Мастер класс для педагогов "Народная кукла "Крупеничка"
презентация

В воспитании ребенка как личности народные традиции играют огромную роль. Особенно это актуально для такой многонациональной страны, как Россия. Дошкольный возраст — самая важная стадия формирования личности человека, ее фундамент. Именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь и в жизнь наших детей самодельную куклу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krupenichka_3.pptx2.59 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 «Солнечный лучик» Народная кукла «Крупеничка» Мастер-класс для педагогов Подготовила: воспитатель Белякова Л.А.

Слайд 2

Цель: формирование интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы «Крупеничка». Задачи: раскрыть актуальность необходимости приобщения детей к истокам русской национальной культуре; познакомиться с историей обережной куклы; поделиться личным опытом изготовления русской народной тряпичной куклы «Крупеничка»; пробудить интерес к русским традициям и культуре.

Слайд 3

Актуальность: За последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. Результаты этого не заставили себя долго ждать, их плоды мы пожинаем ежедневно и повсеместно. А ведь в воспитании ребенка как личности народные традиции играют огромную роль. Особенно это актуально для такой многонациональной страны, как Россия. Дошкольный возраст — самая важная стадия формирования личности человека, ее фундамент. Именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь и в жизнь наших детей самодельную куклу.

Слайд 4

Тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. В старину существовали народные куклы трех видов: игровые (для игры), обрядовые (к определенному событию или празднику) и куклы – обереги (защищали от болезней, несчастий, злых духов). игровые обереги обрядовые

Слайд 5

«Крупеничка» – это тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье. При сборе урожая эту куклу заполняли зерном, наряжали и бережно хранили в красном углу. Славяне верили, что если «Крупеничка» доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытным и благополучным, и что именно «Крупеничка» принесет в дом достаток и благополучие. Традиционно Крупеничку наполняли гречихой, которая символизировала сытость и богатство, однако возможно наполнение и другими крупами (например, рисом – «праздничным» дорогим зерном, или овсом – зерном силы. Горох символизирует дружбу и мир в семье.

Слайд 6

Сейчас куклу Крупеничку дарят с пожеланиями добра, богатства, достатка в доме. Кроме того, в наши дни кукла Крупеничка переживает второе рождение как тактильная игрушка. Став детской игрушкой, Крупеничка осталось куколкой особой. Она самая полезная для развития малышей раннего возраста! Дело в том, что большинство русских народных тряпичных кукол – мягкие, тканевые . А Крупеничка набита крупой, или, еще лучше, горохом. Горошинки, перекатываясь, массируют пальчики ребенка. А ведь развитие ручек, пальчиков напрямую связано с развитием речи и мышления. Так что, смастерив своими руками тряпичную куклу — Крупеничку для малыша, вы создаете для него речевой тренажер!

Слайд 7

Использовать народную куклу в совместной деятельности с детьми можно, начиная с раннего возраста. Например , когда маленькие детки плачут, приходя в детский сад, особенно в период адаптации, можно попробовать дать в маленькую ручку ребенка маленькую куколку, которая отвлечет его на какое- то время от мыслей о маме, так как у него в руке будет что-то новое и интересное, что прежде он никогда не видел. Также куколок можно использовать в режимных моментах: они встречают детей утром, смотрят, как дети едят, помогают собираться на прогулку, успокаивают во время сна. При этом куколка голосом педагога говорит какую-нибудь потешку. Кукла стала в моей работе с детьми раннего возраста символом адаптации, доверительности, и прочности детско-родительских и педагогических взаимоотношений

Слайд 8

Помогая детям, мы сами научимся древнему ремеслу, а значит, легко найдем общий язык с детьми. А это залог будущей любви и понимания. На народную тряпичную куклу не влияет время, и она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Она напоминает о нашей, богатой истории, связывает нас с нашими предками . «Только та страна, в которой люди помнят о своём прошлом, достойна будущего».

Слайд 9

Процесс изготовления . 1 . Для изготовления куклы понадобится вырезать из ткани два круга: для головы из светлой ткани (диаметр 14 см) и для тельца из цветной ткани (диаметр - 24 см). 2. Швом «Вперед иголку» обшить по окружности, отступив от края 0,5 см, оба круга. 3. Потом постепенно стянуть оба круга. 4. Шьем голову. Раньше её наполняли шерстью, сейчас чаще всего - синтепоном или другими синтетическими наполнителями. Набить получившийся «мешочек» синтепоном, стянуть и закрепить нитку.

Слайд 10

5. Шьем тельце. Чтобы кукла была более устойчивой, не надо насыпать много крупы. Когда вы берёте куклу в руки, должно создаваться ощущение, будто крупа имеет возможность свободно перемещаться внутри куклы. Кукла как бы «играет», «живёт» в руке. 6. Затем аккуратно стянуть нитку и закрепить. Нитку не обрезать. Потом ей же пришить голову. Делать стежки попеременно на голове и на тельце.

Слайд 11

7.Для того чтобы пришить волосы, нужно нарезать их из пряжи. Нить должна быть достаточно длинной, потому что волосы будем пришивать по центру и по бокам.. После того, как волосы пришиты, завязать хвосты или заплести косы и только потом ровнять.. Если у куклы заплетены косы, то это тоже имеет своё символическое значение: непрерывность рода. Что тоже немаловажно для каждой семьи! 8. Пришить глазки. Традиционно куклы-обереги делают без глаз.

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...