«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
статья

Период дошкольного детства способствует воспитанию патриотических чувств, т.к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Мосевнина Елена Валерьевна

Воспитатель

ГБДОУ №60 Калининского района

г. Санкт-Петербурга

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Период дошкольного детства способствует воспитанию патриотических чувств, т.к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Так же период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т.к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям.

Воспитание – определяется как деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определённых установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду.

Нравственное воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение людей, формирующее у них моральные качества, убеждённость в значимости нравственных норм. Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к ценностям конкретного общества.

Таким образом, что нравственно-патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину. Приобщение ребёнка к общечеловеческим ценностям, познавая которые ребёнок формирует.  Опыт нравственных отношений и общения, которые характеризуются способностью к содействию и сотрудничеству в деятельности, умением понять и принять позицию другого, потребностью гармонизировать деятельность и взаимоотношения с миром, привязанностью к культуре, к родным местам.

Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.

Задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников:

  1. воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому;
  2. формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  3. воспитание уважения к труду;
  4. развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  5. формирование элементарных знаний о правах человека;
  6. расширение представлений о городах России;
  7. знакомство детей с символами государства;
  8. развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  9. формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Методы работы с дошкольниками:

  • создание патриотического уголка;
  • проведение тематических занятий, чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр презентаций, прослушивание аудиозаписей (гимн страны, патриотические песни о Родине);
  • беседы о семье, родном городе, стране, её истории;
  • использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, русские народные игры, сказки, потешки, песни, заклички);
  • ознакомление с русской культурой, народными промыслами;
  • знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов;
  • организация тематических мероприятий (утренники, соревнования, конкурсы, выставки);
  • организация экскурсий по достопримечательностям родного края, к памятникам города, посещение музеев, выставок;
  • проектная деятельность.

        Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

        Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д. Полученные знания плавно переносятся в жизнь и применяются относительно окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет: «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста, воспитания гражданственности через построение целостного педагогического процесса»

Предствленный материал позволяет систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам гражданско-патриотического воспитания....

«Знакомство с родным краем как средство воспитания нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста» методическая разработка

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним  из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственно-патриотическое воспитани...

Рекомендации для педагогов по воспитанию нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста

В статье предлагается материал концептуальных подходов к организации нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, теоретические основы которого являются актуальной задачей в...

Презентация "Воспитание нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ с семьёй."

Презентация "Воспитание нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ с семьёй."...

«Родительское объединение, как эффективная форма партнерства с родителями в воспитании нравственно – патриотических качеств дошкольников старшего возраста» сообщение из опыта работы на городском методическом объединении воспитателей групп старшего возр

laquo;Родительское объединение, как эффективная форма партнерства с родителями в воспитании нравственно – патриотических качеств дошкольников старшего возраста»сообщение из опыта ра...

Трудовое воспитание детейдошкольного возраста

Интерактивная игра " Путешествие по детскому городу профессий "...

Воспитание нравственно - патриотических чувств детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ с семьей

laquo;Воспитание нравственно-патриотических чувств детей дошкольноговозраста в процессе взаимодействия ДОУ с семьёй»...