Обучение детей грамоте в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)

Карнаухова Елена Владимировна

Обучение детей грамоте в старшей группе «Волшебная шкатулка тётушки Азбуки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_detey_gramote_v_starshey_gruppe.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе по обучению детей грамоте. «Волшебная шкатулка тётушки Азбуки»

Задачи:

-формировать умение называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах;

-развивать интонационную выразительность;

-развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление;

-закрепить знание гласных и согласных звуков;

-упражнять в умении придумывать слово с заданным звуком и составлять предложение с заданным словом;

-закрепить умение делить слово на слоги.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От тётушки Азбуки из страны Буквляндия»! Давайте её откроем и узнаем, что там внутри.

(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда шкатулку и письмо)

Воспитатель: Шкатулка-то не простая! С пятью замками! Давайте прочитаем письмо:

«Дорогие дети старшей группы!

Пишет вам Тётушка Азбука из страны Буквляндия! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислала для вас подарок в шкатулке. Но шкатулка волшебная, с пятью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и шкатулка откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха! Тётушка Азбука »

Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в шкатулке? Будем искать ключи?

(Ответы детей)

Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:

Вот уж чудо так уж чудо,

И взялось оно откуда?

Я смотрюсь в него всегда,

Ну а вижу лишь себя.

Из стекла, но не окно,

Что же это?..

Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!

(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)

Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме тётушки Азбуки! Справимся с этим заданием — один замок откроем!

Задание №1.

Воспитатель: Помощники тётушки Азбуки принесли для вас карточку с изображением цветка. Что это за цветок?

Дети: Мак

Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Мак. Какой первый

звук?

Дети: М-м-м…

Воспитатель: Звук М. Давайте попробуем пропеть этот звук. М-м-м… Получается? А что нам мешает?

Дети: Губы

Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?

Дети: Согласный

Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Мак?

Дети: М-аааа-к! Звук А

Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук.

Дети: А-а-а…

Воспитатель: Звук А можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?

Дети: Гласный.

Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук К и определяют, что он не поётся, а значит он согласный.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!

Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:

Я всё знаю, всех учу,

А сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Нужно грамоте учиться.

Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!

(Находят второй ключ, выполняют второе задание./

Задание №2.

Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру « Доскажи словечко». Тётушка Азбука очень любит стихи. Однажды она начал вспоминать их, но… забыла слова. Давайте поможем Тётушке!

1.Он верен морю, как матрос.

Предвестник бури…(альбатрос)

2.Чтоб тебя я повез,

Мне не нужен овес.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резины,

И тогда, поднявши пыль,

Побежит… (автомобиль)

3.Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называются все… (алфавит)

4. Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый — все довольны,

Так приятен он на вкус,

И зовут его… (арбуз)

5. На ветке не птичка —

Зверек-невеличка.

Мех теплый, как грелка.

Кто же это?... (Белка)

6. Она весну встречает –

Серёжки надевает.

А платьице – в полоску.

Ты узнаёшь …(берёзку)

(По окончании выполнения задания дети получают второй ключ)

Воспитатель: Вот ещё одна загадка от Тётушки Азбуки:

У него четыре ножки,

Он не ходит по дорожке,

Он не прыгает, не скачет,

Не смеётся и не плачет.

Тихо у стены стоит –

Кто устал – присесть велит.

Дети: Стул!

(Дети достают ключ, он находится на стуле)

Задание №3.

Воспитатель: Вот и третье задание с третьим ключом: это рассказ.

«Зина любила прыгать через веревочку. Попросила она у мамы верёвочку, и побежала с ней на полянку. Посмотрела кругом – нет её подружек! Зина начала громко звать подруг: Ма – ша!, Ма – ри – на!, Та – ня!, На – та — ша!, Ва – ля!. Подружки услышали, прибежали и начали весело играть».

Вопросы к детям:

Как девочка звала своих подруг? Называла ли она целое слово, или произносила его по частям?

Почему девочка именно так звала своих подруг? (ответ: так лучше слышно)

Мы с вами знаем, что все слова можно разделить на слоги, и мы с вами сейчас попробуем сосчитать, сколько слогов в именах девочек.

(Дети делят имена на слоги с помощью двух приёмов: с помощью руки, подставленной к подбородку и с помощью хлопков).

Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём.

Физкультминутка «Листочки».

Ветер северный подул –

«С-с-с», - все листья с липы сдул.

Полетели, закружились,

На землю опустились.

Дождик стал по ним стучать:

«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!»

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил.

Снег потом припорошил, их накрыл.

 Движения соответственно тексту.

(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)

Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку:

Нарисует он картину

Натюрморт или пейзаж

Остроносый, тонкий, длинный,

Деревянный.. (Карандаш)

Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!

Задание №4.

Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом и прописью (или тетрадью, можно дать картинки, которые дети должны заштриховать)

(Дети справляются с заданием, получают четвёртый ключ).

Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:

Соберу красивый дом,

Разберу его потом.

Уберу я до поры

Все детали для игры.

(Дети отгадывают: Конструктор. Находят ключ.)

Задание №5.

Воспитатель: Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра!

Воспитатель: Слушайте последнее, пятое задание! Это игра «Магазин». Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук «С». Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.

А теперь мы выбираем только те продукты, в названиях которых есть звук «К»: картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.

Давайте выберем продукты, в названиях которых есть звук «М»: молоко, масло, макароны, сметана, мука.

(Когда дети называют слова, можно попросить их придумать предложение с названым словом)

После выполнения задания дети получают пятый ключ, и  шкатулка открывается. (в шкатулке лежат медали за их достижения)

Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению детей грамоте в старшем дошкольном возрасте

Конспект занятия по грамоте целью которого является познакомить детей с гласным  звуком О , формировать умение определять положение звука в слове....

Конспект занятия по обучению детей грамоте в старшей группе. «Ракета летит к звёздам»

Детям пр​едлагается отправиться в космическое путешествие. Но для начала необходимо подготовиться к такому путешествию и вспомнить всё необходимое о звуках, словах, предложениях. Во время полёта дети...

План-конспект образовательной деятельности по развитию фонетико- фонематической стороны речи и обучению элементам грамоты в старшей группе по теме :"Звук О "

Цель: Создание условий для формирования представлений о звуке О .          Задачи:Уточнить артикуляцию и акустическую характеристику звука [О].Закрепи...

План занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза, обучение элементам грамоты (в старшей группе)

Примерный план занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза (старшая группа)...

Конспект ООД по обучению детей чтению в старшей группе на тему "Грамотеи"

Целью данного ООД является формирование у детей навыков слогового чтения....

Конспект НОД по обучению детей грамоте в старшей группе «Путешествие в Звукоград»

Конспект НОД по обучению детей  грамоте в старшей группе «Путешествие в Звукоград»...