План самообразования 2022-2023
методическая разработка (подготовительная группа)

Елена Николаевна Чуприна

План самообразования 2022-2023

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №41 "Росинка"

Индивидуальный план работы по самообразованию

на 2022 - 2023 учебный год

Тема: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

Чуприна Елена Николаевна

 (Ф.И.О. педагога)

Воспитатель

(специальность)

18 лет

(стаж педагогической работы)

Первая    

(квалификационная категория)

Сентябрь 2022 года

(дата начала работы над темой)

Май 2023 года

(предполагаемая дата окончания работы)

 

 

Индивидуальный план работы по самообразованию

Тема: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

Актуальность выбранной темы: состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Цель работы по теме самообразования:   развивать   у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

  1. Изучить методическую литературу в соответствии с темой самообразования.
  2.  Познакомить детей с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
  3. Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели. 
  4. Развивать у детей чувство формы, композиции, цвета, ритма, пропорции.
  5. Формировать у воспитанников знания, умения, навыки в области изобразительной деятельности.
  6. Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

Предполагаемый результат:

По каждой из задач художественно-творческого развития детей планируется достижение следующих результатов:

- Дети познакомятся с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов;

 - У детей сформируются технические навыки рисования;

- Они научатся выбирать способ и технику для выразительного изображения того или иного образа;

- Будет развит интерес и любовь к изобразительному искусству, как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

Этапы работы по самообразованию

1. Информационно – подготовительный этап (вводно-ознакомительный).

1. 1.Изучение литературы:

1.Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования /Дошкольное образование. - 2010.

2.Анцифирова Н. Г. Необыкновенное рисование // Дошкольная педагогика. 2011.

 3.Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер

4. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика»

5.Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р.Г. Казаковой. Москва 2007 г.

6. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме. Дошкольное воспитание. -1995 г.№11

1.2. Подборка демонстрационного материала.

1.3. Подборка диагностического материала.

2. Практический этап.

- Составить картотеку: "Нетрадиционные техники рисования"

 - Разработать пооперационные карты по созданию работ нетрадиционной техники рисования.

- Разработка конспектов занятий;

- Разработать рекомендации, памятки для педагогов и родителей;

- Подготовить консультации по теме;

- Создать фотоальбом или видеофильм по проблеме, над которой работает педагог;

- Участвовать в творческих конкурсах.

3. 3. Итоговый этап (отчет). Формы отчета:

- Выступления на педсоветах, методических объединениях, конференциях по обмену и обобщению педагогического опыта;

- Мастер – классы;

- Участие в конкурсе : «Мой лучший урок»;

- Ознакомление коллег с новинками методической литературы по теме самообразования (проблеме);

Выставки работ педагогов и детей по темам самообразования.

Перспективный план работы по самообразованию на 2022-2023 год

Месяц

Формы работы

 

 

с детьми

с педагогами

с родителями

сентябрь 

Проведение диагностики по теме самообразования

октябрь 

Внедрение игр по типу  «Соедини по линиям и раскрась»

Консультация по вопросам развития у детей старшего дошкольного возраста графо моторных навыков.

Консультация: «Роль нетрадиционного рисования в развитии детей»

ноябрь 

-Рисование манкой: Ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку).

- Рисование ватными палочками: Краска наносится ватными палочками. В этом случае краска наливается в плоские мисочки, розетки. Правило – каждая ватная палочка набирает одну определённую краску.

Консультация «Как нетрадиционная техника рисования развивает воображение у детей старшего дошкольного возраста»

Выставка детских работ.

декабрь 

- Кляксография с трубочкой: Нанести краску через соломинку и раздувать краску от центра в разные стороны, создавая изображение дорисовать недостающие детали.

     - Монотипия: Лист бумаги складывается пополам, затем разворачивается, краска (гуашь) наносится на одну половину листа - создаётся пейзаж. После чего лист снова складывается и отпечатывается, получается, как бы зеркальное изображение. После получения оттиска исходный рисунок оживить красками повторно, чтобы он имел более чёткие контуры, чем его отражение на водной глади водоёма. Отражение на воде вновь подкрашивать не нужно, оно остаётся слегка размытым.

Мастер класс для педагогов «Зимний вернисаж»

Участие в конкурсе на уровне МДОУ «Зимушка, зима»

январь 

-Восковые мелки и акварель: Задуманный сюжет выполняется восковыми мелками, затем при помощи кисти поверх наносятся акварельные краски. Акварель скатывается с изображения, рисунок как бы проступает, проявляется.

Видеопрезентация «Рождественские встречи»

февраль 

- Печатание листьями: - используются различные листья с разных деревьев. Они покрываются краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест, делается это на отдельном листе бумаги. Затем окрашенной стороной плотно прижимают к бумаге, стараясь не сдвигать с места.

- Рисование пальчиками: - Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Презентация методических разработок по теме самообразования.

Выставка детских работ.

март 

- Витражная роспись: На лист бумаги наносится контур будущего рисунка восковыми мелками, затем пространство между контурами раскрашивают красками.

Индивидуальные беседы. Советы родителям.

апрель

  - Рисование ладошкой: - Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

-Рисование по мокрому: - Средства выразительности: пятно. Для выполнения работы необходимо смочить лист чистой водой, а потом кистью или каплями нанести изображение. Оно получится как бы размытое под дождем или в тумане.

Показ открытого занятия по теме самообразования.

Памятка «Как организовать рабочее место для детского творчества».

Май

Создание выставки детских работ по замыслу детей.

Отчет- презентация  о проделанной работе.

Практические выходы (представление практического применения):

1. Проведение открытого занятия по теме самообразования;

2. Оформление выставки детских работ по теме самообразования;

3. Создание пооперационных карт нетрадиционного рисования ;

4. Разработка методических рекомендаций по теме самообразования;

5.  Отчёт- презентация  о проделанной работе за учебный год.

6. Запланировать перспективы на будущий год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию 2022-2023 г.г Тема:"Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста по средствам дидактических игр"

План работы по самообразованию 2022-2023 г.г Тема:"Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста по средствам дидактических игр"...

план по самообразованию 2022-2023 учебный год

Поступление в школу - это новый этап в жизни ребёнка. Многие дети с трепетом и тревогой и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию - школьни...

план по самообразованию 2022-2023 учебный год

Актуальность темыРебёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний....

План по самообразованию 2022-2023 уч. год Тема: «Развитие речи детей 3-4 лет через чтение сказки»

Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Что же делать? Как помочь нашим детям? Необходимо читать ребёнку, рассказы...

План самообразования 2022-2023 г. Развитие инициативы и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования

Развитие инициативы и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования...

План самообразования 2022-2023 уч.год

План самообразования 2022-2023 уч.год...