Доклад с презентацией "Предметно-развивающая среда по нравственно-патриотическому воспитанию с учётом регионального компонента в группах ДОУ".
презентация

Рожкова Анна Валерьевна

Социальный заказ государства на воспитание человека — образованного, нравственного, обладающего чувством ответственности за судьбу страны — нашел свое отражение в государственных документах — Федеральной программе развития образования, концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, 

государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ».

            Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

            Перед дошкольными организациями в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.

            Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Это процесс формирования сознания человека, любящего свою Родину, гордящегося достижениями своего народа. Для того, чтобы у подрастающего поколения формировались социально значимые ценности, необходимо включать и региональный компонент в образовательный процесс.

            Педагогическая работа по использованию регионального компонента предусматривает обогащение содержания образовательной среды сведениями о родном крае. Работа педагога в данном направлении включает в себя ознакомление детей с народными играми, старинными праздниками и ремеслами, знакомство с бытом народа.

Приобщение детей к традициям родного края немаловажный компонент патриотического воспитания. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать свои чувства и поступки.

            Как и любое воспитательное воздействие на ребёнка, формирование патриотических чувств использует методы наглядности, словесные методы и другие. Создание хорошо оформленного патриотического уголка поможет воспитателю в решении этой сложной, многокомпонентной задачи.

 

Слайд 2: Как и любая другая составляющая предметно-развивающей среды детского сада, патриотический уголок должен соответствовать требованиям ФГОС:

  • Соответствие оснащения возрасту и потребностям детей данной возрастной группы.
  • Возможность видоизменения в зависимости от обучающей ситуации.
  • Многофункциональность, заключающаяся в возможности применения разных составляющих для моделирования обстановки для всестороннего развития детской активности.
  • Возможность вариативности — создание условий для игр, моделирования, конструирования, игр в одиночку.
  • Безопасность, надёжность и высокое качество используемых материалов.
  • Использование этих материалов в ОД.

 

По каким направлениям подготавливается информационная база для патриотического уголка

  • Знания о государстве.
  • Информация о родном крае (области, автономии).
  • Изучение народных традиций и культуры.
  • Малая родина — дом, где мы живём.
  • Семья — самое важное в жизни.

Особенности подборки материала в зависимости от возраста детей.

Младший дошкольный возраст

Основная цель работы в младшем дошкольном возрасте - ознакомление с ближайшим окружением.

1.  В уголке рекомендуется  размещать  материал по социально - нравственному воспитанию:

·  взрослые люди – родовые характеристики, профессии, действия, внешний вид - иллюстрации, тематические папки, дидактические игры;

·  семья - подбор иллюстраций, тематических папок, изображающих семью, членов семьи в отдельности показывающих взаимоотношения членов семьи - заботливое отношение, совместные действия, семейный фотоальбом группы;

·  дом, в котором ты живешь, - фотографии, иллюстрации разных архитектурных строений, различающихся по размеру, внешнему виду, материалу, назначению;

·  ребенок и сверстники – подбор иллюстраций, тематические папки о детях - девочки, мальчики, игры детей, дети в разных ситуациях, дети трудятся, занимаются и т. д.;

·  эмоциональные состояния- тематические папки, иллюстрации, иллюстрации, показывающие различные эмоциональные состояния взрослых и детей, пиктограммы;

·  поведение детей – тематические папки, иллюстрации, дидактические игры, книги, рассказывающие о правилах поведения детей в общественных местах, иллюстрации по типу "Хорошо - плохо", "Так можно делать, а так нельзя", этикет.

2. Материал для знакомства детей с «малой родиной» ( детским садом, близлежащими улицами. родным городом) – фотоматериалы, иллюстрации, подбор открыток, альбомов, тематических папок, различные макеты - группы, детского сада, улицы или микрорайона, на котором расположен детский сад. Упор делается на использование макетов. Иллюстрации красоты и природного богатства родного края.

3.Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры – предметы старины, русские игрушки( различные куклы-закрутки из соломы, ткани разных видов, ниток, кожи и т. д.; куклы из деревянных чурбаков, обереги), предметы народного декоративно – прикладного искусства ( матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома, вышивка. Работа по дереву и пр.) , куклы в национальных костюмах.

4.Художественная литература по фольклору ( песни, потешки, сказки и т. д.).

 

 

Средний дошкольный возраст

Работа ведется по направлениям: моя семья, мой детский сад, мой город( посёлок) и его достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам русской культуры.

1.В уголке пополняется материал по социально-нравственному воспитанию: семейные праздники и традиции, художественная литература нравственной тематики.

2.Материал для знакомства детей с «малой родиной» - детским садом, близлежащими улицами, родным городом (посёлком), его знаменитыми жителями, достопримечательностями посёлка, его транспортом, архитектурой, профессиями, характерными для жителей малой родины.. Сравнение понятий «город - село». Это могут быть фотоматериалы, иллюстрации, альбомы, подбор открыток, тематических папок, различные макеты - группы, детского сада или микрорайона, в котором расположен детский сад. Могут быть представлены материалы об истории возникновения посёлка( города).

3.Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры – предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно - прикладного искусства, различные макеты ( крестьянские избы, комнаты - горницы, крестьянского подворья), куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.

4.Художественная литература по фольклору – сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д.

5.Элементы государственной символики – флаг, герб.

6.Элементы областной символики – флаг, герб.

7.Элементы муниципальной символики - флаг, герб города, промышленных предприятий.

8.Материал для ознакомления с защитниками Отечества - подбор иллюстраций, тематические папки.

 

Старший дошкольный возраст

Основные направления работы - ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организации жизни детей по народному календарю

1.  Моя семья – семейные фотоальбомы, самодельные книги на тему « Герб моей семьи», «Генеалогическое дерево».

2.  Родной город ( посёлок)– иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на темы: «История возникновения посёлка», «Наука, образование и культура», «Знаменитые земляки», «В годы Великой Отечественной войны», « Наше духовное наследие»,

«Достопримечательности», «Архитектура», «Спорт», символика города(псёлка) (флаг, герб). Макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения города).

3.  Мой край – символика области, карта области, материал, знакомящий детей со славой и достижениями области (города области, чем знамениты, промышленность и сельское хозяйство).

4.  Родная страна – карта России ( хорошо, если это будет детская карта России, которая содержит необходимый материал. Рассказывающий о городах России (столица Родины, символика городов, чем знамениты, главные достопримечательности), природные зоны нашей страны, народы населяющие страну, промышленность и сельское хозяйство), символика ( герб, флаг, гимн, портрет президента) различные макеты ( достопримечательности городов, архитектура и т. п.)

5.  Защитники Отечества – иллюстрации, тематические папки на тему « Наши предки – славяне». « Богатыри земли русской». « Великая Отечественная война», « Война 1812 года», « Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы». Художественная литература и дидактические игры по теме: макеты ( древняя крепость, военная техника и т. п.)

6.  Приобщение к истокам русской народной культуры – иллюстрации и тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», « Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья, «Народный календарь», предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно – прикладного искусства, различные макеты, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.

7.  Духовно – нравственное воспитание – материал, дающий детям первоначальное представление о православии ( это может быть подборка иллюстраций с изображением храмов и их архитектурных особенностей, подбор открыток на тему « Русская икона», макет храма, детская Библия).

8.  Художественная литература по фольклору ( сказки, былины, предания)

9.  Великие соотечественники – портреты, художественная литература, рассказывающая о великих соотечественниках, прославлявших Россию.

10.  Наша планета земля – глобус, детская карта мира. Художественная литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной страны.

 

            Задачи нравственно-патриотического воспитания реализуются не только через содержание нравственно-патриотического уголка, но и через содержание других зон самостоятельной детской деятельности.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторима. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Хранителем этой неповторимости на протяжении многих веков является искусство, в том числе произведения живописи. Чтобы понять, как живет иной народ, как он думает, что ценит, чем восхищается, нужно проникнуться его мифами, фольклором, танцами, декоративно-прикладным искусством в многообразии проявлений.

Для того чтобы процесс приобщения детей к истокам национально-региональной культуры осуществлялся успешно, необходимо, чтобы вся макро и микро среда, окружающая ребенка в детском саду, была содержательно - информативна, привлекательна и доступна.

Слайд 5: Соприкосновение с искусством приносит детям глубокое эмоциональное удовлетворение. С этой целью необходимо знакомить дошкольников с творческими работами самобытных художников.

В нашем случае речь идёт о творчестве  Югорских художников таких, как например, Г. Райшев, П. Бахлыков,  А. Комф. Репродукции картин могут быть представлены  в альбомах живописи.

Слайд 6: Для формирования у детей представлений о природе родного края в целесообразно разместить: 

- пооперационные карты  рисования деревьев, произрастающих в Югорских лесах (например: берёза, сосна обыкновенная,  сосна сибирская кедровая);

- пооперационные карты рисования и лепки животных, обитающих в Югорских лесах, (например: глухарь, куропатка, медведь, северный олень, лось);

- тематические раскраски.

Учитывая уникальность нашего региона, педагогам необходимо активно внедрять в работу с детьми изучение неповторимости и самобытности культуры коренных жителей ХМАО - Югры.  Мы как педагоги  обязаны донести в понятной для детей форме - ценность и целостность культуры хозяев необъятной тайги.

Человек и природа - веками "жили" в единстве. Природа в человеке всегда будила воображение, обогащала наблюдениями, оттачивала чувство красоты. Прекрасной иллюстрацией этого, является богатейшее изобразительное орнаментальное искусство народа ханты.

            Слайд 7: Орнамент – живописное, графическое или скульптурное украшение, узор из сочетания  геометрических, растительных или животных элементов. (С. И. Ожегов)

Наблюдая за природой, животным миром, хантыйские мастерицы применяли разнообразие форм и движений - узоры так и называли: "березовая ветка", "лисий локоть", "заячьи уши" и так далее.

С целью ознакомления  дошкольников с удивительным орнаментальным искусством народа ханты можно изготовить альбомы по ознакомлению с народным орнаментом типа: «Орнамент на полосе», «Хантыйские узоры». Дидактические игры такие как «Модельер»,  «Закончи орнамент» .

Слайд 8 :  В центре детского творчества могут быть представлены образцы или предметы декоративно-прикладного творчества народа ханты (украшения из бисера на голову, на волосы и другие). В старших, подготовительных группах целесообразно разместить материалы для самостоятельных занятий бисероплетением (элементарное нанизывание бусин разного цвета, величины);

  • детские игрушки народа ханты (например: традиционные куклы Акань и Пакы),  информационные материалы об их происхождении, особенностях изготовления. В подготовительных группах следует разместить материалы для самостоятельного изготовления детьми этих кукол.

Так же целесообразно размещать материалы для самостоятельной изобразительной деятельности с региональной направленностью:

  • природный материал (шишки, мох, береста, кора сосны). Работа с природными материалами (изготовление поделок по мотивам хантыйских сказок);
  • силуэты для украшений и рисования, аппликации по мотивам хантыйской национальной одежды (малица, кисы, рукавицы), предметов быта (туесок, короб).

Слайд 9: В центре музыкального воспитания в старших группах можно разместить национальные музыкальные инструменты, альбомы с иллюстрациями о музыкальных инструментах народов севера.

Слайд 10:      В центре познавательного развития должны быть помещены  настольно-печатные  игры о животных и растительном мире ХМАО. В центре экологии и экспериментирования могут быть помещены «Насекомые Югры и ХМАО»,  макеты природных зон, а также иллюстрации животных и растений ХМАО.   

Слайд 11: В центре книги должны быть  помещены не только русские народные сказки, былины, малые фольклорные формы (потешки, загадки, стихи) а так же сказки и рассказы писателей народов севера. А так же может быть  выставлена информация о поэтах которые прославили Ханты- мансийский автономный округ, где можно почитать стихи и прозу а также узнать о природе родного края.

Слайд 11:Так же центре физического воспитания может быть оснащен информацией о знаменитых спортсменах Югры.  Картотека подвижных игр народов севера.

             

            Организуя предметно-развивающую среду, педагогам следует руководствоваться очень разумным педагогическим правилом, высказанным в своё время видным специалистом по дошкольному воспитанию Е.И. Тихеевой: «Не надоедать детям одними и теми же впечатлениями и образами...», рекомендуется чаще менять оформление.             Изменения в обстановке повышают эмоциональное восприятие детьми ранее виденного, создают новые впечатления и образы.

            Таким образом, не только уголок патриотического воспитания, но и вся предметно-развивающая среда группы должны быть направлены  на решение задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста  с учётом регионального компонента.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Презентация2.8 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно - тематическое планирование с учётом ФГТ и регионального компонента (подготовительная группа)

Представленное комплексно - тематическое планрование составленное на основе практической работы, предполагающая интеграцию образовательной деятельности по всем тематическим раздлам в соответстви...

Конспект занятие с учётом регионального компонента по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего и подготовительного возраста по теме : "Тайга - богатство Сибири"

Цели:Закрепить знание детей о малой Родине - городе Усть- Куте.  Месторасположении его на карте .Познакомить детей с природой сибирского края. Дать представление о тайге - самом большом лесе Сиби...

Педагогический проект по ознакомлению с окружающим с учётом регионального компонента "Люби и знай родной край" (2 младшая-средняя группа)

Проблема педагогического проекта: Расширение знаний о мире природы  в целом и о мире природы республики Адыгея.Выявив интерес детей, была сформулирована значимая для детей проблема, на решение ко...

Познавательно – исследовательский проект «Я Мурманчанин!» по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с учётом регионального компонента

Познавательно – исследовательский проект «Я Мурманчанин!» по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с учётом регионального компонента...

"Обогащение развивающей предметно-пространственной среды с учётом регионального компонента"

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды с учётом регионального компонента...

Доклад творческой группы по годовой задаче "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой с учётом регионального компонента"

Подвижные игры воспитывают у детей: самостоятельность, инициативу, выдержку, решительность, чувство товарищества; развитие фразовой речи, автоматизацию звуков в тексте, развитие темпа и ритма речи....