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть мелкой моторики. Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук или ног. О значение мелкой моторики очень емко сказал В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей находится на кончиках их пальцев. От них  идут тончайшие ручейки, которые питают источник образной мысли.»

 К видам организованной деятельности, где можно применять упражнения на развитие мелкой моторики руки можно отнести познание, коммуникация, художественное творчество, физическая культура.

Обязательно должна быть создана  Предметно-развивающая образовательная среда для развития мелкой моторики, яркая, доступная безопасная. В нее входят картотеки пальчиковой гимнастики, пальчиковых игр, шнуровки,  вкладыши, конструкторы, паззлы, дидактические игры с мелкими предметами, всевозможные крупы, приспособления для массажа пальчиков и ладошек.

        Задачи самого педагога:

  1. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей посредством дидактических игр и игрушек, массажа ладоней, пальцев рук и пальчиковой гимнастики.
  2. Развивать тактильную чувствительность рук.
  3. Стимулировать зрительное и слуховое восприятие.
  4. Тренировать тонкие движения пальцев рук.
  5. Развивать память, внимание, терпение и связную речь.
  6. Развивать навыки ручной умелости.
  7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

К методам и приемам относят: словесный (объяснение и рассказ), наглядный (показ, демонстрация, схемы), практический (совместный показ, рассказ педагога, игра).

Основные принципы: комплексный подход, системность и последовательность, единство обследования (диагностики) и педагогического процесса, сотрудничество воспитателя и родителей, развитие.

Упражнения, используемые в работе:

  • Использование нестандартного оборудования.
  • Комплекс элементов изодеятельности в развитии мелкой моторики.
  • Комплекс «Пальчиковые игры».
  • Комплекс игрового массажа.
  • Развитие графической моторики.

Игры с крупой

Детям можно предложить поиграть в Золушку. Для этого на листочке бумаги смешиваем по чуть-чуть гречки, риса и гороха. После этого предлагаем рассортировать.

Берём поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь.

Насыпаем в кружку  сухой горох. Перекладываем по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинчиком

Разверни, не порви…

 Только  на первый взгляд кажется, просто развернуть грецкий орех, завёрнутый в фольгу

Игры со счётными палочками

В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счётные палочки или спички (без серы).

«Сложи колодец», «Выложи картинку», «Выложи геометрическую фигуру»

Игры с прищепками

 Упражнения с прищепками развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.

 Чтобы игра была интересней, можно прикреплять прищепки по тематике.

Игры с конструктором

  Способствуют развитию восприятия. Создаются условия, в которых дети знакомятся с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов.

Сухой бассейн

 Дети любят играть в сухом бассейне (из крышек). Там спрятаны мелкие игрушки от киндер-сюрпризов,  которые ребята с большим интересом ищут в большом количестве пробок и крышек, как настоящий клад.

Игры - шнуровки

  • Игры-шнуровки развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.  
  • Развивают пространственной ориентирование, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «слева», «справа».
  • Способствуют развитию речи.
  • Развивают творческие способности.
  • Развивают усидчивость, внимание, терпение.
  • Игра способствует координации движений, гибкости кисти и раскованности движений, что является  залогом отсутствия проблем в школе.

Рисование

Рисование – любимое занятие. Не обязательно нужно рисовать на листе бумаги карандашами и кисточками, можно рисовать на снегу или песке, манке, на запотевшем окне, на асфальте…

А можно рисовать пальцем или ладошкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги, печаткой.

Игры с пластилином

Лепка, рисунки из пластилиновых колбасок, пластилинография – всё это перенесёт детей в чудесный мир пластилинового царства… При этом мы попутно будем развивать и мелкую моторику руки.

Игры с бумагой

Оказывается, бумагу можно мять, рвать, складывать, резать ножницами…

Такие игры помогут детям узнать, как обычная бумага превращается в красивую аппликацию и забавные объёмные игрушки.

Развитию точных движений, вниманию и памяти помогают занятия в технике оригами: складыванию корабликов, самолётов, цветов, животных и т.д.

Игры с природным материалом

 Для детей уже не секрет, что из шишек, желудей, листьев и каштанов можно создать необыкновенные поделки, а можно просто использовать их для массажа рук.

Паззлы и мозайка

Паззлы – в переводе с английского «головоломка», «затруднение». Кроме мелкой моторики, эта игра формирует ещё и пространственное представление, цветовосприятие.

Мозайка – игра, которая была у каждого в детстве. Дети уже делают композиции по образцу или ориентируясь на собственную фантазию.

Работа с ножницами

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторике и координации движений руки становится важной частью подготовки к школе. Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры – наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов пальчиковой гимнастики способствует быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, памяти и воображения. Речь детей становится более выразительной.

Массаж кистей рук и пальцев

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Массажные шарики су-джок  и кольцевая пружинка незаменимы для массажа пальчиков и ладоней.

Развитие кисти руки и координация движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности детей. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном детстве. И поскольку общее моторное отставание наблюдается у большинства современных детей, особенно с ОНР, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать. Игры и специальные упражнения активизируют моторику рук, улучшают подвижность пальцев, развивают их силу и гибкость. Вырабатывается их ловкость, умение управлять своими движениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста и первоклассников»

Речь является важнейшей психической функцией человека.  Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речь способствует социальному контакту между людьми. Б...

Проект «Рисование пластилином как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»

Дошкольное воспитание ставит перед педагогами задачу всестороннего развития личности ребенка и его подготовку к обучению в школе. Но, в отличие от обычно развивающихся дошкольников, дети с ограниченны...

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, че...

«Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста через реализацию программы «Творческая мастерская ткачества»

Эта работа представляет собой обобщение опыта работы по данной теме. Она содержит новизну, актуальность, цель, задачи, практические наработки , а так же теоретические предпосылки. представлена результ...