Мастер-класс "Новогодний пряник"
материал (старшая группа)
«Активные методики обучения детей дошкольного возраста как средство реализации образовательной области «Познавательное развитие»,«Художественно- эстетическое развитие»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pryanik.docx | 25.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
Мастер-класс в старшей группе «Ромашка»
С родителями воспитанников.
«Новогодний пряник»
Подготовила воспитатель
Фатеева Ольга Николаевна
«Активные методики обучения детей дошкольного возраста как средство реализации образовательной области «Познавательное развитие»,«Художественно- эстетическое развитие»
Участники: воспитатель, воспитанники и их родители.
Цель: формирование интереса к истории, обычаям и традициям русского народа.
Задачи:
Обучающие:
1.Формировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с традициями русского народа (через знакомство с историей пряника);
2. Развивать творческие способности детей при украшении пряника.
3.Создавать изображения новогоднего рисунка, формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно - прикладного искусства, учить ритмично располагать узор.
4. Обогащать речь детей: история, традиции, пряности, пряник, стряпать, ярмарка.
Развивающие:
1.Формировать интерес и эстетическое отношение к традициям русского народа; содействовать развитию воображения и чувства меры при украшении пряника;
развивать мелкую моторику пальцев рук; развивать диалогическую речь.
2.Создавать условия для реализации с детьми творческого проекта.
Воспитывающие:
1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми и взрослыми; привычку трудиться сообща; побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки, потешки).
2.Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации.
Здоровье сберегающие:
1.Соблюдать аккуратность в работе, следить за осанкой детей.
Оборудование: презентация «Новогодний пряник», ИКТ: телевизор ноутбук, заготовки пряников, кондитерский мешочек, глазурь кондитерская( белая и цветная, доска и коврик для работы с пряником, влажные салфетки, бумажные салфетки, , книга рецептов.
Предварительное работа: подбор материала, связанный с обычаями и традициями пряников на Руси, загадки, поговорки и пословицы о прянике, подготовка презентации
Организационный момент.
- Воспитатель:
-Здравствуйте, люди добрые, гости званые, гости желанные!
Очень рада видеть вас у нас в гостях! Как вы себя чувствуете! Вам нравится у нас? Мы приготовили для Вас небольшой мастер-класс.
А для начала предлагаю вам отгадать мои загадки:
1.Белая беляна, по полю гуляла,
Домой пришла, в сусек легла. (Мука).
2.Сладкий, а не сахар, липкий, а не клей,
Вкусный, а не конфета (Мед).
3.В поле родился, на заводе варился
В чашке на столе растворился (Сахар).
4.В воде родится, а воды боится (Соль).
5.Может и разбиться, может и свариться,
Если хочешь — в птицу может превратиться (Яйцо).
6.Мы на хлеб его намажем
И добавим к разным кашам.
Кашу не испортят точно
Бело - желтые кусочки. (Масло)
Воспитатель:
- Как вы думаете, все отгадки как-то связаны между собой?
Дети (воспитатели):
- Да, нет (воспитатель должен подвести к Новогоднему прянику).
Воспитатель:
- Все они относятся к теме нашего мастер класса.
Вот вам еще загадки:
7.То сушёная кора -
Пряность нам, как дар дана.
Древо в тропиках родится,
А кору зовут ...(корица).
8.Пряность есть на белом свете -
корни травки сушат эти.
Не рождает их Сибирь:
Любит тропики ...(имбирь)
10.Мнут и катают, в печи закаляют,
А потом за столом нарезают (Тесто).
Всё это пряности, которые добавлялись в тесто.
Наиболее популярными были черный перец, итальянский укроп, померанцевая корка (горький апельсин, лимон, мята, ваниль, имбирь, анис, тмин, мускат, гвоздика.) Все эти пряности на Руси называли: сухие духи.
11.Очень ароматные, сладкие и мятные.
Сверху мы в глазурном глянце,
Словно в радостном румянце (Пряник)
Воспитатель:
- Правильно! Сегодня речь пойдет о Новогоднем прянике. Кто из вас не пробовал пряник? Наверное, здесь нет таких людей.
- Хотите узнать побольше о прянике?
Дети (воспитатели):
- Да!
I. Основная часть
Воспитатель:
- Мы с вами сегодня узнаем об истории пряника и побудем с вами мастерами пряничных дел.
- О прянике много сложено пословиц и поговорок. Ребята! (Родители!) А какие вы знаете поговорки и пословицы о пряниках?
А поможет мне сегодня моя помощница Матрешка (Ответы детей, если гости не знают поговорки и пословицы про пряник, Матрёшка подсказывает)
Поговорки и пословицы:
“Ребенку дорог пряник, а старцу – покой”.
“Ломается как пряник”.
“Тарас есть пряники горазд, а - Филат и каше рад!»
“Без работы пряников не купишь”.
«Мороки бояться - пряников не видать»
Воспитатель:
- Предлагаю посмотреть презентацию: «История русского пряника».
Давным-давно, на Руси, из муки пекли не только хлеб, но и всякие сладкие премудрости. О том, когда и как появился пряник на Руси, споры ведутся до сих пор.
Первые пряники на Руси назывались «медовым хлебом» и появились еще около IX века, они представляли собой смесь ржаной муки с медом и ягодным соком, причем мед в них составлял почти половину от всех других ингредиентов. Позже в «медовый хлеб» стали добавлять лесные травы и коренья, а в XII—XIII веках, когда на Руси начали появляться экзотические пряности, привезенные из Индии и с Ближнего Востока, пряник получил свое название и практически окончательно оформился в то лакомство, которое известно нам сейчас.
Долгие столетия на Руси пряничное дело было народным промыслом, с ним было связано много народных традиций и обычаев. Во многих местностях нашей большой Родины были свои традиционные рецепты, секреты изготовления передавались мастерами - прянишниками из поколения в поколение. Пряники прочно вошли в жизнь нашего народа, их изготовляли для богатых и бедных, для подарков и именин, подносили родным и возлюбленным, пекли для свадебного обряда, праздничных трапез, раздачи нищим и панихид, использовали для игр и, конечно, они были любимым детским лакомством. Для детей пекли специальные пряники с изображением птичек, петушков, рыб, различных животных, а пряники с изображением отдельных букв служили своеобразной азбукой
А еще пряники небольшого размера использовали для игры. Побеждал в состязании не только тот, чей пряник летел дальше других, но и тот, чей оставался невредимым, упав на землю. Пряники было принято дарить в Прощеное Воскресенье, которое приходилось на последний день Масленицы перед началом Великого поста.
Основанное на многовековых традициях народного творчества, пряничное искусство продолжает жить и развиваться и в наши дни.
По способу приготовления пряники делят на три вида: печатные, вырезные и лепные. Печатный — самый распространённый, изготавливался с помощью пряничной доски. В старину мастеров — изготовителей пряничных досок называли «знаменщиками». Любимым материалом «знаменщиков» была липа, но всё-таки пряничные доски чаще всего резали из нижнего ствола тридцатилетних берёз и груш. Доски вырезали толщиной около 5 см, потом сушили от 5 до 20 лет при естественной температуре в тени. Края досок смазывали смолой или воском. На готовую доску художник - резчик наносил рисунок.
Одной из разновидностей печатных пряников являются так называемые «разгонные» пряники или «разгони». Под конец трапезы хозяин вручал такие пряники особо засидевшимся гостям, намекая, что пора и расходиться[6].
Вырезной пряник вырезается из теста с помощью металлической формы или шаблона; самый простой и эффективный способ приготовления.
Лепить пряники — самый древний способ; особенно распространён был на Севере.
Очень маленькие пряники, покрытые глазурью, круглой, овальной или полукруглой формы, без начинки, в Туле и некоторых других местах производства пряников именуют жамками.
Особой региональной разновидностью русских пряников являются «козули». Такие пряники очень популярны в Архангельской области и считаются одним из символов Поморья. По способу изготовления «козули», по крайней мере современные, можно отнести к вырезным пряникам. Рецепты теста для «козуль» разнообразны и зачастую хранятся в семьях десятилетиями. Характерным компонентом такого теста является «жжёнка» — карамелизированный до янтарно-коричневого цвета сахарный сироп. Почти всегда «козули» богато декорированы — расписаны глазурью (взбитый белок с сахарной пудрой) с добавлением разных красителей.
Физминутка:
Воспитатель:
Что-то гости заскучали! Вы, наверное, устали. Попрошу, я, Вас всех встать. Не пора ли поиграть?
Воспитатель: Становитесь, гости в круг будем с вами тесто месить.
Игра «Замеси тесто». На столе стояла миска, (идут по кругу) Ну а в миске пусто Заведём друзья мы тесто (в другую сторону) Будет очень вкусно Чтоб фигуристый и ярок (рисуют в воздухе) Получился русский пряник Тесто нужно нам размять, (мнут) Скалкой дружно раскатать ( раскатывают ) Другим боком повернуть ( поворачивают) И еще чуть-чуть катнуть ( раскатывают ) А потом, а потом ( ладони в верх ) В руки формочки возьмем (пальчиками в сторону вверх) На тесто мы ее поставим (ладони вниз) И немножечко надавим ( надавить) А теперь смотрите сами (руки перед собой) Пряник прямо перед нами И чтоб радовал он взгляды (движение пальчиком «тычок по кругу») Нам украсить его надо.
Воспитатель: Спасибо, Матрёшка за науку.
Дети , запомнили, как готовятся тесто для пряников?
Воспитатель: Пряники печатные,
До того приятные.
Мы не сразу их съедим,
А сначала поглядим.
II.Практическая работа.
Воспитатель:
-Ребята, вот и пряники наши готовы, только что-то они не очень красивые. Чего-то здесь не хватает? Показывает для сравнения настоящий пряник и заготовку
Дети:
- Белого цвета, глазури. Он обычный, не праздничный. Его украсить надо.
Воспитатель:
- Правильно, глазури. Глазурь делали так – брали белок яйца добавляли сахарную пудру ( перетертый сахар) смешивали и взбивали в однородную массу.
- Давайте почувствуем себя мастерами пряничного дела и украсим наши пряники до конца. Я предлагаю вам расписать пряники глазурью с помощью кондитерских мешочков.
Этапы работы:
- Расположить заготовку пряника на коврик по горизонтали.
- Обвести пряник по контуру
- Наметить на заготовке пряника узоры соответственно изображению пряника со слайда или придумать свой
4. Прорисовывать волнистые линии, завитки, кружки, точки, мазки, вензеля.
III. Заключительный этап.
Воспитатель:
- Вот какие пряники замечательные у нас получились! У (Подводит итоги).
Музыкальная пауза. Песня «Пряники русские» (пока сохнут пряники)
Воспитатель:
Спасибо, что приняли участие в нашем мастер классе.
Надеемся, что вам понравилась наша сегодняшняя встреча, и вы узнали много нового интересного. Уверена, что Вы переймёте эту традицию и привлечёте свою семью, своих воспитанников и их родителей. И у Вас всегда будет подарок и угощения к празднику и чаепитию!
Важно помнить – русские традиции не умирают, они будут жить в веках. А наша задача – эти традиции сохранять, оберегать и передать своим потомкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Из истории русских пряников"
В ходе занятия детей знакомят с традицией изготовления печатных пряников на Руси, с их разнообразием ( фигурные, штучные, городские, почетные; пряничные коврижки), с традициями использования пряников ...
"Русские пряники" конспект открытого занятия по ознакомлению окружающего мира - 2 младшая группа.
Приобщение детей к традиционной культуре через знакомство с национальным кушаньем: медовыми пряниками....
Тема: «Украшение пряника»
Задачи НОДО/о «Художественное творчество»- Знакомить с народной традицией – пряничное искусство.- Дать понятие о вырубных и печатных пряниках.- Развивать творческое воображение и умение сочетать...
"Русский пряник"
Конспект открытого занятия по образовательной области "Художественно- эстетическое развитие".Здесь дети закрепляют свои знания по народному декоративно- прикладному искусству....
статья "Кнут или пряник?"
Тот, кто правильно указывает намои ошибки, - мой учитель; тот, ктоправильно отмечает мои верные поступки, - мой друг, тот, кто мнельстит, - мой враг.Сюнь-цзы,Древнекитайск...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему : "Пряники"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему : "Пряники"...
Колобок учит выпекать пряники.
занятие-игра....