Проектная деятельность в детском саду
материал

Гирчева Ольга Николаевна

Виды проектов, классификация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в детском саду

 

    Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Такую возможность дает метод проектов (проектное обучение), позволяющий расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка.

    Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное творческое дело, поэтапное движение к цели; это метод организованного освоения ребенком окружающей среды; это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.

Основной целью проекта является развитие свободной творческой личности ребенка.

Задачи:   

    В младшем дошкольном возрасте:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом),
  • формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем возрасте:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников
  • развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач
  • Развитие способностей к аналитическому, критическому, творческому мышлению
  • Развитие важнейших компетенций для современной жизни:

 

     Метод проектов дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнений, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

    В настоящее время проекты в ДОУ классифицируются по следующим признакам:

По продолжительности проекты бывают краткосрочными (одно или несколько занятий – 1 – 2 недели), средней продолжительности (1-2 месяца) и долгосрочные (на учебный год).

По составу участников (индивидуальные, групповые, совместные проекты с родителями или другими взрослыми)

По тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские, практико-ориентированные) и

По способам реализации результатов.

    В практике работы современных дошкольных учреждений в настоящее время используют следующие виды проектов:

  1. Творческие. Предполагают развитие творческих способностей детей через рисование, аппликацию, лепку, моделирование. Дети экспериментируют, а результаты оформляют в виде газет, драматизаций, детского дизайна. (коллаж из природных материалов, коллективная работа по созданию панно, картины)
  2. Игровые. Направлены на развитие социальных коммуникативных навыков и умений. С элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. (театрализованная деятельность-дети пишут собственную пьесу, изготавливают костюмы и декорации; создание собственной книги- придумывают сюжет и рисуют иллюстрации; игра «Магазин» дети играют в продавца и покупателя).
  3. Исследовательские. В ходе работы над исследовательскими проектами дети активно участвуют в изучении темы, исследуют, наблюдают, размышляют делают выводы и представляют результаты своей деятельности. (выращивание собственных растений из семян и наблюдение зав их ростом и развитием; дети могут наблюдать за животными в природе и зоопарке, изучать книги о животных
  4. Информационные. В рамках информационных проектов дети изучают природу, технику, культуру, историю собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы.  (Оформление группы и ее дизайн, витражи и др.)
  5. Практико-ориентированные. Направлены на решение реальных задач. Позволяют детям применять полученные знания и навыки на практике. Практико-ориентированные проекты могут быть организованы с участием родителей. Часто они затрагивают такие темы как садоводство, кулинария, технические навыки, спорт и пр. (Организация экологической акции «Мы за чистую природу»- дети убирают мусор на территории детского сада; создание садового участка с овощами и фруктами; выпуск детской газеты с новостями из жизни детского сада.)

   В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае означает – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат. В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции.

    Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем. Сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Проекты, вне зависимости от вида, нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Специфика использования методов проектов в дошкольной практике состоит в том, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей.

    Темой проектов могут стать определенный раздел образовательной программы. Но если тема возникла по   инициативе детей, это очень ценно и должно найти поддержку со стороны взрослых.

   Структура проекта

  1. Тема.
  2. Сроки реализации (кратко-, средне-, долгосрочный).
  3. Возраст детей.
  4. Актуальность темы проекта (обоснованность выбора темы).
  5. Методологическая база проекта (указать методики, основную литературу, которая использовалась при составлении проекта).
  6. Цель проекта.
  7. Задачи проекта.
  8. Этапы реализации

      В практике выделяют следующие этапы работы над проектами.

I. Подготовительный этап

II. Организация проектирования      

III. Проектирование

IV. Презентация

Первый этап

   На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.

Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта.

Второй этап

   На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.

Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.

Третий этап

   Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.

У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Четвертый этап

   Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.

Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Проектная деятельность в детском саду. Проект "Пустите папу в детский сад"

В этом документе вы можете найти интересную информацию по взаимодействию с родителями в ДОУ....

Проектная деятельность в детском саду. Проект "Пустите папу в детский сад"

Работа по взаимодействию с родителями согласно с ФГОС...

Проектная деятельность в детском саду "В детский сад без слез"

В материале описана работа педагога - психолога по сопроводждению семьи и ребенка в период адаптации к ДОУ...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...