Реджио педагогика. Реджио подход.
консультация

Реджио Эмилия – это системный методологический подход, который затрагивает все сферы развития ребенка.

Основной целью Реджио Эмилии является сохранение и развитие всех возможных способов самовыражения ребенка.

Реджио-подход предполагает такой подход к ребенку, при котором ему предоставляется свобода выбора, оказывающая положительное влияние на развитие у ребенка природной любознательности, творческих задатков, критического мышления, саморегуляции, умения работать в группе, уважительно относится к позиции другого человека и много другое. То есть, она способствует развитию навыков и личностных качеств, которые наиболее значимы и полезны для каждого современного человека.

Реджио признана одной из самых эффективных для успешного развития ребенка.

Реджио названа в честь города Реджио-Эмилия, расположенного на севере Италии. Именно в этом городе после Второй мировой войны был открыт первый детский сад, который использовал инновационный подход в воспитании детей. Методика была разработана и предложена психологом Лорисом Малагуции совместно с некоторыми родителями воспитанников. Методика включает в себя идеи разных именитых педагогов и психологов того времени, таких как Ж. Пиаже, Л. Выготский, Д. Брунер, Дж. Дьюи, М. Монтессори и некоторые другие.

Таким образом, в Реджио сконцентрирован весь имевшийся на тот момент прогрессивный и мировой опыт воспитания и развития детей.

Возникновение Реджио педагогики именно в Италии не случайно, так как данная страна славится своей социальной направленностью, высоким уровнем гражданственности и общественной активности. Эта особенность страны не могла не «наложить отпечаток» на методике Реджио, так как помимо воспитания, она ставит перед собой цель по формированию у детей таких качеств как демократичность, социальная справедливость и солидарность.

Реджио Эмилии несколько переосмысливает детство и призывает людей ценить и максимально использовать его потенциал в гармоничном развитии личности ребенка, как будущего гражданина страны и члена общества. Кроме того, Реджио-педагогика способствует решению вопроса о том, как можно «увидеть» и выяснить («измерить») эффективность развивающей и воспитательной методики без каких-либо норм и чисел.

Основами Реджио Эмилии являются:

 

  1. Установление эффективного взаимодействия между детьми, педагогами, родителямиобразовательной средой.
  2. Ведение необходимой документации образовательного процесса, как одного из эффективных способов, помогающих воспитателю не только оценить прогресс в развитии ребенка, но и самому ребенку увидеть свои достижения и изменения.
  3. Организация проектной деятельности, при участии в которой, ребенок занимается исследованием окружающего мира, может самостоятельно выбирать, что именно исследовать и совместно с педагогом и другими детьми выполнять проектную деятельность.
  4. Опора на принцип «у детей сто языков» - предусматривает предоставление детям возможностей выразить себя. Возможности детям следует предоставлять с учетом из возраста, потребностей и способностей.
  5. Активное слушание воспитателем детей, принимать во внимание детские рассуждения и мнения.

 

 

 

 

Процесс воспитания и развития детей, в соответствии с методикой Реджио осуществляется повсюду, любые ситуации и темы несут в себе ценность. Воспитатель не должен давать детям готовые знания, необходимо их подталкивать к их получению, посредством самостоятельных открытий. Для этого воспитатель может задать детям вопрос, а они постараться найти ответ. Следует выслушать детей, все их предположения, пусть даже они кажутся невероятными и немыслимыми.

 

Роль педагога и развивающая среда Реджио

 Одной из особенностей методики Реджио Эмилия является то, что педагога не воспитывает детей, а выполняет роль их ассистента или партнера, который помогает реализовать идеи и желания детей.

 

Правила воспитания в реджио-педагогике:
- уважать ребёнка и смотреть ему в глаза;
- объяснить правила и задать вопрос;
- не «неправильно», а «по-другому»;
- предлагать выбор и не торопить;
- учиться в любой ситуации;
- фантазировать важнее, чем читать..

 

Помещения, где воспитанники находятся большую часть времени, необходимо насытить полезными и стимулирующими предметами, которые интересно рассматривать, трогать, размышлять об их предназначении и применении.

Для того, чтобы ребенок мог по максимуму проявить себя, необходимо организовать богатую развивающую среду, состоящую из:

  1. Разнообразных творческих материалов (бумага, ткань, краски, природные материалы и т.п.).
  2. Инструментов и предметов (разнообразные игрушки, конструкторы, театральные костюмы, музыкальные инструменты и т.д.).
  3. Различных устройств (микроскопы, проекторы, фотоаппараты и т.д.).

Организованная таким образом развивающая среда способствует проявлению природной любознательности и творческих задатков ребенка.

Пространство ДОУ, реализующего образовательный процесс в соответствии с методикой Реджио, должно включать в себя следующие зоны:

  1. Уединенный уголок, в котором ребенок может побыть с самим собой, отдохнуть от коллектива. В современных детских садах чаще всего такие места отгораживаются ширмами, либо ставится детская палатка. Каждый ребенок может войти в уединенный уголок и побыть там столько сколько ему нужно. Необходимость создания таких уголков обусловлена тем, что не все дети способны в течение дня находиться постоянно в коллективе, им требуется отдохнуть от сверстников, побыть наедине с самим собой.
  2. Большие комнаты, где детям предоставлена возможность проводить масштабные мероприятия. Такие комнаты в свою очередь делятся на зоны, где дети имеют возможность играть в те игры, которые им больше всего по душе. Важно оборудовать такие комнаты всем необходимым для детской игры.
  3. Площадки для прогулки, где дети могут гулять, изучать окружающую среду. Современные детские сады оборудованы не только площадками, которые закреплены за конкретной группой, но и создаются физкультурные площадки, экологические тропы и т.д. Все это направлено на максимальное удовлетворение детей в изучении и следовании окружающего мира.
  4. Мастерские, в которых дети могут заниматься различными видами творчества (рисование, аппликация, лепка и т.д.). Мастерские могут быть представлены театральными студиями, кружками и т.д.

 

Организованная таким образом развивающая среда позволяет детям проявить себя, отдохнуть, когда хочется побыть одному, поиграть с другими детьми или самостоятельно, исследовать мир и т.д.

Еще одной особенностью организации ДОУ, в рамках методики Реджио, является создание специального места для встреч детей и взрослых, где они могут обсудить текущие вопросы и проблемы. Такое место называется – «пьяцца». Утром и вечером в «пьяцце» родители могут пообщаться друг с другом, поделиться опытом, задать волнующие их вопросы воспитателю и т.д.

 

Значимость «пьяццы» заключается в том, что ритуал общения и обмена впечатлениями, мнениями и переживания очень важен для детей и их родителей.

 

Пространство Реджио. Свобода выбора и активность

Пространство детского сада по методике Реджио отличается от привычного пространства обычного детского сада. Основные отличия заключаются в следующем:

 

  1. Площадь детского сада значительно больше.
  2. Пространство наполнено зеркалами и прозрачными стеклами, чтобы дети могли видеть друг друга и изучать самих себя.
  3. Детям предоставлена возможность помогать на кухне готовить еду, предлагать свои блюда для меню.
  4. Не допускается использование искусственных материалов для отделки детского сада, используются только природные материалы.

 

Методика Реджио Эмилия предполагает предоставление детям свободы выбора и активности. Это проявляется в том, что каждый ребенок имеет право выбирать ту деятельность, которая ему больше нравится. Осуществлять деятельность ребенок может по своему выбору либо самостоятельно, либо совместно с другими детьми или воспитателем.

Именно свобода заниматься разными видами деятельности и является ключевой в подходе Реждио.

Особенное место в методике Реджио занимается проектная работа. Тема проекта определяется детьми самостоятельно, иногда спонтанно, исходя из тех интересов, которые возникли у ребенка в данный момент. Тема проекта реализуется не только в рамках проектной деятельности, но и в процессе игр, прогулок, занятий и т.д. Длительность проекта может быть от нескольких часов до нескольких дней. Проект может быть в любое время приостановлен и продолжен по требованию ребенка.

Важной частью методики Реджио является документирование всего образовательного процесса. Все разговоры детей, их обсуждения, размышления и т.д. подвергаются фиксации со стороны воспитателя (запись, видео- и фотосъемка и т.д.). Для каждого ребенка создается архив, в который помещаются его фотографии, рисунки, поделки и т.д. В настоящее время это называется портфолио.

Зафиксированные результаты помещаются на только в портфолио ребенка, но и вывешиваются на стенде, выставляются в групповой комнате или в приемной, на всеобщее обозрение.

Такая документация помогает увидеть со стороны проделанную работу, лучше понять происходящее, и осознать результат и его ценность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл redzhio.pptx1.26 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реджио педагогика Реджио подход

Слайд 2

ЧТО ТАКОЕ РЕДЖИО-ПЕДАГОГИКА? Реджио-педагогика – это системный методологический подход, который затрагивает все сферы развития ребенка.

Слайд 3

ЦЕЛЬ РЕДЖИО-ПЕДАГОГИКИ: сохранение и развитие всех возможных способов самовыражения ребенка

Слайд 5

Лорис Малагуцци (1920–1994) — итальянский педагог и психолог, создатель реджио -педагогики. КТО СОЗДАЛ РЕДЖИО-ПЕДАГОГИКУ?

Слайд 6

ОСНОВАМИ РЕДЖИО-ПЕДАГОГИКИ ЯВЛЯЮТСЯ: 1. Установление эффективного взаимодействия между детьми, педагогами, родителями и образовательной средой. 2. Ведение необходимой документации образовательного процесса 3. Организация проектной деятельности 4. Опора на принцип «у детей сто языков» 5. Активное слушание воспитателем детей, принимать во внимание детские рассуждения и мнения.

Слайд 7

РОЛЬ ПЕДАГОГА В РЕДЖИО-ПЕДАГОГИКЕ педагог не воспитывает детей, а выполняет роль их ассистента или партнера, который помогает реализовать идеи и желания детей

Слайд 8

ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ В РЕДЖИО-ПЕДАГОГИКЕ: - уважать ребёнка и смотреть ему в глаза; - объяснить правила и задать вопрос; - не «неправильно», а «по-другому»; - предлагать выбор и не торопить; - учиться в любой ситуации; - фантазировать важнее, чем читать.

Слайд 9

РС СОСТОИТ ИЗ: - Разнообразных творческих материалов - Инструментов и предметов - Различных устройств

Слайд 10

ПРОСТРАНСТВО ДОУ ДОЛЖНО ВКЛЮЧАТЬ В СЕБЯ СЛЕДУЮЩИЕ ЗОНЫ: - уединенный уголок - б ольшие комнаты - площадки для прогулки - мастерские

Слайд 11

ПРОСТРАНСТВО РЕДЖИО Площадь детского сада значительно больше. Пространство наполнено зеркалами и прозрачными стеклами Детям предоставлена возможность помогать на кухне Не допускается использование искусственных материалов для отделки детского сада


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реджио-педагогика. Особенности образования в европейских странах

В презентационных материалах рассматриваются основополагающие принципы реджио-педагогики. Реджио-педагогика – это концепция и практические методы работы коммунальных детских садов в Северо-италь...

"Создание открытого образовательного пространства на основе принципов Реджио педагогики в условиях ДОУ"

Распространение опыта на республиканской педагогической ярмарке  "Сельская школа. Образовательная марка - 2018"...

Реджио-педагогика

Основаная цель этой программы - сохранять и развивать все возможные способы самовыражения ребенка....

Консультация-практикум для педагогов «Реджио-педагогика в комплексном развитии ребенка»

В настоящее время педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения...

Внедрение элементов Реджио – педагогики в средней группе «Капелька»

Внедрение элементов Реджио – педагогики в средней группе «Капелька»...

Консультация для педагогов: «Реджио - педагогика в системе дошкольного образования в реализации ФГОСДО»

Консультация для педагогов: «Реджио - педагогика в системе дошкольного образования в...