Мастер-класс "Путешествие по временам года со старичком-Лесовичком."
план-конспект занятия (старшая группа)

Климова Надежда Александровна

Данный мастер- класс может быть полезен: воспитателям детских садов, руководителям кружков и просто творческим родителям, которые хотят интересно и с пользой провести время со своим ребёнком. Цель мастер-класса: изготовить игру "Времена года" из пластиковых прозрачных крышек и пластилина,а также хакрепить знания детей о временах года.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

детский сад № 39 общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением деятельности по физическому развитию детей

Красносельского района Санкт - Петербурга

        

                                                                 

План-конспект открытого мероприятия

«Путешествие по временам года со  старичком  Лесовичком».

                                                 

                                                                       

                                                                 

                                                                                                               

 Подготовили:

                                                                                                 воспитатели старшей группы № 6

                                                                                                                                  Климова Н.А.  

                                                                                                                                   Новикова О.А.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                        

2024 год

Мероприятие «Путешествие по временам года со старичком Лесовичком» для родителей и детей старшей группы.

Цель: развивать речь детей, уточнить характерные признаки времен года,    

учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, изготовить    

игру Времена года».

Цель мастер - класса: научиться делать настольную игру своими  

руками из бросового материала.

Задачи:

Образовательные:

- обобщить знания детей о временах года

- учить видеть характерные особенности разных времен года

- учить воспринимать красоту природы, замечать выразительность образа, настроения

- закреплять умение воспринимать образ каждого времени года в стихах, рисунках

- создавать нужный пейзаж по времени года, используя метод  пластилинографии.

Развивающие:

- развивать связную речь

-развивать моторику кистей рук

- обогащать словарный запас

-развивать умение высказываться, вести диалог, отвечать на вопросы сложными     предложениями

- учить детей эмоционально воспринимать загадки

- развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность,

внимание, рассуждать

- развивать образность речи, творческое воображение

- развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание

- развивать эстетическое восприятие красоты природы

Воспитательные:

- воспитывать любовь к природе

- доставить детям радость и удовлетворение от игр

- воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы

Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.

Используемые методы:

1. Словесные: лексико-грамматические упражнения, беседа, логические вопросы, загадки.

2. Практические: дидактические игры, «Подскажи словечко», «Игра с мячом», «Оденем детей на прогулку», «Что когда бывает», «Запомни слова», «Угадай: какое время года».

3. Наглядные: иллюстрации художников - И. Левитана, А. Пластова , рассматривание

картинок «Двенадцать времен года», «Какое время года», персонаж старичок  Лесовичок.

Предварительная работа в режимных моментах:

Беседы о временах года, рассматривание иллюстраций, разгадывание загадок о временах года, наблюдения на прогулках, чтение художественной литературы: С. Маршак «12 месяцев», чтение стихов и загадок: Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится», А. А. Фет «Уж вся пушистая», А. Плещеев «Осень наступила, высохли цветы», А. К. Толстой «Колокольчики мои, цветики степные».

Оборудование: Наглядный материал по временам года, мяч, пять прозрачных крышек (от сметаны) и пластилин.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Ребята и родители, я очень рада вас всех видеть. Давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

Игра на общение

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся —

Добрый вечер у всех начнётся.

Слышен стук в дверь (звучит тихо музыка П. И. Чайковского «Времена года»)

Воспитатель: Ребята, кто-то к нам пришёл, давайте-ка посмотрим! Ой, это же

старичок Лесовичок пришел в гости к нам. Заходи старичок  Лесовичок, мы с

ребятами  и родителями тебе рады. А ты к нам в гости пришёл?

Лесовичок: Здравствуйте, ребята и родители. Представляете, ребята, со мной  

приключилась беда… Я очень долго спал, а проснулся и не пойму, какое

время года за окном? То ли зима, то ли весна, то ли поздняя осень... Ребята и

родители, помогите мне разобраться, а то я совсем запутался…Я пришёл к

вам в гости не с пустыми руками, а принёс конверты с секретами и мешочек с

загадками, которые нашёл в лесу, но не знаю, спрятано в этих волшебных

конвертах. Вы не могли бы вы ребятки и родители, мне помочь?        

Воспитатель: Конечно мы тебе поможем ,старичок Лесовичок. Давайте

ребята, вместе с Лесовичком, отправимся в путешествие по временам года и

расскажем ему, что это такое.

Игра: «Время  года - угадай какое?»

Воспитатель говорит детям: что Лесовичок заблудился во временах года и

нужно нам ему помочь. Для этого нужно закрыть глаза и сосчитать до 10,

сделать прыжок во времени.

Дети считают, а воспитатель выкладывает на стол иллюстрации весенней

тематики, зимней,  осенней, летней тематикой.

Дети берут по одной картинке и говорят, какое время года на ней отражено, и

по каким признакам они определили это время года (3-4 ребенка по

картинкам отвечают: «Я думаю, это время года лето, потому что летом много

цветов» или «Я думаю, это время года зима, потому что зимой бывает снег и

падают снежинки»).

Воспитатель с Лесовичком слушают ответы детей.

Воспитатель: Ребята, вы в этой игре отгадали все сюжеты времён года, но

теперь надо уточнить их последовательность, то есть, какое время года за

каким идёт …

(Дети называют очерёдность времён года.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно!

Лесовичок: Ребята, я совсем забыл, ведь у меня для вас есть конверты с

секретом, давайте один конверт откроем и посмотрим, что там есть (дети все

заглядывают в конверт). А там игра с мячом, давайте поиграем?

«Игра с мячом».

Воспитатель: Ребята и Лесовичок, встаньте в круг. Я буду бросать мяч, и

называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед

ним нужную форму слова «летний». Например:  день - летний день; погода-

летняя погода, солнце - летнее солнце, настроение - летнее, платье летнее,

обувь - летняя.

Лесовичок: А у меня есть ещё один конверт с сюрпризом, дети, посмотрим, а

в нём опять игра.

Игра «Оденем детей на прогулку»

Воспитатель: Наш  Лесовичок, принёс нам в конверте картинки.

Игра «Оденем детей на прогулку» (дети одевают мальчика и девочку на

весеннюю и летнюю прогулку, описывают одежду).

Воспитатель: Ребята, какие же вы у меня молодцы!

Воспитатель: Лесовичок, а что у тебя в следующем конверте?

Лесовичок: Сейчас посмотрим, ой, снова игра, ребята, слушайте внимательно

и скажите, о чём я буду говорить.

Игра «Подбери слово»

- рисует, щиплет, трещит, морозит (мороз)

- свищет, бушует, дует, завывает (ветер)

- летает, танцует, сыплется, ложится, покрывает (снег)

- висит, растёт, тает, плачет, капает (сосулька)

- распускаются, зеленеют, радуют, появляются, цветут (цветы)

Ответы детей.

Лесовичок: Молодцы, ребятки! Мне с вами интересно играть!

Воспитатель: Ой, смотрите-ка, ребята, у Лесовичка есть ещё один конверт!

Воспитатель: Дети, что же в этом конверте? Давайте посмотрим.

Словесная игра «Подскажи словечко».

Воспитатель: Вы Лесовичку  помогите, подскажите правильное слово? 

Итак:

       1.Ой, беда! Ой, беда!

    Тает снег, кругом вода.

    Не обуешь валенки,

    На снегу (проталинки)

2. Самый первый день весны,

    Самый - самый первый.

    На опушке у сосны

    Распустилась (верба)

3. Рад весне братишка Сашка

    И собака рада Жулька

    На припеке, с крыши нашей

    Утром свесилась (сосулька)

 4. Снег в лесу, сугробов много

    Но слышна синицы трель

     С крыши прямо на дорогу

    Звонко капает (капель)

Воспитатель: Молодцы! Всё угадали!

Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение? (о первых признаках весны).

Назовите эти признаки. Да, правильно, мы можем по ним определить, что уже

пришла весна. А ты, Лесовичок, всё запомнил?

Все молодцы!

Лесовичок: Смотрите ребятки, у меня остался последний конверт, а там игра, давайте скорее играть!

Игра «Что когда бывает»

Воспитатель: Давай, Лесовичок, ты будешь говорить, что бывает летом, а

ребята скажут, что бывает зимой.

Лесовичок:

• Летом земля покрыта травой, а зимой (снегом)

• Летом на деревьях листья, а зимой (деревья без листьев)

• Летом вода в реках тёплая, а зимой (речка покрыта льдом)

Воспитатель: Молодцы, ребята и Лесовичок! А теперь давайте,

сделаем вместе с Лесовичком, подарок - игру «Времена года», чтобы

старичок  Лесовичок больше не путался во временах года.

Нам понадобится пять прозрачных крышек. На  одной из  крышек, с

внутренней стороны, нарисуем  пластилином   дерево – основа игры.

Наложим на основу вторую крышку, и на ней нарисуем белым пластилином

внизу сугроб, а в области кроны, снежок – время года - зима. Наложим на

основу следующую, третью крышку и нарисуем, светло зелёным пластилином

травку, а в области кроны немного молоденьких листочков. Затем, около

листочков прилепим розовые цветочки (яблоневый цвет) – время года - весна.

То же самое сделаем и с четвёртой крышкой и нарисуем тёмно - зелёные

листочки, красные яблоки, и внизу травку – время года лето. На пятой

крышке, так же, наложив на основу, с внешней стороны, нарисуем оранжево –

жёлтую травку, и осенние листочки – время года – осень.

Игра из бросового материала «Времена года», готова! Теперь, можно и

поиграть! Нужно загадывать загадки, а отгадки находить и накладывать на

дерево - основу, нужную крышку - отгадку.

    Лесовичок: А вот и мой волшебный мешочек с загадками. Ребята и родители,

    вы поможете мне разгадать эти загадки?

Воспитатель: конечно, мы поможем тебе, старичок Лесовичок, а ты поиграй

с нами в нашу игру.

Загадки Лесовичка:

Лесовичок достаёт из мешка первую загадку и загадывает её детям:

  1. Дел у меня не мало: я белым одеялом

      Всю землю укрываю, белю поля, дома,

     Зовут меня… (Зима)

(Дети называют правильный ответ)

Лесовичок: Ребята, молодцы!  Найдем крышку, на которой изображена зима.

Теперь,  вторая загадка, слушайте:

  1. Я раскрываю почки в зелёные листочки,

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня… (Весна).

(Дети называют правильный ответ)

Воспитатель: Молодцы детишки и эту отгадали. Найдем крышку, на которой

изображена весна. Загадывай, Лесовичок, третью загадку.

Лесовичок:

  1.  Я соткано из зноя, несу тепло с собою.

Я реки согреваю, купайтесь - приглашаю.

И любите за это все меня вы. Я… (Лето).

(Дети говорят ответ.)

Лесовичок: Ой, какие молодцы! Найдем крышку, на которой изображено

лето. И читаю четвертую загадку:

  1. Несу я урожаи, поля я засеваю,

     Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю… (Осень).

(Дети называют правильный ответ).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Найдем крышку, на которой изображена

осень. Вы разгадали все загадки, а наш Лесовичок, запомнил отгадки?

Лесовичок: Да, спасибо, ребята! А как, одним словом назвать все отгадки,

подскажите, ребята?

Дети говорят по очереди: Что это загадки о четырех временах года, что

одно время года идёт за другим.

Лесовичок: Как у вас красиво получилось! Молодцы! Я отнесу ваши

красивые подарки в лес и покажу их своим лесным жителям. Ребята, спасибо

вам за интересное путешествие по временам года, я многое узнал, и вы меня

научили, и теперь я знаю, что за окном наступила весна и мне пора

возвращаться в лес!  В лесу у меня очень много дел!

До свидания, мои дорогие, жду вас в гости в своём лесу!

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, Лесовичок убежал к своим лесным друзьям, а    

наше путешествие заканчивается и нам пора подвести итог

нашего путешествия по временам года.)

- В какие времена  года мы с вами путешествовали?

- В какие игры играли?

- Что вам особенно понравилось в путешествии?

- Что было интересно?

  Ответы детей.

- Мне очень понравилось с вами путешествовать. Вы сегодня были очень

внимательны, очень помогали мне и Лесовичку. Наш гость ушёл, но оставил

вам свои подарки, вот такие еловые шишки (печенье) и сказал, что ему было

очень интересно с вами!

Спасибо, Вам мои дорогие ребятки и родители, Вы все были молодцы!

 

Данный мастер класс, может быть полезен: воспитателям детских садов, руководителям кружков и просто творческим родителям, которые хотят интересно и с пользой провести время со своим ребёнком.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В гостях у Старичка-Лесовичка"

Конспект открытого занятия на прогулке в старшей логопедической группе....

Конспект НОД «Художественное творчество» лепка на тему «В гостях у старичка - Лесовичка»

По приглашению Лесовичка дети отправляются к нему в гости. Они лепят для друзей Лесовичка разные угощения....

Экологический праздник в старшей группе "В гости к Старичку -Лесовичку"

Закрепление  экологических  знаний  в игровой форме....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Здоровье» ( «Здоровье, «Физическая культура») на тему: «Путешествие в осенний лес к старичку- Лесовичку » в старшей группе «А»

Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо образовательной области «Здоровье»( «Здоровье, «Физическая культура») на тему: «Путешествие в осенний лес к старичку- Лесовичку » в ст...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Здоровье» ( «Здоровье, «Физическая культура») на тему: «Путешествие в осенний лес к старичку- Лесовичку » в старшей группе «А»

Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо образовательной области «Здоровье»( «Здоровье, «Физическая культура») на тему: «Путешествие в осенний лес к старичку- Лесовичку » в ст...

конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) "Времена года. Путешествие в страну старичка - Лесовичка"

Конспект занятия по окружающему миру "Времена года. Путешествие в страну старичка - Лесовичка" (старшая группа)...