Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
консультация

Краснова Ирина Юрьевна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психологического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть мелкой моторики. Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук или ног. О значение мелкой моторики очень емко сказал В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей находится на кончиках их пальцев. От них  идут тончайшие ручейки, которые питают источник образной мысли.»

 К видам организованной деятельности, где можно применять упражнения на развитие мелкой моторики руки можно отнести познание, коммуникация, художественное творчество, физическая культура.

Обязательно должна быть создана  Предметно-развивающая образовательная среда для развития мелкой моторики, яркая, доступная безопасная. В нее входят картотеки пальчиковой гимнастики, пальчиковых игр, шнуровки,  вкладыши, конструкторы, паззлы, дидактические игры с мелкими предметами, всевозможные крупы, приспособления для массажа пальчиков и ладошек.

        Задачи самого педагога:

  1. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей посредством дидактических игр и игрушек, массажа ладоней, пальцев рук и пальчиковой гимнастики.
  2. Развивать тактильную чувствительность рук.
  3. Стимулировать зрительное и слуховое восприятие.
  4. Тренировать тонкие движения пальцев рук.
  5. Развивать память, внимание, терпение и связную речь.
  6. Развивать навыки ручной умелости.
  7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

К методам и приемам относят: словесный (объяснение и рассказ), наглядный (показ, демонстрация, схемы), практический (совместный показ, рассказ педагога, игра).

Основные принципы: комплексный подход, системность и последовательность, единство обследования (диагностики) и педагогического процесса, сотрудничество воспитателя и родителей, развитие.

Упражнения, используемые в работе:

  • Использование нестандартного оборудования.
  • Комплекс элементов изодеятельности в развитии мелкой моторики.
  • Комплекс «Пальчиковые игры».
  • Комплекс игрового массажа.
  • Развитие графической моторики.

Игры с крупой

Детям можно предложить поиграть в Золушку. Для этого на листочке бумаги смешиваем по чуть-чуть гречки, риса и гороха. После этого предлагаем рассортировать.

Берём поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь.

Насыпаем в кружку  сухой горох. Перекладываем по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинчиком

Разверни, не порви…

 Только  на первый взгляд кажется, просто развернуть грецкий орех, завёрнутый в фольгу

Игры со счётными палочками

В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счётные палочки или спички (без серы).

«Сложи колодец», «Выложи картинку», «Выложи геометрическую фигуру»

Игры с прищепками

 Упражнения с прищепками развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.

 Чтобы игра была интересней, можно прикреплять прищепки по тематике.

Игры с конструктором

  Способствуют развитию восприятия. Создаются условия, в которых дети знакомятся с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов.

Сухой бассейн

 Дети любят играть в сухом бассейне (из крышек). Там спрятаны мелкие игрушки от киндер-сюрпризов,  которые ребята с большим интересом ищут в большом количестве пробок и крышек, как настоящий клад.

Игры - шнуровки

  • Игры-шнуровки развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.  
  • Развивают пространственной ориентирование, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «слева», «справа».
  • Способствуют развитию речи.
  • Развивают творческие способности.
  • Развивают усидчивость, внимание, терпение.
  • Игра способствует координации движений, гибкости кисти и раскованности движений, что является  залогом отсутствия проблем в школе.

Рисование

Рисование – любимое занятие. Не обязательно нужно рисовать на листе бумаги карандашами и кисточками, можно рисовать на снегу или песке, манке, на запотевшем окне, на асфальте…

А можно рисовать пальцем или ладошкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги, печаткой.

Игры с пластилином

Лепка, рисунки из пластилиновых колбасок, пластилинография – всё это перенесёт детей в чудесный мир пластилинового царства… При этом мы попутно будем развивать и мелкую моторику руки.

Игры с бумагой

Оказывается, бумагу можно мять, рвать, складывать, резать ножницами…

Такие игры помогут детям узнать, как обычная бумага превращается в красивую аппликацию и забавные объёмные игрушки.

Развитию точных движений, вниманию и памяти помогают занятия в технике оригами: складыванию корабликов, самолётов, цветов, животных и т.д.

Игры с природным материалом

 Для детей уже не секрет, что из шишек, желудей, листьев и каштанов можно создать необыкновенные поделки, а можно просто использовать их для массажа рук.

Паззлы и мозайка

Паззлы – в переводе с английского «головоломка», «затруднение». Кроме мелкой моторики, эта игра формирует ещё и пространственное представление, цветовосприятие.

Мозайка – игра, которая была у каждого в детстве. Дети уже делают композиции по образцу или ориентируясь на собственную фантазию.

Работа с ножницами

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторике и координации движений руки становится важной частью подготовки к школе. Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры – наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов пальчиковой гимнастики способствует быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, памяти и воображения. Речь детей становится более выразительной.

Массаж кистей рук и пальцев

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Массажные шарики су-джок  и кольцевая пружинка незаменимы для массажа пальчиков и ладоней.

Развитие кисти руки и координация движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности детей. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном детстве. И поскольку общее моторное отставание наблюдается у большинства современных детей, особенно с ОНР, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать. Игры и специальные упражнения активизируют моторику рук, улучшают подвижность пальцев, развивают их силу и гибкость. Вырабатывается их ловкость, умение управлять своими движениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста и первоклассников»

Речь является важнейшей психической функцией человека.  Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речь способствует социальному контакту между людьми. Б...

Проект «Рисование пластилином как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»

Дошкольное воспитание ставит перед педагогами задачу всестороннего развития личности ребенка и его подготовку к обучению в школе. Но, в отличие от обычно развивающихся дошкольников, дети с ограниченны...

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, че...

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Развитие мелкой моторики у детейстаршего дошкольного возраста с ОНР ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ...