Мастер-класс "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"
материал (подготовительная группа)

Цель: Повышение уровня профессиональной компетенции участников мастер – класса по формированию духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Представить педагогам разнообразные формы и методы работы с дошкольниками по формированию базовых ценностей через духовно – нравственное воспитание личности ребенка как гражданина России.
  2. Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе инновационных технологий в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников.
  3. Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_teoriya.docx22.22 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников»

Цель: Повышение уровня профессиональной компетенции участников мастер – класса по формированию духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Представить педагогам разнообразные формы и методы работы с дошкольниками по формированию базовых ценностей через духовно – нравственное воспитание личности ребенка как гражданина России.
  2. Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе инновационных технологий в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников.
  3. Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

Материалы и оборудование: древо с плодами, солнце с лучами, конверты с карточками, ребусы, конверты с пословицами.

Ход мастер-класса: 

1.Вводная часть.

   Здравствуйте, коллеги! Приглашаем вас принять участие в нашем мастер – классе. Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности. «Нет Земли лучше Родины своей, Лучше, чем на Родине, нет людей» - говорится в народной пословице.

   И это действительно так. Нам, педагогам, необходимо научится интересно подходить к теме патриотизма, чтобы этот интерес появился в наших воспитанниках.

Для участия в мастер-классе мы приглашаем всех тех, у кого в контейнерах из под киндер сюрприза лежат сердечки, кому не досталось – у вас утешительная конфетка (6 человек).

Практическая часть

   Прежде чем начать играть с вами, мы бы хотели сказать, что вы все люди достойные, умные, но мудрецы говорят: «Хочешь изменить мир – начни с себя». Перед вами «Древо честности, древо жизни в моем селе». Мы предлагаем сорвать с него по плоду и честно ответить хотя бы для себя на вопрос: «Когда в последний раз я…»

 - испытывал гордость за свою страну;

- сделал что-то хорошее для своего родного края;

- испытывал гордость за свой народ;

- соблюдал обычаи своего народа;

- отстаивал честь своей Родины;

- был участником или свидетелем проявления милосердия и сострадания.

   Вот мы с вами честно для себя признались, что мы действительно гордимся своей страной и, что только от нас зависит процветание нашей страны.

 Всем нам в нашей жизни освещает путь яркое солнце, всем нам дарит оно тепло.

Родина нам – как солнце, она нам дарит свет, тепло и радость. Сейчас мы предлагаем вам поиграть в игру.

Игра называется: «Солнце Родины».

  Перед вами солнце, которое освещает нашу жизнь на нашей Земле. Давайте честно ответим на вопрос: «Что нам даёт наша Родина?». Ответы мы запишем на солнечных лучах (бесплатное образование, медицина, мир, покой, работающую конституцию, охрану, независимость, право на отдых, свободу слова, право на труд, свободу вероисповедания, обеспечение старости, право избирать и т. д.)

  А теперь на другом солнце, давайте напишем ответы на вопрос: «Что мы делаем для своей Родины»

Вывод: Благодаря этой игре мы видим, как много мы просим от своей Родины, как много мы хотим получить от неё, и как мало мы даем взамен.

Ведущий: А сейчас мы предлагаем вам по очереди продолжить фразу «Я горжусь своей страной, потому что…».

Вывод: даже взрослому человеку трудно сразу подобрать слова, следовательно, необходима специальная работа, чтобы проблема патриотизма стала для ребенка личностно значимой.

Ведущий: Мы предлагаем всем участникам игры объединиться в две команды. Откройте свои конверты и достаньте карточки, прочитайте текст и скажите название одного направления из трёх предложенных вариантов-ответов по патриотическому воспитанию дошкольников.

Модель патриотического воспитания в современных условиях Направления:      

Экологическое

Историко-краеведческое

Культурное 

1. Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства любви к Родине. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.

 2. Каждый регион, город неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.

А кто догадается как называется это направление патриотического воспитания?

3. Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.

Станция № 1. Историко-краеведческая

1. Земля, где ты родился? (Родина).

2. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна).

3. Как называется наша страна? (Наша страна называется Россия).

4. В каких частях света расположена Россия? (Россия расположена в частях Европы и Азии)

5. Официальная эмблема государства? (Герб).

6. Что символизирует двуглавый орел на гербе России? - единство; - верность; - силу; - власть.

7. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов? (Флаг).

8. Что означают цвета Российского флага? БЕЛЫЙ – Справедливость, Небо, Чистоту совести СИНИЙ - Огонь, Кровь солдат, Отвагу, Трудолюбие КРАСНЫЙ - Верность, Правду, Мир

9. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу? (Патриотизм).

10. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовало от предшествующих поколений? (Традиция).

Ведущий: Каждой команде даны конверты, в которых находятся по две карточки с ребусами. В ребусах зашифрованы слова-понятия, относящиеся к теме нашей деловой игры. Задача команд-участниц расшифровать эти ребусы, назвать зашифрованные слова. (Память, Ордена, Честь, Россия)

Станция №2 «Знатоки русской народной культуры» (Культурное направление) - С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок. С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

1 команде нужно восстановить пословицы

1. Нет в мире краше ....... когда над ней крыша одна.

2. Глупа та птица, ....... а своё село всё на уме.

3. Если дружба велика, ....... чем с родной земли сойдет

4. Семья сильна, ....... хорошие дети растут.

5. Человек без Родины ....... будь и сыном своего народа.

6. В хорошей семье ....... что соловей без песни.

7. Будь не только сыном своего отца ....... Родины нашей.

8. Козак скорее умрет, ....... которой свое гнездо не мило.

9. Живёшь на стороне, ....... будет Родина крепка.

2 команде нужно вспомнить и дописать 

1. Для Родины своей ни сил ни жизни не … (жалей)

2. Родина – мать сумей за нее… (постоять)

3. Чужбина калина, Родина - … (малина)

4. Русский солдат не знает …..(преград)

5. Тот герой, кто за Родину стоит … (горой)

6. Береги землю родимую, как мать … (любимую)

7. Козак на чужбине воюет, а жена …..(в доме горюет)

8. Козак без коня, что охотник ….(без ружья)

9. Родина – мать, а чужбина - …..(мачеха)

Станция №3 "Экологическая"

- С чего начинается Родина… с родной природы. Кто не любит свою природу, тот не любит Отчизну свою. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни. Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.

Следующее задание для наших команд состоит из игры «Исключи лишнее из списка…».

Задания находятся на листочках.

Назовите лишних птицы, которые не водятся у нас: белопоясный  стриж,  поползень,  соловей,  тукан, горихвостка, чечевица, дубонос, грач, голубая сорока.

Исключите лишние лекарственные растения, которые не растут у нас: кровохлебка, тысячелистник, адонис, лимонник, валериана, зверобой, левзея, бадан, купена лекарственная, элеутерококк, толокнянка, термопсис, ромашка (Лимонник – Северный Китай, элеутерококк –северо-восток Китая, север Кореи.)

Заключительная часть.

Ведущий: Вот и подходит наше общение к концу. Так что же это значит воспитать патриота России - это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает.

 Родить патриота нельзя, его надо воспитать. И подводя итог нашей деловой игры, я хочу процитировать слова А. С. Макаренко «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слѐзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Эту притчу мы взяла не случайно. Ведь все действительно в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей тоже в Ваших руках.

Вывод: Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...