Цикл музыкальных занятий "Волшебное путешествие с гномами"
материал

Цикл музыкальных занятий "Волшебное путешествие с гномами", с элементами здоровьесберегающих технологий

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цикл музыкальных занятий с элементами здоровьесбегающих технологий

Примечание: Музыкальный материал может дополняться, изменяться и варьироваться в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей, от результатов диагностического обследования и выявленных проблем

Дыхательная гимнастика. Дыхательная музыкотерапия оказывает огромное влияние на эмоциональную сферу, позволяя проводить развивающий эмоциональный тренинг, приводящий к улучшению психофизиологического состояния ребенка.

 Музицирование на детских шумовых музыкальных инструментах, который способствует эмоциональному и моторному самовыражению, актуализации положительных эмоций, развитию творческого воображения и сближению детей. С помощью инструментов  дети изображают эмоции, подбирают инструменты для выражения чувств, переживаний, эмоциональных состояний, исполняют диалоги друг с другом. Дети озвучивают при помощи музыкальных инструментов стихотворения, не только аккомпанируют тем или иным музыкальным пьесам, но и импровизируют свои мини-пьесы, в которых отображают свой внутренний мир, чувства и переживания, оживляют музыку своим исполнением.

Используется метод вокалотерапии, где дети исполняют песни, воспитывающие доброту, чувство товарищества, направленные на зарядку положительными эмоциями и психологическую разгрузку. Так, например, песни «Верьте в чудеса», «Прекрасен мир поющий!», «С нами, друг!», «Если добрый ты», которые выполняют все эти задачи. А также во время вокалотерапии решается задача развития эмоциональной отзывчивости. Детям очень нравится детские шлягеры из мультфильмов («День рождения», «Песенка черепахи», «Бременские музыканты», «Спят усталые игрушки», «Улыбка», «Чунга-чанга», «Буратино» и другие).

В танцевальных композициях, музыкально-ритмических движениях детям предлагается также выразить с помощью метода импровизации эмоциональные состояния, переданные в музыке или свои собственные эмоции и чувства. Для этого могут использоваться шелковые шарфики, ленточки, косынки разных цветов.

Психогимнастические этюды и упражнения способствуют не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние, дети учатся нормам и правилам поведения, а также у детей формируются и развиваются различные психические функции (внимание, память, моторика). Например, аутотренинги под тихую музыку, «Произнеси свое имя ласково», музыкальное сопровождение «Этюд» И.Беркович, «Минута покоя», музыкальное сопровождение «Веселая. Грустная» Л.Бетховена, «Любимая игрушка», музыкальное сопровождение «Вальс» В-А. Моцарта, «Лучший друг», музыкальное сопровождение «Вальс» и «Шарманка» Д.Д. Шостаковича и другие.  Детям очень нравится упражнение «Танец пяти движений», которое сопровождается разными по характеру мелодиями. Дети импровизируют образные и танцевальные движения в соответствии с характером музыки. Так, например, дети превращаются в рыбок, бабочек, в сломанные игрушки, пробираются сквозь лесную чащу. Используются этюды на выражение эмоциональных состояний. Содержание этюдов не читается детям, ситуация эмоционально пересказывается. Это лишь основа для создания множества вариантов на заданную тему. Можно, например, проиграть ситуацию, которая произошла в группе, или почерпнуть сюжет из прочитанной сказки. Например, этюд на выражение радости -  «Цветок», «После дождя»; этюд на выражение интереса - «Собачка принюхивается»; этюд на выражение гордости -  «Царевна-Лягушка»; этюд на выражение страдания – «Ой, ой, живот болит!»; этюд на выражение гнева – «Гневная гиена»; этюд на выражение чувства вины – «Провинился»; этюд на выражение страха – «Лисенок», «Один дома». Все этюды сопровождаются соответствующей музыкой.

Дополнительные возможности психологического воздействия дает соединение музыки с различными природными звуками. Для этого используются упрощенные аранжировки произведений П.И. Чайковского, В.-А. Моцарта и других, сопровождаемые тематически подобранными «натуральными» шумами, предназначенные для совсем маленьких «Малыш в лесу», «Малыш у реки». Считается, что они положительно влияют на нервную систему ребенка.

Могут дополняться игры и упражнения, направленные на развитие восприятия и понимания эмоциональных состояний другого, понимания и объяснения причин их возникновения, расширения диапазона характеристик эмоциональных состояний; («Угадай настроение», «Ау!», «Радость и грусть», «Лото настроений», «Испорченный телевизор»,  «Что было бы, если бы…», «Угадай эмоцию»,  «Выражение чувств»); эмпатического отклика, формированию ценностного отношения к другому («Старенькая бабушка», «Забота о ближнем», «Сотворение чуда», «Путь доверия», «Войди в круг – выйди из круга», «Узнай автора и его настроение», «Забота о животном», «Похвали автора»);  эмоциональной децентрации («Щепки на реке»). 

На занятиях используются и познавательные игры, игры на развитие основных психических функций. Так, например, живой интерес у детей всегда вызывают такие игры, как «Минута шалости», «Злые - добрые кошки», или, например, игра «Высвобождение гнева».

Занятие № 1     Тема: «Волшебная полянка».

Цель: Создание возможностей для самовыражения, формирования у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями — средствами человеческого общения.

Задачи: 1. Настроить группу на совместную работу, способствовать установлению эмоционального контакта между детьми.

                 2. Развивать слуховое внимание, умение действовать по правилу, умение ориентироваться в пространстве.

                 3. Формировать навыки коллективной работы

Материал: игрушки: гном, Шуршунчик; колокольчики и шумелки; музыкальный репертуар, запись звуков насекомых и ветра; лист ватмана, цветная бумага, клеящий карандаш; «домики».

Ход занятия:

Дети  занимают свои «домики» заходя в музыкальный зал. В центре сидит игрушка-гном на листе ватмана.

- Давайте ребята поздороваемся, друг с другом и разучим  новую игру «Здравствуйте!»

 Приветствие.  Игра «Здравствуйте!»  

Ручки, ручки, просыпайтесь,

Здравствуйте!

Ласковые наши ручки,

Здравствуйте!

Пальчики сердитые,

Здравствуйте!

И ладошки, наши крошки,

Здравствуйте!

Разбудите свои ножки.

Здравствуйте!

Носик, глазки разбудите,                              

Здравствуйте!

Все друг другу улыбнитесь,

Здравствуйте!

И друг другу подмигните,

Здравствуйте!

- Вот мы с вами поздоровались, а теперь давайте вспомним, кого как зовут.

Повторение Игра «Имена» (закрепление знания имен детей и взрослых)

По кружочку я иду

И кого же я найду?

Как тебя зовут?

- Имена друг друга мы вспомнили, а гном хочет узнать, помните ли вы игру про него?

Речедвигательная игра   «Гном»

               Динь – дон, динь – дон,

Под горой стоит трезвон.

Там живет малютка – гном.

День за днем,  за годом  год

Гномик золото кует.

А когда на небе месяц,

Свой засветит огонек,

Гном свое богатство спрячет

Под большой дверной замок.

Знакомство с эмоциями

- Посмотрите на эти инструменты. Что с ними можно делать?

Упражнение «Изобрази эмоции на инструменте»

 - Ребята, посмотрите на гнома, он из-за чего-то расстроился. Как вы думаете, что случилось? Знаете, он хочет вернуться домой в страну гномов. Но помочь можете ему только вы. Вы умеете рисовать, лепить, клеить, танцевать и петь? Значит, мы сможем вернуть гнома домой. Мы с вами сами придумаем эту необычную страну, в которой могут жить маленькие человечки-гномы. Готовы? Тогда слушайте… (звучит фонограмма со звуками насекомых и ветра) Где мы с вами оказались? Где можно услышать эти звуки? (звукоподражание жужжанию насекомых, дуновению ветерка). Мы оказались на полянке. Только полянка эта не простая, а волшебная. На ней нет привычной зеленой травки. Из чего мы можем сделать травку на полянке? Посмотрите, что принес вам гном (цветная бумага и клеящий карандаш). Травка на полянке должна быть мягкая, густая. Возьмите листы цветной бумаги и нарвите травку. Обращайте внимание на то, что травка должна быть тоненькой и длинной.

Создание волшебной полянки. Коллективная работа.

Дети из мелких кусочков бумаги создают волшебную полянку.

- Вы догадались, почему эта полянка волшебная? Верно, травка на ней из бумаги, а на этой волшебной полянке живет друг нашего гнома. Давайте попробуем отгадать, как его зовут? (Дети берут в руки игрушку – Шуршунчика,  исследуют игрушку и выдвигают свои предположения). Познакомьтесь с ним.  Это Шуршунчик. Почему его так зовут, как вы думаете? Он очень рад тому, что вы оживили волшебную полянку.  Наш гном очень обрадовался появлению своего друга, и они вместе стали танцевать на волшебной полянке. Покажите, как они радовались.

Этюд «Радость».  (музыкальное сопровождение русс.нар. «Ах вы сени») 

- На волшебной полянке от радости гнома, Шуршунчика и нашей радости выросли необычной красоты цветочки из ваших ладошек.

 Пальчиковая игра «Алые цветки»

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки

Тихо засыпают,  

Головками качают.

Дыхательная гимнастика (вдыхаем аромат цветов).

- Понравилось вам на волшебной полянке? Но пора уже прощаться с гномом.

  Прощание с гномом.

До свидания, до свидания,

До свидания милый гном.

До свидания, до свидания,

Мы прощаемся с тобой.

Занятие № 2     Тема: «Деревушка настроений».

Цель: Развивать способности выражения эмоций средствами музыкотерапии

Задачи: 1. Познакомить детей с основными эмоциями

               2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике и пантомимике, выражать эмоции радости и гнева.

Материал: игрушка – гном; музыкальный репертуар: записью звуков деревни, голосов домашних животных и птиц, музыкальных отрывков, характеризующих образы животных (медведя, зайчика) и эмоциональные состояния: гнев, печаль, страх и радость; «домики»; иллюстративный материал: человечки, домашние животные.

Ход занятия:

Дети  занимают свои «домики» заходя в музыкальный зал. В центре сидит игрушка-гном на листе ватмана.

- Давайте ребята поздороваемся, друг с другом.

Приветствие. Игра «Здравствуйте!»  

Повторение.

- Вспомните, где мы были на прошлом занятии? Для кого мы сделали сказочный лес? Давайте покажем, какой был Король Боровик?

Этюд «Король Боровик» (кн. Н.В.Клюевой «Учим детей общению», с.85)

              Шел король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком

И стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе:

Короля покусали мухи.

- Кто еще в лесу живет? Давайте послушаем музыку и покажем этих зверей.  

 Упражнение  «В лесу»  (музыкальное моделирование)

 1 Переживание своего эмоционального состояния: «Мы в дремучем лесу, темно, воют волки, мы продираемся через колючие кустарники, бежим (звучит музыка Петра Ильича Чайковского - оркестровая фантазии «Франческа да Римини» на тему «Ада», ребенок двигается в соответствии с сюжетом) ».

 2 Формирования состояния покоя, защищенности: «Мы выбежали на поляну. Она со всех сторон защищена добрым волшебством. Никто кроме нас не сможет пробраться сюда. Здесь очень красиво: маленький водопад стекает в прозрачное озеро, на земле нежная зеленая трава и удивительные прекрасные цветы (звучит ноктюрн Ф. Шопена, ребенок лежит или сидит на коврике) ».

 3 Становление конечного эмоционального состояния: «Водопад так радостно звенит своими капельками! Нам становится так легко, так весело! Мы тоже хотим петь вместе с водопадом! (звучит «Маленькая ночная серенада» В. А. Моцарта, ребенок подыгрывает на металлофоне или танцует).

- Нам пора путешествовать дальше. На чем мы сегодня отправимся в путь? Давайте поедем на лошадке. Как лошадка цокает, когда скачет?

Артикуляционная гимнастика «Лошадка» 

Путешествие с гномом на лошадке.

Дети под музыкальный отрывок «Лошадка» двигаются по кругу «прямым галопом» друг за другом.

Фонозапись звуков деревни (голосов домашних животных и птиц)

- Где же мы оказались? Где живет так много домашних животных и птиц? Давайте попробуем узнать, кто живет в этой деревне.

Упражнение «Азбука эмоций» Белопольская Н.А.

- Скажите, а кто ухаживает за животными в деревне? Кто их кормит, заботится о них? В этой деревне живут необычные люди. Хотите о них узнать. Повторяйте за мной.

Речедвигательное упражнение «Народ» с музыкальным сопровождением (изображение эмоций)

          Тра – та – та, тра – та – та,

Растворялись ворота,

А из этих из ворот,

Вышел маленький народ.

Один гномик такой,

Другой гномик вот такой.

Третий гномик вот такой,

А четвертый, вот какой.

(изобразить печаль, гнев, страх, радость)

- Вот какие необычные человечки живут в этой деревне. Посмотрите, у человечков одинаковые лица? А почему? Каждый из них живет в своем домике и у каждого из них свое настроение. Давайте мы поможем гному расселить человечков в дома, и  выбрать им животных, за которыми они будут ухаживать.

Создание деревушки настроений. Коллективная работа.

Дети наклеивают дома, человечков и животных на ватман.

- Оказывается деревушка эта не простая. Это деревушка настроений. В ней можно ходить из дома в дом и менять свое настроение.

- Вы славно потрудились, и гном вас зовет отдохнуть. Приготовьте «подушечки». Ложитесь на спину, закройте глаза, слушайте музыку и плавно, спокойно дышите.

Релаксация      

«Положите руку на живот и представьте, что внутри у вас воздушный шарик. Вдох.  Надули  шарик. Задержали дыхание – пауза. Выдох. «Сдулся» шарик. Пауза.  (Повторить еще раз)».  

Упражнение на расслабление  (мелодия «Спокойное море») (кн. Н.В.Клюевой «Учим детей общению», с.94)        

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень легкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно –

Расслабление приятно!

Дети, лежа на спине, дышат и слушают музыку, закрыв глаза по желанию. Взрослые помогают им легкими прикосновениями расслабить ноги и руки.

- Реснички поднимаются, глазки открываются. Вы немного отдохнули, и теперь пора прощаться с гномом до следующего занятия.

           Прощание с гномом

До свидания, до свидания,

До свидания милый гном.

До свидания, до свидания,

Мы прощаемся с тобой.

Занятие № 3     Тема: «Разноцветная река».

Цель: Развивать способности детей распознавать эмоциональные состояния по мимике и пантомимике

Задачи:

  1. Упражнять детей в распознавании эмоций по пиктограммам.
  2. Развивать память, внимание, речевое дыхание.
  3. Развивать способности детей в создании коллективной работы «разноцветная река».
  4. Учить доверять себе и другим людям

Материал: игрушка – гном; бумажные кораблики и емкость с водой; соломинки на каждого ребенка; гуашь и палочки-тычки; музыкальный репертуар: запись звука воды, фоновая музыка.

Ход занятия:

Дети  занимают свои «домики» заходя в музыкальный зал. В центре сидит игрушка-гном на листе ватмана.

- Давайте ребята поздороваемся, друг с другом.

             Приветствие. Игра «Здравствуйте!»  

Повторение.

- Вспомните, где мы были на прошлом занятии? А игру про этих человечков помните? Помогайте гному, повторяйте за мной.

Речедвигательное упражнение «Народ» с музыкальным сопровождением (кн. Е.Синициной «Умные пальчики», с.44)

(изобразить печаль, гнев, страх, радость)

- А теперь давайте вспомним животных, которые живут тоже в этой деревне.

Игра «Поймай -  скажи»  Дети стоят в кругу. Взрослый бросает мяч ребенку и называет животное. Поймавший должен назвать какое-либо действие этого животного.

Путешествие с гномом ножками.

- Гному не терпится путешествовать дальше. Его ножки не стоят на месте. Давайте и мы отправимся дальше ножками.

Речедвигательная игра «Ножки».

Жили-были ножки,

Гуляли по дорожке.

Топали, шагали,

Полянку увидали.

Стали прыгать и скакать,

Устали – сели отдыхать.

Пальчики в начале

Пчелку покачали.

Жук огромный прилетал,

Деток наших напугал.

Мы на ножки встали,

К цветочкам убежали.

Детки наши не шалят?

Нет. Тихонечко сидят.

Запись журчащей воды.

- Что это?  песенка воды.

- С водой можно поиграть. Возьмите соломинки и подуйте через них в воду. Что вы увидите?

Дыхательное упражнение «Игра с водой»

(Дети через соломинку дуют в воду, образуя пузырьки).

- Слышите, как журчит вода, как воздух образует много, много пузырьков. А это что? (взрослый показывает детям бумажный кораблик)

- Лодочки можно сделать из ваших ладошек. Повторяйте за мной.

Пальчиковая игра «Две ладошки»

Две ладошки прижму,

И по морю поплыву.

Две ладошки друзья –

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем, поплыву.

А по быстрым, по волнам

Плывут рыбки

Тут и там.

- Лодочку можно еще сделать в паре. Выберете себе пару. Встаньте лицом друг к другу. Положите друг другу руки ладошкой на ладошку. Разведите руки в стороны. При этом не надо сжимать руки друг другу. Ладони просто лежат одна на другой, и под музыку вы будете качаться на волнах как самые настоящие лодочки.

Музыкально-ритмическое упражнение «Лодочка». (Т.Боровик «Путешествие, сидя на диване»  - отрывок «Лодочка»)

- Где же можно плавать на лодочке? Мы  с вами уже много интересных мест увидели в стране гномов, а вот реки там пока нет. Все, что мы с вами делали для гнома, было необычным – волшебная полянка, сказочный лес, деревушка настроений. Давайте и речку сделаем необычной. Посмотрите, что приготовил для вас гном.

(Дети рассматривают средства рисования – «тычки» и гуашь).

- Что можно нарисовать при помощи «тычков» в реке? А если вы нарисуете много разноцветных камешков, то какой станет река?

Рисование «тычками» разноцветных камешков  в реке. Коллективная работа  (под спокойную фоновую музыку).

Упражнение «Шумная разноцветная река» (игра на музыкальных инструментах – выражение своего настроения)

- Мы на славу потрудились, а теперь наступило время для отдыха. Занимайте свои места. Слушайте музыку и спокойно дышите. 

Релаксация                

«Положите руку на живот и представьте, что внутри у вас воздушный шарик. Вдох.  Надули  шарик. Задержали дыхание – пауза. Выдох. «Сдулся» шарик.  Задержали дыхание – пауза. (Повторить еще раз)».  

            Волшебный сон.

Реснички опускаются …

Глазки закрываются …

Мы спокойно отдыхаем,

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Наши руки отдыхают …

Ноги тоже отдыхают …

Отдыхают, засыпают,

Отдыхают, засыпают.

Дышится легко … ровно … глубоко …

Вы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо вам отдыхать!

Но пора уже вставать!

          Прощание с гномом

До свидания, до свидания,

До свидания милый гном.

До свидания, до свидания,

Мы прощаемся с тобой.

Занятие № 4     Тема: «Гора интонаций».

Цель:  Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях и формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей

Задачи:  1. Развивать у детей коммуникативные навыки

                2. Способствовать формированию у детей положительного настроя на общение в процессе игровых заданий

                3. Развивать способность коллективно выполнять задания, помогать друг другу.

Материал: игрушка – гном; музыкальный репертуар (в зависимости от индивидуальных особенностей детей)

Ход занятия:

Дети  занимают свои «домики» заходя в музыкальный зал. В центре сидит игрушка-гном на листе ватмана.

- Давайте ребята разучим новое приветствие друг с другом.

           Приветствие. Музыкальная игра «Хей, привет, привет» (аранжировка Нильсона)

Гномик – привет, привет,

Гномик – привет, привет.

Девочки – привет, привет,

Мальчики – привет, привет.

Повторение.

- Кто помнит, где мы были на прошлом занятии? Как называется река в стране гномов? Почему она разноцветная? Посмотрите, как я сложила ладошки, что у меня получилось?

Пальчиковая игра «Две ладошки».

Две ладошки прижму,

И по морю поплыву.

Две ладошки друзья –

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем, поплыву.

А по быстрым, по волнам

Плывут рыбки

Тут и там.

- Как мы еще с вами делали лодочки? Давайте сядем в наши лодочки и отправимся дальше путешествовать.

Ритмопластика «Лодочка».

 Путешествие на лодке (Т.Боровик «Путешествие, сидя на диване») релаксация по спокойную музыку.

- Куда же мы с вами приплыли? Хотите узнать, тогда повторяйте за мной:

Ой, ребята, та-ра-ра,

За рекой стоит гора.

Высоченная,

Широченная.

Мы с тобой дружок пойдем,

Нашу гору обойдем.

- Какая высокая гора перед нами, а кто живет в этой горе, вы знаете? Послушайте и повторяйте за мной.

Ай, дили-дили-дили,

Мы кого-то видели.

Вихрастого, ушастого,

Глазастого, клыкастого,

Он сидел под горой,

Повторял все за мной.

- Кто это повторяет все за нами и живет высоко-высоко в горах? Это эхо. Оно очень любит играть. 

- Мы сейчас превратимся в эхо, и будем повторять все, что скажет гном. Эхо повторяет за ними не сразу. Будьте внимательны.

Игра «Эхо

- Посмотрите, ребята, а в стране гномов есть гора? Давайте сделаем для нашего гнома гору, в которой он сможет играть с эхом.

Создание горы интонаций. Коллективная работа.

Дети изготавливают гору, используя бумагу цветную, газетную, оберточную. Бумага небольшими кусочками сминается и наклеивается одна на другую, образуя бумажную гору. Взрослые помогают тем,  кому трудно наклеить или смять кусочки бумаги.

- Пришла пора отдохнуть. Занимайте свои места. Внимательно слушайте музыку и мои слова.

Релаксация.

«Положите руку на живот и представьте, что внутри у вас воздушный шарик. Вдох.  Надули  шарик. Задержали дыхание – пауза. Выдох. «Сдулся» шарик.  Задержали дыхание – пауза. (Повторить еще раз)».  

Тренинг мышечного расслабления «Волшебный сон) 

         Прощание с гномом

               До свидания, до свидания,

До свидания милый гном.

До свидания, до свидания,

Мы прощаемся с тобой.

Занятие № 5     Тема: «Болото превращений».

Цель:   Создание возможностей для самовыражения, формирования у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями средствами музыки

Задачи:  1. Закреплять навыки мышечного расслабления

                2. Развивать слуховое восприятие, умение различать музыкальные произведения по характеру  и двигаться в соответствии с настроением музыки.

                3. Развивать способности коллективно выполнять задания, помогать друг другу

Материал: игрушка – гном; музыкальный репертуар: записи музыкальных фрагментов для  создания образов – лягушки, цапли, змейки, комарика.

Ход занятия:

Дети  занимают свои «домики» заходя в музыкальный зал. В центре сидит игрушка-гном на листе ватмана.

- Давайте ребята поздороваемся друг с другом.

 Приветствие.

           Повторение.

- Вспомните ребята, где мы были на прошлом занятии.

- Гному не терпится путешествовать дальше. Послушайте, чей это сигнал? (Фонозапись сигнала машины.)

Путешествие на машине.  Музыкально – ритмическое  движение со  звукоподражанием.  (Т.Боровик «Путешествие, сидя на диване»)

- Послушайте, куда же мы приехали?  («Сарказмы» С.Прокофьева)

- Сложно угадать, правда? Может, вы угадаете, когда узнаете, кто здесь живет. Послушайте музыку и скажите, кто это.

Музыкальные этюды с ролевой гимнастикой и звукоподражанием  

  • Лягушка (ква-ква, прыгает, выпучив глазки).
  • Цапля (цап-цап, ходит, высоко поднимая ноги).
  • Змейки («щ-щ-щ», извиваются).
  • Комарик ( з-з-з, машет крылышками-пальчиками)
  • Утки (кря-кря, ходят  вперевалочку)

- Где живет лягушка и цапля? Так мы с вами оказались на болоте. А болото это не простое, а волшебное. В кого мы превращались под музыку? Это болото превращений.

- А это что? (болотные кочки) Надо срочно перебраться на другую сторону болота.

Игра  малой подвижности «С кочки на кочку»   («Догонялка»)

Дети друг за другом должны перебраться с одной стороны «болота» на другую только по кочкам.

- Вот мы и на другой стороне болота, все добрались? Посмотрите, ребята, что это у нашего гнома в коробочке (нитки, мех, перышки). Кто догадался, зачем он это нам приготовил? Может быть, ему понравилось болото превращений и он хочет, чтобы в его стране тоже было такое необычное болото. Давайте сделаем для гнома болото превращений.

Создание болота превращений с помощью музыкальных инструментов. Коллективная работа.

- Какие вы молодцы, многое умеете, многое знаете. Теперь пришла пора отдохнуть. Занимайте свои места. Внимательно слушайте музыку и мои слова.

Релаксация                  

«Положите руку на живот и представьте, что внутри у вас воздушный шарик. Вдох.  Надули  шарик. Задержали дыхание – пауза. Выдох. «Сдулся» шарик.  Задержали дыхание – пауза. (Повторить еще раз)».  

Тренинг мышечного расслабления  

           

           Прощание с гномом

           До свидания, до свидания,

           До свидания милый гном.

           До свидания, до свидания,

           Мы прощаемся с тобой.

Занятие № 6     Тема: «Зеркальное озеро».

Цель: Обучение приемам саморасслабления, снятие психического напряжения.

Задачи: 1. Развивать способности в узнавании и воспроизведении эмоций детьми, выразительность движений.

                2.   Продолжать закреплению навыков расслабления

                3. Развивать воображение детей через участие в создании «зеркального озера» средствами музыкотерапии

Материал: игрушка – гном; зеркала на каждого ребенка; песенка Ю.Энтина из сборника «Золотая горка», фонозапись плеска воды, П.И.Чайковский «Вальс цветов».

Ход занятия:

Дети  занимают свои «домики» заходя в музыкальный зал.

- Давайте ребята поздороваемся друг с другом.

            Приветствие.

Повторение.

-Ребята, где мы были на прошлом занятии? Давайте вспомним кто живет на болоте.

Музыкальные этюды с ролевой гимнастикой и звукоподражанием  

  • Лягушка (ква-ква, прыгает, выпучив глазки).
  • Цапля (цап-цап, ходит, высоко поднимая ноги).
  • Змейки («щ-щ-щ», извиваются).
  • Комарик ( з-з-з, машет крылышками-пальчиками)
  • Утки (кря-кря, ходят  вперевалочку)

Путешествие с гномом ножками.

- Гному не терпится путешествовать дальше. Его ножки не стоят на месте. Давайте и мы отправимся дальше ножками.

Речедвигательная игра «Ножки».

- Послушайте, что это? (Фонозапись плеска воды)

- Речка нам на пути уже встречалась и на болоте мы уже были. Где еще мы можем услышать плеск воды? Ребята, посмотрите, гном хочет вам помочь отгадать, где мы оказались. У него в руках зеркало. Попробуйте отгадать, на что это похоже. Мы с вами оказались около «зеркального озера». Почему оно зеркальное мы узнаем немного попозже. Садитесь за стол и посмотрите в зеркало.

Мимическая гимнастика с зеркалами.

Дети по просьбе взрослого изображают эмоциональные состояния: сердятся, удивляются, печалятся, улыбаются.

  

- Давайте ребята сделаем для гнома «зеркальное озеро», чтобы он мог в него смотреться и также как и вы делать гимнастику для лица.

Создание зеркального озера. Коллективная работа.

Дети из кусочков фольги и клея изготавливают «зеркальное озеро».  («Аквариум» Сен-Санса).

- Какое замечательное озеро получилось у нас с вами. Гному очень захотелось поиграть у озера.

Игра-импровизация «Зеркало»  (Дети повторяют движения игры с водой  за взрослым).

- В наше озеро заглянуло солнышко. Давайте о нем расскажем, повторяйте за мной. 

Речедвигательное упражнение «Солнышко»

          Солнышко, солнышко,

Погуляй у речки.

Солнышко, солнышко,

Разбросай колечки.

Мы колечки соберем,

Золотиночки возьмем.

Покатаем, поиграем,

И тебе назад вернем.

- Когда свети яркое солнце, то можно взять зеркало и увидеть на стене…. Верно, солнечного зайчика. Он такой быстрый, веселый. Давайте попробуем его поймать под музыку.

Самомассаж «Солнечный зайчик» (песенка Ю.Энтина)

- Посмотрите, гном прилег у озера отдохнуть, давайте и мы отдохнем на берегу озера.

 Релаксация «На берегу озера» (П.И.Чайковский «Вальс цветов»)

            Вы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо вам отдыхать!

Но пора уже вставать!

 

Прощание с гномом

До свидания, до свидания,

До свидания милый гном.

До свидания, до свидания,

Мы прощаемся с тобой.

Занятие № 7     Тема: «Долина пальчиковых игр».

Цель: Создать условия отреагирования отрицательных эмоций, осознания переживаемых проблем через музыку и игровые задания

Задачи:  1. Формировать у детей положительный настрой на общение в процессе музыкально-игровых заданий

                 2. Продолжать закреплению навыков расслабления, снижению психоэмоционального напряжения

                 3. Развивать память, внимание. Наглядно-образное мышление, выразительность мимики и жестов

Материал: игрушка-гном; кубик и конверты с картинками, иллюстрирующие речедвигательные и пальчиковые игры; дудочка; гуашь, салфетки

Ход занятия:

Дети  занимают свои «домики» заходя в музыкальный зал.

- Давайте ребята поздороваемся друг с другом.

             Приветствие.

Путешествие на поезде. Звуковой сигнал паровоза.

- Ребята, посмотрите, что принес нам гном. Как вы думаете, зачем он принес нам кубик? Наверное, он хочет с нами поиграть. Вы любите играть? Тогда каждый из вас будет по очереди бросать кубик, а другой находить конверт с таким же количеством точек. В каждом конверте спряталась игра. Узнав конверт, мы найдем игру и сможем в нее поиграть.

Дети по очереди бросают кубик и по очереди проигрываются знакомые игры.

- Во многие игры мы с вами сейчас поиграли, а теперь давайте вспомним, чем мы играли.  Мы бегали, прыгали? Мы вместе с гномом оказались  в долине пальчиковых игр. Здесь находятся все пальчиковые игры их очень много. Мы даже не успеем во все поиграть, но показать, как много игр в этой долине мы можем. Возьмите любую краску и при помощи своего пальчика нарисуйте следы. Каждый пальчик – это игра.

Создание долины пальчиковых игр. Коллективная работа.

-  Полюбуйтесь, сколько игр появилось в долине. Гном может поиграть, когда захочет, но наступило время для прощальной песни.

Пальчиковая гимнастика

Прощание с гномом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл музыкальных занятий для детей с общим недоразвитием речи

Конспекты музыкальных доминантных занятий по музыкально-ритмическим движениям в соответствии с программой музыкального развития "Гармония" для детей с нарушениями речи...

Конспект спортивного праздника в подготовительной группе «ПУТЕШЕСТВИЕ К ГНОМАМ ЗА СЕКРЕТОМ ЗДОРОВЬЯ»

Конспект спортивного праздника нацелен на совершенствование имеющихся двигательных умений и навыков детей; на формирование умения внимательно слушать задания взрослого и четко их выполнять; на развити...

Цикл музыкальных занятий с использованием ИКТ технологий "Знакомство с музыкальными инструментами"

Цикл занятий предназначен для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста и знакомит детей с музыкальными инструментами симфонического и народного оркестров. Ориентирован для исполь...

. Краткосрочный проект “Путешествие с Гномом - Астрономом”

краткосрочный проект "Путешествие с гномом Астрономом"...

"Цикл музыкальных занятий на развитие творчества и воображения у детей дошкльного возраста"

Воображение (фантазия) - это психический процесс создания нового в форме образа или идеи. Через воображение ребенок осваивает и познает окружающий мир, моделирует ситуации, которые пока еще ему не дос...

Музыкально-литературный вечер посвященный циклу музыкальных произведений композитора П.И.Чайковского " Времена года"

Цикл произведений П.И. Чайковского "Времена года" и стихи писателей , прсвященные тому или иному месяцу. Кнаткое содержание музыки каждого месяца, его характера....

Музыка в природе, природа в музыке. цикл музыкальных занятий по экологии методические рекомендации для музыкальных руководителей

  Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно ...