Сенсорное развитие для детей ОВЗ
презентация к уроку (средняя группа)

Мигилева Ольга Сергеевна

Актуальность проекта

 

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития и развивает наблюдательность; позитивно влияет на эстетическое чувство и является основой для развития воображения; развивает внимание и дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья отводиться играм на чувственное познание предметов, так как ребенок практически все в этом мире познает через различные органы чувств.

 

Цель проекта

 

обеспечивать накопление представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.

Проблемный вопрос

 

Я знаю, что Сенсомоторика полезна для пальчиков ?

Я знаю, что сенсомоторика очень полезная игра и интересная ?

Как сенсомоторику  самому изготовить? Что такое сенсорика и почему так важно ее развивать?

Спросить у воспитателя;

Посмотреть фильм; мультфильм

Посмотреть с родителями энциклопедию .

Спросить у родителей

 С помощью родителей узнать в интернете . И самому игру сделать.

 

Задачи проекта

Задачи для детей

  • Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
  • воспитывать познавательный интерес, любознательность;
  • упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
  • развивать мелкую моторику рук;
  •  

Задачи для родителей

  • помочь воспитателю в подготовке оборудования и материалов;
  • помочь детям в подборе иллюстративного и наглядного материала;
  • принять участие в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевой игре

Задачи для воспитателей

  • познакомить детей о  цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
  • раскрыть творческий потенциал участников проектной деятельности;
  • организовать деятельность, направленную на решение проблемного вопроса, сформулированного самими детьми;
  • повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;
  • оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.
  • способствовать формированию умения детей презентовать результаты своей работы;
  • развивать умение работать в группе;
  • воспитывать ценностное отношение к труду

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sensornoe_razvitie_1.docx279.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17 «Сказка»

Муниципальный конкурс на лучшую методическую разработку

 «Шаг в будущее»

Краткосрочный проект по ранней профориентации дошкольников

«Сенсорное развитие дошкольников с ОВЗ

по средствам игровой деятельности »

Автор:

Мигилева О.С.

воспитатель.

г. Камень-на-Оби, 2024г.

Паспорт  проекта

Тема проекта

 Сенсорное развитие дошкольников с

ОВЗ по средствам игровой деятельности

Вид проекта

Информационно-познавательный

Актуальность проекта

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития и развивает наблюдательность; позитивно влияет на эстетическое чувство и является основой для развития воображения; развивает внимание и дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья отводиться играм на чувственное познание предметов, так как ребенок практически все в этом мире познает через различные органы чувств.

Цель проекта

обеспечивать накопление представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.

Проблемный вопрос

Я знаю, что Сенсомоторика полезна для пальчиков ?

Я знаю, что сенсомоторика очень полезная игра и интересная ?

Как сенсомоторику  самому изготовить? Что такое сенсорика и почему так важно ее развивать?

Спросить у воспитателя;

Посмотреть фильм; мультфильм

Посмотреть с родителями энциклопедию .

Спросить у родителей

 С помощью родителей узнать в интернете . И самому игру сделать.

Задачи проекта

Задачи для детей

  • Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
  • воспитывать познавательный интерес, любознательность;
  • упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
  • развивать мелкую моторику рук;

Задачи для родителей

  • помочь воспитателю в подготовке оборудования и материалов;
  • помочь детям в подборе иллюстративного и наглядного материала;
  • принять участие в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевой игре

Задачи для воспитателей

  • познакомить детей о  цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
  • раскрыть творческий потенциал участников проектной деятельности;
  • организовать деятельность, направленную на решение проблемного вопроса, сформулированного самими детьми;
  • повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;
  • оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.
  • способствовать формированию умения детей презентовать результаты своей работы;
  • развивать умение работать в группе;
  • воспитывать ценностное отношение к труду

Продукт проекта

  • Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков.
  • Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми.
  • Фотовыставка «Учимся играя».

Сроки реализации

краткосрочный

Подготовительный этап:

Дата

Мероприятия, инициированные воспитателем

Материально-техническое и дидактическое обеспечение проекта

Риски

Результаты

09.01

Подбор  родителями художественного слова для папки-передвижки по теме : «Сенсорное развитие дошкольников с ОВЗ по средствам игровой деятельности »

Стихотворения, загадки, потешки, песенки, поговорки про пчел и пчеловода

Не все родители участвуют

Подобрано художественное слово для папки-передвижки

09.01

Подбор воспитателем дидактического материала для игры

Дидактическая игра  «Веселые прищепки» Картинки с изображениями

Трудности с подготовкой материала

Подобран весь дидактический материал, готовая игра

12.10

Изготовление воспитателем презентации для беседы «Сенсорное развитие », изготовление родителями –дидактические игры

Информация о том, что нужно работы для развития наших детей

Трудность в изготовлении макета

Презентация готова, игры  получились как настоящие

Основной этап:

Дорожная карта основного этапа проекта:

Дата

Место в режиме дня

Мероприятия

Участники образовательного процесса, участвующие в мероприятии

Промежуточные результаты

15.01.

Первая половина дня

Просмотр презентации  (Учим цвета герба) |

Чтение сказки: «Лесная Фея »

Воспитатель-дети

Дети узнали интересные факты для чего полезна сенсомоторика

17.01.

Первая половина дня

Дидактическая игра «Какого цвета предметы в нашей группе?»

Дети, воспитатель

Улучшены знания моторике

20.10

Вторая половина дня

ООД Беседа «Путешествие по сказкам»

Консультация-онлайн для родителей «Чем полезна сенсорная моторика?»

ООД Рисование «Цветочная в вазе »

Воспитатель, дети, родители

Рисунки готовы, дети и родители получили информацию о развитии сенсорики.

Заключительный этап:

Дата

Итоговые мероприятия

Оценка эффективности реализации проекта

Степень достижения поставленных целей

Обобщение педагогического опыта

21.10

Выставка атрибутов для сюжетно-ролевой игры.

игра «Что из чего сделано.»

В процессе  данного проекта дети улучшили знания по теме: «моторика», узнали для чего нужна нам она

По результатам диагностики знания детей нашей группы, по теме проектной деятельности, улучшились на 80%

В процессе проектной деятельности были разработаны конспекты образовательных областей, направленные на улучшение знаний детей младшего  и среднего дошкольного возраста о сенсорного развития

Представление проекта на семинаре для воспитателей; презентация проекта добавлена на сайт воспитателя

                                                                                                  Приложение 1

Беседа по теме«Сенсорное развитие дошкольников с ОВЗ

по средствам игровой деятельности »

Цель: обеспечивать накопление представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью. Задачи:

  • дать первоначальные представления детям сенсорной моторике ;
  • способствовать развитию интереса и желания попробовать в участии;
  • воспитывать уважение и любовь к труду.

Планируемый результат:

Усвоение первоначальных знаний о профессии пчеловод.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, дидактические игры ,  конструктор .

Ход занятия:

Введение в тему

Воспитатель: Ребята, скажите, а вы любите делать зарядку ? (ответы детей)

Я тоже думаю, что все любят делать зарядку. Как же это  не любить?  От такой зарядки  порой просто невозможно отказаться! А для чего нужна зарядка?(ответы детей)

 Воспитатель:  Пастух пасет овец и коров, а кто ухаживает за нами и ухаживает за пальчикам? Что за человек такой? Подумайте и скажите. Подсказка на экране (слайд №1)

 Воспитатель: Этого человека называют-воспитатель .

Оказывается, есть такая  увлекательная и по-своему интересная профессия «Воспитатель». Казалось бы, что тут трудного — воспитатель приходит в садик как и вы. Но все не так просто.

Сегодня мы познакомимся с сенсорной моторикой. Для чего она нам свами нужна?

Коррекционно-развивающий блок

Воспитатель: Мы с вами выяснили,  что вы все любите делать зарядку. Так? (Слайд №2)

Дети: Да.

Воспитатель « Здравствуйте, ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, они хотят посмотреть, как мы с вами занимаемся!»

Я рада вас видеть  и очень хочу работать с вами, но прежде чем начать наше занятие поздороваемся с нашими гостями.

Поздоровайтесь друг с другом.

Здравствуй, друг! (здороваются за руку)

Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)

Где ты был? (теребят друг друга за ушко)

Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)

Ты пришел! (разводят руки в сторону)

Хорошо! (обнимаются)

 (Слайд №8)

Воспитатель: я хочу вам предложить Просмотр презентации  (Учим цвета герба)

Чтение сказки: «Лесная Фея »

На лесной опушке жила-была Фея. Звали её – Хохотушка, потому что она была добрая и весёлая.Все звери и растения любили фею. Каждое утро Хохотушка, проснувшись, умывалась росой с цветов, благодарила их за это. Потом белочки угощали фею орешками, а она играла с ними в салочки. Ёжики приносили ей грибочки на своих иголках. Фея в благодарность дарила им букеты из опавших листьев. Даже медведей не боялась фея, а помогала им доставать мёд, потому что ласково просила пчёл поделиться лакомством. Все любили фею Хохотушку, радостно играли с ней, фея пела им песенки, учила доброму отношению друг к другу. Поэтому в этом лесу не было ссор и не слышно было плача, только веселый смех разносился по округе.

Воспитатель: Вот такая сказка была услышана нами интересная .Благодаря родителям у нас есть с вами ручки, ножки  , что мы можем видеть и слышать и тд.(слайд №10)

Детки а сейсас давайте ппробуем сделать зарядку не только для глазок, носа , я предлагаю сделать еще и для ручек ваших , а точнее ашим пальчикам нужно немножко отдохнуть :

Краски сегодня ужасно устали:

Радугу в небе они рисовали.

Долго трудились над радугой краски,

Радуга вышла красивой, как в сказке.

Вся разноцветная - вот красота!

Ты полюбуйся, какие цвета:

Красный

Красная редиска выросла на грядке,

Рядом помидоры - красные ребятки.

Красные тюльпаны на окне стоят,

Красные знамена за окном горят.

Оранжевый

Оранжевой лисице

Всю ночь морковка снится -

На лисий хвост похожа:

Оранжевая тоже.

Желтый

Желтое солнце на землю глядит,

Желтый подсолнух за солнцем следит.

Желтые груши на ветках висят.

Желтые листья с деревьев летят. ( слайд №11) 

 А теперь посмотрите, какие наши ручки красивые , сильные. Давайте построим с конструктора башню  и ощутим себя немного воспитателем.

Воспитатель показывает пример башни , дети повторяют.

Прежде чем начать работать с конструктором , нужно повторить цвета ,(слайд №12) повторяет цвет и называет большой или маленький , А теперь посмотрите, как должна выглядеть в в действительности (показ макета башни.

Потом детки садятся за стол ,подходят к конструктору , повтооряют за воспитателем. Посмотрите, под крышкой лежит подушка. Она нужна, чтобы найти пару конструктора.(Слайд №13)

Затем воспитатель приоткрывает холстик и начинает «дуть на конструктор », детки  прячутся от дыхания  

Физкультминутка.

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

(Поочередно загибать пальцы на руке, начиная с мизинца.)

Тише, тише не шуми,

Пальчики не разбуди.

(Большим пальцем касаться всех остальных пальчиков - на другой руке.)

Встали пальчики. Ура!

(Сжать и разжать кулачки.)

В детский сад идти пора.

(Широко расставить пальцы.)

Коррекционно-развивающий блок

Воспитатель: Летом конструктор нужно мыть каждый день, давайте с вами поиграем построй домик .

Дети: Чистый будет конструктор , и интересно собирать домик .

Воспитатель: Да ребятки , действительно очень интересное и полезное это занятие . Он лечит многие болезни. Например, когда болит горло или человек простужен. В этом случае нужно сделать  массаж головы пальчиками  или сделать зарядку .

Я вам принесла сегодня на занятие вот такие разные задания . Посмотрите, как они выглядят.

Воспитатель: Ребята, есть еще одно важное преимущество этого задания  – работа с заданиями  способствует и укреплению здоровья. Многие из вас ребят  являются долгожителями. На нашем занятии  создается  особая гармония  микроклимата, который оказывает благотворное влияние на здоровье. Например, жужжание ваших речь  успокаивает.

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Надеюсь, вы сегодня много нового узнали на занятии, и запомните, моторика рук  увлекаются люди самых разных возрастов, убеждений, вкусов и профессий. И не только в сельской местности, но и в городах. Всех их роднит одна страсть — безграничная любовь к природе и к своему здоровью .

Рефлексия:

Скажите, понравилось ли вам наше занятие?

Что нового вы узнали?

С каким настроением уходим?

Приложение 2

Чтение сказки: «Лесная Фея »

На лесной опушке жила-была Фея. Звали её – Хохотушка, потому что она была добрая и весёлая.Все звери и растения любили фею. Каждое утро Хохотушка, проснувшись, умывалась росой с цветов, благодарила их за это. Потом белочки угощали фею орешками, а она играла с ними в салочки. Ёжики приносили ей грибочки на своих иголках. Фея в благодарность дарила им букеты из опавших листьев. Даже медведей не боялась фея, а помогала им доставать мёд, потому что ласково просила пчёл поделиться лакомством. Все любили фею Хохотушку, радостно играли с ней, фея пела им песенки, учила доброму отношению друг к другу. Поэтому в этом лесу не было ссор и не слышно было плача, только веселый смех разносился по округе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по разделу "Развитие мелкой моторики и осязания/Сенсорное развитие" для детей 3 – 4 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата на тему: «В осеннем лесу»

Фрагмент подгрупповой непосредственно образовательной деятельности (НОД) по разделу программы «Развитие мелкой моторики и осязания» образовательной области «Познание» для детей младшего дошкольного во...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАНИЕ (РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ) для детей 2-3 лет

Данное календарно – тематическое планирование по образовательной области «Познание» составлено на основе образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е.  Вераксы, Т.С. К...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (математическое и сенсорное развитие) для детей группы общеразвивающей направленности от 2 до 3-х лет «Куклы пришли в гости»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (математическое и сенсорное развитие) для детей группы общеразвивающей направленн...

Мастер-класс "Сенсорная коробка- средство для сенсорного развития для детей младшего возраста"

Сенсорная коробка –  это емкость с наполнителем, главное назначение которой - дать ребенку возможность потрогать, пересыпать, переливать, исследовать и изучать то, что находится внутри....

Конспект ООД по сенсорному развитию для детей первой группы раннего возраста «Мишки в гостях у детей»

Цель: создавать условия для развития у детей сенсорных способностей.Программное задачи:Образовательные: учить различать предметы по величине...

Методическое пособие по познавательному развитию (сенсорное развитие) для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих сочетание 2 – х и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии

Методическое пособиепо познавательному развитию (сенсорное развитие)для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих сочетание 2 – х и более недостатков в физическом и (или) психическом...