Комплект Технологических карт занятий
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ивановская Светлана Степановна

Материал, содержащий конспекты занятий с использованием ИКТ, презентации в работе с дошкольниками, с педагогами и родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта "Безопасность в сети интернет"20.7 КБ
Файл Путешествие в страну "БУКВОЗВУКИЯ"19.19 КБ
Файл Путешествие в страну Математики20.85 КБ
Файл Заучивание стихотворения А.Фета "Мама! Глянь-ка из окошка..."237.13 КБ
Файл Новые дома на нашей улице15.68 КБ
Файл Почва и подземные обитатели19.68 КБ
PDF icon Дикие животные и их охрана198.74 КБ
PDF icon Беседа "Традиции Нового года"244.72 КБ
PDF icon Викторина "Знатоки Олимпийских игр"150.66 КБ
PDF icon Консультация для воспитателей. Интеллектуальные игры в развитии детей.169.06 КБ
Файл Мастер класс для воспитателей "Использование ИКТ в работе"21.82 КБ
Файл Мастер-класс для педагогов ДОУ «Создание дидактических игр с помощью программы «PowerPoint»1.47 МБ
Microsoft Office document icon Буклет. Возрастные особенности детей 5-6 лет. 1.98 МБ
Microsoft Office document icon Буклет. Возрастные особенности детей 6-7 лет1.64 МБ
Microsoft Office document icon Буклет для родителей. Играем пальчиками - развиваем речь205 КБ
Файл Буклет. Играем - слух развиваем90.66 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия в подготовительной группе

Составила Ивановская Светлана Степановна,

Воспитатель МКДОУ «Журавлик»

Тема (указать педагогическую задачу)

«Безопасность в сети Интернет»

Культурная практика (вид деятельности)

Познавательно-исследовательская

Культурно-смысловой контекст (отглагольное существительное, продукт)

Цель (отглагольное существительное)

Создание условий для формирования основ  безопасной работы в интернете через интеллектуальную игру «Брейн-ринг».

Образовательные задачи (вместе с детьми)

Обучающие (представления, умения, навыки):

Развивающие (деятельность):

Воспитательные (отношение):

Повышать  уровень  знаний о компьютере.

           Закреплять значение слов - монитор, мышка, клавиатура, системный блок, вирус, антивирус, Сеть, Интернет.

Совершенствовать умение выступать перед аудиторией.

Воспитывать чувства личной ответственности за общее дело.

Материалы и оборудование

Компьютер, 2 ноутбука, проектор, таблица протокола на доске для счета очков, грамоты; стикеры по количеству учащихся; косынки – галстуки двух цветов (красные и голубые). Буквы,  из которых складывается слово интернет. Разрезанные картинки с изображением первого компьютера и современного компьютера (картинки разрезаны на 8 частей).

Этап

Действия педагога

Деятельность детей

Планируемые результаты

Организационная часть занятия

Мотивационный (создание условий возникновения побуждающего мотива к новой деятельности, определение детской цели)

В группу вносят письмо.

- Ребята, нам принесли письмо, прочитаем?

«Дорогие ребята! Приглашаю вас в увлекательное путешествие по необычной стране, а как называется эта страна, вы узнаете после того, как отгадаете мою загадку:

Есть такая сеть на свете

Ею рыбу не поймать

В нее входят даже дети,

Чтоб общаться и играть.

Информацию черпают.

И чего здесь только нет.

Как же сеть ту называют?

Ну, конечно… »

- так как называется  эта страна?

- Ну что, ребята, хотите отправиться в путешествие по стране Интернет? (Ответы детей.)

Коммуникативная

Проявляют интерес

Ориентировочный (проблемный) (формулирование целей деятельности, подбор средств)

Для путешествия надо поделиться на две команды, придумать название и выбрать капитана.

Коммуникативная

Дети могут договориться между собой и поделиться на две команды

Основная часть занятия

Информационный этап (объяснение воспитателя, совместные пути решения, план, алгоритм выполнения заданий и др.)

Представление команд.

(Название команд фиксируется на таблице протокола, наглядно, на доске).

- Ребята, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Побеждает та команда, которая набирает больше балов.

Коммуникативная

Развито внимание

Аналитический (практический этап) (непосредственное выполнение заданий)

Игра  «Брен-ринг»

1 задание: название игры сможете узнать, если прочитаете слово с права на лево ТЕНРЕТНИ (можно выложить слово из букв правильно и прочитать с лева на право).

2 задание: загадки (за каждую отгадку 1 балл)

  • Две загадки для одной команды:

Что за чудо агрегат?

Может делать все подряд:

Петь, играть, читать, считать,

Самым лучшим другом стать. (Компьютер)

Сохраняет все секреты

«Ящик» справа возле ног,

И слегка шумит при этом.

Что за «зверь»? (Системный блок)

  • Две загадки для другой команды

На столе он перед нами,

На него направлен взор,

Подчиняется программе,

Носит имя… (Монитор)

Не зверушка, не летаешь,

А по коврику скользишь,

И курсором управляешь –

Ты - компьютерная  (Мышь)

  • Загадка для обеих команд, кто первый отгадает

Нет, она не пианино,

Только клавиши в ней есть!

Алфавита там картина,

Знаки, цифры тоже есть.

Очень тонкая натура.

Имя ей… (Клавиатура)

3 конкурс капитанов. Задание 1:

  • набрать на клавиатуре ноутбука цифры в прямом порядке от 5 до 9;
  • набрать на клавиатуре ноутбука цифры в обратном порядке от 9 до 5.

Задание 2:

  • Что такое вирус?
  • Что такое антивирус?

4 задание: собрать разрезанные картинки и рассказать какие бывают компьютеры? Назвать признаки отличия.

Одной команде предлагается разрезанная картинка с изображением первого компьютера, второй команде – с изображением современного компьютера.

5 задание:

  • назвать плюсы интернета, т.е. зачем он нужен?
  • Назвать минусы интернета, т.е. какой вред он может оказать?

5 задание: по два теста на каждую команду на знание правил поведения в интернете:

  1. Новый друг, в чьих данных указан тот же возраст, что и у тебя, предлагает тебе обменяться фотографиями.

А  -  Попрошу его фото, и потом отправлю своё.

Б  – Посоветуюсь с родителями.

  1. В чате тебя обозвали очень грубыми словами.

А – Скажу в ответ: «Сам дурак».

Б -  Прекращу разговор с этим человеком.

  1. Знакомый предложил разослать телефон и адрес «плохой девочки», чтобы все знали о ней.

А – Потребую доказательств, что она плохая.

Б – Сразу откажусь.

  1. Пришло сообщение с заголовком «От провайдера» - запрашивают твой логин и пароль для входа в Интернет.

А – Вышлю только пароль: они сами должны знать логин.

Б – Отмечу письмо как Спам.

Подсчёт баллов, объявление победителя, вручение наград.

Коммуникативная

Познавательная

Развито внимание

Владеют устной речью

Могут работать в команде

Заключительная часть занятия

Оценочный (оценивание детьми собственной деятельности)

Ребята, куда мы сегодня совершили путешествие? Из каких частей состоит компьютер? Как вы думаете, вы успешно справились с заданиями ИНТЕРНЕТА? (ответы детей). Какое задание было самым  трудным? (ответы детей)

Давайте повторим правила безопасности в сети Интернет. 

  • Использование программ-антивирусов;
  • Посещение сайтов, соответствующих вашему возрасту;
  • Нельзя сообщать информацию со своими личными данными и данными родителей;
  • Нельзя доверять незнакомым людям и встречаться с ними, без контроля взрослых;
  • Необходимо избегать виртуальной агрессии и преследований.

Я думаю, это занятие было полезным для вас, и вы узнали много нового, интересного и полезного.

Коммуникативная

Могут выражать свои мысли



Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия в подготовительной группе

Составила Ивановская Светлана Степановна,

Воспитатель МКДОУ «Журавлик»

Тема (указать педагогическую задачу)

Путешествие в страну «БУКВОЗВУКИЯ»

Культурная практика (вид деятельности)

Коммуникативная

Культурно-смысловой контекст (отглагольное существительное, продукт)

Подготовка к школе

Цель (отглагольное существительное)

Создание условий для выявления усвоенных детьми знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях по обучению грамоте.

Образовательные задачи (вместе с детьми)

Обучающие (представления, умения, навыки):

Развивающие (деятельность):

Воспитательные (отношение):

Обобщать и систематизировать знания о звуках (гласные, согласные).

Дифференцировать на слух гласные и согласные звуки.

Определять и называть количество слогов в словах.

Развивать внимание, логическое мышление, зрительное восприятие.

Воспитывать самостоятельность, активность, коммуникативность, дружелюбие.

Материалы и оборудование

Проектор, интерактивная доска, презентация, музыкальный трек «Паровозик из Ромашково», фишки синего и красного цвета, разрезные буквы, схема для звукового анализа слова.

Этап

Действия педагога

Деятельность детей

Планируемые результаты

Организационная часть занятия

Мотивационный (создание условий возникновения побуждающего мотива к новой деятельности, определение детской цели)

_Ребята, сегодня я вас приглашаю отправиться в страну «БУКВОЗВУКИЯ». Во время путешествия вам придется выполнять много заданий, быть внимательными и конечно же взять с собой хорошее настроение. Вы готовы?

-Беритесь за руки и становитесь в круг

Психогимнастика.

Настроение упало?

Дело валится из рук.

Но еще не все пропало,

Если есть хороший друг.

С делом справимся вдвоем,

С облегчением вздохнем!

Настроение поднимем,

И от пыли отряхнем.

- Вот теперь с хорошим настроением мы можем отправиться в путь.

Коммуникативная

Проявляют интерес

Выполняют движения в соответствии с текстом

Ориентировочный (проблемный) (формулирование целей деятельности, подбор средств)

-Ребята, а на чем мы можем отправиться в путешествие?

- Готовы отправиться в путешествие на поезде? Занимайте места.

- Ребята, чтобы поезд отправился, надо выполнить гимнастику языка.

Коммуникативная

Развита устная речь

Основная часть занятия

Информационный этап (объяснение воспитателя, совместные пути решения, план, алгоритм выполнения заданий и др.)

Артикуляционная гимнастика «У бабушки с дедушкой»

 «Толстые внуки приехали в гости.

С ними худые – лишь кожа да кости

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,

Поцеловать они всех потянулись.

Утром проснулись – в улыбочку губы,

Чистили мы свои верхние зубы,

Вправо и влево, внутри и снаружи.

С нижними зубками тоже мы дружим».

- Поезд отправляется.

(Звучит песенка «Паровозик из

Ромашково»)

Коммуникативная

Выполняют упражнения

Аналитический (практический этап) (непосредственное выполнение заданий)

Первая остановка «ЗВУКОВАЯ».

- Ребята, мы с вами знаем, что люди

общаются с помощью слов, а слова состоят из звуков.

- А что же такое звуки?

- На какие две группы делятся звуки?

- Назовите гласные звуки.

- Почему они так называются?

- Каким цветом мы их обозначаем?

Дидактическое упражнение

«Назови гласный звук»

Лак, дом, кит, сыр, суп.

- А теперь назовите согласные звуки

- Почему они так называются?

- Какими бывают согласные звуки?

- Каким цветом обозначается твердый согласный звук?

- каким цветом обозначается мягкий согласный звук?

Игра с мячом «Назови братца»

Я называю твердый согласный звук, а вы называете его «братца» мягкий согласный

звук.

([б]-[б'], [в]-[в'], [г]-[г'], [д]-[д']

и т.д.).

- А ещё какими бывают согласные звуки?

- Как мы можем определить звонкий или глухой звук?

- Молодцы, про звуки все ответили, отправляемся дальше! ( Аудиозапись

«Паровозик из Ромашково»).

Вторая остановка «Слушай внимательно»

Ребята, я буду произносить звуки, а вы,

внимательно слушайте. Если услышите гласный звук-хлопните в ладоши, если

согласный- присядьте.

- Какие вы внимательные. Молодцы,

отправляемся дальше! (

Аудиозапись «Паровозик из

Ромашково»).

- Третья остановка «Слоговая».

- Ребята, а как определить, сколько слогов в слове?

Игра «Раздели слова на слоги»

- Я буду показывать вам картинку, а вы должны будете назвать предмет, изображенный на ней и разделить хлопками это слово на слоги.

Сколько слогов в слове мяч?

Слова: дом, сом, шко-ла, ко-ро-ва, ма-лыш, со-ба-ка, са-дик.

-Молодцы! Отправляемся дальше! ( Аудиозапись «Паровозик из Ромашково»).

Четвертая остановка «Отдыхай-ка»

Физминутка «Апрель, апрель»

 (пальчиковая игра с элементами нейрогимнастики)

- Пятая остановка «Звуко-буквенная».

Посмотрите, кто нас встречает. (Кот)

- Ребята, а кто скажет, как обозначаются звуки на письме?

- Чем отличаются звуки и буквы?

- Давайте выполним звуковой анализ слова «КОТ».

- Назовите первый звук в этом слове. Каким цветом обозначим?

- Назовите второй звук. Каким цветом обозначим?

- Назовите третий звук. Каким цветом обозначим?

- Сколько всего звуков?

- Сколько гласных звуков?

- Сколько согласных звуков?

- Молодцы! Осталось только из букв, которые у вас есть, выложить слово «Кот»

- Ну что ж, ребята, вот и подошло к концу наше

путешествие в страну «БУКВОЗВУКИЮ». Нам пора возвращаться в детский сад.

(Звукозапись).

Коммуникативная

Игровая

Развита устная речь

Имеют представления о звуках

Могут определить звук в слове

Различают звуки по мягкости, звонкости

Могут различить на слух гласный и согласный звуки

Прохлопывают слово и делят на части

Заключительная часть занятия

Оценочный, рефлексивный (оценивание детьми собственной деятельности)

- Выходите из своих вагончиков, и все дружно

встанем в круг, протяните левую руку и скажем волшебные слова: «Раз, два,

три, четыре, пять –возвращаемся в детский сад»

- Ребята, понравилось вам наше путешествие? Что больше всего понравилось? С

выполнением какого задания у вас возникли трудности? Ребята, как вы думаете, где вам может пригодиться умение различать звуки, составлять слова?

Спасибо вам, вы все были активными и внимательными. Ну, а впереди нас ждут еще

путешествия, новые звуки и буквы, с которыми нам предстоит познакомиться.

Коммуникативная

Развита устная речь, могут высказывать свои впечатления



Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия в подготовительной группе

Составила Ивановская Светлана Степановна,

Воспитатель МКДОУ «Журавлик»

Тема (указать педагогическую задачу)

Путешествие в королевство Математики

Культурная практика (вид деятельности)

Познавательно-исследовательская

Культурно-смысловой контекст (отглагольное существительное, продукт)

Подготовка к школе

Цель (отглагольное существительное)

Создание условия для закрепления и применения детьми полученных математических знаний, умений и навыков в повседневной деятельности.

Образовательные задачи (вместе с детьми)

Обучающие (представления, умения, навыки):

Развивающие (деятельность):

Воспитательные (отношение):

- Закреплять умение формировать множество предметов по заданным основаниям (состав числа из 2-х меньших в пределах «10»).

- Совершенствовать навыки количественного, порядкового, прямого, обратного счета в пределах 10, 20; определять предыдущие, последующие, пропущенные числа.

- Закреплять умение решать и составлять на наглядной основе и устно арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах «10».

- Закреплять умение измерять предметы с помощью условной мерки разного размера.

-  Совершенствовать знания о геометрических фигурах и их элементах;

- Совершенствовать умение ориентироваться на ограниченной плоскости, располагая предметы в заданном направлении; понимать и использовать в речи слова: вправо, влево, сверху, снизу, между, через, рядом и др.

- Учиться определять время по часам, регулировать свою деятельность в соответствии со временем.

- Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание.

- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Материалы и оборудование

Демонстрационный: домик (состав числа 5, 7, 9), карточки с цифрами в пределах «10»; муляж часов со стрелками, волшебная палочка - указка, - звезды с заданиями (Буквы к слову «МОЛОДЦЫ»)

Раздаточный: математические наборы (цифры, геом. фигуры, знаки, счетные палочки),

наборное полотно, простые карандаши, рабочие тетради в клетку.

Этап

Действия педагога

Деятельность детей

Планируемые результаты

Организационная часть занятия

Мотивационный (создание условий возникновения побуждающего мотива к новой деятельности, определение детской цели)

Внести волшебный сундучок.

- Ребята, у меня для вас есть сюрприз в этом сундучке. Чтобы сундучок открыть, надо отправиться в страну «Математику» и получить 7 звезд.

Коммуникативная

Проявляют интерес

Ориентировочный (проблемный) (формулирование целей деятельности, подбор средств)

Как вы думаете, трудные будут задания?

Коммуникативная

Высказываются

Основная часть занятия

Информационный этап (объяснение воспитателя, совместные пути решения, план, алгоритм выполнения заданий и др.)

Я буду Королевой Математики. За каждое задание вы получите звезду моего королевства! И если вы соберете 7 звезд, то вас ждет сюрприз в волшебном сундучке!

Ну что, вы готовы отправиться в Королевство Математики?

Коммуникативная

Аналитический (практический этап) (непосредственное выполнение заданий)

Королева математики:

Задание №1 – «Математическая разминка»

К кому прикоснется моя волшебная палочка, тот должен быстро ответить на вопросы Готовы?

Вопросы:

1. Назовите фигуры, у которых нет углов.

2. У какой фигуры есть 4 угла и все стороны равны?

3. Сосчитайте от 10 до 1

4. Сосчитайте от 10 до 20

5. Назовите 1-ый день недели?

6. Назовите 4-й день недели.

7. Назовите соседей среды.

8. Назовите день последующий за субботой?

9. Назовите день последующий за вторником?

10. Назовите соседей числа 7

11. Назовите предыдущее числа 5

12. Назовите число последующее за числом 10

13. Назови времена года по порядку

14. Какая часть суток наступает после утра?

15. В какое время суток ты приходишь из садика домой?

- Молодцы, ребята, вы справились с 1 заданием и получаете за это 1 звезду!

(1 звезда выкладывается на доске)

Задание №2 – «Составь Множество»

- На верхней полоске нужно выложить геометрические фигуры, у которых 3 угла и 3 разных стороны (равносторонний треугольник). Фигур нужно выложить столько, сколько дней в неделе?

- На нижней полоске выложить фигуры, у которых 4 угла и все одинаковые стороны. Фигур нужно выложить на одну больше, чем фигур на верхней полоске.

- Как называются фигуры на верхней полочке? Сколько их выложили? Почему 7?

- Как называются фигуры на нижней полочке? Сколько фигур на нижней полочке?

-Что нужно сделать, чтобы треугольников стало столько же, сколько квадратов? Сделайте это.

- По сколько теперь фигур на полочках?

А теперь ребята, из 2-х треугольников смоделируйте прямоугольник.

-- Сколько прямоугольников у вас получилось?

-- Какую фигуру можно смоделировать из двух квадратов? Сделайте это?

-- Сколько квадратов у вас получилось?  Почему?

Молодцы ребята, вы отлично справились с 2 заданием.

За это вы получаете 2 звезду!

Задание №3 «Условная мерка» 

Королева математики: А теперь, ребята, послушайте загадку: Раз, два, три, четыре, пять... Начинаем мы считать: Если пальцев не хватает, Мне подружки помогают Их на парте разложу, И любой пример решу. Что это? Королева математики:

Ребята, я знаю, что вы научились считать с помощью счетных палочек. А для чего еще они нужны?

Королева математики: То есть они могут быть условной меркой. Давайте, узнаем сколько условных мерок, то есть палочек поместиться в вашей математической полоске? Измерьте и ответ выложите цифрой на столе.

Молодцы, ребята, вы справились с 3 заданием и получаете за это 3 звезду!

Задание № 4 – «Состав числа» (5,7,9)

Королева математики:

«Перед вами домик, у которого есть номер,

но квартиры все подряд без номера стоят».

Вам нужно определить из каких 2-х меньших чисел состоит заданное число? Кто уже знает ответ, поднимайте руку.

Королева математики:

Молодцы, ребята, вы справились с 4 заданием и получаете за это 4 звезду.

Королева математики: А теперь ребята, пора передохнуть! Выходите на зарядку и постройтесь по порядку, Посчитайтесь кто какой, кто будет первый? кто второй? Физкультминутка 

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу правую – к груди,

Да смотри – не упади.

Столько мы подпрыгнем раз.

Сколько пальчиков у нас.

 А вот сколько глаз у нас,

Давай присядем столько раз.

Задание №5 – «Математические задачки» Королева математики: Послушайте еще загадку:

У неё нет ничего

Нет ни глаз, ни рук, ни носа,

Состоит она всего

Из условия с вопросом. Что это?

 - Ребята, а вы умеет решать задачи? - А сможете ли вы сами составить задачку по картинке?

Королева математики: Молодцы, ребята, вы справились с 5 заданием и получаете за это 5 звезду!

Задание №6 «Режим дня»

Королева математики: (показывает часы) Ходят стрелочки по кругу

Все хотят догнать друг друга.

Стрелки, стрелки, не спешите,

Вы нам время подскажите!

Что это за предмет?

Королева математики: Правильно!

А нужны ли вам будущим школьникам часы? И для чего?

Королева математики: Совершенно верно, часы нужны, чтобы соблюдать режим дня! А вы научились определять время по часам? Давайте проверим.

Звенит будильник в 7.00 утра,

Значит вам вставать пора!

В 8 часов - не ленитесь,

На зарядку становитесь!

В 9 часов - моем руки дружно,

Плотно завтракать всем нужно.

В 10 часов - начинаем заниматься

Не лениться, а стараться!

В 11 часов - будем быстро одеваться,

На прогулку собираться.

А в 12 часов - на обед

Вас ждут суп, компот, котлеты.

Нельзя шуметь, смеяться в 1 час

Потому что у нас «тихий час».

В 3 часа проснулись - сделали зарядку, Походили босиком, здоровье в порядке!

Королева математики: Молодцы, ребята, вы справились с 6 заданием и получаете за это 6 звезду!

Задание №7 «Нарисуй фигуру»: 

Королева математики: Следующее задание вы будете выполнять в своих тетрадях, а я увижу как вы правильно держите карандаш и внимательно слушаете задание.

Найдите серединку листа и поставьте точку. От точки отсчитайте 4 клетки – вправо , 2 клетки – вверх, 4 клетки – вправо , 5 клеток – вниз , 4 клетки – влево , 2 клетки – вверх , 4 клетки – влево , 1 клетка – вниз , 1 клетка – влево , 1 клетка – вниз , 1 клетка – влево , 3 клетки – вверх, 2 клетки вправо. Королева математики: Что получилось?

Да, это ключик.

Познавательно-исследовательская

Двигательная

Знают геометрические фигуры, дни недели, месяца года; Решают арифметические задачи, примеры; Ориентируются на листе бумаги.

Выполняют движения в соответствии с текстом

Могут составить задачи по картнке

Заключительная часть занятия

Оценочный, рефлексивный (оценивание детьми собственной деятельности)

Ребята, вы справились с последним - 7 заданием, а это значит, что ключик, нарисованный вами, сможет открыть волшебный сундучок с сюрпризом! А наши 7 королевских звезд тоже не простые - закройте глаза. (Королева математики переворачивает звезды на панно и там появляется слово «МОЛОДЦЫ»). Открывайте глаза и прочтите слово! Вы все молодцы, я теперь точно знаю, что вы все хорошо знаете математику и готовы идти в школу!

Ребята, вам понравилось занятие? Ребята, а вы знаете, какая самая лучшая оценка в школе? Конечно 5! Я предлагаю вам оценить свою работу на занятии цифрами и посмотреть, что вас ждет в волшебном сундучке.

Коммуникативная

Развита устная речь

Могут оценить свою работу



Предварительный просмотр:

План-карта занятия

            Дата:21.11.23

Группа подготовительная,  ФИО воспитателя: Ивановская С.С.

Тема (указать педагогическую задачу)

          Заучивание стихотворения А.Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»

Культурная практика (вид деятельности)

Коммуникативная

Культурно-смысловой контекст (отглагольное существительное, продукт)

Подготовка к школе

Цель (отглагольное существительное)

Создание условий для развития памяти через коммуникативную деятельность.

Образовательные задачи (вместе с детьми)

Обучающие (представления, умения, навыки):

Развивающие (деятельность):

Воспитательные (отношение):

Учиться понимать поэтическую речь.

Уметь логично и содержательно строить высказывания.

Развивать память, мышление, связную речь.

Воспитывать самостоятельность и инициативу у детей.

Материалы и оборудование

Опорные картинки, цветные карандаши, листы А4

Этап

Действия педагога

Деятельность детей

Планируемые результаты

Организационная часть занятия

Мотивационный (создание условий возникновения побуждающего мотива к новой деятельности, определение детской цели)

Ребята, у меня в сундучке что-то есть. Хотите узнать, что?

Игровое упражнение «Да нет»

Коммуникативная

Проявляют интерес

Рассуждают, задают наводящие вопросы

Ориентировочный (проблемный) (формулирование целей деятельности, подбор средств)

Ребята, как вы думаете, с помощью чего можно рассказать о зиме? А для чего нужно учить стихотворения?

Коммуникативная

Высказывают предположение

Основная часть занятия

Информационный этап (объяснение воспитателя, совместные пути решения, план, алгоритм выполнения заданий и др.)

      Чтение стихотворения А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…» с использованием мнемотаблицы

Коммуникативная

Могут слушать

Аналитический (практический этап) (непосредственное выполнение заданий)

Артикуляционная гимнастика

Беседа по тексту стихотворения

Физминутка

Повторное чтение стихотворения

Чтение стихотворения детьми (2-3ребенка) с опорой на мнемотаблицу

Коммуникативная

Игровая

Участвуют в беседе

Выполняют гимнастику

Читают стихотворение

Заключительная часть занятия

Оценочный (оценивание детьми собственной деятельности)

Что нового узнали? Кому вы расскажете стихотворение?

Коммуникативная

Могут сделать умозаключения

Рефлексивный («взгляд назад», выражение своих эмоций по итогам деятельности)

https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/11/14/002.jpg



Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия в подготовительной группе

Составила: Ивановская Светлана Степановна,

Воспитатель МКДОУ «Журавлик»

Тема (указать педагогическую задачу)

«Новые дома на нашей улице»

Культурная практика (вид деятельности)

Изобразительная (аппликация)

Культурно-смысловой контекст (отглагольное существительное, продукт)

Оформление группы.

Цель (отглагольное существительное)

Создать условия для развития творческих способностей через изобразительную деятельность

Образовательные задачи (вместе с детьми)

Обучающие (представления, умения, навыки):

Развивающие (деятельность):

Воспитательные (отношение):

Создавать несложную композицию: по-разному располагать на пространстве листа изображения домов, дополнительные предметы.

Закреплять приемы вырезывания и наклеивания, умение подбирать цвета для композиции.

Развивать творчество, эстетическое восприятие

Воспитывать аккуратность при работе с ножницами, клеем.                

Материалы и оборудование

Цветная бумага, лист белого картона, клей-карандаш, ножницы, образцы аппликации.

Этап

Действия педагога

Деятельность детей

Планируемые результаты

Организационная часть занятия

Мотивационный (создание условий возникновения побуждающего мотива к новой деятельности, определение детской цели)

На доске иллюстрации разных домов: деревянных, кирпичных, одноэтажных…

- Ребята, посмотрите и скажите, чем отличаются дома друг от друга?

- Ответы детей

- А что у них общего? (стены, окна, крыша…)

Коммуникативная

Проявляют интерес

Могут поддерживать беседу

Ориентировочный (проблемный) (формулирование целей деятельности, подбор средств)

Ребята, а мы с вами можем сделать дом? Из чего?

- Давайте вспомним, из каких частей состоит дом? (ответы детей)

- На какую геометрическую фигуру похожи стены дома?

- На какую геометрическую фигуру похожи окна дома?

- На какую геометрическую фигуру похожа крыша дома?

Коммуникативная

Могут высказывать свое мнение

Называют части дома

Основная часть занятия

Информационный этап (объяснение воспитателя, совместные пути решения, план, алгоритм выполнения заданий и др.)

Объяснение и обсуждение способа выполнения поделки.

Повторение правил работы ножницами.

Коммуникативная

Участвуют в обсуждении способа изготовления аппликации

Аналитический (практический этап) (непосредственное выполнение заданий)

Пальчиковая гимнастика:

Молотком и топором,

Строим новый дом.

В доме много этажей,

Много взрослых и детей.

Самостоятельная работа детей.

Индивидуальная помощь.

Коммуникативная

Изобразительная

Выполняют пальчиковую гимнастику

Изготавливают картину

Заключительная часть занятия

Оценочный (оценивание детьми собственной деятельности)

Скажите, ребята, какие трудности вы испытали при строительстве зданий?

А какие работы, по-вашему, выполнены более аккуратно?

Коммуникативная

Могут делать умозаключения



Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия в подготовительной группе

Составила Ивановская Светлана Степановна,

Воспитатель МКДОУ «Журавлик»

Тема

Почва и подземные обитатели

Культурная практика (вид деятельности)

Познавательно- исследовательская

Культурно-смысловой контекст

Подготовка к школе

Цель 

Создать условия для ознакомления детей с понятием «почва» на основе экспериментов, ее составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира.

Образовательные задачи

  1. Расширять представления о почве и подземных обитателях.
  2. Развивать познавательную активность.
  3. Учиться выдвигать предположения, проверять и делать элементарные выводы о свойствах почвы в процессе опытнической деятельности.
  4. Воспитывать дружеские взаимоотношения во время опытов, игры.

Материалы и оборудование

Картинки с изображением почвы и подземных обитателей, колбы с водой, контейнер с почвой, лупы, клеенки, салфетки, промокательная бумага.

Этап

Действия педагога

Деятельность детей

Планируемые результаты

Организационная часть занятия

Мотивационный (создание условий возникновения побуждающего мотива к новой деятельности, определение детской цели)

- Ребята, скажите, какую сказку мы с вами читали вчера? (Ответы детей)

- Хотите встретиться с героями сказки

- Садитесь по удобнее, начинается кукольный театр.

Инсценировка сказки.

Полевая мышь: Здравствуйте, дети! Я знаю, что недавно вам читали сказку «Дюймовочка». Я помогла Дюймовечке, предложив пожить у меня зимой. У меня очень теплая, сухая норка. Я делаю припасы, поэтому в холодную долгую зиму у меня всегда есть что покушать. Приходите в гости. Я угощу вас зернышками! Это так вкусно!

Крот: Здравствуйте, Мышь! Я чувствую, что здесь кто – то есть.  

Полевая мышь: Да, здесь много детей. А как ты это узнал?

Крот: Я хоть и слепой, но чувствую, что кто-то рядом. Здравствуйте ребята! Закройте глаза, посидим тихо- тихо…. Что вы чувствуете и слышите? (ответы детей). А я лучше всех слышу  звуки и чувствую запахи. Приглашаю всех ко мне в гости, в подземное царство.  Кого там только нет: жуки, пауки, червяки, мышки, суслики, кроты и много другой живности. Все они живут в земле, кого – то я часто встречаю, а кто – то зарывается так глубоко, что яс ними и не знаком. Жаль вот только что Дюймовочка. Убежала от меня, не захотела жить в моем подземном царстве.

 Дюймовочка: Здравствуйте! Извини, Крот! Мне очень хотелось на волю, к солнышку. Я не могла долго жить в подземном царстве. Там нет солнышка! Спасибо мышке – она помогла мне в трудный момент.  И ласточке спасибо – она помогла мне выбраться на свободу! Сейчас я живу среди эльфов. Они дали мне новое имя – Майя. Теперь у меня есть крылышки, и я могу летать! Я очень счастлива и радуюсь встрече с солнышком и моими друзьями!

Ласточка:  Здравствуйте! Я слышу, что вы мне говорите обо мне. Это очень приятно! Я благодарна Дюймовочке, ведь она мне спасла жизнь. У меня появились детки – маленькие птенчики. Я их очень люблю! Но мне пора их кормить! Спасибо! Я полетела! До свидания! Все прощаются с Ласточкой .  

Дюймовочка предлагает превратиться в ее друзей – эльфов и поиграть.Она “превращает их в эльфов”. Под звуки мелодии  “Танец Феи Драже” дети – эльфы играют вокруг “цветов”- обручей (их на один меньше количества детей). По окончании музыки каждый “эльф” занимает любой свободный “цветок”. Идет игра на выбывание. Тот “эльф”, которому не хватило “цветка”, выбывает.  Игра повторяется 3-4 раза.

Крот: Какая красивая музыка! Как у вас весело! А теперь давайте пойдем ко мне в гости !

Дюймовочка: благодарю! Мне пора лететь к королю эльфов. Заждался он меня! До новых встреч, друзья! (улетает).

- К сожалению и мы не можем пойти в гости.

Коммуникативная

Двигательная

Проявляют интерес

Рассуждают

Могут внимательно слушать

Называют подземных обитателей

Ориентировочный (проблемный) (формулирование целей деятельности, подбор средств)

- Ребята, а мы с вами можем узнать как живут разные живые существа пол землей? Как там можно дышать? Есть ли там воздух?

- Ответы детей

- Что для этого нам надо?

Коммуникативная

Развита устная речь

Высказывают предположения

Основная часть занятия

Информационный этап (объяснение воспитателя, совместные пути решения, план, алгоритм выполнения заданий и др.)

 Предлагаю ребятам провести опыты в нашей лабаратории.

Познавательно-исследовательская

Интересуются новым

Аналитический (практический этап) (непосредственное выполнение заданий)

ОПЫТ 1: Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы. Что мы видим? (Ответы детей) Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта?

Вывод: Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух.

 ОПЫТ 2: Возьмите промокательную бумагу, насыпьте на неё немного почвы. Придавите её плотно к бумаге. Что вы увидели на бумаге? (Ответы детей).

Какой вывод можно сделать?

Вывод: почве есть вода.

- Откуда же она берется в почве? (ответы детей)

- Все правильно, дети. Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.

ОПЫТ 3: Размешаем почву в стакане с водой. Что вы видите? (Ответы детей). Правильно, через некоторое время мы видим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной. Какой мы сделаем вывод? (Ответы детей)

Вывод: Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.

ОПЫТ 4: А что происходит, когда Вы поливаете растения водой? Давайте попробуем полить из стаканчика на почву. Что Вы заметили? (вода намочила почву и прошла дальше, вывод-почва впитывает воду).

Познавательно-исследовательская

Игровая

Проводят опыты и делают элементарные выводы

Заключительная часть занятия

Оценочный (оценивание детьми собственной деятельности)

- Сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва», напомните мне, пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает (ответы детей). Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать? (Ответы детей: не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей» - ведь они нужны почве.)

- Что для вас было трудным? Что было самым легким?

Коммуникативная

Могут делать умозаключения

Рефлексивный («взгляд назад», выражение своих эмоций по итогам деятельности)

- Что вам больше всего понравилось на занятии? Может вам что -то не понравилось?

Коммуникативная

Могут


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей «Использование ИКТ в работе ДОУ»


Подготовила воспитатель

Ивановская Светлана Степановна


Цель:

Расширение знаний в области овладения ИКТ через использование мультимедийной программы Microsoft Power Pоint;

Задачи:

1. Знакомство слушателей с приемами работы в программе Microsoft Power Point.

2. Формирование умений создания и настройки презентаций.

3. Стимулировать внедрение информационных технологий в образовательно-воспитательный процесс педагогов.

Ожидаемые результаты мастер-класса:

1. Практическое освоение участниками мастер-класса навыков создания презентации в программеPowerPoint.

2. Повышение уровня медиакомпетентности педагога при создании мультимедийной презентации.

Оснащение: технические средства (ноутбук, проектор, экран для проектора, колонки).

Ход мастер-класса

Уважаемые коллеги!

Стремительное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности человека затронуло и систему образования. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют повысить уровень информационной культуры педагога, а, следовательно, и его профессионализм.

Одним из новшеств последнего времени в работе педагогов детских садов стало активное использование различных мультимедийных средств.

Компьютер, мультимедийные формы, как инструменты для обработки информации, являются мощным техническим средством обучения, коммуникации, которые необходимы для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

Учитывая это, первостепенной задачей становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной сети Интернет, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.

Педагог должен уметь:

1. Создавать графические и текстовые документы;

2. Активно использовать информационные технологии в образовательном процессе;

3. Знакомиться с информационными сайтами для педагогов и владеть навыками поиска информации в Интернете.

4. Владеть различными программами для создания мультимедийных презентаций

Учитывая все преимущества ИКТ и, считая эту проблему актуальной, мы пришли к выводу, что необходимо организовать работу в этом направлении. Совет нам всем:

«Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения…» (Чарльз Дарвин)

«Даже если я не могу и не хочу использовать ИКТ в образовательном процессе - то всё равно НАДО!»

Основные направления развития ИКТ:

- Использование компьютера с целью приобщения детей к современным ТСО;

- Как средство интерактивного обучения;

- Разработка технологии и включение ИКТ;

- Как средство АСУ (Автоматизированная система управлении)

Определение мультимедийная презентация

Что же такое мультимедийная презентация?

Мультимедийная презентация (от лат. praesentatio — общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного) — информационный или рекламный инструмент, позволяющий пользователю активно взаимодействовать с ним через элементы управления. 

Цель мультимедийной презентации — донести до целевой аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией в определенном порядке. Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия и цели, которую мы ставим.

Использование ИКТ в образовательном процессе.

Кроме того, большое значение имеет многообразие форм подачи. Это не значит, что на каждом занятии и каждый день. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание.

С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. На экране монитора появляются картинки – символы различных упражнений. Дети любят и упражнения, и мультимедиа. "Звездочки", "Бабочка" и др. упражнения они выполняют, глядя на экран. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране. Проведение видео-физминуток дает положительный эмоциональный заряд, дети просят снова включить, они любят танцевать вместе с героями под веселую музыку.

Вне занятий мультимедийные презентации можно использовать для проведения игр.

С помощью презентаций, можно сделать слайд – шоу, наложить музыку, добавить несколько анимашек, настроить автоматический показ.

Использование компьютерных технологий помогает:

- Привлекать пассивных детей к активной деятельности;

- Делать образовательную работу более наглядной;

- Формировать информационную культуру у детей и адаптировать дошкольников к обучению в школе, продвигать ребенка в общем развитии;

- Активизировать познавательный интерес, повышать качество знаний, вносить радость в жизнь ребенка;

- Формировать интерес педагога к его работе.

Проблемы использования компьютерных технологий в непосредственно-образовательной деятельности.

- Информационно коммуникационная технология позволяет выполнять определенную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, но не подорвать здоровье ребенка.

- Применяя ИКТ в образовательном процессе нельзя также забывать о том, что мы общаемся с детьми, и для них нужно в первую очередь живое общение!

Ошибки применения ИКТ в ходе НОД.

- Недостаточная методическая подготовленность педагога;

- Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях;

- Бесплановость;

- Неправильная продолжительность работы с компьютером (частота и время).

Практическая работа: «Создание мультимедийной презентации».

Мультимедийные презентации с использованием компьютеров или проекционных экранов всё чаще и чаще можно увидеть в самых разных дошкольных учреждениях. Чаще всего презентации для детского сада создаются в Microsoft PowerPoint — самой популярной на сегодняшний день программе для создания и проведения презентаций, которая является частью Microsoft Office.    Презентации в PowerPoint – современный интерактивный способ представления и хранения информации. Программа доступна для освоения и дальнейшей работы с ней, она дает возможность постоянно дополнять и обновлять информацию, экономит пространство при архивации и хранения практических материалов, а также позволяет создавать и архивировать практические материалы и документы на электронных носителях. 

Открываем программуPowerPoint, для этого заходим в меню Пуск/Программы.

1  шаг

Заполнение первой страницы – информационной.

Выполнить команду Главная/Создать слайд. Выбрать Титульный слайд;

Заголовок слайда (название учреждения);

Задать подзаголовок слайда (название презентации, фио автора);

Вставить рисунок из файла

Кстати, слайды можно удалять (щелкните в колонке слева по нужному и нажмите клавишу DEL, перемещать, менять между собой местами - при помощи мышки). Как мы уже заметили, слайд у нас получился самый простой: заголовок и текст под ним.

2  шаг

Чтобы была возможность, например,  разместить текст в две колонки (легко сравнивать объекты при таком расположении)  - можно изменить макет слайда. Для этого щелкаем правой кнопкой мышки по слайду слева в колонке и выбираем настройку: "макет/...".

3  шаг

Все страницы нашей работы - пока белые. Неплохо бы придать им какой-нибудь дизайн (т.е. выбрать нужную тему). Для этого откройте вкладку "дизайн/темы".

Также можно выбрать свой фон:

Выполнить команду Главная/Создать слайд. Выбрать Пустой слайд.

Для выбора фона нажимаем на панели кнопку Вставка, Рисунок и далее, выбираем файл рисунка на компьютере. Выделяем данный фон, нажимаем вставить, растянуть на весь экран (описание необходимых для этого действий дано выше);

При этом появится панель инструментов Формат, с помощью которой можно у рисунка изменить размер, обвести рамкой, отрегулировать яркость и контрастность и т.д.

Теперь наша презентация уже не такая блеклая... Пора перейти к редактированию текстовой информации нашей презентации.

4  шаг

Работа с текстом

С текстом в Power Point работать просто и легко. Достаточно нажать в нужный блок мышкой и вписать текст, либо просто его скопировать и вставить из другого документа. Так же при помощи мышки его можно легко переместить или повернуть, растянуть, если зажать левую кнопку мышки на границе рамочки, окружающей текст. Изменить шрифт, цвет букв также как и в обычном Word. Кстати, в  Power Point, как и в обычном Word, подчеркиваются красной чертой все слова, написанные с ошибками. Поэтому обращайте внимание на орфографию - очень неприятно, когда на презентации видишь грубые ошибки!

Название презентации мы можем выделить в рамку, для этого выполнить команду Вставка/фигуры, выбрать Овал, прямоугольник. Изменить цвет, размер, подобрать эффекты и т.д. можно выбрав на панели инструментовФормат. Далее нажать правую кнопку мыши/копировать, расположить полученные следы на тропинке.

Добавление эффектов анимации для текста, рисунка и слайдов и т.д.

выделить текст или рисунок;

выполнить команду на строке меню Анимация/Настройка анимации/Добавить эффект;

выбрать в появившемся списке подходящие эффекты. В данном случае Вход/Появление.

Работа с картинками

Современную презентацию очень сложно представить без картинок. Поэтому вставлять их крайне желательно, ведь большинству людей будет скучновато, если не будет интересных снимков.

Для начала не мельчите! Старайтесь не размещать много картинок на одном слайде, лучше сделайте картинки по крупнее и добавьте еще один слайд. С задних рядов, иногда, очень сложно разглядеть маленькие детали изображений.

Добавить картинку просто: жмете "вставка/изображения". Далее выбираете место, где хранятся у вас картинки и добавляете нужную и нужное количество объектов.

5 шаг

Создание слайда с картинками

Выполнить командуГлавная/Создать слайд. Выбрать Пустой слайд;

Вставить рисунок из файла (желательно без фона). Копировать до нужного количества каждый объект;

Добавить эффекты анимации. Точно так же, как и в предыдущем слайде. Выполнить команду на строке меню Анимация/Настройка анимации/Добавить эффект; выбрать в появившемся списке подходящие эффекты. В данном случае Вход/Выезжание /Выцветание.

В эффекте анимации прописываем эффект анимации (по щелчку или автоматически). Для этого в разделе настройки анимации находим нужную картинку, выделяем и ставим по щелчку или автоматически. Также работаем со всеми последующими картинками.

Также создаются все последующие слайды и вставляются фотографии, рисунки.

6 шаг

Сохранение презентации

Выполнить команду Office/Сохранить как...;

Задать имя файла и нажать кнопку «Сохранить».

Презентация выиграет, если Вы будете использовать в ней звуковое сопровождение и видеоматериалы.

Как же в PowerPoint вставить музыку?

В меню Вставка выберите команду Клипы мультимедиа/Звук, а затем - Звук из файла, организатора клипов, компакт-диска или записанный звук.

В окне Вставка звука выберите звуковой файл.

Щелкните OK.

После закрытия окна программа предложит Вам автоматически запускать звуковой файл при демонстрации слайда. Если вы согласны, выберите пункт Да. В противном случае звуковой файл будет запускаться только по команде пользователя.

Для активизации звука в режиме Показа слайдов щелкните расположенный на слайде значок.

Чтобы настроить параметры воспроизведения звука в меню Анимация выберите Настройка анимации.

В области задач Настройка анимации выделите имя звукового файла, для которого хотите произвести настройки. Щелкнув стрелку, расположенную справа от имени файла, можно раскрыть меню, с помощью которого настраиваются параметры запуска и времени воспроизведения звукового фрагмента.

Если на слайде имеется несколько объектов, для которых настраивается анимация, используйте кнопки Порядок, расположенные в нижней части области задач, чтобы изменить порядок анимации объектов.

7  шаг

Просмотр презентации

После создания презентации просмотрите ее в режиме показа слайдов. Для этого в строке меню выберете Показ слайдов - начать показ или нажмите на клавиатуре кнопку F5, чтобы начать просмотр с первого слайда). Если не требуется просматривать все слайды, нажмите клавишу ESC (расположена на клавиатуре верхнем левом углу), чтобы вернуться в предыдущий режим PowerPoint.

Ошибки при создании мультимедийных презентаций.

Создавая презентацию необходимо соблюдать определенные правила или другими словами «законы».

- Не надо переносить «бумажный» документ на слайд;

- Бессмысленные анимации;

- Отсутствие единообразия.

Единожды сделав презентацию, мы облегчаем себе жизнь в будущем. Более того: мы облегчаем жизнь не только себе, но и коллегам! Не «защищайте» свои презентации, распространяйте их в форматах, допускающих использование и модификацию слайдов. Но всегда при этом уважайте труд других, не забывая сохранять ссылки на авторов. 
Пользуйтесь, внедряйте, применяйте!

Подведение итогов.

Наш мастер–класс подошёл к концу. Подведём итог. Мы научились создавать мультимедийное сопровождение к занятиям, играм в программе PowerPoint. Выскажите своё мнение о проделанной работе. Что удалось и с какими трудностями столкнулись? Является  ли для вас интересным и полезным материал? Появилось ли у вас желание использовать подобные презентации в своей работе?







Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

        

Истоки способностей и дарований  детей – на кончиках их пальцев.

                     В.А. Сухомлинский

Ребёнок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь 2-3 слова. Другие спокойны, несмотря на то, что 3-летний ребёнок не может составить простейшую фразу. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально - психическое состояние ребёнка.

Заботится о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых дней его жизни: развивать его слух, внимание, двигательную активность. Когда ребёнок овладеет двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот, почему ребёнок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык? Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

«Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев». Таким образом, «есть все основания рассматривать кисти рук, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга». Так пишет известный исследователь детской речи М. М. Кольцова.

ИГРЫ С ПАЛОЧКАМИ

К 4 годам ребёнок в состоянии выкладывать из спичек (палочек) геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник. Вырежьте из плотной бумаги кружки, овалы, трапеции, они помогут ребёнку дополнить изображение.

Эти игры помогают стимулировать воображение, развивать творческие способности. Целенаправленно развивать внимание, зрительную память, мышление, ориентировку в пространстве.

ИГРЫ С ВЕРЕВКОЙ, СКАКАЛКОЙ

Попросите ребёнка:

  1. Выложить скакалку по прямой линии.
  2. Выложить из скакалки «змейку», «лесенку».

  1. Выложить из скакалки круг, квадрат, треугольник.
  2. Намотать скакалку на ручку, размотать.
  3. Сложить вдвое, втрое, вчетверо.
  4. Завязать узел.
  5. Привязать один конец верёвки к середине палки, перебирать её руками, намотать верёвку на палку.

                         ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ

   Заниматься этой тренировкой с ребёнком можно уже с 6-7 месяцев. Начинать желательно, с массажа кистей рук - поглаживать их в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем сгибать и разгибать каждый палец.

  • Всем известны игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая».
  • Тренировку движений пальцев рук можно начинать с простого: сжимать и разжимать пальцы в кулак.
  • Ребёнку не надоест показывать, какой он сильный; попросите его сильно сжать мамину, папину руку, сжать одну руку другой.
  • Предложите ребёнку, взяв за руку сестру, маму, папу, брата перетянуть к себе через условную черту.
  • Сложите руки в замок, ёлочку.
  • Тренируйте движения каждого пальца: сгибать и разгибать пальцы поочерёдно, перебирая пальцами по столу, поиграть в «догонялки».

ИГРЫ С КУБИКАМИ

Очень полезны игры с кубиками. Начните с простых образцов: домик, дорожка, стол, стул, скамейка, кроватка. Постепенно уменьшайте размеры кубиков и усложняйте задания: ворота, будка, забор, лесенка. Обязательно приучите малыша складывать кубики в коробку. Это, кроме привычки к порядку, выработает умение располагать предметы в определённой последовательности. Это занятие можно превратить в игру, развивающую наблюдательность и логическое мышление ребёнка. Предложите укладывать кубики в заданном порядке, например: первый ряд - жёлтые кубики, второй - зелёные и т. д. Или кубики в ряд укладываются в такой последовательности: красный, жёлтый, красный, жёлтый и т. д. Попросите ребёнка закончить этот «узор». В дальнейшем можно усложнить узор: два жёлтых, синий, два жёлтых...

ИГРЫ С КАРАНДАШОМ

Дайте ребёнку гранёный карандаш. Пусть он поместит между ладонями и вращает карандаш, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев. Другое упражнение: удерживать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами так: указательный и безымянный  сверху, средний и мизинец снизу.

ИГРЫ С ПУГОВИЦАМИ

Попросите малыша разложить пуговицы по коробкам. В большую коробку - большие пуговицы, в среднюю - поменьше, в маленькую - мелкие.

  • На силуэт зверя, сделанного из ткани, можно пристёгивать уши, хвостик, лапы и т. д. К машине - колёса, к самолёту - крылья, окна.
  • Из пуговиц можно выложить узоры, чередуя пуговицы по размеру, цвету.
  • Попросите ребёнка выложить пуговицы  в ряд, от большой до маленькой.
  • Можно выложить различные фигуры: цветок, медведя, снеговика…

ИГРЫ С КОЛЬЦАМИ

Научите малыша надевать кольца на стержни, держа кольца кончиками пальцев, не зажимая в кулак.

  • Нанизать колечки на верёвку, шнурок.
  • Надеть 5 небольших колец на пальчики одной и другой руки.
  • Прошагать пальчиками по колечкам, лежащим на столе.
  • Предложить расположить колечки в таком порядке: одно в середине, одно сверху, одно снизу; одно справа, одно слева.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Воспитатель: Ивановская

Светлана Степановна



Предварительный просмотр:

Различие звуков речи, т.е. фонематического слуха – основа для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает не то, что ему сказали, а то, что услышал. Особенно ярко недостаточность фонематического слуха влияет на письменную речь, ребенок плохо справляется со звуковым анализом слова, часто вместо одной буквы пишет другую.

Для формирования неречевого звукоразличения в логопедии и нейропсихологии разработаны и успешно применяются специальные упражнения. Важно отнестись к ним серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобиться, при этом, не забывая, что занятия должны быть интересны для ребенка. Предлагаемые игры не требуют пунктуального выполнения, скорее эта тема для свободной игровой импровизации.

Шумящие коробочки

Необходимо взять два комплекта небольших коробочек из, пластика, картона, металла и т.д. Наполнить различными сыпучими материалами. Можно взять песок, крупу, скрепки, пуговицы, кнопки, соль, спички и т.д. Взрослый трясет одну из своих коробочек, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично.

Чудо - звуки

Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков: журчание ручья, морской прибой, весеннюю капель, шум дождя,  шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите услышанные звуки – какие похожи, чем отличаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем сходных по звучанию. Эти же звуки слушайте на прогулке: зимой – скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра; весной – капель, журчание ручья, щебетание птиц, шум ветра. Летом можно послушать, как стрекочут кузнечики, жужжат пчелы, звенят комары. Осенью шумит дождь, шуршат листья. В городе постоянный шумовой фон: машины, голоса людей и др.

Что как звучит

Сделайте с ребенком «волшебную» палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит, что как звучит и находит предметы, которые звучали, по вашей просьбе: «Скажи, покажи, проверь, что звучало. Что звучало сначала, а что потом?» Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку, теперь ваша очередь отгадывать и ошибаться.

Где позвонили?

Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза. Вы встаете в стороне от него и тихо звените. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки». Ребенок в роли водящего.

Отработка ритмических структур

Вы задаете ритм, отстукивая его рукой, например: два удара – пауза – три удара. Ребенок его повторяет. Сначала ребенок видит ваши руки, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами.

 Варианты игры:

• ребенок повторяет ритмический рисунок правой, левой рукой, двумя руками одновременно, поочередно (хлопки или удары по столу);

 • воспроизводит тот же ритмический рисунок ногами.

Громко – тихо

Попросите ребенка произнести гласный звук, слог, или слово громко, потом тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом, низким. Варианты игры: придумайте или вспомните каких-то сказочных персонажей, договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыгрывайте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.

Слоги местами поменяем - имя узнаем

Предложите ребенку поменять местами слоги, чтобы получились имена:

ЛЯ - КО (Коля), НЯ - ВА, НА - ЛЕ, БА – ЛЮ, ТА – НА – ША….

Стихи читаем - слоги ударяем

Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный текст и одновременно отстукивать его ритм по правилам: отстукиваются слоги (каждый слог – один удар), на каждом слове рука или нога меняются.

Песню запеваем – слоги ударяем

Нужно вместе с ребенком петь хорошо знакомую песню и одновременно  отстукивать ритм  по слогам.

Загадки – добавлялки или рифмовочки

Поздним летом в огород собирается народ.

Зрел всё лето урожай.

Что собрали — отгадай

Где весною было пусто,

летом выросла... (капуста)

Солнышко светило, чтоб

ярче зеленел... (укроп)

Собираем мы в лукошко

очень крупную... (картошку)

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/2431229/pub_5ea81870399eb22e0821427a_5ea819d2451cef298cc4faa3/scale_1200

Играем - фонематический слух развиваем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия сказка по народным сюжетам «Мальчик с пальчик» план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Технологическая карта занятия сказка по народным сюжетам «Мальчик с пальчик»план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)...

Технологическая карта занятия. Тема занятия: Звено летящих самолетов.

Художественное  эстетическое развитие (приоритетная обл.), интеграция: соц. коммуникативное развитие....

Технологическая карта занятия по развитию математических представлений. Тема занятия: «Геометрические фигуры»

Образовательная область: Познавательно-исследовательскаяТема занятия: «Геометрические фигуры»Возрастная группа: старшая группаЦель занятия: ­­­­­­­­­&sh...

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс "Воспитатель года 2021г)

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс ...

Технологическая карта занятия карты по продуктивным видам деятельности (рисование)

Технологическая карта занятия карты по продуктивным видам деятельности (рисование)...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ Составление рассказа по сюжетной картинке, «Львы Санкт-Петербурга»

Цель: Развитие интереса детей к изучению истории Санкт-Петербурга, его культурному наследию, узнать, почему в нашем городе «поселились львы»Задачи: . ...