Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет
статья (младшая группа)

Макеева Юлия Юрьевна

Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_u_detey_2-3_let.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет.

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.

Развитие мелкой моторики ребенка играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает руки, потом учится ими управлять. Ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития.

Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики

Существует множество занятий, игр и упражнений для развитияя мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков.

  • Пальчиковые игры и массаж

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

"Пальчиковые игры" — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.

Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой.

Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками

Для массажа пальчиков и кистей рук замечательно подойдут рельефные мячики, которые малышу необходимо катать между руками.

  • Игры с мелкими предметами

Самый простой вариант – сортировка круп. Удобнее, если крупы будут разные по размеру: гречка и горох, рис и фасоль и т.д.

В качестве цели у вас могут быть:

  • Накормить разной крупой разных животных;
  • Рассортировать крупы перед выполнением аппликаций (подойдет, если ребенок любит делать аппликации из крупы);
  • Соревнование. Разделите задание на две кучки и предложите ребенку сразиться: кто быстрее рассортирует крупу – получит приз.

Игры с нанизыванием. Закрепите длинные трубчатые макароны на столе с помощью соленого теста. Дайте малышу полые макароны и попросите нанизать их на импровизированные стержни. Также можно надевать сушки на трубочки для коктейля или ручки поварешек.

Игры с прищепками. Разноцветные прищепки для белья – отличная игрушка для малышей. Для начала научите малыша раскрывать прищепки большим и указательным пальцем, потом большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Чтобы малышу было интересно, используйте следующие игры:

  • Сделайте бусы из прищепок;
  • Украсьте ведерко или коробку, прикрепив прищепки на их край;
  • Развесьте кукольную одежду на веревку или прикрепите ее прищепками к спинке стула;
  • Используйте различные трафареты, в которых с помощью прищепок необходимо прикрепить недостающие элементы;

  • Рисование

Впервые взяв в руки карандаши, восковые мелки или пальчиковые краски, ребенок с восторгом понимает, что теперь он умеет оставлять разноцветные каракули практически на любой доступной поверхности.

Пользу рисования сложно переоценить, ведь помимо мелкой моторики оно развивает:

  • мышление;
  • фантазию;
  • творческие способности.

В рисовании важным моментом является разнообразие, поскольку в зависимости от формы и толщины инструмента тренируются разные мышцы кисти. Также хороши раскраски. Они стимулируют малыша контролировать размах руки при рисовании, тем самым развивая соответствующие мышцы.

  • Лепка

Одно из самых важных упражнений для детский пальцев – лепка. Даже простое разминание пластилина или теста развивает сенсомоторику ребенка. Материал для лепки должен быть безопасным и достаточно мягким, чтобы малыш мог с ним работать. Занятия должны проходить под присмотром и при участии взрослых.

Несмотря на то, что разминание пальчиками пластичных материалов является отличной зарядкой, пришло время учить ребенка катать шарики, колбаски и делать лепешки. С маминой помощью малыш уже может лепить простые фигурки (улитка, ежик, змея). Кроме того, хорошей тренировкой станет:

Размазывание пластилина в пределах контура;

Рисование пластилином путем расплющивания шариков (цветы, точки божьей коровки) или их размазывания (салют, елка).

Нарезание колбасок;

Различные украшения и «ремонт» картинок (наложить заплатку на одежде, украсить елочку).

Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.

Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

Консультация для педагогов ДОО "Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Комплексные занятия по развитию мелкой моторики у детей 3-5 лет"

Мелкая моторика- тонкие движения кистей и пальцев рук- необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития....

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...

Консультация для родителей детей второй младшей группы №5 на тему: «Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики»

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, ...

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...