«Нейрогимнастика - как комплексное средство развития дошкольников»
учебно-методический материал

Ярцева Елена Дмитриевна

 

«Нейрогимнастика - как комплексное средство развития дошкольников»

В современной педагогике существует множество технологий, методик, программ развития ребёнка, его творческих и интеллектуальных способностей. Следует отметить, что развитие способностей и успешность ребёнка зависит от его психологического и физического здоровья. Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей, а продуктивный период для развития приходится на дошкольный возраст, когда кора больших полушарий головного мозга еще окончательно не сформирована.

Всем известно о пользе утренней гимнастики для организма человека, однако не только тело человека нуждается в упражнениях, но и мозг.

Нейрогимнастика — это комплекс упражнений, направленный на активизацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. Выполняя эти упражнения, ребенок развивает сенсорную и пространственную ориентировку, у него формируется произвольное внимание, функция самоконтроля, развивается зрительно-моторная координация, согласованность, точность, плавность движений обеих рук. А так же активируется развитие речи. Но самое главное происходит синхронизация работы левого и правого полушарий головного мозга.

Так как игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, именно она стала самой приемлемой формой для использования с детьми. Игровая форма повышает эффективность овладения

материалом. Ребёнок, обучаясь, при этом получает удовольствие.

Развитие интеллектуальных способностей и творческого начала ребенка происходит при помощи выполнения определенных движений, именно в этом  суть гимнастики для мозга.

 Нейрогимнастика – состоит из ряда несложных для выполнения упражнений, поэтому ее могут смело включать в свой режим дня и дети, и взрослые. Удобно и то, что проводить тренировки можно практически в любое время без привязки к месту.

Этот комплекс упражнений направлен на усиление взаимодействия полушарий головного мозгаРазвитие интеллектуальных способностей и творческого начала ребенка происходит при помощи выполнения определенных движений, именно в этом и состоит суть гимнастики для мозга.

Как известно, головной мозг состоит из двух полушарий. Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие – аналитико – математическое мышление, знаковое, речевое, логическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Каждое полушарие регулирует выполнение определенных действий и операций, но максимальная продуктивность достигается только тогда, когда они оба работают слаженно. И именно этой цели и позволяет добиться гимнастика для мозга.

Чем лучше развито межполушарное взаимодействие у детей, тем проще им будет даваться выполнение заданий учителя, тем лучше у них будет успеваемость.

Когда начинать заниматься Нейрогимнастикой?

Лучший возраст приступать к выполнению гимнастики для мозга 4-5 лет, но возможно и с 3х летнего возраста. Чем раньше начнёте заниматься, тем быстрее увидите результат. В 5-6 лет ребенку можно предложить более сложные упражнения, которые учитывают специфику его возрастного развития. Это станет важнейшей частью подготовки детей к школе, ведь для успешной учебной деятельности необходимо нормальное развитие мозолистого тела, чего и позволяет добиться нейродинамическая гимнастика.

Специалисты советуют придерживаться следующих несложных правил:

• Заниматься каждый день, не пропуская, но без принуждения.

• Лучше сделать меньше, но качественнее.

• Продолжительность гимнастики – не более 5-7 минут.

• Ребенку будет гораздо интереснее, если сегодня упражнения будут выполнены на улице, а завтра, например, во время помощи маме.

• В зависимости от индивидуальных способностей ребенка следует постепенно усложнять задание – например, ускорить темп выполнения. Важно, чтобы каждое упражнение выполнялось точно и правильно.

• Чтобы дети не утрачивали интерес, упражнения можно комбинировать и менять местами.

• В одну тренировку не надо включать «все и сразу», 5-6 качественно выполненных заданий вполне достаточно.

Польза нейрогимнастики.

Нейродинамическая гимнастика для дошкольников дает возможность решить массу конкретных задач, а не только усилить межполушарное взаимодействие и когнитивные способности. Польза ее в следующем:

  • стимулирует развитие памяти и мыслительной деятельности;
  • помогает получить энергию, необходимую для обучения;
  • снижает утомляемость;
  • улучшает моторику, как мелкую, так и крупную;
  • благоприятно сказывается на процессе письма и чтения;
  • повышает продуктивную работоспособность;
  • формирует уверенность в себе при публичных выступлениях, что непременно потребуется в школе, когда ребенку нужно будет читать доклад перед аудиторией, а также сдавать экзамены.

Регулярные занятия помогут улучшить ряд физических навыков, в частности выполнение симметричных и асимметричных движений, соблюдение равновесия, подвижность плечевого пояса, ловкость рук и кистей. Дошкольники учатся сидеть прямо и не испытывать при этом дискомфорт, становятся более ловкими. Также такие тренировки позволяют усовершенствовать эмоциональные навыки, сделать ребенка менее подверженным стрессу и более общительным, научат его проявлять свои творческие способности в процессе игры, а затем – и в учебной деятельности. Кроме того, гимнастика для мозга – это еще и способ предотвратить появление дислексии, то есть нарушения навыков чтения.

Развивать мозг необходимо с дошкольного возраста, тогда в школе и во взрослой жизни ребенку удастся избежать массы проблем, связанных с работой на компьютере, управлением автомобилем, каким-либо иным сложным устройством; он сможет полностью раскрыть свой внутренний потенциал и стать успешным. 

Таким образом, использование нейрогимнастики в развитии ребёнка в условиях ДОУ, стимулирует развитие познавательных процессов память, внимание, речь, процессы письма и чтения, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, улучшает качество двигательных умений и навыков, увеличивается словарный запас, развивается связная речь.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Нейрогимнастика - как комплексное средство развития дошкольников»

В современной педагогике существует множество технологий, методик, программ развития ребёнка, его творческих и интеллектуальных способностей. Следует отметить, что развитие способностей и успешность ребёнка зависит от его психологического и физического здоровья. Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей, а продуктивный период для развития приходится на дошкольный возраст, когда кора больших полушарий головного мозга еще окончательно не сформирована.

Всем известно о пользе утренней гимнастики для организма человека, однако не только тело человека нуждается в упражнениях, но и мозг.

Нейрогимнастика — это комплекс упражнений, направленный на активизацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. Выполняя эти упражнения, ребенок развивает сенсорную и пространственную ориентировку, у него формируется произвольное внимание, функция самоконтроля, развивается зрительно-моторная координация, согласованность, точность, плавность движений обеих рук. А так же активируется развитие речи. Но самое главное происходит синхронизация работы левого и правого полушарий головного мозга.

Так как игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, именно она стала самой приемлемой формой для использования с детьми. Игровая форма повышает эффективность овладения

материалом. Ребёнок, обучаясь, при этом получает удовольствие.

Развитие интеллектуальных способностей и творческого начала ребенка происходит при помощи выполнения определенных движений, именно в этом  суть гимнастики для мозга.

 Нейрогимнастика – состоит из ряда несложных для выполнения упражнений, поэтому ее могут смело включать в свой режим дня и дети, и взрослые. Удобно и то, что проводить тренировки можно практически в любое время без привязки к месту.

Этот комплекс упражнений направлен на усиление взаимодействия полушарий головного мозгаРазвитие интеллектуальных способностей и творческого начала ребенка происходит при помощи выполнения определенных движений, именно в этом и состоит суть гимнастики для мозга.

Как известно, головной мозг состоит из двух полушарий. Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие – аналитико – математическое мышление, знаковое, речевое, логическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Каждое полушарие регулирует выполнение определенных действий и операций, но максимальная продуктивность достигается только тогда, когда они оба работают слаженно. И именно этой цели и позволяет добиться гимнастика для мозга.

Чем лучше развито межполушарное взаимодействие у детей, тем проще им будет даваться выполнение заданий учителя, тем лучше у них будет успеваемость.

Когда начинать заниматься Нейрогимнастикой?

Лучший возраст приступать к выполнению гимнастики для мозга 4-5 лет, но возможно и с 3х летнего возраста. Чем раньше начнёте заниматься, тем быстрее увидите результат. В 5-6 лет ребенку можно предложить более сложные упражнения, которые учитывают специфику его возрастного развития. Это станет важнейшей частью подготовки детей к школе, ведь для успешной учебной деятельности необходимо нормальное развитие мозолистого тела, чего и позволяет добиться нейродинамическая гимнастика.

Специалисты советуют придерживаться следующих несложных правил:

• Заниматься каждый день, не пропуская, но без принуждения.

• Лучше сделать меньше, но качественнее.

• Продолжительность гимнастики – не более 5-7 минут.

• Ребенку будет гораздо интереснее, если сегодня упражнения будут выполнены на улице, а завтра, например, во время помощи маме.

• В зависимости от индивидуальных способностей ребенка следует постепенно усложнять задание – например, ускорить темп выполнения. Важно, чтобы каждое упражнение выполнялось точно и правильно.

• Чтобы дети не утрачивали интерес, упражнения можно комбинировать и менять местами.

• В одну тренировку не надо включать «все и сразу», 5-6 качественно выполненных заданий вполне достаточно.

Польза нейрогимнастики.

Нейродинамическая гимнастика для дошкольников дает возможность решить массу конкретных задач, а не только усилить межполушарное взаимодействие и когнитивные способности. Польза ее в следующем:

  • стимулирует развитие памяти и мыслительной деятельности;
  • помогает получить энергию, необходимую для обучения;
  • снижает утомляемость;
  • улучшает моторику, как мелкую, так и крупную;
  • благоприятно сказывается на процессе письма и чтения;
  • повышает продуктивную работоспособность;
  • формирует уверенность в себе при публичных выступлениях, что непременно потребуется в школе, когда ребенку нужно будет читать доклад перед аудиторией, а также сдавать экзамены.

Регулярные занятия помогут улучшить ряд физических навыков, в частности выполнение симметричных и асимметричных движений, соблюдение равновесия, подвижность плечевого пояса, ловкость рук и кистей. Дошкольники учатся сидеть прямо и не испытывать при этом дискомфорт, становятся более ловкими. Также такие тренировки позволяют усовершенствовать эмоциональные навыки, сделать ребенка менее подверженным стрессу и более общительным, научат его проявлять свои творческие способности в процессе игры, а затем – и в учебной деятельности. Кроме того, гимнастика для мозга – это еще и способ предотвратить появление дислексии, то есть нарушения навыков чтения.

Развивать мозг необходимо с дошкольного возраста, тогда в школе и во взрослой жизни ребенку удастся избежать массы проблем, связанных с работой на компьютере, управлением автомобилем, каким-либо иным сложным устройством; он сможет полностью раскрыть свой внутренний потенциал и стать успешным. 

Таким образом, использование нейрогимнастики в развитии ребёнка в условиях ДОУ, стимулирует развитие познавательных процессов память, внимание, речь, процессы письма и чтения, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, улучшает качество двигательных умений и навыков, увеличивается словарный запас, развивается связная речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет на тему: "Игра как приоритетное средство развития дошкольников"

Как правильно объединить усилия коллектива МДОУ для повышения уровня организации сюжетно- ролевой игры, использования в практике достижений передового опыта и педагогической науки....

Презентация "Всё о здоровье" метод проектов как одно из средств развития дошкольников

Представлена новая актуальная технология проетов. Проект "Всё о здоровье" показывает максимально созданные благоприятные условия для формирования здоровья и гармоничного физического развития ребе...

Коордиоционно -подвижные игры как средство развития дошкольников

Предлагается сборник коордиоционно-подвижных игр для дошкольников,которые можно использовать на занятиях физической культуры,музыкальных занятиях и при НОД ....

Формирование певческих навыков как средство развития дошкольников и коррекции имеющихся у них нарушений

Основная цель моего опыта- формируя певческие навыки у дошкольников  развивать интерес к пению, желание петь красиво, выразительно, разивать в процессе пения весь комплекс музыкальных способносте...

Театрализованные игры как средство развития дошкольников

Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста...

Туристско-краеведческая деятельность как комплексное средство развития и воспитания дошкольников

Туристско-краеведческая деятельность дает возможность комплексно решать воспитательные, оздоровительные задачи, развивая ребенка в целом: интеллектуально, морально, физически, духовно....