План по самообразованию. Тема: «Развитие речи старших дошкольников посредством нейрогимнастики»
методическая разработка (подготовительная группа)

Шуляева Светлана Алексеевна

План по самообразованию.Тема: «Развитие речи старших дошкольников посредством нейрогимнастики»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_neyro.docx29.77 КБ
Файл neyrogimnastika.docx537.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад №53«Радуга»

План по самообразованию

Тема: «Развитие речи старших дошкольников посредством нейрогимнастики»

        Воспитатель:

        Шуляева С.А.

        Лесосибирск 2023г.

«Сегодняшние знания о мозге относительно невелики, если мы сравниваем их с тем, что нам еще предстоит открыть, и очень велики, если сравнивать их с тем, что мы знали всего несколько лет назад.»

Лурия А. Р.

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»

Павлов И.П.

   В системе дошкольного образования наблюдаются значительные преобразования, вызванные изменением научной, материальной, методической базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование инновационных технологий. Это позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.

Результативность работы с каждым ребенком индивидуальна. С одним ребенком процесс коррекции идет достаточно легко, эффективно, а у другого ребенка происходит «застревание» на различных этапах логоработы. Успех коррекционно-логопедической работы с детьми с речевой патологией во многом зависит от комплексного подхода к коррекции речевых нарушений.

В последнее время особое внимание в логопедической практике уделяется такому направлению, как нейропсихология. Нейрометоды обследования успешно применяются как для диагностики, так и для коррекции высших психических функций у детей дошкольного возраста с ОВЗ, включая детей с ТНР.

Нейрогимнастика — это название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Это не медикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Метод образовательной кинезиологии (гимнастика мозга, нейрогимнастики) применяется не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей, вплоть до одаренности. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.

Нейрогимнастика синхронизирует работу полушарий, направлена на улучшение запоминания, восприятия речи собеседника, вызывает стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяет быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие. Во время систематических занятий происходит стабилизация эмоционального фона, раскрытие внутреннего потенциала ребёнка, повышение уровня самооценки.

Проблема заключается в том, что с каждым годом растет число детей с речевыми нарушениями.

Актуальность заключается в том, что становится вопрос о внедрении в практику логопедической работы с детьми –логопатами инновационных образовательных технологий.

Новизна проекта обусловлена недостаточной освещенностью данного вопроса в методлитературе.

Практическая значимость проекта состоит в том, что с помощью подобранных нейроупражнений, нейротренажеров организм дошкольников с ОВЗ координировал работу правого и левого полушарий, развивал взаимодействие тела и интеллекта. Данный метод коррекции улучшает у детей память, внимание, речь, процессы письма и чтения, пространственные представления, мелкую и крупную моторику. Как показывает опыт, нейрогимнастику в системе необходимо использовать в коррекционной работе с детьми, имеющими ОВЗ.


(на основе Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихологические занятия с детьми»)

 

 

Месяц

 

Содержание работы с детьми

 

Оборудование

Работа с родителями и педагогами

 

Ноябрь

- Дыхательное упражнение: «Вдох-выдох».

- Глазодвигательное упражнение с ручкой лежа.

- Растяжки: «Фараон», «Ванька-встанька».

-Упражнения двигательного репертуара: «Качалочка», «Лодочка», «Короткое бревнышко».

-Дидактическая игра «Нейрокарточки».

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло-

гические занятия с детьми», зан.1,2, с.21-34).

Изготовление пособия «Нейрокарточ-

ки»

Консультация для педагогов и родителей «Что такое нейрогимнастика и чем она полезна?»

Пополнение речевого центра группы картотекой нейроигр и упражнений.

 

- Дыхательное упражнение: «На вдохе подъем руки», «На вдохе подъем ноги».

- Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» лежа.

- Растяжки: «Скручивания», «Здравствуй, пол!», «Струночка».

-Упражнения двигательного репертуара: «Ползание на спине», «Ползание на животе».

- Дидактическая игра «Говорящие ручки».

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло-

гические занятия с детьми», зан.3,4, с.35-54).

Изготовление пособия «Говорящие ручки».

Консультация для педагогов и родителей «Что такое гимнастика для мозга?»

 

Декабрь

- Дыхательное упражнение: «На вдохе подъем руки и ноги».

- Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» лежа.

- Растяжки: «Звезда», «Дотянись», «Кобра».

-Упражнения двигательного репертуара: «Ползание по-пластунски», «Локти-колени».

Дидактическая игра «Жесты».

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло-

гические занятия с детьми», зан.5,6, с.54-69).

Изготовление пособия «Жесты».

Вебинар для педагогов «Кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста» (https://solncesvet.ru/webinars/kineziologicheskie-uprajneniya-v-rabote-s-detyami/)

 

Январь

- Дыхательное упражнение: «Дыхание с задержкой: 1,2,3,4».

- Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам», с ручкой лежа.

- Растяжки: «Лягушки», «Мышкин мостик-1,2».

-Упражнения двигательного репертуара: «Обычные четвереньки», «Глаз за рукой».

- Дидактическая игра «Змейки».

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло-

гические занятия с детьми»,

зан. 7,8, с.69-88).

Изготовление пособия «Змейки».

Буклеты для родителей «Делай дома гимнастику для мозга!» (комплексы нейрогимнастики и кинезиоупражнений)

 

Февраль

- Дыхательное упражнение: «Дыхание с задержкой: 1,2,3,4,5».

- Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» (2 уровень), с ручкой сидя.

- Растяжки:  «Мышкин мостик-3,4», «Руки лодочкой».

-Упражнения двигательного репертуара: «Обычные четвереньки», «Глаз за рукой».

- Дидактическая игра «Нейротаблички»

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло-

гические занятия с детьми»,

зан. 9,10, с.89-106).

Изготовление пособия «Нейротаблич-

ки» (говорим-

дышим-показы-

ваем)

YouTube канал для педагогов: «Нейрогимнастика как технология оптимизации учебной деятельности в образовательном процессе»(https://www.youtube.com/watch?v=fGSc5THyaTg)

 

Март

- Дыхательное упражнение: «Дыхание с задержкой: 1,2,3,4,5,6», «дыхание через одну ноздрю».

- Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» (3 уровень), с ручкой сидя.

- Растяжки:  «Флажки», «Локоток-1»

-Упражнения двигательного репертуара: «Перекрестные четвереньки», «Глаз за рукой».

-Дидактическая игра «Мнемокарточки с нейроритмами»

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло-

гические занятия с детьми»,

зан. 11,12, с.106-

122).

Изготовление пособия «Мнемокарточ-

ки с нейроритма-

ми»

Семинар для педагогов  и родителей старших и подготовительных групп «Как нейрогимнастика помогает подготовить ребенка к школе» (в записи, ссылка на облако)

 

Апрель

-Дыхательное упражнение: «Сигнальщик», «Руки вперед, в стороны, вниз».

- Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» (3 уровень), с ручкой сидя, «восьмерки».

- Растяжки:  «Локоток-2», «Покрутись», «Кошка-собака».

-Упражнения двигательного репертуара: «Перекрестные четвереньки», «Разноименные рука и нога».

-Дидактическая игра «Нейроальбом-

«Зарядка для мозга».

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло-

гические занятия с детьми»,

зан. 13,14,15,  с.122-146).

Изготовление пособия «Нейроальбом-

«Зарядка для мозга»

Мастер – класс для педагогов

«Нейрогимнастика для детей дошкольного возраста».

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют системное нарушение речевой деятельности, незрелость психических процессов, приводящие к расстройствам эмоционально-волевой, личностной сфер, снижению работоспособности, отставании в развитии двигательной сферы.  Оценив, какое положительное воздействие оказывают кинезиологические упражнения и нейрогимнастика на развитие ребёнка, мы стали применять их и в логопедической практике, в качестве коррекции недостатков речевого развития у детей с ТНР.

На основании научно-практических исследований был сделан вывод о прямой взаимосвязи незрелости развития мозговых структур и таких явлений, как гиперактивность, соматические заболевания (астма, аллергии, некоторые виды сердечных аритмий и т.д.), общее снижение иммунитета, дефицит внимания, сложности в адаптации, задержка речевого развития, агрессивность, неустойчивость психики и склонность к различного рода зависимостям.

Практическая значимость использования кинезиологических упражнений и нейрогимнастики в системе логопедических занятий состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но и развивать, исправлять недостатки устной речи, а также, в последствие, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников, что актуально в условиях подготовительной группы.

 

 


ЛИТЕРАТУРА

 

1.      Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов / Т. Г. Визель. — М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2017. — 264 с.

2.      Голдберг Э. Управляющий мозг. Москва, 2003.

3.      Деннисон П., Деннисон Г. Образовательная кинестетика для детей. Москва, 1998.

4.      Захарова Р.А., Чупаха И.В. Методика «Гимнастика мозга». В сб.: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М., Ставрополь, «ИЛЕКСА», «СЕРВИС ШКОЛА», 2001.

5.      Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. - М.: Айрис-пресс, 2015.

6.      Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

7.      Пьянова Л.А. Нейрогимнастика в коррекции нарушений речевого развития и оздоровления детей дошкольного возраста // Сборник «Образование и психологическое здоровье» в сетевом издании «Региональный социопсихологический центр». – М., 2018.

8.      Пьянова Л.А., Чаплыгина А.А. Использование балансировочной подушки и нейрогимнастики в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи // Сборник материалов Регионального Фестиваля педагогических идей «Дошкольное образование: опыт и перспективы», ч. 1. 2019.

9.      Сиротюк А.Л. Нейропсихологические и психофизиологические сопровождения обучения. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.

10. Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика». – Ростов н/Д.: Феникс, 2019.

11. Шанина Т.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учеб. пособие. М., 1999.

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

         C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20240329_161444.jpgC:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20240329_161207.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи старших дошкольников посредством художественной литературы

Художественная литература сопровождает ребенка с первых дней его жизни. Знакомство  начинается еще с пелёнок, с первых колыбельных песенок, потешек. Активное общение с окружающим способствует фор...

Программа по самообразованию. Тема: "Формирование основ толерантности старших дошкольников посредством социокультурных ценностей".

В Программе обоснована актуальность проблемы воспитания толерантной культуры, разработаны основные этапы и направления реализации программы по теме самообразования....

План самообразования Тема: «Совершенствование диалогической речи старших дошкольников»

План самообразованияТема: «Совершенствование диалогической речи старших дошкольников»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

План по самообразованию. Тема: «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»

В плане по самообразованию представлена работа с детьми, педагогами, родителями по месяцам. Важно повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения методических объе...

План по самообразованию Тема: «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Средняя группа

План по самообразованиюТема: «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредствомтеатрализованной деятельности»Средняя группа...