Проект "Книжкина неделя"
проект (младшая группа)

Прасолова Светлана Юрьевна

Краткосрочный проект "Книжкина неделя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_knizhkina_nedelya.docx34.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта: " Книжкина неделя"

Тип проекта: творческий

Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители воспитанников

Возрастная группа: вторая младшая группа

Продолжительность проекта: краткосрочный

Длительность проекта: с 25 марта по 29 марта

Вид проекта: групповой

Режим работы: совместная деятельность, занятия, вне занятий

Образовательная область: познание, коммуникация, чтение художественной литературы

Актуальность.

Отсутствие интереса у детей к книгам. Дети в недостаточной степени имеют представление о книге и ее важном значении в жизни человека. Не владеют обобщающим понятием о книге вообще, не умеют составлять рассказы, так как у детей крайне бедный запас слов. Участие детей в проекте «Книжкина неделя» позволит максимально обогатить знания и представления о книге, ее значимость, развить связную речь, творческие способности детей. Необходимо опираться на самостоятельность, инициативу, активность и творчество самих ребят. Очень важно показать, что книга - верный друг.

Постановка проблемы

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Именно поэтому в работе проекта активное участие принимают родители.

Цели проекта: формирование интереса у детей к детской книге через творческую и познавательную деятельность.

Задачи проекта: прививать любовь к детской литературе;

развивать восприятие детей, способствовать связи восприятия со словом и дальнейшим действием; учить детей использовать слова-названия для более глубокого восприятия различных качеств предметов;

совершенствовать уровень накопленных практических навыков: побуждать детей к использованию различных способ для достижения цели;

стимулировать ребёнка повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых сказок, способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками;

вызвать эмоциональный отклик на музыкальное сопровождение, побуждать их выполнять совместные движения под музыку.

Предполагаемый результат: Дети должны знать виды книг;  уметь составлять рассказ о книге (по картинкам); знать из чего делают книгу; уметь с помощью бросового материала совместно с родителями выполнять «Книжку-малышку»

Предварительная работа:

Чтение, показ русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок» (фланелеграф, настольный театр), рассматривание иллюстраций к сказкам.

Драматизация сказок детьми.

Дидактические и настольные игры: «Назови сказку»,  «Спектакль игрушек»

Игровые упражнения: «Угадай, кто я», «Плавающие и тонущие предметы», «Коробочки с секретом», «Достань кораблик», «Узнай голоса»

Ролевые игры: «Угадай, кто пришёл», «Угадай, кто как ходит», «Сказочное путешествие, Поезд путешественников»., «Поиграем с мишками в мячи», «Вышла курочка гулять».

Продуктивная деятельность: «Книжки - малышки» - рисование; « Закладки для книг» -  аппликация, «Чтение рассказа  В. Г. Сутеева  «Кто сказал мяу?» - конструирование.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап.

- Определение темы и проблемы будущего проекта, поставка цели и задач.

-  Подбор и разработка необходимых материалов: тематических занятий, бесед, конкурсов, подбор художественной литературы, музыкального сопровождения, составление плана реализации проекта.

- Подготовительная работа с родителями детей.

- Диагностика уровня знаний детей.

- Обсуждение путей реализации будущего проекта.

Основной этап.

- Тематическое занятие: «Чтение рассказа  В. Г.Сутеева «Кто сказал мяу?».

- Тематическое занятие: «Книжки - малышки» (познавательного характера, художественное творчество).

- Беседа на тему «Моя любимая книжка.»

- Знакомство с произведениями художественной литературы, рассматривание иллюстраций.

- Дидактическая игра: «Сложи картинку» и определи сказку. Развивать мелкую моторику рук, логическое мышление».

-  Сюжетно-ролевая игра «Семья» (на основе сюжета сказки «Волк и семеро козлят» - развитие ролевого диалога и игровых умений

- Труд в уголке «Скорая помощь».  Учить детей оказывать помощь в ремонте книг, прививать бережное отношение к книге

-Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка.»

Заключительный этап.

-«Праздник детской книги.»

Работа с детьми

Занятие по развитию речи «Чтение рассказа  В. Г. Сутеева «Кто сказал мяу?».

Рисование: «Книжки-малышки.»

Беседа на тему «Моя любимая книжка.»

Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка.»

Беседа о правилах обращения с книгой.

Рассматривание с детьми иллюстраций к сказкам.

Занятие по аппликации «Закладки для книг.»

Чтение и заучивание стихотворений.

Сюжетно-ролевая игра «Семья» (на основе сюжета сказки «Волк и семеро козлят» - развитие ролевого диалога и игровых умений

Дидактическая игра: «Сложи картинку» и определи сказку. Развивать мелкую моторику рук, логическое мышление».

Работа с родителями.

- Помощь в изготовлении костюмов для сюжетно-ролевых игр.

- Организация выставки« Книга мой лучший друг» из книг, принесённых из дома.

- Помощь в организации праздника «Праздник детской книги.»

-Наглядно-текстовая информация: «Зачем читать детям книги на ночь?»

Наглядно-текстовая информация для родителей:

«Зачем читать детям книги на ночь?»

Малыш и мама, малыш и папа – это связь ребёнка с родителями, данная природой. Тесный контакт, как физический, так и душевный между мамой и её ребёнком закрепляется при грудном вскармливании, а сладкий младенческий сон убаюкивается в это время маминой колыбельной. Мамин голос, нежный и родной, сопровождает ребёнка с самого зарождения его жизни. После прекращения грудного вскармливания и тогда, когда колыбельная песенка перестаёт быть актуальной, многие родители забывают о сохранении тесной эмоциональной связи между ними и ребёнком. Мамин голос, зачастую, начинает заменять просмотр мультфильмов на ночь, а доброе нежное родительское слово превращается в редкий дар. Общение с ребёнком превращается в основном в язык команд и запретов: «помой руки», «поиграй», «посмотри мультик»… Активный жизненный ритм и реалии современной жизни отдаляют друг от друга родителей и их чада. Поэтому, мудрые и любящие родители должны ценить общение с малышом, что позволяет укрепить взаимосвязь с ребёнком.

Вот здесь и приходит на помощь чтение детям книг на ночь? Почему именно на ночь? Здесь можно выделить несколько причин такого удачно выбранного времени суток для чтения:

Время перед сном – это тот период, когда все уже освободились от дневных забот. Поэтому, это наиболее удачно выбранное время суток для создания доверительной атмосферы между родителями и ребёнком, это своеобразный семейный ритуал, посвящённый общему делу, общению, взаимному проявлению любви и гармонии.

Чтение детям на ночь – это продолжение колыбельной, которая выполняла миссию убаюкивания, но с возрастом перешедшая на другую, высшую, ступеньку.

Благодаря чтению книг на ночь родителями, ребёнок лучше засыпает и спит со сладкими сновидениями, благодаря полученным эмоциям.

Вечерняя атмосфера сама по себе успокаивает, поэтому чтение книг в это время облегчает восприятие услышанного и способствует  формированию положительных эмоций, а, следовательно – и приятных сновидений.

Сказки на ночь или сказкотерапия

«Сказка ложь, а в ней намёк, добрым молодцам урок», - сразу вспомнилось при мыслях о сказках. Чтение детям сказок на ночь – это лучшее средство хорошего убаюкивания и засыпания. Сказкотерапия хорошо себя зарекомендовала с давних времён. Чтение сказок – это замечательное средство для формирования психики и восприятия окружающего мира малышом, это важный инструмент раннего развития, а также главный элемент воспитательной работы.

Чтение сказок, обсуждение действий и поступков действующих героев, а также фантазирование продолжений историй способствуют всестороннему развитию интеллекта ребёнка. Сказкотерапия на ночь – это также залог хорошего засыпания для непоседливого малыша. Главное – научиться заинтриговать кроху и побудить у него интерес к слушанию.

Правила чтения детям книг

Чтобы чтение приносило удовольствие и реальную пользу, нужно придерживаться простых, но важных правил:

Если ваш малыш не хочет слушать, то не нужно его заставлять, так как это не принесёт никакой пользы. Взаимное чтение книг должно приносить максимум удовольствия, а не быть непосильной ношей.

Не злоупотребляйте временем! Как правило, маленьким деткам в возрасте от года до трёх читают в среднем до десяти минут, в возрасте от трёх до пяти лет – 15-20 минут подряд. Хочу заметить, что это средние показатели, а никак не нормативы. Вы должны подстраиваться под потребности вашего ребёнка.

Чтение книги ребёнку на ночь должно приносить взаимное удовольствие. Если вы себя попросту заставляете читать, чтобы выполнить ежедневный план, это не принесёт никакого удовольствия вашему ребёнку. Известно, что малыш очень чувствует эмоции своих родителей, поэтому чтение книги должно происходить при самых положительных настроях и должно приносить максимум удовольствия.

Не выбирайте страшных книг, будоражащих воображение.

Читая каждый день книги своему ребёнку, вы способствуете расширению его знаний и словарного запаса.

Рекомендуется чтение книг обоими родителями, что способствует становлению тесного душевного контакта ребёнка, как с мамой, так и с папой.

Читайте книгу медленно, выразительно, стараясь максимально передать эмоции действующих героев и обстановки.

Не заменяйте живое чтение «сухими безжизненными» аудиокнигами.

Сценарий «Праздник детской книги» во второй младшей группе.

Ведущий:

Ребята, мы сегодня пришли в музыкальный зал не просто так, сегодня здесь праздник. Отгадайте у кого?

Сама она бумажная

И вся такая важная.

Её откроем мы,

И встретимся с героями.

Правильно. Это книжка. И сегодня праздник книги. Есть у вас дома книжки? Замечательно! А вы любите книжки?

И девчонки и мальчишки

Очень любят праздник книжки.

Стихотворение читают дети

Книга – верный,

Книга – первый,

Книга – лучший друг ребят.

Нам никак нельзя без книжки,

Нам никак нельзя без книжки! –

Все ребята говорят.

Книга важная, нужная вещь.

Её нужно любить и беречь.

И знаю я с малых лет –

Лучше книги нет!

Мама мне читает книжку

Про зайчишку и лисёнка.

Я б послушал про войнушку,

Только мама ведь - девчонка.

Будет ей, наверно, скучно,

Так, что даже зазевает.

Ладно, завтра про войнушку

На ночь папа почитает.

А сегодня про зайчишку

И про пюшевого мишку.

Хоть про мышку, хоть про шишку -

Всё равно, была бы книжка!

Поем песню (сочиняли сами)

Книжки разные нужны

Книжки всякие важны

Про заиньку трусишку

Про серенькую мышку

И даже про акулу

Акулу – каракулу.

Скоро, скоро подрастем

Сами мы читать начнем

Про бурого медведя

Про быстрого оленя

И даже про акулу

Акулу – каракулу.

Ведущий: Молодцы. Ребята, вы любите сказки? Я предлагаю вам отправиться в волшебную сказочную страну, где живут добрые сказки Корнея Ивановича Чуковского. Вы согласны?

Тогда садимся все в поезд и отправляемся в сказку.

Песня «Едет, едет паровоз».

Ведущий:  Вот мы с вами и оказались в сказочной стране. Посмотрите, тут растет чудо-дерево?

Педагог читает отрывки:

Как у наших у ворот,

Чудо – дерево растет.

Чудо, чудо, чудо, чудо,

Расчудесное.

Не листочки на нем,

Не цветочки на нем,

А что же растет на нашем дереве? (книжки)

Давайте соберем урожай. (собираем книжки в корзинку) Поехали!

Садимся на стульчики

Ведущий: Интересно, какая сказка живет в этой книжке? Правильно. А в каждой книжке задание для умных ребят.

Задание 1: Узнайте сказку по отрывку. Из какой сказки эти строки?

Я хочу напиться чаю

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал, как от огня… («Мойдодыр»)

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушёными грибами. («Путаница»)

А потом позвонили цапли:

- Принесите, пожалуйста, капли:

Мы лягушками нынче объелись,

И у нас животы разболелись! (Телефон)

Долго, долго целовала

И ласкала их она,

Поливала, умывала,

Полоскала их она. («Федорино горе»)

Волки от испуга скушали друг друга.

Бедный крокодил жабу проглотил,

А слониха вся дрожа, так и села на ежа. («Тараканище»)

И принесли к нему зайку,

Такого больного, хромого,

И доктор пришил ему ножки,

И зайка прыгает снова. (Доктор Айболит)

Но жуки-червяки

Испугалися,

По углам, по щелям

Разбежалися:

Тараканы

Под диваны,

А козявочки

Под лавочки,

А букашки под кровать -

Не желают воевать! («Муха-цокотуха»)

Задание 2: Разбери по сказкам

На столе лежат предметы из разных сказок К. И. Чуковского. Дети делятся на 4 команды. Каждая команда должна отобрать те вещи, которые подходят только к их сказке.

1-я команда – сказка «Мойдодыр» (мыло, зубная паста, зубная щетка, полотенце, расческа) .

2-я команда – сказка «Федорино горе» (тарелка, блюдце, кастрюля, ложка, вилка) .

3-я команда – сказка «Тараканище» (медведи, таракан, воздушный шарик,)

4-я команда – сказка «Айболит» (градусник, грелка, фонендоскоп, банки) .

Задание 3: Вопросы для родителей. Отгадайте, кто из персонажей написал следующие объявления:

1. Отмою все. Чисто и с гарантией.

2. Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света

3. Туристическая фирма организует путешествие в Африку.

4. Помогу вернуть краденое имущество за вознаграждение.

5. Выйду замуж за красивого и стройного комара.

6. Услуги на телефоне.

7. Продаю красные сапожки 36 размера, голубые туфельки 16 размера, черные ботинки 44. Все нового урожая.

Задание 4: «Кто есть кто».

- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?

Айболит - (доктор)

Бармалей - (разбойник)

Каракула - (акула)

Мойдодыр - (умывальник)

Тотошка, Кокошка - (крокодильчики)

Цокотуха - (муха)

Рыжий, усатый великан - (таракан)

Федора - (бабушка)

Идет под грустную музыку Федора.

Федора.

Ой, вы, бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!

Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

Воротитеся домой!

Ведущий: Ребята, как вы думаете, кто это?

Дети.  Федора.

Ведущий: Какое же горе у Федоры?

Дети.  От нее убежала посуда, потому что она ее не мыла.

Федора.  Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать,

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!

Ведущий: Федора, смотри-ка ложки к тебе вернулись!

Федора.

Всех порадую сейчас.

Ноги сами рвутся в пляс.

Танцует, в конце раздает детям ложки.

Танец с ложками

Федора. Спасибо за танец. Теперь я буду ухаживать за своей посудой. И вам я подарю посуду, только ее нужно починить.

Раздает детям картинки с изображением посуды.

Игра «Собери посуду»

Федора.  Ой, молодцы. Ну, побегу порядок наводить, посуду всю мыть. Ой, чуть не забыла – у меня для вас письмо от Айболита.

В письме – Дорогие дети приглашаю вас к себе в гости – в лечебницу под самым высоким деревом леса.

Ведущий:

А вот и чудесная тропинка. Возьмитесь за ручки и пойдем в гости к Айболиту.

А вот и лечебница и сам Айболит нас встречает.

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и паучок,

И медведица!

Доктор Айболит.  Здравствуйте, ребята!

Дети.  Здравствуй, доктор Айболит!

Доктор Айболит.

Вы любите слушать сказки, читать книги?

Дети. Да!

Доктор Айболит.  Я тоже люблю читать книги. Есть у меня любимый писатель (показывает портрет К. Чуковского) Вы его знаете?

Дети.  Да, это Корней Чуковский.

Доктор Айболит.  Правильно. А еще его можно называть дедушка Корней.

А знаете стихи которые написал Чуковский?

Ведущий:  Да, Айболит.

Читают 1 - 2 коротких стихотворения.

Звонит телефон.

Доктор Айболит.  У меня зазвонил телефон. Кто говорит?

Дети. Слон.

Доктор Айболит.  Откуда?

Дети.  От верблюда.

Доктор Айболит.  Что вам надо?

Дети.  Шоколада.

Доктор Айболит. А потом позвонили мартышки.

Дети. Пришлите, пожалуйста, книжки.

Доктор Айболит. И такая дребедень целый день.

Дети.  Динь-дилень, динь-дилень, динь-дилень.

Доктор Айболит. Я три ночи не спал, я устал,

Мне бы заснуть, отдохнуть,

Но только я лег…

Дети.  Звонок!

Доктор Айболит.  Ой, да это не телефон звонит. Это в дверь звонят.

Входит мальчик-грязнуля.

Мальчик. Добрый доктор Айболит, помогите мне, пожалуйста!

Одеяло убежало, улетело простыня,

И подушка как лягушка ускакала от меня.

Доктор Айболит.  Вы знаете этого мальчика? Почему он грязный?

Дети.  Этот мальчик – грязнуля. Он не умывается.

Доктор Айболит.  Из какой он сказки?

Дети.  «Мойдодыр».

Доктор Айболит.

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам

А нечистым трубочистам-

Дети.  Стыд и срам! Стыд и срам!

Доктор Айболит. Давайте научим мальчика умываться.

Потешка «Водичка» (пение с имитацией движений)

Мальчик (умытый, причесанный). Теперь я все понял!

Да здравствует мыло душистое

И полотенце пушистое!

Спасибо вам. Я побежал! До свидания!

Доктор Айболит. Много сказок написал Корней Чуковский. Спасибо, дедушка Корней, за интересные книги!

Дети.  Спасибо!

Ведущий:

Вот и подошло к концу наше путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского. Очень хорошо вы знаете сказки этого замечательного автора.

Сказки вы не забывайте,

С интересом их читайте,

И вы и маленький народ

Читайте книги круглый год!

«Закладки для книг».

НОД по художественному творчеству

Программное содержание: продолжать учить детей пользоваться клеем: набирать на кисточку, удаляя излишки клея, намазывать клей на бумагу.

Развивать умение составлять композицию  изображения.

 Воспитывать аккуратность, внимание, чувство сопричастности, трудолюбие.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Безопасность», «Физическая культура», «Труд».

 Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная деятельность.

Оборудование: разноцветные полоски картона; маленькие картинки с изображением зверей, игрушек; клей, кисти, подставки, салфетки, книга РНС  «Гуси –лебеди» .

Методы и примы: создание проблемной ситуации, игровая мотивация на оказание помощи, словесные, наглядные.

План:

1. Проблемная ситуация.

2.  Рассматривание иллюстраций в книге к сказке «Гуси –лебеди».

3. Решение проблемы.

4. Физкультминутка.

5. Беседа,  о закладке.

6. Практическая деятельность.

7. Подведение итогов.

8. Труд.

Ход НОД:

1. Восп –ль: - Ребята, посмотрите, наша Галина Петровна сегодня что-то невеселая. Что случилось, Галина Петровна?

Г.П. – Ребята, я вчера начала  читала своему сыну  сказку «Гуси – лебеди»,но не дочитали, а решили прогуляться, а потом дочитать до конца. А когда пришли с прогулки, книга оказалась закрытой. Теперь не могу найти, где мы остановились при чтении.

2. Восп-ль: Что же делать, ребята? Как же помочь Галине Петровне? (Выслушать ответы детей).

Галина Петровна, а у вас книга с собой? (Да ) Можно нам ее посмотреть?   Галина Петровна, а про что  вы  прочитали когда остановились? (Я остановилась на том, как  Аленушка и Иванушка убежали от Бабы- Яги. (Рассматривание иллюстраций в книге. С помощью ребят находим нужную  страничку в сказке) Вот, Галина Петровна, вы здесь остановились? (Да. Спасибо вам ребята. Только как же мне снова не потерять страничку?).

3.Кажется, я знаю, как помочь Галине Петровне. Обычно, когда люди читают книгу и  приходится остановиться, они всегда кладут специальную закладку в книгу. У вас есть такая закладка? (Нет) Не переживайте, мы с ребятами научим вас делать закладку и сделаем себе. Ребята, согласны помочь Галине Петровне? Тогда в путь. А чтобы нам веселей работалось, давайте сделаем зарядку.

4. Физкультминутка.

Покажите мне ладошки

И похлопайте немножко

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп-хлоп-хлоп.

На меня теперь смотрите

Точно так же повторите

Раз, два. Раз, два, три.

(показ любого движения).

А теперь покажем ножки

Раз, два. Раз, два, три.

Побежали по дорожке

Раз, два. Раз, два, три.

5. Проходите в нашу мастерскую. Ребята, а кто знает, что же такое закладка и как она выглядит? (Выслушать ответы детей). Да, ребята, закладка – это такой предмет, который можно  положить в книгу, чтобы не потерять страничку, где читал. А форма закладки бывает разной.  Сегодня мы будем делать вот такую закладку. Она выглядит как полосочка, украшенная разными фигурками.

У вас на столах есть все, чтобы сделать закладку. Выберите, какого цвета полосочку вы хотите, а в тарелочках есть разные фигурки для украшения. Подумайте, как вы украсите свою закладку. Кто уже придумал – приступайте к работе.

6. Практическая часть – украшение полоски, изготовление закладки.

7. Выставка всех закладок. Ребята, посмотрите, какая красота у нас получилась.

Г.П. – Спасибо, вам ребята, вы мне очень помогли. Теперь у меня будет своя специальная закладка для книги и я никогда не потеряю страничку, на которой остановилась.

Восп-ль: У ребят тоже будет такая закладка, которая им пригодится дома. А вот эту закладку мы оставим в группе.

9. Пусть наши закладочки высыхают, а мы наведем порядок в нашей мастерской.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчеты о проведении тематических недель во второй младшей группе: " Неделя здоровья" , "Неделя безопасности"

Иногда написание отчета о проведении  тематической  недели является небольшой сложностью, особенно для молодого специалиста: форма, стиль и т.д. Предлагаю в качестве альтернативы имеющимуся ...

Календарно - тематическое планирование для второй младшей группы на Февраль.Темы недели: 1 неделя "Моя семья", 2 неделя "Мой город", 3 неделя "Мебель", 4 неделя "Семейные праздники - Масленица".

Календарно - тематическое планирование для второй младшей группы на Февраль. Темы недели: 1 неделя "Моя семья", 2 неделя "Мой город", 3 неделя "Мебель", 4 неделя "Се...

Календарное планирование в подготовительной группе « Б» тема недели «Книжкина неделя. Неделя театра»

Календарное планирование в подготовительной группе « Б» тема недели  «Книжкина неделя. Неделя театра»Цели: приобщение детей к книге; воспитание желания к постоянному общен...