«Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
материал (подготовительная группа)

Зема Анна Леонидовна

Экспериментирование является основным видом ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности. И неслучайно в работах многих отечественных педагогов говорится, что именно экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ya_-_issledovatel_1.docx275.18 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ДЕТСКИЙ САД №26 «РАДОСТЬ»

Принята на заседании

педагогического совета

Протокол №1 от 31.08.2021

Утверждаю:

    Директор _________С.В. Давыдова

 Приказ №     от «31» августа 2021 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

естественнонаучной направленности

«Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

для детей 5-7 лет

срок реализации 7 месяцев

                                             Автор-составитель

         педагог дополнительного образования Зема А.Л.

г. Нефтеюганск, 2021 г.

Пояснительная записка

 Экспериментирование является основным видом ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности. И неслучайно в работах многих отечественных педагогов говорится, что именно экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Нормативно-правовое обеспечение

Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией развития дополнительного образования в РФ, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р, приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые), письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. №06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01.07.2013 года №68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре», Постановлением  Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09.10.2013г. №413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года» (с изменениями на 30.11.2018); с Концепцией персонифицированного финансирования системы дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 04.06.2016 №1224 «Об утверждении правил персонифицированного финансирования в ХМАО-Югре» (с изменениями от 20.08.2018 №1142).

Требования к квалификации педагога дополнительного образования

Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения, секции, студии без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу.

Уровень программы стартовый.

Направленность программы

Программа имеет естественно-научную направленность.

Актуальность программы

Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Следует подчеркнуть, что именно в дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, становление познавательных интересов, развитие продуктивной и творческой деятельности, расширение взаимодействия.

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс дошкольного учреждения.

А с введением федеральных государственных стандартов в систему дошкольного образования меняются требования и к самому педагогу, к методам обучения и воспитания дошкольников. К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:

 - уметь видеть проблему и ставить вопросы;

 - уметь доказывать;

 - делать выводы;

 - высказывать предположения и строить планы по их проверке.

Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить вышеобозначенные задачи. Ведь экспериментирование включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. То есть детское экспериментирование является хорошим средством  развития познавательной активности дошкольников и  наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.

Новизна программы заключается в разработке авторских планов и конспектов занятий по исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста путём комбинации развивающих игр и проведения опытов в разных видах деятельности.

Цель программы

Развитие познавательной активности детей через исследовательскую деятельность. 

Задачи программы

Образовательные:

  • Углублять представления детей о живой и неживой природе;
  • Расширять представления о физических свойствах окружающего мира (воздуха, воды, почвы, фауны и флоры);
  • Формировать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать простейшие закономерности в природных явлениях, делать выводы;

 Развивающие:

  • Развивать мышление, внимание, память, речь;
  • Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность;
  • Воспитывать умение работать в коллективе.

Адресат программы

Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. Педагог своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение.

Условия реализации программы

Возраст детей, участвующих в программе – 5-7 лет. Состав группы – постоянный, в объединение принимаются все желающие, без конкурсного отбора. В группе занимаются 10-12 дошкольников.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 7 месяцев обучения (44 часа).

Режим занятий

Периодичность занятий – два раза в неделю во вторую половину дня.

Максимальная недельная образовательная нагрузка не превышает допустимого объема, установленного СанПиН 2.4.1.3049-13 и составляет 25 минут для детей старшей группы (5-6 лет), 30 мин для детей подготовительной группы.

Формы занятий

Форма организации детей на занятии: групповая.

Планируемые результаты

В результате освоения программы произойдет:

 Расширение знаний детей о живой и неживой природе;

 Повышение уровня развития любознательности, исследовательских умений и навыков детей;

 Повышение уровня развития познавательных процессов;

 Обогащение словарного запаса различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умения задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умения строить доказательную речь.

Периодичность оценки результатов и способы определения их результативности

Мониторинг освоения программы проводится по методике Л.Н. Прохоровой, Т.И. Бабаевой, О.В. Киреевой посредством первичной, промежуточной и итоговой диагностики.

Первичная диагностика определяет готовность воспитанников к обучению по программе «Я -исследователь» и проводится в октябре.

Промежуточная диагностика проводится в середине года, определяет динамику развития познавательной активности воспитанников, осуществляется без фиксации результатов, проводится в форме наблюдений за деятельностью воспитанников в ходе исследовательской деятельности.

Итоговая диагностика проводится в конце учебного года, определяет результативность обучения воспитанников по программе «Я - исследователь», проводится в формате «научной лаборатории».

Характеристика уровней познавательной активности.

Высокий уровень развития -   дети самостоятельно видят проблему.  Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планируют предстоящую деятельность. Осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действуют планомерно. В диалоге со взрослым поясняют ход деятельности. Формулируют в речи: достигнут или нет результат, замечают неполное соответствие полученного результата гипотезе.  Делают выводы.

   Средний уровень – в большинстве случаев дети проявляют активный познавательный интерес.  Видят проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Дети принимают задачу и разворачивают поисковые действия, но действуют непоследовательно, получают частичный результат. Аргументируют свои суждения и пользуются доказательствами с помощью взрослого.

    Низкий уровень развития –   включается в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует хаотично, переводит экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.

Учебный план

N п/п

Название раздела

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводная диагностика

1

1

-

Опрос

Наблюдение

Индивидуальный дневник исследований

2

Лаборатория

4

1

3

3

Вода

3

1

2

4.      

Воздух

4

1

3

5.

Снег

4

1

3

6.

Лед

3

1

2

7.

Песок и глина

3

1

2

8.

Камни

3

1

2

9.

Магнит

3

1

2

10.

Звук

3

1

2

11.

Свет

3

1

2

12.

Почва

2

1

1

13.

Растения

7

2

5

14.

Итоговое занятие «Лаборатория Фиксиков»

1

-

1

Итого часов:

44

14

30

Календарный учебный график

N п/п

Число/ Месяц

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.Вводная диагностика

1.1

19.10

16.00

групповая

1

Вводное занятие.

Лаборатория

Опрос

2. Лаборатория

2.1

21.10

16.00

групповая

1

Знакомство с лабораторией

Лаборатория

Опрос

2.2

26.10

16.00

групповая

1

Органы чувств

Лаборатория

Наблюдение

2.3

28.10

16.00

групповая

1

Приборы помощники

Лаборатория

Наблюдение

2.4

2.11

16.00

групповая

1

Приборы помощники

Лаборатория

Наблюдение

3. Вода

3.1.

4.11

16.00

групповая

1

Вода на Земле Вода и её свойства

Лаборатория

Опрос

3.2

9.11

16.00

групповая

1

Вода. Испарение

Лаборатория

Наблюдение

3.3

    11.11

16.00

групповая

1

     Вода в почве

Лаборатория

Наблюдение

4. Воздух

4.1

16.11

16.00

групповая

1

Воздух

Свойства воздуха

Лаборатория

Опрос

4.2

18.11

16.00

групповая

1

Движение воздуха

Лаборатория

Наблюдение

4.3

23.11

16.00

групповая

1

Горячий воздух

Лаборатория

Наблюдение

4.4

25.11

16.00

групповая

1

Холодный воздух

Лаборатория

Наблюдение

5. Снег

5.1

30.11

16.00

групповая

1

Снег в природе Свойства снега.

Лаборатория

Опрос

5.2

2.12

16.00

групповая

1

Защитные свойства.

Лаборатория

Наблюдение

5.3

7.12

16.00

групповая

1

Иней.

Лаборатория

Наблюдение

5.4

9.12

16.00

групповая

1

Искусственный снег.

Наблюдение

6. Лёд

6.1

14.12

16.00

групповая

1

Лёд.

Свойства льда.

Лаборатория

Опрос

6.2

16.12

16.00

групповая

1

Цветной лед.

Лаборатория

Наблюдение

6.3

21.12

16.00

групповая

1

Лёд и вода.

Лаборатория

Наблюдение

7. Песок и глина

7.1

23.12

16.00

групповая

1

Песок и глина

Лаборатория

Опрос

7.2

28.12

16.00

групповая

1

Свойства песка

Лаборатория

Наблюдение

7.3

30.12

16.00

групповая

1

Свойства глины

Лаборатория

Наблюдение

8. Камни

8.1

1.02

16.00

групповая

1

Откуда берутся камни?

Свойства камней

Лаборатория

Опрос

8.2

3.02

16.00

групповая

1

Живые камни

Лаборатория

Наблюдение

8.3

8.02

16.00

групповая

1

Кристаллы

Лаборатория

Наблюдение

9. Магнит

9.1

10.02

16.00

групповая

1

Магнит на службе у человека Свойства магнита

Лаборатория

Опрос

9.2

15.02

16.00

групповая

1

Бабочка

Лаборатория

Наблюдение

9.3

17.02

16.00

групповая

1

Рыбалка

Лаборатория

Наблюдение

10. Звук

10.1

22.02

16.00

групповая

1

Что такое звук?

Лаборатория

Опрос

10.2

24.02

16.00

групповая

1

Высокие и низкие Мелодия

Лаборатория

Наблюдение

10.3

1.03

16.00

групповая

1

Телефон

Лаборатория

Наблюдение

11. Свет

11.1

3.03

16.00

групповая

1

Что такое свет?

Лаборатория

Опрос

11.2

10.03

16.00

групповая

1

Тень

Лаборатория

Наблюдение

11.3

15.03

16.00

групповая

1

Радуга

Лаборатория

Наблюдение

12. Почва

12.1

17.03

16.00

групповая

1

Что такое почва? Воздух в почве

Лаборатория

Опрос

12.2

22.03

16.00

групповая

1

Вода в почве

Лаборатория

Наблюдение

13. Растения

13.1

24.03

16.00

групповая

1

Семена

Лаборатория

Опрос

13.2

29.03

16.00

групповая

1

Могут ли растения дышать?

Лаборатория

Наблюдение

13.3

31.03

16.00

групповая

1

Нужен ли корешкам воздух?

Лаборатория

Опрос

13.4

5.04

16.00

групповая

1

Что выделяет растение?

Лаборатория

Наблюдение

13.5

7.04

16.00

групповая

1

На свету и в темноте

Лаборатория

Наблюдение

13.6

12.04

16.00

групповая

1

Лабиринт

Лаборатория

Наблюдение

13.7

14.04

16.00

групповая

1

Как увидеть движение воды в растении?

Цикл растений

Лаборатория

Наблюдение

14. Итоговая аттестация

14.1

19.04

16.00

групповая

1

Лаборатория Фиксиков

Лаборатория

Открытое мероприятие

Содержание

Раздел 1. Вводная диагностика

Первичная диагностика определяет готовность воспитанников к обучению по программе «Я исследователь». Проводится в форме игры «Кто такие ученые?».

Раздел 2. Лаборатория

Тема 2.1: Знакомство с лабораторией

Экскурсия в лабораторию. Рассказ о работе ученых. Рисование «Я – ученый».

Тема 2.2: Органы чувств

Формирование представлений об органах чувств, их значении в жизни человека. Просмотр видеофильма «Как мы познаем мир», игра «Наши помощники».

Тема 2.3: Приборы помощники

Познакомить детей с простейшими измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой, увеличительным стеклом. Показать разницу условной мерки и измерительных приборов. Практическая работа: измерение длины.

Тема 2.4: Приборы помощники

Познакомить детей с простейшими измерительными приборами: мерным стаканом и мерной ложкой, весами. Показать разницу условной мерки и измерительных приборов. Практическая работа: измерение веса.

Раздел 3. Вода

Тема 3.1: Вода на Земле

Вода и её свойства

Дать представление о значении воды для живых существ, работе воды. Просмотр презентации «Вода на Земле». Игра «Вопрос ученому».

Познакомить детей со свойствами воды: прозрачность, текучесть, не имеет цвета и запаха, растворяет соль, сахар. Опытно-экспериментальная деятельность.

Тема 3.2: Вода. Испарение

Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды). В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки), куда исчезла вода с открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Когда ёмкость закрыты, испарение слабое (частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда).

Тема 3.3: Вода в почве

Показать, что в почве есть вода. Проведение опыта: накрыть горшочек с землей пищевой пленкой или стеклом и понаблюдать. Появление капелек воды докажет наличие воды в почве. Опыт: свойства почвы пропускать воду.

Раздел 4. Воздух

Тема 4.1: Воздух

Свойства воздуха

Дать представление о значении воздуха для живых существ, движении и работе воздуха. Просмотр презентации «Воздух на Земле». Игра «Вопрос ученому».

Формировать понятие о том, что такое воздух, зачем он нужен человеку, как можно обнаружить воздух (движение воздуха). Познакомить со свойствами воздуха: невидимый, имеет вес, не имеет запаха, может переносить запахи. Опытно-экспериментальная деятельность.

.

Тема 4.2: Движение воздуха

Изготовление игрушек-оригами: вертушки, парусника. Игрушки работают от движения воздуха.

Тема 4.3: Горячий воздух

Дать представление о том, что воздух может нагреваться. Свойства нагретого воздуха. Изготовление игрушки «Змейка», работающей благодаря теплому воздуху.

Тема 4.4: Холодный воздух

Дать представление о том, что воздух может охлаждаться. Опытно-экспериментальная деятельность «Как надуть воздушный шар». Опыт со свечой.

Раздел 5. Снег

Тема 5.1: Снег в природе. Свойства снега.

Дать представление о снеге, как о твердом состоянии воды. Просмотр презентации «Откуда берется снег». Игра «Вопрос ученому».

Познакомить детей с физическими свойствами снега, превращением снега в воду и пар. Формировать представление о зависимости свойств снега от погодных изменений.

Тема 5.2: Защитные свойства снега.

Рассказ о защитных свойствах снега. Экскурсия «Огород зимой». Опытно-экспериментальная деятельность «Где быстрее застынет вода: в сугробе или на поверхности?».

Тема 5.3: Иней.

Дать представление об инее. Просмотр презентации «Как появляется иней?». Опытно-экспериментальная деятельность «Ветка в инее».

Тема 5.4: Искусственный снег.

Дать представление об искусственном снеге, его предназначении. Опытно-экспериментальная деятельность «Сходства и различия настоящего снега и искусственного».

Раздел 6. Лёд

Тема 6.1: Лёд. Свойства льда.

Дать представление о льде, как о твердом состоянии воды. Просмотр фильма «Как образуется лед?». Игра «Вопрос учёному», «Снег и лёд».

Определение опытным путем свойств льда: холодный, прозрачный, тает при комнатной температуре (плавится), твердый, хрупкий.

Тема 6.2: Цветной лед.

Изготовление цветного льда для украшения прогулочного участка.

Тема 6.3: Лёд и вода.

Выявление опытным путем свойства льда: лёд легче воды. Опустить кусочек льда в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не перельется через край. Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, то есть она тяжелее.

Раздел 7. Песок и глина

Тема 7.1: Песок и глина

Знакомство с песком и глиной в лаборатории. Сравнение песка и глины. Познакомить детей с песком и глиной. Дать представление о происхождении песка и глины. Просмотр презентации «Пустыни мира». Игра «Вопрос ученому».

Тема 7.2: Свойства песка

Познакомить со свойствами песка: сухой песок, мокрый песок. Постройки из «космического песка».

Тема 7.3: Свойства глины

Познакомить со свойствами глины. Изготовление чашки из глины.

Раздел 8. Камни

Тема 8.1: Откуда берутся камни? Свойства камней

Дать представление о происхождении камней. Просмотр презентации о горах и вулканах. Игра «Вопросы ученому».

Выяснить свойства камней опытным путем. Определить цвет камня (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).
Определение размера. Одинакового размера ли ваши камни?

Опыт Определение характера поверхности.
Опыт. Рассматривание камней через лупу.

Опыт. Определение веса.
Опыт.  Определение температуры камней.

Тема 8.2: Живые камни                                                                                         

Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми. (Мел, известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы). Проверить, что будет, если выдавить на камень сок лимона. Поместить камешек в жужжащий стаканчик, послушать. Рассказать о результате.

Тема 8.3: Кристаллы

Выращивание солевого кристалла.

Раздел 9. Магнит

Тема 9.1: Магнит на службе у человека Свойства магнита

Дать представление о магните. Презентация «Магнит на службе у человека». Игра «Вопросы ученому».

Выяснить опытным путем свойства магнита, свойств разных предметов на предмет притяжения к магниту. Понятие полюсов магнита.

Тема 9.2: Бабочка

Изготовление игры-лабиринта «Бабочка» на основе магнита.

Тема 9.3: Рыбалка

Решение проблемной ситуации «Достань рыбку из воды, не замочив руки».

Раздел 10. Звук

Тема 10.1: что такое звук?

Дать представление о звуковых волнах и их свойствах. Просмотр презентации «Звук». Игра «Вопросы ученому».

Тема 10.2: Высокие и низкие

 Мелодия

Выяснить опытным путем, отчего зависит низкий звук или высокий (на примере линейки). Понятие о низких и высоких звуках в музыкальных инструментах.

Дать понятие мелодии, как последовательности низких и высоких звуков. Практические упражнения – игра на музыкальном инструменте металлофон.

Тема 10.3: Телефон

Изготовление игрушечного телефона из картонных стаканчиков.

Раздел 11. Свет

Тема 11.1: Что такое свет?

Дать представление о свете и его источниках. Просмотр презентации «Что такое свет». Игра «Вопросы ученому».

Тема 11.2: Тень

Выяснить опытным путем свойства света (лучи прямые, не могут пройти через непрозрачные предметы, отражаются от блестящих поверхностей). Теневой театр.

Тема 11.3: Радуга

Презентация «Радуга в природе». Выяснить опытным путем, что луч света состоит из 7 цветов. Опыт с зеркалом и водой. Изготовление волчка, раскрашенного в цвета спектра.

Раздел 12. Почва

Тема 12.1: Что такое почва?

Воздух в почве 

Показать, из чего состоит почва.

 На лист бумаги кладём немного почвы, рассматриваем, определяем цвет, запах, растираем комочки земли, находим остатки растений. Рассматриваем в микроскоп.

 В почве живут микробы (они превращают перегной в минеральные соли, столь необходимые растениям для жизни).

Показать, что в почве есть воздух.

 Проведение опыта. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Сделать вывод.

Тема 12.2: Вода в почве

Показать, что в почве есть вода. Проведение опыта: накрыть горшочек с землей пищевой пленкой или стеклом и понаблюдать. Появление капелек воды докажет наличие воды в почве. Опыт: свойства почвы пропускать воду.

Раздел 13. Растения

Тема 13.1: Семена

Закреплять знания детей о том, что из семян и плодов вырастают растения, учить определять название по характерным признакам (косточка, орех, луковица, корнеплод, семечка, плод, ягода). Формировать представление о разнообразии плодов и семян.

Тема 13.2: Могут ли растения дышать?

Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. Опыт «Чем дышат растения?». Наблюдение за листьями, смазанными вазелином.

Тема 13.3: Нужен ли корешкам воздух?

Выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями. Опыт «Рыхлая и плотная почва».

Тема 13.4: Что выделяет растение?

Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений. Опыт «Растение под колпаком». Наличие кислорода определяет педагог с помощью горящей спички.

Тема 13.5: На свету и в темноте.

Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. Наблюдение за растениями, находящимися на свету и в коробке. Выводы.

Тема 13.6: Лабиринт.

Установить, как растение ищет свет. Опыт с картонной коробкой с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном – отверстие.

Тема 13.7: Как увидеть движение воды в растении?

Цикл растений.

Опыт: окрашивание белых цветов хризантемы с помощью пищевого красителя. 

Проращивание фасоли из семян. Уход за растением. Ведение дневника наблюдения за растением.

Раздел 14. Итоговая аттестация

Открытое мероприятие для родителей «Лаборатория Фиксиков»

Методическое обеспечение

Педагогические методики и технологии

При проектировании образовательного процесса по обучению старших дошкольников учитываются возрастные, индивидуальные, психологические особенности воспитанников. Для этого используются технологии, позволяющие выстраивать образовательный процесс с учетом всех требований к организации процесса развития ребенка в условиях детского сада:

  • Личностно-ориентированная;
  • Здоровьесберегающая;
  • Игровая;
  • Технология исследовательской деятельности;
  • Деятельностного подхода.

Личностно-ориентированная технология создает такую образовательную среду, где реализуются индивидуальные интересы и потребности реальных детей, эффективно накапливается детьми личный опыт. Образовательная среда ориентирована на природообразность. Личностный подход – это важнейший принцип психологической науки, предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности в воспитании ребенка. Именно этот подход определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса, а следовательно, означает становление субъект – субъектных отношений. Взаимодействие в непосредственно образовательной деятельности строится на личностно-ориентированной основе, используя дифференцированный подход к каждому ребенку. Учитываются его возможности, способности личностно-ориентированная технология предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.  

Здоровье сберегающая технология.

Полноценное развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полноценное физическое и психическое, социальное благополучие.

 Для воспитания здорового ребенка создаются условия для:

1. Взаимодействие с воспитанниками выстраивается в увлекательной, доброжелательной атмосфере, что создает положительный настрой на обучение.

2. Обеспечение смены деятельности, которое благотворно влияет на физическое и эмоциональное состояние дошкольников.

3. Непосредственно образовательная деятельность проводится в удобном, хорошо проветриваемом помещении с достаточным освещением.

4. Экспериментальная деятельность проводится также на свежем воздухе. Объектами для изучения становятся насекомые, птицы, растения, явления природы

Игровая технология – ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Для развития познавательной активности старших дошкольников я использую игры-экспериментирования:

1. Игры с природными объектами.

2. Игры со специальными игрушками для исследования.

3. Игры с животными

 Технология исследовательской деятельности

Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.  Для исследовательской деятельности выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:

  • опыты (экспериментирование) — освоение причинно-следственных связей и отношений;
  • коллекционирование (классификационная работа) — освоение родовидовых отношений;

Технология деятельностного подхода. Цель этой технологии: воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом - быть хозяином своей деятельности: ставить цели; решать задачи; отвечать за решения.

Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития - знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом.

Обучать деятельности в воспитательном смысле - это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Методы и приемы

В программе используются как традиционные методы, так и инновационные. Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:

1.Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и т д). В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности я использовала наблюдения разного вида:

  • Распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
  • За изменением и преобразованием объектов.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию познавательной активности дошкольников успешны такие приёмы, как картосхемы, алгоритмы, модель обследования предмета, рабочие листы, решения проблемных ситуации с персонажами.

2. Словесные (эвристические беседы, чтение художественной литературы)

3. Практические методы. Большое значение придаю ведущей форме деятельности детей – игре (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры). Развивать положительные эмоции помогают игры-превращения, фокусы, занимательные опыты.

Использование инновационных технологий воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ педагога о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью мультимедийной презентации, какие удивительные открытия сделает маленький естествоиспытатель.

Техническое обеспечение

- Проектор;

- ноутбук;

- проектировочный экран;

- столы;

- стулья по количеству детей.

Дидактическое обеспечение

Стол для экспериментирования. Резиновый коврик.

 Халаты, передники, нарукавники.

 Природный материал: песок, глина, фасоль, минералы, разная по составу земля, кора деревьев, мох, листья, горох, вода, камушки, ракушки, деревяшки, различные плоды, пух, перья и т.д.

 Сыпучие продукты (соль, сахарный песок, горох, манка, мука, крахмал).

 Пищевые красители.

 Ёмкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, трубочки для коктейля, воронки, сито, формочки.

 Микроскоп, лупы.

 Песочные часы, безмен.

 Технические материалы (болты, гайки, гвозди).

 Вспомогательные материалы (нитки, колбы, вата, марля, шприцы без игл) .

 Лейки, опрыскиватели, палочки для рыхления почвы.

 Схемы, модели, таблицы с алгоритмом выполнения опытов.

 Журнал исследований для фиксации детьми результатов опытов.

 Настольно –печатные игры для формирования первичных, естественнонаучных представлений.

 Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски).

Список литературы

1.        Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 127 с.

2.        Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под. ред. В Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.

3.        Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от3 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2006. – 64 с.

4.        Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 224 с.

5.        Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в        детском саду. Пособия для работников дошкольных учреждения. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.

6.        Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – М.: Учитель, 2012.

7.        Ребенок в мире поиска «Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста» / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.

8.        Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах / сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 320 с.

9.        Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / Сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 240 с.

10.        Открытые мероприятия для детей подготовительной группы. Образовательная область «Познавательное развитие». Практическое пособие для старших воспитателей, методистов и педагогов ДОУ, родителей. / Авт.-сост.: А.В. Аджи. – Воронеж.: ООО «Метода», 2014 – 144 с.

11.        Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. / Авт.-сост.: З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева, Л.М. Кларина, З.А. Серова. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 160 с.

12.        Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Методическое пособие. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

Юнный исследователь

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад  № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской  деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...

Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .

Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....

Наши почемучки - будущие исследователи!

Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...

Проект "Юные исследователи"

Тип проекта:  Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта:  Групповой.Цель проекта:   Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...

Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"

Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек,  стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...

Карапузы - исследователи.

Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все  хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...