занятие по экспериментированию
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Мясникова Лидия Сергеевна

Цель: Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

 

Задачи:

Развивающие:

  • развивать интерес к экспериментированию с разными материалами;
  • развивать способности самостоятельного поиска, умения делать выводы в ходе работы с материалами;
  • создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

Обучающие:

  • закреплять знания о свойствах воздуха;
  • уточнение и соблюдение правил безопасности при работе с различными материалами:

Воспитательные:

  • воспитывать желание сотрудничать, умение договариваться в ходе совместной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_eksperimentirovaniyu.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности «Секреты фруктов»

Цель: Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

Задачи:

Развивающие:

  • развивать интерес к экспериментированию с разными материалами;
  • развивать способности самостоятельного поиска, умения делать выводы в ходе работы с материалами;
  • создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

Обучающие:

  • закреплять знания о свойствах воздуха;
  • уточнение и соблюдение правил безопасности при работе с различными материалами:

Воспитательные: 

  • воспитывать желание сотрудничать, умение договариваться в ходе совместной деятельности.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Формы реализации детских видов деятельности: отгадывание загадок, экспериментирование.

Оборудование: волшебный мешочек, емкости для воды, фрукты (мандарины-2, апельсины-2, лимон-2, виноград на всех детей, банан, киви, груша), чай, халаты, минералка, картинки с фруктами, стаканчик на каждого ребенка, воздушный шарик,

Ход занятия.

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята!

Дружно за руки возьмёмся

и друг другу улыбнёмся.

Ты мой друг и я твой друг,

Дружат все друзья вокруг.

Ребята, давайте все вместе улыбнемся.

Основная часть:

- Ребята, посмотрите, у меня есть волшебный мешочек! А что в нем находится, вы попробуете угадать на ощупь!

Игра: «Отгадай на ощупь» (яблоко, лимон, апельсин, мандарин, банан, киви, груша, виноград).

Дети определяют на ощупь фрукты и называют их. Выкладывают  на тарелку.

Воспитатель:

      А вы знали, что фрукты можно не только кушать, с ними можно еще проводить опыты! Хотите попробовать? Тогда я приглашаю вас в лабораторию, как вы думаете, что такое лаборатория и кто там работает?

    Предлагаю прямо сейчас пройти в лабораторию и стать настоящими учеными, которые разгадывают разные тайны.

   Сегодня в лаборатории вы будете исследовать фрукты. Но помните, что во время опытов запрещается вставать с места, трогать оборудование и приборы без разрешения.

Воспитатель:

Ну, что ребята проходим в лабораторию?  

Дети  проходят в лабораторию, в лаборатории ребят встречает ученый.

Уч: Здравствуйте ребята! Я очень рада, что вы решили прийти ко мне в лабораторию!  Надевайте халаты, занимайте места за столами и начнем!

Скажите мне, пожалуйста, все ли фрукты одинаковые?  Чем они отличаются?

  • Посмотрите, отличаются ли они по форме? (круглые, овальные)                          
  • По размеру (большие и маленькие)                                                                        
  • По цвету (оранжевые, зеленые)
  • По структуре кожуры (пористые и гладкие)                                                                    

А какие они бывают по вкусу мы сейчас с вами определим.

Игра "Угадай на вкус"

Ребенку с закрытыми глазами дается кусочек фрукта. Ребенок отгадывает.

Ну, что ребята приступим к экспериментам? А, для того чтобы определить с чем мы будем проводить эксперимент, вам нужно отгадать загадку.

      Загадка  

Ну а это угадать -
Очень даже просто:
Апельсин, ни дать, ни взять,
Только меньше ростом. (Мандарин)

Опыт №1: тонет не тонет. (проводит воспитатель).                                                      

   Как вы думаете, умеет ли мандарин плавать? (предложения детей) Возьмем мандарин и опустим его в воду. Он будет плавать. И даже если постараться, утопить его не удастся. А теперь давайте попробуем опустить в воду очищенный мандарин, который лежит на тарелочке. Ну, что? Глазам своим не верите? Мандарин утонул. Как же так? Два одинаковых мандарина, но один утонул, а второй плавает?  Что мы можем предложить? (ответы детей)                                                                          

Как проверить, действительно ли кожура не дает мандарину утонуть? (ответы детей)   

    Опыт № 2: тонет ли мандариновая кожура. (проводят дети)

Давайте положим кожуру в воду.                                                                        

"В мандариновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет". Значит можно утверждать, воздух легче воды.   Какие еще фрукты не утонут? (предложения детей)                                                                  

Вывод: итак, мы можем сделать вывод, что в кожуре мандарина находиться воздух и поэтому он не тонет. Воздух легче воды.  

Пальчиковая гимнастика

Знают взрослые и дети:         Сжимают и разжимают пальцы.
Много фруктов есть на свете!
Яблоки и апельсины,             
Загибают по одному пальцу, начиная
Абрикосы, мандарины,          
с мизинца.
И бананы, и гранаты
Витаминами богаты.

       Загадка

Ужин этот лучший самый,
Рада я и Миша рад,
Ведь сегодня наша мама
Нам купила ... (Виноград)                                                                                                  

Опыт № 3: Подводная лодка. (проводят дети)

   На столе у нас стоят стаканы и газированная вода. Нужно налить воду в стакан, и опустить туда виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа.  Что стало происходить с виноградинкой? (ответы детей)    На поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка опустится на дно. Здесь она покроется пузырьками и опять всплывет вверх. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется»

Вывод: Давайте сделаем с вами вывод. Воздух легче воды, и поэтому он может выталкивать предметы на поверхность.                                  

Гимнастика для глаз: "Пузырьки"

  Загадка

Он почти как апельсин,
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один -
Кислый очень, очень. (Лимон)                                                                              

Опыт №4: "Волшебный лимон"(проводят дети)

На столе у нас стоит чай и лимон. Давайте мы с вами поэкспериментируем с лимоном. Я вам сейчас налью чай в стаканы, а вы добавьте туда дольку лимона. Посмотрите, что произошло с чаем? (ответы детей)

Вывод: Лимонная кислота меняет цвет чая.    

Загадка

Корка яркая на нём,

Витаминов много в нём.

Он похож на мандарин,

Вкусный, сладкий...   (Апельсин)    

    Опыт №4. Апельсин – взрыватель (проводит воспитатель)                                                    Нам понадобится надутый  воздушный шарик и кожура от апельсина. Нужно сдавите кожуру, чтобы из неё пошёл сок, брызнуть соком цедры на надутый шарик.                Бабах! Шарик лопнул. Почему так происходит?                                                                       Вывод: В цедре апельсина содержится много вещества с интересным названием лимонен. Он активно растворяет резину. Поэтому, когда сок кожуры апельсина попадает на шарик, его тонкая резина не может ему противостоять и мигом растворяется                                  

  Уч.: Молодцы, ребята. Вы были настоящими учёными, какие опыты мы с вами провели? (мандарин – тонет не тонет, виноградинка плавает, сок лимона меняет цвет чая, сок цедры апельсина лопает шарик). Какой же секрет мы открыли у мандарина, а у винограда.   Что больше всего вам понравилось? Почему? Что интересного вы узнали для себя? Какой опыт вы бы хотели попробовать провести дома?

Рефлексия: если все понравилось, все получалось - берем сладкий фрукт (яблоко), а если было не интересно и были какие - то затруднения то кислый (лимон).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментированию с бумагой «Волшебница бумага» (старшая группа)

Цель:         Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из б...

Конспект занятия по экспериментированию,подготовительная группа"Три задания для Иванушки"

Программное содержание:Образовательные задачи:-Обобщить знания детей разновидностей металлов, о свойствах и действия магнита.-Расширить представления детей о том, с какими предметами...

Конспект занятия по экспериментированию «Воздушный океан»

Цель занятия:  Продолжать формировать представление о роли воздуха, познакомить с некоторыми его свойствами, расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека. Развивать с...

Занятие по экспериментированию с песком

Песок, свойства песка, изготовление куличиков....

Открытое интегрированное занятие по экспериментированию в подготовительной группе «Найди радугу» (конспект ,занятия,презентация гимнастики для глаз по здоровьесберегающей технологии профессора В. Ф. Базарного

Авторская зазработка моего конспекта занятия  по экспериментальной деятельности в подготовительной группе.В занятии предложены  физминутка, карточки для игр и презентация физминутка для глаз...

Конспекты занятий для 2-й младшей группы в период адаптации по ознакомлению с окружающим. Темы:"Вода"- занятие по экспериментированию, "Осень"- ознакомление с природой и рисование, "Мы уже большие"-социально-коммуникативное развитие.

Конспекты занятий для 2-й младшей группы с использованием пальчиковой гимнастики по методике Железновых и упражнений из "Кукляндии". Занятия направлены на адаптацию детей к детскому саду....

Конспект открытого комплексного занятия по экспериментированию с водой детей третьего года жизни Игра - занятие: «Играем с водой».

Знакомство детей раннего возраста со свойствами воды, учить окрашивать воду в разные цвета....