Проект "Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образования"
проект (подготовительная группа)

Проект "Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_patrioticheskoe_vospitanie.docx40.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Василёк»

Проект «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образования».

                                                        Выполнили: Николаева О.Г.

                                                                               

                                                                     

2023-2024 г.

Вид проекта: 

- информационно-практико-ориентированный проект; творческий.

- групповой проект;

- долгосрочный проект.

Сроки реализации: Сентябрь 2023- май 2024г.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Актуальность.

Патриотизм - сложное и высокое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям - матери, отцу, дедушке, бабушке, сестрам, братьям.

Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. "Родной дом" - сложное многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица. на которой стоит его дом, все это включается в представление ребенка о родном доме, своей "изначальной" родине.

Постепенно эти понятия расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом, улицей, но и родным городом, окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной, многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Так же равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И, конечно, недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно - патриотического воспитания в семье.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Проблема.

Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Несомненно является проблемой недостаточная методическая наполняемость патриотического уголка.

   Цель: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям путем комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.

Задачи

Обучающие:

  • Формировать понятие Родины, как места, где человек родился, и страны, где он живёт;
  • Формировать общественную активность личности, гражданскую позицию;
  • Закрепить знания детей о государственных символах России;

Развивающие:

  • Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
  • Развивать мышление, коммуникативные качества личности;
  • Развивать познавательный интерес к изучению истории, культуры, природы родного края;
  • Развивать самостоятельность, ответственность;
  • Развивать навыки познавательной, творческой деятельности;

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к Родине и чувство патриотизма;
  • Воспитать чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие интереса к истории семьи, семейным традициям

Гипотеза:
   Любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Помня об этом, мы стремимся воспитать у детей любовь и уважение к столице Родины, к народным традициям, фольклору, к природе.

Ожидаемые результаты к концу года:

- освоение детьми доступных знаний об истории родного края;

- дети будут обладать ценностно-нравственными качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России;

- умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь нуждающимся;

- расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях;
- расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений;

- сформированность системы понятий духовных семейных ценностей, самовыражение творческих способностей детей;
-обогащение знаний детей о музейной культуре;
-сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Формы и методы.

Формы реализации проекта:

-Фронтальные – одновременная работа со всеми детьми;

-Групповые – организация работы в группах;

-Интегрированные (творческий день, работа с разными материалами, театральная мастерская).

Методы реализации проекта:

-Объяснительно-иллюстративный (объяснение, показ, беседа) – дети воспринимают и усваивают информацию;

-Репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

-Исследовательский  (исследования, наблюдения) – самостоятельная творческая работа детей;

-Игровые приемы – игры и игровые ситуации.

Формы работы с родителями:

- Размещение материалов в родительских уголках по теме

- Общее родительское собрание: «Мы говорим о нашей Родине».

- Совместная деятельность детей и родителей по подбору иллюстраций и материала.

- Участие в организации и проведении открытого занятия  по теме

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

I этап - подготовительный, включает в себя:

  • информирование родителей по теме проекта;
  • пополнение предметно-развивающей среды;
  • подборка иллюстраций, картин, презентаций по темам занятий и бесед;
  • подборка детской литературы по тематике проекта;
  • выбор материалов для реализации проекта.
  • диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре.
  • II этап - основной, включает в себя формы работы с детьми
  • занятия;
  • презентации;
  • календарные праздники;
  • развлечения, досуги;
  • экскурсии;
  • пополнение развивающей среды,
  • чтение художественной литературы
  • беседы, ситуативные разговоры
  • выставки детских работ, семейных коллекций
  • слушание музыки
  • игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные, коммуникативные).

Планирование деятельности на год.

Месяц

Задачи

Формы проведения:

Сентябрь

Тема: «Моя родословная»

  • Сформировать у детей интерес к своей семье,  сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи;
  • Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
  • Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;

Беседа «Что я знаю о своей семье», «Кто такие родные».

Рассказы детей о своей семье (рассматривание семейных фотографий)

С/р игры «Дом», «Семья».

Выставка детских рисунков «Моя семья»;

Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;

Сочинение рассказов «Я расскажу вам о своей семье» (рассказ о предках на генеалогическом древе о семье);

Семейный мини – проект: составление генеалогического древа «Моя родословная»

Октябрь

Тема: «Герб нашей семьи», «Родительский дом - начало начал» (семейные праздники и традиции),  «Профессии моих родителей»

  • Продолжать формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;
  • Продолжать работу по изучению своей семьи, придумать совместно с родителями герб своей семьи;
  • Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;
  • Закрепить знания детей о профессиях родителях, их названии и роде деятельности;

Семейные мини – проекты: «Герб семьи», «Мозаика семейной истории» - проект по изучению семьи

Выставка детских рисунков «Как мы отдыхаем»

Заседания в Детско-родительском клубе по теме: «Семейные традиции — связь поколений» (распространение положительного семейного опыта нравственно-патриотического воспитания)

Фтовыставка семейный праздник «Все вместе, так и душа на месте». 

Рисование "Мой дом";

Беседа «Кем работают мои родные» (мамы, папы, бабушки, дедушки).

С/р игры  «Семья», «Профессии моих родителей».

Ноябрь

Тема: «Мой любимый детский сад», « Мой посёлок, моя малая Родина».

  • Познакомить детей с историей и зданием детского сада, совершенствовать представления о профессиях коллектива детского сад, о важности их труда.
  • Формировать любовь к родному посёлку и интерес к прошлому и настоящему края;
  • Обогатить знания о достопримечательностях родного посёлка.
  •  Развитие познавательного интереса старших дошкольников к истории и культуре своего этноса.
  •  Развивать бережное отношение к своему посёлку (достопримечательностям, культуре, природе).
  • Воспитывать гордость за свой посёлок.

Экскурсия по детскому саду.

Рассказы об истории создания детского сада. Рассматривание альбомов с фотографиями.

Заучивание стихотворений о профессиях детского сада.

Беседа о профессии людей, работающих в детском саду.

Составление рассказов на тему «Моя любимая игрушка»

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».

Изготовление поделок на день Матери.

Чтение художественной литературы: «Кем быть? » И. Карпова (серия книг о профессиях), «Чем пахнут ремесла? » Д. Родари, «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов.

Беседа «Мой любимый посёлок», «Улицы нашего посёлка», беседа с детьми о памятных местах посёлка.

Целевые прогулки к памятным местам, улицам.

Чтение художественной литературы «Не мешайте, мне трудится» Е. Благина, «В месте тесно, а врозь скучно» К.Ушинский, заучивание стихотворения «Лучше нет родного края» П. Воронько.

- рисование «Мой дом», «Улицы моего посёлка».

- рассматривание иллюстраций, картин, газет об исторических фактах и событиях нашего посёлка;

Просмотр альбома «Наш посёлок», беседа «Что изображено на гербе нашего района»;

Работа со схемой «Как дойти до детского сада, и по каким улицам?».

Декабрь

Тема: «Законы, по которым мы живем», «Моё родное Забайкалье».

  • Дать детям первоначальное представление о морали и праве, о законах государства.
  • Познакомить с Конституцией РФ; с основными правами и обязанностями граждан России, записанными в ней.
  • Расширять и уточнять знания детей о родном крае;
  • Прививать бережное отношение к культурному и духовному наследию своей малой Родины;
  • Формировать представления детей о разных населенных пунктах. Познакомить с особенностями труда жителей города и села. Учить находить между городом и селом сходства и отличия.

Беседа о Конституции. Работа над понятием «Гражданин».

Чтение отрывков из сказок Ю. Олешин «Три толстяка», Д. Родари «Приключение Чипполино» (беседа о справедливости сказочного государства).

Чтение художественной литературы. В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо».

Законы детям. «Каждый ребенок имеет право».

Рисование. «Наши права».

Работа с картой Забайкалького края (отметить вместе с детьми главные города края);

Изготовление альбома о Забайкальском крае.

Январь

Тема: «Чита – столица Забайкальского края».

• Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.

• Познакомить детей с символикой нашего города;

• Поддерживать интерес детей и взрослых к истории города;

• Закрепить знания детей об архитектуре родного города; познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками родного города. Воспитывать чувство восхищения красотой родного города, любовь к родному городу, желание сделать его еще красивее.

Показ презентации «Город Чита».

Рассказ о Забайкальском крае.

Презентация: «Достопримечательности столицы нашего края».

«О чем говорят названия улиц?» (поисковое задание совместно с родителями).

Рассказы детей из личного опыта «Я был в городе Чита».

Оформление альбома «Чита – столица Забайкальского края»

Оформление фото стенда «Мы были в Чите».

Февраль

Тема: «Народные промыслы на Руси», «Защитники Родины»

  • Воспитывать чувство уважения профессиям и труду взрослых;
  • Познакомить с именами тех, кто основал и прославил народные промыслы;
  • Познакомить с творчеством художников, писателей, поэтов;
  • Формировать чувство уважения к Российской армии, воспитывать в детях желание быть похожими на наших солдат и офицеров, желание служить в Российской армии;
  • Способствовать формированию чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее своего города.

Беседы: «Народные промыслы»,
«Устное народное творчество»,
«Русская матрёшка»,
«Хороводные игры на Руси», «Масляная неделя».
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Иллюстрации «Народные промыслы» (хохлома, гжель, дымковская игрушка, городецкая роспись), «Русская матрёшка», «Русский народный костюм», «Костюмы народов России».
Рисование «Чайник расписанный гжелью», «Хохломская досточка»,
Аппликация «Дымковская барышня», «Праздник Масленица»
Чтение и разучивание стихотворение, пословиц и поговорок про масленицу.
Беседы: «День Защитника Отечества»,
«Военные», «Наша родная армия»,
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: «Военная техника», «Вооружённые силы РФ», «ВВС России», «Ордена и медали России», Рисование: «Пограничник с собакой», «Портрет защитника Отечества».
Аппликация «Открытка для папы»
Обрывная аппликация: «Солнышко»
Чтение художественной литературы: Разучивание стихов и песен об армии и военных. Чтение глав из книги Алексеева «Сто рассказов о войне», рассказ Ю. Коваля «На границе», Я. Длуголенский «Что могут солдаты».

Март

Тема: «Наша Родина-Россия»,  «Москва – столица России»

  • обобщить и систематизировать знания детей о России,
  • формировать уважительное отношение к государственным символам,
  • закрепить названия крупных российских городов и рек, народов, населяющих РФ, названия народных промыслов,
  • воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.
  • дать понятия «физическая карта», «земная поверхность» (показать, что вся территория области на карте имеет разную окраску);
  • познакомить детей с географическим положением и историей Москвы, главных достопримечательностей, обратить внимание на соседние города и области;

Беседы «Как началось Русское государство», «История возникновения России»
«Государственные символы России», «Президент России», «Богатства России»
«Ознакомление с историческим прошлым России»

Рассматривание альбомов «Реки России», «Города России»

Беседы «Москва – столица России», «Башни Кремля»,
«История праздника Новый год», «Праздник – это весело»
Презентация «Моя Москва»

Чтение «Мой Кремль»

Апрель

Тема: «Природные богатства»

  • Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края,
  • Развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.
  • Расширять и систематизировать знания детей о водоемах края;
  • Уточнить знания детей о правилах поведения на воде;
  • Учить детей беречь и заботиться о реках и озерах;
  • Углубить знания о растительном и животном мире края, среде обитания, обычаях и приспособлении к жизни; охране окружающей среды;
  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;
  • Расширять знания детей о природе родного района;

Подготовка сообщений о растениях и животных лесов, полей, лугов родного края;

Отгадывание загадок и ребусов о животных края;

Дидактическая игра «Кто где живет?»

Лепка животных и птиц края;

Изготовление гербария лекарственных растений края;

Подготовка мини-сообщений о пользе лекарственных растений;

Изучение Иллюстрированного справочника по лекарственным растениям;

Презентация «Красная книга Забайкалья»
Альбомы: «Животные Забайкальских лесов
и животные нашего зоопарка»

«мое родное Забайкалье»,
«Животные наши помощники»

Май

Тема: «Знаю. Помню. Горжусь»

  • Выяснить знают ли дети о своих близких, воевавших в годы войны;
  • Расширять знания детей о ВОВ, воспитывать чувство гордости за своих земляков, защищавших нашу страну;
  • Выявить уровень знаний детей об известных героях-земляках Великой Отечественной войны, чьи имена связаны с родным городом и областью, об улицах, названных в честь героев, о музеях, памятниках, парках.

Рассказ о детях-героях войны;

Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;

Календарные праздники: «9 мая –День Победы»;

Литературно-музыкальная гостиная «Знаю. Помню. Горжусь.»

Оформление выставки «Память поколений»;

Экскурсии в городской краеведческий музей

Презентация видеофильма «Любимый город в огне войны»

Взаимодействие с родителями
Консультация для родителей «Проектная деятельность в детском саду».
Помощь в подборке материала «Наша Родина –Россия».
Консультация «Роль родителей в формировании патриотических чувств».
Консультация «Какие русские народные сказки читать детям?».
Консультация «Ребёнок и его Родина».

Консультация: «Как знакомить детей с историческим прошлым Забайкальского края.
Помощь родителей в подборе мультфильмов и настольных игр о России.
Совместное с детьми чтение книг о России.

III этап - итоговый, включает в себя:

  • Выставки детского творчества;
  • Открытое ООД;
  • Итоговая диагностика детей.
  • Презентация.

Используемая литература:

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа.
  2. Гербова В.В.Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
  3. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная группа.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.
  4. Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2013. (Серия «Вместе с детьми».)
  5. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2011.
  6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа.- М.: «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2009.
  7. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2010.
  8. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  9. Полынова В.К., Ветокина А.Я., Дмитренко С.П., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В., Савельева О.В. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2011.
  10. Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. Дошкольникам о Москве и родной стране.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
  11. Интернет ресурсы (презентации).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»

Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостног...

Использование информационно-коммуникационных технологий в условиях современного дошкольного образования.

Проникновение компьютеров и информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизни современного человека не могло не затронуть и дошкольное образование...

«Синквейн как дидактический и методический инструмент в условиях современного дошкольного образования»

Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, лаконичной, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом - это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого за...

Консультация для педагогов: «Роль экологического воспитания дошкольников в условиях современного дошкольного образования»

Экологическое воспитание – это процесс, цель которого увеличить во всем мире количество населения, осознающего экологические и связанные с ним проблемы, имеющего знания, положительную мотивацию,...

Проблема цифровой социализации детей в условиях современного дошкольного образования.

В настоящее время активно идет процесс модернизации образования, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один - современным детям - современное образование. А современные дети, - какие они...

Проблема цифровой социализации детей в условиях современного дошкольного образования

Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2018-2025 годы включает в себя приоритетный проект "Современная цифровая образовательная среда в Российской Феде...

Презентация СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ в условиях современного дошкольного образования в соответствии с ФГОС

СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯв условиях современного дошкольного образования в соответствии с ФГОС...