Создание проблемных ситуаций как средство развития логического мышления
материал

Ёлкина Ирина Владимировна

Материалы из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_logicheskogo_myshleniya.docx14.4 КБ

Предварительный просмотр:

Создание проблемных ситуаций – как средство развития логического мышления.

 Проблемная ситуация  -  это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Чтобы у дошкольника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал любопытство и удивление.

  Этапы процесса постановки и решения проблемной ситуации: постановка, формулирование проблемы;  выдвижение  предположений и гипотез; выбор, проверка гипотез;  подведение итогов, вывод.

 Приемы организации поисковой деятельности: система вопросов, переформулирование условий задачи, наводящие задачи или задачи – подсказки; цепочка наводящих задач, готовый вариант решения.

 Из проблемной ситуации может быть четыре выхода:

- воспитатель сам ставит и решает проблему;

 - воспитатель сам ставит и решает проблему, привлекая детей к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательств гипотезы и проверке решения;

- более высокий уровень, когда дети самостоятельно ставят и решают проблему без помощи воспитателя (но, как правило, под его руководством).

Проблемная ситуация может создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Создать проблемную ситуацию можно везде - на прогулке, в режимных моментах, в  совместной деятельности, в процессе образовательной деятельности.

Проблемные ситуации в непосредственно-образовательной деятельности

В качестве примера приведу фрагменты НОД «Космическое путешествие», в котором обучение построено как увлекательная проблемно-игровая деятельность. Целью данной непосредственно образовательной деятельности являлось формирование математических представлений, а математические представления – это мощный фактор интеллектуального развития дошкольников.

Чтобы заинтересовать ребенка, активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности, овладению программных задач, повысить эффективность обучения вначале была создана игровая мотивация: «предстоит совершить фантастический полет в космос, где вы встретитесь с чудесами, неизведанными открытиями, где ожидают нас таинственные и захватывающие приключения». После принятия цели, перед детьми встала проблема: «На чем же можно полететь в космос? ». Здесь были показаны иллюстрации с изображениями самолета, воздушного шара, ракеты. Дети высказывали свои предложения и доказывали правильность выбора, т. е. учились самостоятельно думать, рассуждать, фантазировать. У детей развивались речь, мышление, углублялись знания.

В игре «Построй ракету» дети не только закрепляли названия геометрических фигур, количественный счет (сколько квадратов, прямоугольников и т. д.), но и учились выделять элементы объекта и соединять их в единое целое. Игра развивала у детей геометрическую зоркость, способность к умственным действиям: анализу, синтезу, сравнению.

закономерностей».

 Занимательные задачи способствовали развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения, развивалось произвольное внимание, мыслительные операции, речь, пространственные представления, на основе сравнения учились выявлять закономерности.

И, конечно же, в НОД были включены физкультминутки, тематически связанные с учебными заданиями, играющие положительную роль в усвоении программного материала. Это позволяло переключить активность (умственную, двигательную, речевую, не выходя из учебной ситуации.)

Таким образом, можно сделать вывод, что в игровой форме происходило прививание ребенку знания в области математики, он обучался выполнять различные действия, умственные операции, развивал память, внимание, мышление, творческие и познавательные способности. А проблемность обучения способствовала развитию гибкости, вариативности мышления, формировала активную творческую позицию ребенка.

Проблемные ситуации в режимных моментах

Задачи:  - развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

                 - формировать обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;

                 - развивать способности к прогнозированию будущих изменений.

Счет предметов по парам.

Ситуация: «Определить, сколько детей в группе?»

Сюжет: На батарее лежат перчатки.

Проблема: Можно ли узнать, сколько детей было на прогулке? Как это сделать?

 

Вывод: Систематическая работа по интеллектуальному развитию дошкольников через использование игровых технологий, через решение проблемных ситуаций позволяет повысить уровень их познавательной и умственной активности, формировать элементарные математические представления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание проблемных ситуаций в процессе формирования ЭМП как средство развития логического мышления.

Презентация- докад о значении  проблемных ситуаций при формировании элементарных математических представлениях. Рассмотрены виды проблемных ситуаций, их примеры, пути решения, методическая литера...

Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

Чтобы  повысить компетентность родителей в развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье, научить их организовать интересную, увлекательную игровую деятельность в се...

Логические блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у дошкольников

консультация для педагогов и родителей о работе с логическими блоками Дьенеша, описание игры, цели и задачи, ожидаемые результаты,практическая работа...

Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

Проблема развития математического образования на сегодняшний день стоит остро. Поэтому в 2013 году Министерством образования и науки Российской Федерации была разработана Концепция развития математиче...

Семинар – практикум для родителей «Логические игры – средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

Семинар- практикум "Логические игры"в помощь педагогам для проведения мероприятий с родителями...

Консультация для родителей по формированию элементарных математических представлений.«Логические игры – средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

Семья – важнейшая составляющая любого общества, и в жизни каждого человека играет очень важную роль. Именно под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарны...

«Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников. Возможности материала «Логические блоки Дьенеша»

laquo;Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников. Возможности материала «Логические блоки Дьенеша»...