Доклад на тему: "Влияние развивающей среды на патриотическое воспитание."
консультация (средняя группа)

Елена Владимировна Чуприна

 Доклад на тему: " Влияние  развивающей среды на патриотическое воспитание."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Влияние развивающей среды на

                патриотическое воспитание.»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни нашего общества, одним из главных направлений в педагогической работе с дошкольниками является патриотическое воспитание. Мы часто слышим, что в непростое для России время понятие патриотизма было утрачено. Всё чаще возникает необходимость возвращаться к лучшим традициям нашего народа, к его корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина.

Понятие патриотизма многогранно по своему содержанию. Оно возникает в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется у малыша постепенно: сначала – это любовь к ближним, детскому саду, улице, на которой живёшь, родному городу, родным и близким местам, родной стране, её природе и всему живому, а также уважения к людям, к труду взрослых.

Одним из средств, которое способно развивать чувство нравственности и патриотизма, является предметно-пространственная среда.  Организованная развивающая среда в группе позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои способности и силы, научится взаимодействовать с педагогами, сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, следовать своему индивидуальному пути развития.

 

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина- Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на её просторах, полюбил её, кто прилагает усилия, чтобы она стала ещё краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, города, на благо всей страны.

В группе среда изменяется в соответствии с тематическим планированием. У нас имеется уголок патриотического и нравственного воспитания, куда воспитатели вносят материал в соответствии с темой периода. Так, например, при освоении воспитанниками темы «Моя семья» для углубления представлений ребенка о семье и ее истории дети с помощью родителей оформили «Родословное древо».

 Тема «Мой город. Моя страна» в уголок вносились фотографии главных мест нашего города, книги и энциклопедии «Моя Родина – Россия», «Города России», «Москва – столица нашей Родины», также знакомим с официальными и не официальными символами России(флаг, герб, матрёшка, береза)  и другие. Работая над темой «День защитника Отечества», мы организуем выставку книг военной тематики, готовим атрибуты для сюжетно-ролевых, иллюстрации изображением погранзаставы, неба с самолётами, море с кораблями, с разными военными профессиями. При освоении темы «Международный женский день» уголок пополняется книгами о маме, бабушке, с помощью родителей создаем альбом «Мама – солнышко моё». В период работы над темой «День Победы» в группе организуем фотовыставку дедушек и прадедушек, воевавших во время Великой Отечественной войны, фото о своих близких людях.

В работе по нравственно - патриотическому воспитанию особое место занимают произведения детской художественной литературы, устному народному творчеству, народно - прикладному искусству. Традиционным стало в зимнее время забота о птицах. Во время прогулок вывешивали кормушки, наблюдали за сезонными изменением природы.

Большое место в приобщении детей к народной культуре в работе по патриотическому воспитанию занимают народные праздники и традиции

     При знакомстве с традициями и обычаями народной культуры необходимо помнить, что старое и новое находится во взаимосвязи и взаимопонимании. При ознакомлении детей дошкольного возраста с традициями, обычаями праздниками прошлого, надо брать только то, что сделает ребят лучше, чище, духовно богаче. Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями.

Ведь русский фольклор – песни, былины, сказки, православные праздники, проводимые с такой широтой, размахом, весельем, – это и есть наша культура, наши традиции, наше наследие, представляющее собой неиссякаемый источник красоты, творчества, доброты и мудрости народной.

     К «календарным» праздникам относят народные праздники весеннего - летнего и осеннее - зимнего циклов. Полюбившийся  праздник «Масленица» и т.д.

Большое участие в организации предметно-пространственной среды принимают родители. Они помогают в  изготовлении пособий, атрибутов для сюжетно-ролевых игр, участвуют в совместных мероприятиях, родительские собрания, спортивные и музыкальные мероприятия. В индивидуальных беседах мы даём рекомендации родителям по домашнему чтению по теме «Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников».

Работа по формированию нравственно-патриотических качеств ведётся в тесном сотрудничестве со специалистами ДОУ: музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре: в течении учебного года и летнего оздоровительного периодов организуются различные мероприятия: досуги, праздники и развлечения.

Социальный опыт детей переноситься на игру. Экскурсии по улицам нашего города, в музей, в библиотеку, в учреждения социального назначения (пожарную часть, парикмахерскую, магазин) предполагают гибкое изменение предметно-пространственной среды, внесение атрибутов и пособий для использования их в игровой и самостоятельной деятельности.

При организации предметно-пространственной среды мы стараемся соблюдать принципы в соответствии с ФГОС ДО : содержательность и насыщенность, трансформируемость (возможность изменить среду в зависимости от целей и задач), полифункциональность (возможность разнообразного использования атрибутов и пособий, игрушек), доступность и безопасность (все игры, пособия, дидактический игровой материал должен быть доступен ребёнку, находился не выше уровня его роста и соответствовал требованиям СаНПиНов и противопожарной безопасности).

Таким образом, предметно-пространственная среда является важным средством при формировании нравственно-патриотических качеств дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Создание эмоционально-привлекательной, развивающей среды в ДОУ - условие реализации потенциала дошкольника в МБДОУ д/с №29».

Доклад  «Создание эмоционально-привлекательной, развивающей среды в ДОУ - условие   реализации потенциала дошкольника в МБДОУ детском саду №29 «Полянка» г. Павлово».Презентация к докладу...

стендовый доклад "Здоровьесберегающая направленность предметно-развивающей среды в ДОУ"

В данной статье рассказывается о предметно-развивающей среде в детском саду по физической культуре...

Доклад «Создание предметно-пространственной развивающей среды на игровых площадках для детей среднего дошкольного возраста в летний период».

В данном материале рассказано об организации развивающей предметно-пространственной среды на участках детского сада в летний пеиод....

Доклад на тему "Влияние современной детской игрушки на нравственное воспитание дошкольников"

Данный материал о том как влияет современная игрушка на нравственное воспитание детей дошкольного возраста....

Доклад на тему "Влияние современной детской игрушки на нравственное воспитание дошкольников"

Данный материал о влиянии современной игрушки на нравственное воспитание детей дошкольного возраста....

Доклад с презентацией "Предметно-развивающая среда по нравственно-патриотическому воспитанию с учётом регионального компонента в группах ДОУ".

Социальный заказ государства на воспитание человека — образованного, нравственного, обладающего чувством ответственности за судьбу страны — нашел свое отражение в государственных документа...