Дискуссия "Я ВСЕ ЗНАЮ О СРЕДЕ"
материал

Доклад в рамках педагогического часа на тему: "Внедрение в практику работы ДОУ ФОП ДО:

вопросы и ответы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diskussiya.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Предлагаю прослушать отрывок известной вам песни.

Слушание песни «Поворот» группа «Машина времени»

Как вы думаете, почему я предложила прослушать именно эту песню? (мы должны меняться). Действительно, время не стоит на месте и мы тоже. Поэтому девиз моего выступления сегодня: "Чтобы найти новый путь, нужно уйти со старой дороги"!

Прежде, чем мы перейдем к работе предлагаю вам синквейн - загадку, отгадав которую вы определите, о чем сегодня пойдет речь.

«Насыщенная, безопасная. Развивает, мотивирует, обновляется. Обеспечивает разнообразную деятельность ребенка».

Итак, тема моего выступления «Организация развивающей предметно-пространственной среды».

В настоящее время  происходят перемены, мы находимся на переходном этапе, когда ФОП ДО вступили в силу, а ДОО в поиске примерных программ. В ДОО необходимо создать условия, которые будут отвечать требованиям ФОП ДО.

ФОП ДО подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Предлагаю разложить по «полочкам» понятие «развивающая предметно-пространственная среда». Выполним мы это задание с помощью игры, которая называется «Алгоритм Цицерона». Обратите внимание на доску: здесь написано 7 вопросов.

  1. Кто? (воспитанники, педагоги, сотрудники МБДОУ)
  2. Что? (участки, группы, игрушки)
  3. Где? (в помещении, на улице, в детском саду)
  4. Чем? (игрушками, красками, скакалками, и т.д.)
  5. Зачем? (развивать личность ребенка)
  6. Как? (создать все условия)
  7. Когда? (на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду, в течение всей жизни и т.п.)

Одно из важных условий воспитательной работы в дошкольном учреждении — правильная организация развивающей среды. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые будут способствовать полной реализации развития детей.

Развивающая предметно-пространственная среда не ограничивается лишь пространством группы, а включает в себя и образовательный потенциал пространства всего детского сада, а также прилегающей территории. В группе используется пространство всех групповых помещений:

  • в приемной можно расположить спортивный уголок, дидактическая кукла;
  • игровая комната - образовательные центры;
  • в спальне можно расположить центр уголок ряженья, уголок уединения
  • входная дверь, окна, стены могут использоваться для отражения климатических условий.

Скоростной «Блиц-опрос»

За каждый правильный ответ команда получает фишку.

  • система материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей (предметно-развивающая среда);
  • к какому уголку для сюжетно-ролевых игр принадлежат следующие атрибуты: весы, бутылочки из пластика, халат, кассовый аппарат, игрушечные деньги, весы, пластмассовые фрукты и овощи, муляжи-продукты и т. д. («магазин»);
  • к какому уголку для сюжетно-ролевых игр принадлежат следующие атрибуты: конструкторы разного размера, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек, крупные и мелкие объемные формы и т. д. («строительный уголок», «Центр конструирования»);
  • к какому центру предметно-развивающей среды принадлежат следующие атрибуты: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, микроскоп, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда и т. д. («Центр экспериментирования»);
  • о каком центре идет речь: удовлетворение потребностей в двигательной активности, организация самостоятельной двигательной активности, развитие представлений детей о разных видах спорта («Центр физического развития»);
  • о каком центре идет речь: воспитание эстетических чувств, формирование индивидуально-коллективного творчества, формирование интереса к произведениям искусства, формирование навыков изобразительной деятельности? («Центр ИЗО»);
  • какой вид деятельности реализуется с помощью следующих предметов: кукла, коляска, машинка, солдатики, железная дорога? (игровая деятельность);
  • какой вид деятельности реализуется с помощью следующих предметов: книги, коробка форм, лото, мозаика, вкладыши, календарь погоды? (познание).

Перечислите основные требования к оборудованию предметно-развивающей среды (предметно-развивающая среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной).

Что должна обеспечивать и гарантировать предметная среда в соответствии с ФОП ДО?

В соответствии с ФОП ДО РППС должна обеспечивать и гарантировать:

  1. охрану и укрепление физического, психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству, к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;
  2. максимальную реализацию образовательного, в том числе и воспитательного потенциала пространства ДОО, группы и прилегающей территории, предназначенных для реализации образовательной программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции трудностей их развития;
  3. построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
  4. создание условий для эффективной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
  5. открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплению их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
  6. построение образовательной деятельности на основе сотрудничества взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающей социальную ситуацию его развития, возрастные индивидуальные особенности и зону ближайшего развития (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
  7. создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в ДОО для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.

Опираясь на принципы построения предметно-развивающей среды в детском саду, мы с вами сегодня выстроили оптимальную модель организации развивающей среды, адаптированную к условиям нашего детского сада, но и соответствующая требованиям ФОП ДО.

Свое выступление мне хочется завершить замечательными словами Елизаветы Ивановны Тихеевой (педагог, ученый профессор Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена): «Нет такой стороны воспитания, на которую  обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы  в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной  жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…».

Поэтому, уважаемые коллеги, давайте не станем останавливаться на достигнутом, а будем систематически пересматривать свою РППС и вносить в нее коррективы: обогащать ее, расширять и наполнять недостающими тематиками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание-дискуссия "Игры наших детей"

У большинства родителей сложились стереотипы, что родительское собрание - это очень скучно, неинтересно. Меня очень не устраивает такое мнение родителей. Поэтому уже второй год мы проводим такие собра...

Дискуссия на тему: Чтобы предметная среда стала развивающей

Дискуссия на тему: Чтобы предметная среда стала развивающей...

Родительское собрание Собрание в форме квест - игры "Знаю ли я своего ребенка", «Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду и в семье дошкольника ".

Цель собрания:- Развивать интерес к познанию своего ребенка, содействовать активному взаимодействию с ним.- Эмоциональное сближение всех участников образовательного процесса, организация их общения в ...

Педагогическое мероприятие по формированию первоначальных представлений у детей о макросоциальной среде «Что мы знаем о профессиях»

Педагогическое мероприятиепо формированию первоначальных представленийу детей о макросоциальной среде«Что мы знаем о профессиях»...

Панельная дискуссия «Моделирование образовательной среды в ДОУ в условиях достижения качества дошкольного образования»

Панельная дискуссияТема: «Моделирование образовательной среды в ДОУ в условиях достижения качества дошкольного образования»Цель: направлена на совершенствование профессиональных умений пед...

Сценарий конкурса среди подготовительных групп «Люби и знай, свой край»

Сценарий конкурса среди подготовительных групп«Люби и знай, свой край» Цель:Проверка и активизация имеющихся у детей знаний, самостоятельных суждений о стране, родном крае и горо...