Из опыта работы"Элементарное музицирование в ДОУ"
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Элементарное музицирование в ДОУ  уникальная игровая технология, которая содействует развитию творческих способностей детей,развитию природной музыкальности,создаёт условия для широкой ориентации в музыке и накоплению запаса в музыкальных впечатлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elementarnoe_muzitsirovanie.docx634.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад №10 компенсирующего вида» г.Сосногорск

Из опыта работы музыкального руководителя Беляевой Ольги Валерьевны

« Элементарное музицирование в детском саду»

Актуальность

Сегодня многие педагоги озабочены  поиском нетрадиционных форм в творческом взаимодействии с детьми.

Как сделать каждое занятие праздником? Как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их слышать, слушать, понимать, фантазировать и импровизировать

Сегодня, я хочу обратить ваше внимание на такую форму работы, как  «Элементарное музицирование», относящуюся к ОРФ-педагогике.

 Программа  « Э.М.» разработана Т.Э.Тютюнниковой,по системе К.Орфа. Основной принцип программы развитие  у детей творческого начала, т. е. ребёнок в своей  манипулятивно- исследовательской деятельности,  в играх с элементами музыки сам пытается создавать  музыку, включается  в неё не как слушатель, а как участник.

 Так что же такое  Э.М?.....

«Элементарное музицирование» - это овладение простейшими элементами музицирования через ритм, слово, движение.

Основными видами Э.М. являются пение, речевое музицирование, игра на детских муз. и шумовых инструментах, озвучивание стихов и  сказок, импровизационная тетарализация.

Э.М.- содействует развитию  творческих способностей детей,  развитию природной музыкальности, создает условия для широкой ориентации в музыке и накоплению запаса музыкальных впечатлений,

В чем преимущества элементарного музицирования?

- Не требует большой подготовки

-Для музицирования не обязательно нужно иметь музыкальные инструменты, это могут быть подручные средства

-Ребенок с удовольствием вовлекается в работу.

-помогает успешно решать задачи программы дошкольного образования.

И сегодня  я предлагаю вам ознакомиться с некоторыми приёмами  и методами Э.М 

 Звучащие жесты. Игра на музыкальных инструментах

«Первым инструментом» человека было, как известно его собственное тело. Для современного ребенка оно им является и сейчас»

ЗЖ– это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов.

Термин «Звучащие жесты» принадлежит Гунильд Кетман, соавтору Шульверка К. Орфа. Музицированию с аккомпанементом ЗЖ целесообразно с самого начало уделять особое важное место. Игра своего тела звуками есть первая бессознательная импровизация ребёнка и является самым эффективным способом для формирования чувства метра и ритма у детей,

Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки и т. д. Варианты существуют множественные:

- хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней, удары одним или несколькими пальцами по нижней части ладони, удары верхними частями ладоней и т.д. ).

-притопы (всей стопой, пяткой, носком).

- шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам).

- щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).

Начинаем работу с детьми  над ЗЖ по типу « Играй, как я»,  а отсюда формирование импровизационных навыков.

ЗЖ  можно применять в своей работе с младшей группы : игры с прохлапыванием имён зверей,кукол, игрушек..

Со средней группы усложненяем  прохлапываются свои имена,используем уменьшительно-ласкательные имена, добавляем небольшие стихи.

В старшей и подготовительной группе продолжаем работу…

 Пример : Игра- приветствие  « Здравствуйте», « До свидания»

 Позднее в играх можно комбинировать звучащие жесты с движениями в пространстве ( прыжки, повороты, шаги, подскоки  и т.д)

Пример: Игра- «Эхо»

1 часть- дети двигаются по залу врассыпную, на 2 часть- ищут пару и приветствуют друг друга ЗЖ.

Звучащие жесты  могут используются, как  сопровождение в речевых упражнениях, в пении, в музицировании на  детских музыкальных инструментах. Звучащие жесты доступны всем, и самое  главное - ЗЖ с первой секунды « включают» всех детей в музицирование.

Пример: песенка-попевка «Ёжик и бычок»  с ЗЖ – под.гр.

Здесь нам нужно сесть в кружок, как можно ближе друг другу, выполним шлепки по коленям себе-соседу- себе-соседу, шлепки по бокам, пальчиками ударяем по щёчкам.

  Попевка « Ёжик и бычок» Л. В. Виноградов

Встретил ёжика бычок –  поочерёдно шлепки по  

                                                 коленям себе- соседу

И лизнул его в бочок  -    поочерёдно шлепки по

                                                 коленям себе- соседу

А лизнув его в бочок  -  шлепки по  бокам, бёдрам

Уколол свой язычок –   пальчиками стучим по

                                                 щёчкам

Когда с детьми вы хорошо освоите приёмы игры ЗЖ, можно усложнить и ЗЖ можно  переносить на  ударные  инструменты. Допустим, мы с детьми договорились:

- щелчки - треугольник, колокольчик + палочка,  цветная трубочка..

-хлопки - деревянные шумовые инструменты( коробочки, ксилофон, ложки)

-шлепки - (бубен, металлофон, мал. барабанчики)

-притопы - ( тарелки, большой барабан)

Пример: Игра « Странное эхо»

 Одна группа детей исполняет ЗЖ, другая воспроизводит их..

Пример: Полька М.Глинка

Игра по схеме на муз. инструментах…

Крестик - ложки; кружки-щелчки пальцами; прямоугольник- бубны


C:\Users\Ольга\Desktop\IMG_20240305_223213.jpg

Распевки и пение

Если звучащие жесты являются первыми  ритмичными инструментами человека, то голос- это главный мелодический инструмент. Для развития детского голоса применяю в своей работе метод пения по схемам…Такая форма работы   даёт детям исследовать и изучить возможности своего голоса.

Пример: Голосовые схемы

Пение по схемам  даёт представление детям о простейших способах  графической фиксации звуков, это символическая  запись свойств звука ( высота, длительность, формы, динамику). Пение по схемам проходят в игровой форме, очень интересны детям и увлекают их.

Голосовые игры  или Игры с голосом.

  1. Дорожки. Прямые линии.
  2. Маленькие и большие волны ( извилистые линии)
  3. Узор 
  4. Дорожка и горка
  5. Ступеньки
  6. Фигурное катание( восьмёрки)
  7. Искорки или звёздочки ( точки)
  8. Бусы
  9. Разноцветные бусы
  10. Волны и дорожки
  11. Звездочки и  море
  12. Пирамида

Пример:  Игры с голосом  «Двухголосие»

Как вариант, можно детям нарисовать самим  голосовые картины и оживить их…

Для активизации музыкального слуха во время пения  важны и сами формы работы, которые удерживают внимание детей, тренируют  память, и тем самым тоже способствуют обострению слуха.  

1.Поем молча ( про себя), по очереди, по цепочке, можно петь выборочно

2. Вторая строка сопровождается ритмическими хлопками.

3. Хлопки можно заменить игрой на музыкальных инструментах.

 

Речевые игры. Речевое музицирование

Идея использовать речевые игры-упражнения  в обучении детей музыке принадлежит К. Орфу.  Использование речевых игр, упражнений помогает развивать у детей чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребёнка в мир динамических оттенков и темброго разнообразия.

Пример: Стихотворение «Дождик»

Мелкий дождик моросит

Кап-кап-кап-кап! –удары пальчиками об пол, об стол

В листьях сада шелестит

Кап-кап-кап-кап!- шуршим ладошками

Мокнет мячик у ворот,

Кап-кап-кап-кап! Шлепки по коленкам

Мокнет поле, огород

Кап-кап-кап-кап!-щелчки

 Материалом для  речевых упражнений лежит потешный фольклор, считалки, а также детские стишки. Основным жанром речевого музицирования является речевая пьеса. В ней текст не поётся, а декламируется. В музыкально-речевых пьесах удачно сочетаются речь, муз. инструменты, звучащие жесты, движение, звукоподражание. Из небольшого текста 4-6 строчек можно сделать достаточно  развёрнутую композицию, сложность которой будет зависеть  лишь от  возможностей данной группы детей.

Пример:Стихотворение « Зайчик»

Раз, два, три, четыре, пять – хлопки (  мал.барабан )

Вышел зайчик погулять!- прыжки ( металлофон)

Вдруг охотник выбегает - шлепки по коленкам  ( пакет)

Прямо в зайчика стреляет - хлопки по груди ( муз. треугольник)

Пиф! Паф! Не попал! – скользящие хлопки ( тарелки)

Серый зайчик убежал!- щелчки ( бубенцы)

  Игры звуками. Творческое музицирование.

Игры звуками – это полёт фантазии, свобода самовыражения, радость, это творческое исследование, которое несёт в себе:

- изучение звуковых свойств различных материалов и предметов из них(бумажных, деревянных, стеклянных, металлических, детских муз. и шумовых инструментов, а также голоса и артикуляционного аппарата.

-исследование различных способов получения звуков и приобретению навыков игры на инструмкентах.

  -  простейшая импровизация в виде исследования звуковых возможностей инструментов, тем самым даёт представления о богатстве звукового мира музыки.

 Как я уже сказала, игры звуками основываются на принципах элементарной импровизации, фактически и являясь ею..Ключевая фраза « Сыграй, как ты хочешь» запускает весь процесс…Однако нужно определить  целесообразную последовательность действий педагога, выразив её в словах, побуждающих к определенным действиям детей:

1. « Поиграй на своём инструменте, изучи, какие в нём живут звуки, постарайся найти разные» (работа всей группой одновременно).

2. « Сыграй музыку на инструменте- как ты хочешь» ( свободные индивидуальные соло по кругу или по ряду) играем поочерёдно, как бы передаём эстафету друг другу..

3. « подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть на них » ( твое сегодняшнее настроение, танец ёжика, музыку дождя, радостную мысль, маленькую ледяную симфонию и т.д.)

4. « поговори со своим соседом, расскажи ему что ты хочешь» ( диалоги инструментов)

- работа в паре

5.  « попробуй подобрать и озвучить стихотворение»  ( педагог декламирует текст стихотворения, а дети его озвучивают)

 Пример : Стихотворение « Снег, снег» И. Токмакова

Как на горке – снег, снег………………

И под горкой снег, снег………………..

И на ёлке снег, снег………………..

И под ёлкой снег, снег……………..

А под ёлкой спит медведь………………….

Тише, тише не шуметь……………………..

Творческое задание……

C:\Users\Ольга\Downloads\5.jpg

По картинке надо догадаться, что мы будем исполнять польку..Педагоги выбирают любую  группу  инструментов ( бумажные, деревянные, металлические).2 частная музыка- подбираем разные приёмы игры и исполняем….

Сегодня я кратко показала вам те методы, приёмы которые я использую в своей работе. В планах продолжать работу по Э.М. ведь  такая работа очень интересна, увлекательна , разнообразна, креативна и доставляет удовольствие не только детям и но самому педагогу!

                           

                                     

                                                             

 

                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы: Элементарная исследовательская деятельность с детьми раннего возраста

   Ребёнок раннего возраста сам по себе является «исследователем». И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к экспериментированию. Моя задача – не пресекать э...

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения элементарному музицированию»

Представленный опыт работы музыкального руководителя  высшей квалификационной категории Сорокиной Н.Л. посвящен теме «Формирование певческих навыков у детей старшего дошкольного возр...

Технология обучения детей элементарному музицированию. («Элементарное музицирование» Т.Э.Тютюнникова)

Чтобы ребенок мог сочинить мелодию, создать музыкальный образ, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свобод...

Элементарное музицирование как средство развития музыкально- творческих способностей детей (из опыта работы)

«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление… Привитые желание и умение творит...

Методическая разработка "Элементарное музицирование, как один из методов развития музыкальных способностей детей" Из опыта педагогической работы.

Игре на детских музыкальных инструментах уделяю особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, спо...

Описание опыта работы по теме "Элементарное музицирование, как средство развития творческой личности"

Основной целью «элементарного музицирования» является первичное приобщение всех детей –  независимо от их способностей – к музыке, раскрепощение индивидуально-творческих с...