картотека попевок
картотека

Мурсалимова Татьяна Валерьевна

картотека попевок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_popevok.docx32.06 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека попевок.

ИГРА  СО СЛОВОМ:

 

«Лиса»

 Лиса по лесу ходила,

Лиса голосом вопила,

Лиса лычки драла, лиса лапотки сплела 

Себе пару, мужу трое,

И детишкам по лаптишкам.

Простой хороводный шаг вправо – влево

на 1/4. Переменный шаг.

 

«Веревочка»

 Я скачу, скачу, скачу 

И веревочку кручу.

Ты, веревочка, крутись,

Пляска русская.

(М. Павлова)

На весь текст - простая или

сложная «веревочка».

 

«Ковырялочка»

 Каблучками я стучу,

Пляску русскую учу,

Пляска русская моя

 Замечательная

(М. Павлова)

Простая «ковырялочка» на весь текст.

 

«Качалочка»

 Качалочка качается,

А Машенька улыбается.

(М. Павлова)

Простая или сложная «качалочка»

на весь текст.

«Сидит зайка»

Сидит, сидит зайка, Сидит, сидит серый

Под кустом, под кустом.

Охотнички едут, Едут – скачут в поле

Во пустом, во пустом.

Говорит зайка: «Вы, охотнички, скачите,

На мой хвостик поглядите,

Я не ваш, я ушел! (М. Павлова)

Зайка выполняет пружинку на корточках.

Охотники скачут галопом по кругу.

Охотники его догоняют

«Зайка»

 

Скачет зайка меленький около завалинки.

Быстро скачет зайка. Ты его поймай-ка!

Дети стоят в кругу. Охотник за кругом. С

окончанием слов заяц убегает, охотник догоняет.

Заяц в центре круга выполняет «фертик».

 

«Лошадки»

Поехали, поехали. С орехами, с орехами.

К дедке по репку,

По сладеньку. По пареньку. По горбатеньку.

Высокий бег по одному, парами, тройками.

 

«Полуприсядка»

 Сяду – встану, сяду – встану .И как мячик поскачу.

Приседать я не устану. Я танцором стать хочу.

(М. Павлова)

Полуприседания с выставлением ноги на пятку.

«Козлик»

 Вышел козлик погулять,

Стал он прыгать и скакать.

Козлик ножками стучит,

По-козлиному кричит:

«Бе-е-е». (М. Павлова)

«Комарик»

 Сел комарик под кусточек,

Под зелененький листочек,

Свесил ножки на песочек,

Сунул носик под кусточек.

Спрятался…

(В. Зайцева)

Кружение на шаге с припаданием.

Русский поклон.

«Скок-поскок»

Скок-поскок. Молодой дроздок,

По водичку пошел, молодичку нашел.

Молодиченька, невеличенька,

Сама с вершок, голова с горшок.

Прыжки на двух ногах на месте,

руки изображают «хвостик».

Мягкий шаг по кругу. Идут в центр,

 раскрыв руки. Приседают.

Высоким шагом идут из центра спиной.

 Комплекс  вокально-хоровых, ритмических,   

             дыхательных  упражнений 

 

Упражнения  для  развития  брюшного  дыхания:

 

 Упражнения на развития дыхания помогают выработке правильного диафрагменного дыхания, увеличивают продолжительность и силу выдоха, способствуют развитию правильных  вокальных данных ребёнка.

  1. «Зевок и потягивание» руки вверх как при пробуждении. (естественное, правильное дыхание без поднятия плеч).
  2. « Обжорка» исходное положение, лёжа на спине, вдох живот надуть, выдох……… у-у-у-ух. При это верхний плечевой пояс почти не подвижен.
  3. « Подними тетрадку» исходное положение, лёжа на спине. На живот ребёнку положить тетрадь средней толщины (48-96 листов), ребёнок должен поднять тетрадь животом (дыханием). По В. Емельянову.
  4. « Надуваем шарик» вдох живот надуть (надуваем шарик) задержка дыхания на счёт 1,2,3,4,5, выдох …….у-у-у-у-у-у-у кто дольше будет спускать шарик, тот и выиграл.
  5. « Рыбка» руками обхватить рёбра, имитируем дыхание рыбы через жабры. По В. Емельянову.
  6. « Раздуваем меха» или «Аккордеон» руками обхватить рёбра. На согласный звук «Х» быстро берём короткий вдох и выдох.
  7. « Летит самолёт» вдох- живот надули ( заправили самолёт), выдох-гласная  у-у-у-у-у-у-у-у-у-у (самолёт полетел).
  8. « Зеркальце» - глядя в ладошку, как в зеркало, ребёнок выдувает воздух тоненькой струйкой в середину ладошки.

     По В. Емельянову.

  1. « Ворона» села на забор и решила развлечь всех своей песней. Дети делают вдох носом и на выдохе произносят протяжно « Кар!» 5-6 раз. Ворона так громко каркала, что охрипла. Дети                  выполняют упражнение с закрытым ртом 5-6 раз.

          (  По М. Гоголевой.)

  1. « Чайник» Из положения на корточках постепенно встают, руки поднимают вверх и делают глубокий вдох, на выдохе руки разводят в стороны и произносят звук Ф-Ф-Ф-Ф.
  2. « Колокол» Глубоко вдохнём и на выдохе произнесём «Бом-Бом-Бом», одновременно хлопая в ладоши.
  3. « Суслик». Приседая, дети прижимают к груди согнутые в локтях руки и резко произносят звук « Х».
  4. «Ёжик». Дети делают резкий и короткий вдох и выдох носиком. Ёжик сопит.
  5. «Осы». Вращать перед грудью указательными пальцами и на выдохе пропеть « З-з-з-з-з ». По Б. Толкачёву.
  6. « Аромат цветов». Долгий вдох носом (нюхаем цветок), задержка, на выдохе « А-а-а-ах».
  7. « Как подул Дед Мороз». Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, пока читается стих.

                                  Как подул Дед Мороз в воздухе морозном,

                                  Полетели, закружились ледяные звёзды.

                                  Окружаться снежинки в воздухе морозном

                                  Падают на землю кружевные звёзды.

                                  Вот одна упала на мою ладошку,

                                  Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.

( Н. Нищева)

  1. « Пчёлка» Дети пропевают на выдохе звук « Ж», можно

       вращать перед собой указательными пальцами.

                                   Пчёлка гуди, в поле лети,

                                   С поля лети – мёдик неси.  (нар. приговорка).

  1. « Коровка» дети прикладывают указательные пальцы себе к голове ( рожки), и на выдохе продолжительно тянут « Му-у-у-у-у»

      чья корова дольше мычит, тот и выиграл.

  1. « Вертолёт» переплести пальцы рук корзиночкой, указательные пальцы соединить ( хвост вертолёта), крутить большими пальцами, пропевая на выдохе звук «Р-р-р-р».

                                     Быстро лопасти крути!

                                     Вертолёт, лети, лети!

  1. « Колючки» вдох носом, выталкиваем дыханием слог «А-а-а» как будто трогаем колючки ёжика.
  2. « Ёжик обиделся» вдох живот раздуть, выдох (на одном дыхании) «ху-ху-ху»на последний слог выдавить весь воздух без остатка.
  3. «Волчок» дети вращают перед собой кулачки и пропевают на одном дыхании звук « Ж-ж-ж-ж», по хлопку воспитателя или музыкального руководителя быстро кладут руки на колени, со словами волчок игра начинается заново.
  4. « Пароход» ( дыхание + интонация) дети пропевают на выдохе в позиции «крыска» ( рот растянут, чтобы были видны верхние зубы) звук « Ы-ы-ы-ы-ы». Пароход плывёт по речке,

                                                                   И пыхтит он словно печка.

  1. « Барабан и дудочка» Барабан мы в руки взяли

                                                       На нём звонко заиграли.

            Дети на коротком дыхании произносят звук « Д-д-д-д-д»

                                                       Вот играет дудочка,

                                                       Дудочка – погудочка.

                    Губы трубочкой, пропевается звук « У-у-у-у».

Можно чередовать барабан и дудочку.

  1. « Греем ручки» согреваем замёрзшие ручки, произнося на

            выдохе  « Ф-ф-ф».

  1. « Ветер» Дует лёгкий ветерок – ф-ф-ф-ф…..

                          И качает так листок – ф-ф-ф-ф-ф…….

           ( выдох спокойный ненапряжённый).

                          Дует сильный ветерок – ф-ф-ф-ф-ф….

                          И качает так листок – ф-ф-ф-ф-ф……

            ( активный выдох).

  1. « Осенние листочки» Осенние листочки на веточках сидят,

                                               Осенние листочки детям говорят:

            Осиновый – а-а-а-а-а-а-а-а……..

            Рябиновый – и-и-и-и-и-и-и…….

            Берёзовый – о-о-о-о-о-о-о…….

            Дубовый – у-у-у-у-у-у-у……..

             (дети хором могут пропеть каждый своё дерево)

  1. « Синьор-помидор» ( по М. Лазареву)

          Кисти на грудной клетке, на вдохе руки сопротивляются расхождению рёбер. Пауза. На выдохе плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха. Руки с силой выжимают грудную клетку. Предельное напряжение всех мышц ( лицо краснеет от напряжения). Повторить 3-4 раза. Упражнение создаёт сопротивление на выдохе.

  1. « Шарик» ( по Б. Толкачёву)

            Шарик мой воздушный.

           Какой ты непослушный!

           Зачем ты отвязался,

           Зачем помчался ввысь?

           Вернись скорее, шарик!

           Вернись!.....

Поднять руки вверх – вдох, медленно опускать вниз – длительный выдох с произнесением звука « Ш-ш-ш-ш».

  1. «Шарик сдулся» (по Б. Толкачёву)

           Надувала кошка шар,

           А котёнок ей мешал,

           Подошёл и лапкой – топ!

           А у кошки шарик – лоп!

Дети кладут руки на живот и делают через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Животик должен стать круглым, как шар. После небольшой задержки дыхания происходит продолжительный выдох с произнесением звука « Ш» Дети должны стараться, чтобы воздух выходил равномерно.

  1. « Пузыри» Эй, мышонок, посмотри,

                    Звать, к себе помахивая кистями.

                            Мы пускаем пузыри:

            Перед тем как назвать каждый цвет, сильно надуть щёки и   

            быстро выдохнуть.

                            Синий, красный, голубой,

                            Выбирай себе любой.

                                                                 ( русская нар. потешка).

  1. « Пчела» Вращать перед собой указательными пальцами, продолжительно произнося на выдохе звук «Ж». В конце сделать активный короткий вдох, и быстро выдыхая сказать «Ай!»

                              Пчёлка, гуди,

                              В поле лети,

                              С поля лети,

                              Медок неси.  Ам!                     

  1. « Дятел» ( по Б. Толкачёву)

            Дети на выдохе произносят как можно дольше д-д-д-д,  

            ударяя кулачками, друг о друга.

  1. « Ёжик» ( по Б. Толкачёву)

            После активного вдоха через нос ребята на выдохе

            произносят пых-пых, энергично работая мышцами живота.

  1. « Гармошка» Поросёнок восхищён! Как гудит аккордеон.

                                Очень мне по сердцу он.

                                Я бы хвостиком вертел,

                                Если бы играть умел.

      Руки на рёбрах, на выдохе громко пропевать – ш-ш-ш-ш

      выжимая из лёгких воздух.

34.« Колокола»  Глубоко вдохнём и на выдохе пропеваем « Бом-бом-бом», одновременно сжимая рёбра, как бы выдавливая воздух.

              Артикуляционные   и    фонопедические     

                                         упражнения:

 

Основой являются упражнения на развитие артикуляционного аппарата и фонопедический метод В.В.Емельянова. В упражнениях используются звуки, данные человеку изначально от природы и от рождения, поэтому они физиологически целесообразны.

 Уже проверенно на практике, что подобные упражнения обеспечивают развитие артикуляционного аппарата ребёнка, имеют общеоздоровительную и профилактическую функцию, они развивают  и восстанавливают голос и дыхание, формируют навык воспроизведения звуков разного диапазона, способствуют координации слуха и голоса.

 

  1. « Трубочка» губы сжаты и вытянуты в трубочку.
  2. « Поцелуйчики» губы сжаты и вытянуты в трубочку, чмокаем губами, как будто посылаем поцелуйчики.
  3. « Обезьянка» язык поочерёдно подсовывается под нижнюю и верхнюю губы, затем обводится круг языком под губами.
  4. « Лошадка» цоканье язычком, звук округлённый.
  5. « Лошадка» язык плашмя прилепить к нёбу и с силой (оторвать) , получается шлёпающий звук. Лошадка идёт по грязной луже.
  6. Чередовать цоканье и шлёпанье языком на счёт. Или одна группа цокают, а другая шлёпает пока воспитатель или музыкальный руководитель читает стих.

                                                     Едет, едет наш Петрушка,

                                                     Похваляется конём,

                                                     Не беда, что конь игрушка,

                                                     Можно ездить и на нём.

  1. « Чупа - чупс» язычком прокалываем щёку изнутри, идёт растяжка щёк и подвижность языка.
  2. « Обезьянкин язычок» показать друг другу язычок, затем погладить губы( расслабление), молодец обезьянка.
  3. « Печатная машинка» покусывая язычок от кончика к корню, высунуть его как можно дальше и также убрать. Затем покусать края языка с закрытым ртом.
  4. « Лев» очень широко открыть рот и высунуть язык как можно дальше. Можно широко раскрыть глаза ( одновременно и гимнастика глаз).Можно считать до 10, пока высунут язык.
  5. « Улыбнулись – обиделись» друг другу улыбнуться, а затем обидеться сжав губы, лучше + мимику.
  6. « Змейка» имитация язычка змеи ( быстро показать и убрать язык).
  7. « Прибежала крыска» рот очень широко открыт, приподнять верхнюю губу так, чтобы были видны передние зубы.
  8. « Китайский болванчик» нижняя челюсть свободно падает вниз, язык лежит на нижних зубах и губе.
  9. « Покатай во рту конфетку» рот закрыт, кончик языка упирается в щёку, делая движение языком вверх – вниз.
  10. « Ёжик» Беззвучно произносим «п-п-п-п» для укрепления губ.
  11. « Вкусное варенье»  для укрепления мышц языка, развития его подвижности. Рот открыт, губы в улыбке. Широким передним краем языка облизываем губы.
  12. « Мороз» ( по В. Емельянову)

                 Вышел на просторы погулять мороз.

          Топ-топ!Чап-чап! – 2 хлопка в ладоши, 2 хлопка по коленям.

                 Белые узоры в косах у берёз.

         У! – У! короткие звуки в высоком регистре на разной высоте.

                 Снежные тропинки, голые кусты.

           Ш……поирая ладони друг о друга.

                 Падают снежинки тихо с высоты.

            П! П! постепенно опуская руки вниз.

 

  1. « Машина» ( по В.Емельянову)

        Слова произносятся как можно более низким голосом, при проговаривании слова Бр-р-р-р ощущать вибрацию губ.

         Бр-р-р   -ворчит мотор

         Бр-р-р    где мой шофёр?

           Бр-р-р    урчит машина

           Бр-р-р    проверь-ка шины!

  1. « Барбос» Дети пропевают звук «Р» на муз.звуке  ДО

                     На дворе рычит барбос         р-р-р-р

                     Он гоняет рыжих ос              р-р-р-р

                    Отчего рычит барбос?             Р-р-р-р

                    Осы жалят его в нос                р-р-р-р.

                                               ( сл. Макшанцевой.)

      Вокально  – хоровые, « шумовые»  упражнения :

 

  1. Исходное положение – китайский болванчик.

Страшная сказка ( или медведь) – рычим ( пугаем) на гласные звуки, добавляя каждый раз по одному:

 А-АО-АОУ-АОУЭ-АОУЭЫ

  1. Добавляем согласные У-ШУ-ЖУ, У-МУ-МУ, У-СУ-ЗУ, У-РУ

          У-НУ-НУ, следить, чтобы дети не поднимали нижнюю    

             челюсть, должно быть рычание, не пение)

3.« Чайка»  имитация крика чайки. Исходное положение – крыса,  

    звук должен пролетать как по куполу Цирка, следить, чтобы   

     он был плоским, это должен быть вой, а не крик или писк.

  1. Постепенно глиссандо с верхнего (чайка) в нижний ( медведь)

          Регистр и наоборот.

  1. Такое же глиссандо с добавлением согласных звуков ( ш-ж, м,   

           р, с-з, н)    У –ШУ—ЖА, (вверх), У-ШУ-ЖА (вниз)

  1. « Скрип»  имитация скрипа  дверей, (рот приоткрыт, звук

             издаётся связками).

  1. « Динозаврик» голосом рисуем динозаврика. Маленькая

         круглая голова (звук средний между А – О в верхнем регистре

         длинная шея – глиссандо вниз

         большое туловище – медведь

         и длинный хвост – скрип

  1. « Трактор» - губы абсолютно расслаблены, имитация звука работающего мотора.
  2. « По кочкам» - трактор губами, только движения вверх – вниз как по кочкам.
  3. « Самолёты» Тр-р… - в среднем регистре. ( мотор заработал)

                         Р-р-р…..- в низком регистре. (полетел)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Воспитательная и развивающая роль русских народных попевок и потешек в жизни детей младшего дошкольного возраста».

Русский фольклор для детей младшего дошкольного возраста представлен малыми жанрами : попевками, потешками, пестушками и.т.д. В них - веками собранная сила, мудрость и любовь к детям. Силу педагогичес...

Роль попевок в певческой деятельности

Консультация как для воспитателей, так для родителей...

Мастер-класс для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов "Технология разучивание песен, попевок, потешек"

Данная технология разработана и применяется мной во время музыкальных занятий, для интересного разучиания песенного и литературного материала. Используется также вместо пальчиковой гимнастики....

ЦИКЛ ПОПЕВОК С ОПРЕДЕЛЁННЫМ ФОНЕМАТИЧЕСКИМ СОСТАВОМ.

ДАННАЯ МЕТОДИЧЕКАЯ ПОДБОРКА МАТЕРИАЛА "Цикл попевок с определённым фонематическим составом" позволяет в рамках вокальной работы над дыханием, фразировкой, дикцией и артикуляцией, способствов...

Картотека попевок для детей дошкольного возраста

Представленный материал полезен для воспитателей ДОУ, т. к. способствует развитию звукопроизносительных навыков речи, слухового внимания....