Роль семьи в обеспечении медиабезопасности ребенка.
презентация

Иванкина Светлана Борисовна

Развитие критического мышления и в целом медиаобразование — процесс непростой. Здесь требуется и компетентность взрослых и согласованность образовательной политики семьи и образовательной организации.
Приоритет семьи в воспитании ребенка ни у кого не вызывает сомнения. Это отражено в Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации»: родители являются первыми педагогами своих детей. Поэтому сотрудничество институтов семьи и образования логично. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль семьи в обеспечении медиабезопасности ребенка

Развитие критического мышления и в целом медиаобразование — процесс непростой. Здесь требуется и компетентность взрослых и согласованность образовательной политики семьи и образовательной организации.
Приоритет семьи в воспитании ребенка ни у кого не вызывает сомнения. Это отражено в Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации»: родители являются первыми педагогами своих детей. Поэтому сотрудничество институтов семьи и образования логично. Однако на практике это далеко не всегда осуществляется грамотно и последовательно. Педагоги, как правило, жалуются на родителей, которые либо мало внимания уделяют ребенку, полностью перекладывая ответственность за его обучение и воспитание на детский сад и школу, либо явно мешают учителю (воспитателю) эффективно решать педагогические задачи, неграмотно вмешиваясь в образовательный процесс.

2 СЛАЙД

Теоретические и практические аспекты сотрудничества семьи и образовательного учреждения находят в современной педагогике широкое освещение. Гораздо меньше компетентных мнений по поводу семейных форм медиаобразования. В частности, сильно разнятся точки зрения психологов по поводу разрешения либо запрета ребенку смотреть теленовости. Однако многие специалисты все же склоняются к тому, что невозможно оградить детей от жестокости и агрессии, демонстрируемой в массмедиа. Значит, следует отказаться от запретов, игнорирования этой части медиадействительности. Напротив, нужно помочь ребенку разобраться в том, кто и с какой целью дает такое видение окружающей действительности. Важно при этом соблюдать некоторые разумные правила.

Во-первых, не навязывать ребенку свой интерес к новостям и другим формам медиа. Эта сфера деятельности общества полна негатива. И чем позже ребенок начнет погружаться в нее, тем сохраннее все же останется его душевное здоровье. Важно соблюдать право ребенка на информационную безопасность, то есть не вводить его в курс дела относительно тех явлений, о которых он еще не имеет представления. Например, не следует рассказывать (или знакомить посредством медиа) про виды наркотических веществ, если ребенок еще не знает, что такое наркотики в принципе.

Во-вторых, для того чтобы утолить интерес ребенка к миру взрослых, в частности когда этот интерес проявляется в желании смотреть или слушать новости, следует в первую очередь быть в этот момент рядом с ребенком, видеть его реакцию, отвечать на его вопросы и высказывать свое мнение. Тем более что это происходит обычно в период дошкольного или младшего школьного возраста, когда для ребенка значимо мнение взрослого и он открыт к познанию. Это касается не только знакомства с новостными выпусками, но и любого первоначального контакта детей с различными формами медиакультуры (мультфильмом, фильмом, радиопередачей, песней, книгой, журналом, интернет-сайтом ит. д.)

«Компьютерные игрушки» вытесняют из жизни детей все другие виды деятельности. Экранные образы воздействуют на еще не окрепшую психику ребенка, на его сознание, приводя к печальным последствиям. Поэтому одна из основных задач дошкольного образования – формирование информационной культуры дошкольника.

Кандидат педагогических наук, Наталья Викторовна Микляева полагает, что совместный просмотр может значительно снизить степень влияния актов насилия и помочь детям разграничивать реальные и вымышленные ситуации. Однако совместный просмотр детских передач возможен только в условиях «домашнего» воспитания. С другой стороны, взрослые не всегда обладают достаточным уровнем психологической и педагогической компетентности, чтобы совершать отбор содержания детских программ. Следовательно, не заручившись поддержкой родителей, педагог будет тратить несравнимо большие усилий и получать не сравнимо меньший эффект от своей работы по формированию у детей цифровой и медиаграмотности.

Таким образом, информационную безопасность ребенка невозможно обеспечить в рамках оградительной стратегии. Важно сочетать разумные меры безопасности со стороны взрослых, действующих сообща, с обучением ребенка навыкам грамотного использования цифровых средств и медиа на основе критического мышления и с опорой на гуманистические ценности.

Для того, чтобы получить поддержку и дать необходимую информацию, можно предложить родителям листовки с короткими рекомендациями или разъяснениями.

3 СЛАЙД

Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних, а также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права.

29 декабря 2010 года Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ "О защите  детей  от  информации,  причиняющей  вред  их  здоровью  и развитию" устанавливает правила медиа-безопасности детей при обороте на территории России продукции СМИ, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи. Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.

Медиаобразование выполняет важную функцию защиты от противоправного и манипулятивного воздействия средств массовой коммуникации, а также способствует предупреждению криминальных посягательств на детей с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.

4 СЛАЙД

К информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, законом отнесена информация, запрещенная для распространения среди детей, а также информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.

К информации, ограниченной для распространения среди детей определенных возрастных категорий, относится информация:

 1) представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия; 2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

 4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани

5 СЛАЙД

К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:

1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:

3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

5) оправдывающая противоправное поведение;

 6) содержащая нецензурную брань;

 7) содержащая информацию порнографического характера.

6 СЛАЙД

Актуальность обеспечения медиабезопасности детей. Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.

Значительная часть детской аудитории путешествует в сети самостоятельно еще до окончания младших классов. По результатам социологических исследований 88% четырёхлетних детей выходят в сеть вместе с родителями. В 8-9-летнем возрасте дети всё чаще выходят в сеть самостоятельно. К 14 годам совместное, семейное пользование сетью сохраняется лишь для 7% подростков.

7 СЛАЙД

Десять фактов, которые нужно сообщить детям ради безопасности в интернете

Интернет может быть прекрасным местом как для обучения, так и для отдыха и общения с друзьями. Но, как и весь реальный мир, Сеть тоже может быть опасна. Перед тем как разрешить детям выходить в Интернет самостоятельно, следует установить ряд правил, c которыми должен согласиться и ваш ребенок. Если вы не уверены, с чего начать, вот несколько рекомендаций, как сделать посещение Интернета для детей полностью безопасным.

  1. Поощряйте детей делиться с вами их опытом в Интернете. Посещайте Сеть вместе с детьми.
  2. Научите детей доверять интуиции. Если их в Интернете что-либо беспокоит, им следует сообщить об этом вам.
  3. Если дети общаются в чатах, используют программы мгновенного обмена сообщениями, играют или занимаются чем-то иным, требующим регистрационного имени, помогите ребенку его выбрать и убедитесь, что оно не содержит никакой личной информации.
  1. Настаивайте на том, чтобы дети никогда не выдавали своего адреса, номера телефона или другой личной информации; например, места учебы или любимого места для прогулки.
  2. Объясните детям, что разница между правильным и неправильным одинакова: как в и Интернете, так и в реальной жизни.
  3. Научите детей уважать других в Интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде — даже в виртуальном мире.
  4. Настаивайте, чтобы дети уважали собственность других в Интернете. Объясните, что незаконное копирование чужой работы — музыки, компьютерных игр и других программ — является кражей.
  5. Скажите детям, что им никогда не следует встречаться с друзьями из Интернета. Объясните, что эти люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.
  6. Скажите детям, что не все, что они читают или видят в Интернете, — правда. Приучите их спрашивать вас, если они не уверены.
  7. Контролируйте деятельность детей в Интернете с помощью современных программ. Они помогут отфильтровать вредное содержимое, выяснить, какие сайты посещает ребенок и что он делает на них.

8 СЛАЙД

Правила для родителей

  1. Установите в семье четкие правила пользования Интернетом.

  1. Научите детей доверять своим инстинктам.

  1. Держите личные сведения в секрете и приучите к этому своих детей.

  1. Используйте программные продукты для обеспечения семейной безопасности.

  1. Уделите внимание тому, чем дети занимаются в Интернете.

  1. Открыто поговорите с детьми об опасностях Интернета, в том числе:
  • Интернет - преступниках;
  • Недопустимых сайтах, например экстремистского содержания;
  • Недопустимости вторжения в частную жизнь.
  1. Объясните им, как их собственное поведение может снизить угрозу и обеспечить безопасность в Интернете.
  2. Позвольте Вашим детям учить Вас.
  3. Убедите их сообщать о любых неприятностях.
  4. Помогите детям выбрать подходящие псевдонимы и адреса электронной почты.
  5. Попробуйте чем-то увлечь вашего ребёнка, если он много говорит о «Контакте», своей «жизни» в нем, – сходите в музей, на выставку, в театр или кино. Настоящую жизнь Интернет не может заменить.
  6. Объясните детям как, общаясь в Интернете, не доставлять неприятностей собеседникам и не иметь их самому.
  7. Избегайте финансовых операций по беспроводным сетям.
  8. Поставьте хороший фильтр - это самый простой способ защитить ребенка от опасных и вредных сайтов в Интернете.
  9. Если вам позвонил родственник или знакомый и встревоженным голосом сообщает вам о том, что попал в беду, за что ему грозит как минимум возбуждение уголовного дела, и просит передать взятку сотруднику правоохранительных органов, готовому урегулировать вопрос, то следуйте простым рекомендациям:

- Задайте своему родственнику пару вопросов, ответы на которые знаете только вы оба.

- Если вы разговариваете с якобы представителем правоохранительных органов, узнайте, в какое отделение милиции доставлен ваш близкий, телефон этого отделения.

При общении в Сети у каждого обязательно появляются виртуальные знакомые и друзья. Подобные отношения многим кажутся безобидными, поскольку Интернет-друг является как бы «ненастоящим» и не может принести реального вреда. Однако это не так. Кроме своих сверстников и интересных личностей, общение с которыми пойдет на пользу, ребенок может завязать знакомство не только с педофилом и извращенцем, но и с мошенником и хулиганом. Виртуальное хамство и розыгрыши часто заканчиваются киберпреследованием и киберунижением, доставляя объекту травли множество страданий. Для ребенка такие переживания могут оказаться критичными, поскольку он более раним, чем взрослые люди.

Главное, МЫ сами должны быть образцом и примером для ребенка. Мы не достигнем никакого результата, если наше дитя будет видеть родителя, часами сидящего за компьютером.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль семьи в обеспечении медиабезопасности ребенка

Слайд 2

Разрешить либо запретить ребенку просмотр медиаинформации ? Нужно помочь ребенку разобраться в том, кто и с какой целью дает такое видение окружающей действительности. Важно при этом соблюдать некоторые разумные правила: Во-первых, не навязывать ребенку свой интерес к новостям и другим формам медиа. Эта сфера деятельности общества полна негатива. И чем позже ребенок начнет погружаться в нее, тем сохраннее все же останется его душевное здоровье. Важно соблюдать право ребенка на информационную безопасность, то есть не вводить его в курс дела относительно тех явлений, о которых он еще не имеет представления Во-вторых, для того чтобы утолить интерес ребенка к миру взрослых, в частности когда этот интерес проявляется в желании смотреть или слушать новости, следует в первую очередь быть в этот момент рядом с ребенком, видеть его реакцию, отвечать на его вопросы и высказывать свое мнение.

Слайд 3

Информационная безопасность детей это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию").

Слайд 4

К информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, законом отнесена информация Информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий Информация, запрещенная для распространения среди детей Представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани Вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий П редставляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия

Слайд 6

Актуальность обеспечения медиабезопасности детей. Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей. Значительная часть детской аудитории путешествует в сети самостоятельно еще до окончания младших классов. По результатам социологических исследований 88% четырёхлетних детей выходят в сеть вместе с родителями. В 8-9-летнем возрасте дети всё чаще выходят в сеть самостоятельно. К 14 годам совместное, семейное пользование сетью сохраняется лишь для 7% подростков.



Предварительный просмотр:

Десять фактов, которые нужно сообщить детям ради безопасности в интернете

  1. Поощряйте детей делиться с вами их опытом в Интернете. Посещайте Сеть вместе с детьми.
  2. Научите детей доверять интуиции. Если их в Интернете что-либо беспокоит, им следует сообщить об этом вам.
  3. Если дети общаются в чатах, используют программы мгновенного обмена сообщениями, играют или занимаются чем-то иным, требующим регистрационного имени, помогите ребенку его выбрать и убедитесь, что оно не содержит никакой личной информации.
  4. Настаивайте на том, чтобы дети никогда не выдавали своего адреса, номера телефона или другой личной информации; например, места учебы или любимого места для прогулки.
  5. Объясните детям, что разница между правильным и неправильным одинакова: как в и Интернете, так и в реальной жизни.
  6. Научите детей уважать других в Интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде — даже в виртуальном мире.
  7. Настаивайте, чтобы дети уважали собственность других в Интернете. Объясните, что незаконное копирование чужой работы — музыки, компьютерных игр и других программ — является кражей.
  8. Скажите детям, что им никогда не следует встречаться с друзьями из Интернета. Объясните, что эти люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.
  9. Скажите детям, что не все, что они читают или видят в Интернете, — правда. Приучите их спрашивать вас, если они не уверены.
  10. Контролируйте деятельность детей в Интернете с помощью современных программ. Они помогут отфильтровать вредное содержимое, выяснить, какие сайты посещает ребенок и что он делает на них.

Правила для родителей

  1. Установите в семье четкие правила пользования Интернетом.
  2. Научите детей доверять своим инстинктам.
  3. Держите личные сведения в секрете и приучите к этому своих детей.
  4. Используйте программные продукты для обеспечения семейной безопасности.
  5. Уделите внимание тому, чем дети занимаются в Интернете.
  6. Открыто поговорите с детьми об опасностях Интернета, в том числе:
  • Интернет - преступниках;
  • Недопустимых сайтах, например экстремистского содержания;
  • Недопустимости вторжения в частную жизнь.
  1. Объясните им, как их собственное поведение может снизить угрозу и обеспечить безопасность в Интернете.
  2. Позвольте Вашим детям учить Вас.
  3. Убедите их сообщать о любых неприятностях.
  4. Помогите детям выбрать подходящие псевдонимы и адреса электронной почты.
  5. Попробуйте чем-то увлечь вашего ребёнка, если он много говорит о «Контакте», своей «жизни» в нем, – сходите в музей, на выставку, в театр или кино. Настоящую жизнь Интернет не может заменить.
  6. Объясните детям как, общаясь в Интернете, не доставлять неприятностей собеседникам и не иметь их самому.
  7. Избегайте финансовых операций по беспроводным сетям.
  8. Поставьте хороший фильтр - это самый простой способ защитить ребенка от опасных и вредных сайтов в Интернете.
  9. Если вам позвонил родственник или знакомый и встревоженным голосом сообщает вам о том, что попал в беду, за что ему грозит как минимум возбуждение уголовного дела, и просит передать взятку сотруднику правоохранительных органов, готовому урегулировать вопрос, то следуйте простым рекомендациям:
  • задайте своему родственнику пару вопросов, ответы на которые знаете только вы оба.
  • если вы разговариваете с якобы представителем правоохранительных органов, узнайте, в какое отделение милиции доставлен ваш близкий, телефон этого отделения.

C:\Users\79873\Downloads\1676844290_gas-kvas-com-p-risunok-na-temu-mediabezopasnost-19.jpg

Воспитатель

МДОУ «Детский сад 55»

Иванкина С.Б.

 Роль семьи

в обеспечении медиабезопасности ребенка

C:\Users\79873\Downloads\1674129470_gas-kvas-com-p-den-bez-interneta-risunki-detei-29.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания "Роль семьи в обеспечении полноценного речевого развития"

Конспект родительского собрания поможет  педагогам в разработке и составлении  материалов по взаимодействию с родителями в вопросах речевого развития детей...

Роль семьи в обеспечении психологического здоровья ребенка/

Роль семьи в обеспечении психологического здоровья ребенка/  «Все мы родом из детства.  Все – хорошее, и плохое человек получает в семье». Антуан де Сент – ...

Консультация «Роль семьи в обеспечении психологического здоровья и безопасности детей»

Главным социальным фактором становления и укрепления психологического здоровья ребенка является семья. Семья готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передает ему духовные ценности,...

Роль семьи в обеспечении полноценного речевого развития».

laquo;Сценарий собрания»­­­­Цель: обеспечение условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.Задачи:вовлечение родителей (законных пр...