Статья
статья (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Стрельникова Екатерина Витальевна воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 11»
Интерактивные формы организации работы с родителями по формированию духовно-нравственных ценностей
Воспитанники МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 11» - дети с ОВЗ. В пяти возрастных группах обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи. Коллектив педагогов использует в работе здоровье развивающую технологию доктора медицинских наук В.Ф. Базарного, с помощью которой решают и коррекционные, и профилактические задачи. По мнению педагогов, эта технология актуальна сегодня, поскольку отвечает требованиям Стандарта в вопросах организации образовательной деятельности. На занятиях не используется предметно-учебная форма подачи программного материала. Нет и традиционных занятий, дети всё время в движении, в игре, в общении. Духовно-нравственное воспитание особенно остро стоит при воспитании детей с ОВЗ, так как наш мир не совсем готов воспринимать сложности и решать их. По мысли С.К. Бондаревой толерантность нужно воспитывать с самого детства. [1, с.101]
Владение родным языком это не только умение правильно строить предложение. Психолингвист А.А. Леонтьев, рассматривая соотношение устной и письменной речи и подчеркивая большую развернутость, произвольность и организованность последней, выдвигает положение о том, что организованной речи легче начинать обучать с письменной. [2, с.41]
Важно, донести до родителей, что письменная речь развивается путем многочисленных действий, в том числе и развитием мелкой моторики, например, раскрашиванием с помощью песка или других средств иллюстраций по духовно-нравственной направленности.
Педагогический коллектив активно привлекает к своей работе по формированию духовно-нравственных ценностей родителей воспитанников. Общение между всеми участниками образовательного процесса способствует формированию ответственности взрослых (в частности родителей) за воспитание детей. В последнее время педагоги детского сада всё чаще обращаются к интерактивным формам организации работы с семьёй по формированию духовно-нравственных ценностей. Какова цель такой работы?
- Повышение педагогической культуры родителей, обогащение семейного опыта.
- Формирование ответственности за воспитание ребенка.
- Активизация участия родителей в жизни своих детей.
Интерактивными могут быть круглые столы, диспуты, гостиные, коллективные интеллектуальные игры, практикумы. Чтобы эти мероприятия стали эффективными и заинтересовали как можно больше родителей, они должны быть тщательно подготовлены. Организаторам этих мероприятий следует хорошо знать особенности каждой используемой формы работы.
Круглый стол в основном проводится как итоговое мероприятие. Допустим, педагоги в течении года работали над конкретной проблемой: их деятельность была направлена на совершенствование используемых методов и приёмов, на внедрение новинок в рамках названной проблемы. Через материалы родительских уголков, памятки, консультации, индивидуальные беседы они вовлекали родителей в решение данных вопросов. При подготовке к круглому столу обсуждаемую тему целесообразно разделить на два, четыре конкретных вопроса и заранее предложить родителям продумать ответ на каждый из них.
Диспуты целесообразны при изучении новой проблемы. Диспут – это спор, значит, есть оппоненты-люди, придерживающиеся разных точек зрения. Мнения родителей можно выяснить с помощью анкет, предполагающих описательные ответы. Организатор диспута должен тщательно проанализировать анкеты и выявить разные точки зрения. Начинать обсуждение каждого вопроса лучше с сомнительной точки зрения-это вовлечёт в дискуссию больше участников. Итог диспута- проект (или перспективный план) совместной работы воспитателей и родителей по обсуждаемой теме. Ключевые моменты такого плана педагогу лучше заготовить заранее, а конкретные детали обсудить со всеми участниками диспута. После проведения мероприятия коллективный труд всех участников вывешивается в родительском уголке.
Гостиная. Обычно люди по разным поводам ходят друг к другу в гости. Задачи хозяйки гостиной - направлять беседу с помощью конкретных наводящих вопросов. Что может стать результатом встречи в гостиной? Это диктует тема. Например, разговор о питании может вылиться в рукописный журнал, в каждый присутствующий станет соавтором. Для создания такого журнала педагогу нужно заранее заготовить титульный лист и отдельные странички-разлинованные листы бумаги одного формата. В ходе или в конце мероприятия хозяйка гостиной предлагает гостям на заготовленных листах аккуратным подчерком записать свои советы, предложения. В конце мероприятия хозяйка гостиной собирает листы и скрепляет их. Такой журнал займет надлежащее место в родительском уголке. [3, с.186]
Владея ситуацией, педагогу будет легче организовать беседу в гостиной. После беседы можно предложить мама и папам рассмотреть рисунки и найти работу своего ребенка. Заканчивая мероприятие, целесообразно дать родителям краткие рекомендации по организации домашнего детского уголка. Желательно принять единое для всех участников гостиной решение, например: каждая семья сделает по два – четыре снимка детской комнаты или уголка своего ребенка, а воспитатели из этих фотографий оформят альбом «Детская комната».
Таким образом существует большое количество разнообразных технологий для формирования духовно-нравственных качеств дошкольников, но важным является тесный контакт всех участников образовательного процесса друг с другом. Каждый педагог может использовать в своей практике ту интерактивную форму или тот элемент, который посчитает наиболее эффективным.
Список литературы
- Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность. Введение в проблему/С.К. Бондырева, Д.В. Колесов М.: МПСИ, Модэк, 2011 – с.160
- Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности/ А.А. Леонтьев М.: Наука, 1974. — с.69
- Пешковский А.М. Избранные труды. М./ А.М. Пешковский М.: Жизнь, 1959. – с.215
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/01/picture-121758-1430499300.jpg)
СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/03/picture-69470-1364989472.jpg)
Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »
Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/06/picture-328533-1449412705.jpg)
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/15/picture-499115-1413368325.jpg)
Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/13/picture-549911-1418465336.jpg)
статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/01/picture-118614-1585721635.jpg)
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/26/picture-453377-1653552078.jpg)
Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."
Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...