Конспект сюжетно-ролевой игры с элементами экспериментальной деятельности в средней группе «Путешествие на Северный и Южный полюс»
план-конспект занятия (средняя группа)

Миндалуц Алена Витальевна

 

Конспект сюжетно-ролевой игры с элементами экспериментирования в средней группе «Путешествие на Северный и Южный полюс»

 

Цель: познакомить детей с животными холодных стран и вызвать у них интерес к жизни этих животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sri_puteshestvie_na_severnyy_i_yuzhnyy_polyus_.docx31.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект сюжетно-ролевой игры с элементами экспериментальной деятельности в средней группе «Путешествие на Северный и Южный полюс»


Цели: Познакомить детей с животными холодных стран (Северного и Южного полюсов). Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных холодных стран.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей представление о животных Арктики и Антарктики;
- расширение словарного запаса.
- дать детям понять, что пингвин и белый медведь живут на разных полюсах.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к жизни животных холодных стран;
- развивать умственные операции сравнения и обобщения;
- развивать любознательность, наблюдательность, фантазию;
- приобретать детьми опыт исследовательской деятельности;
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе, к друзьям нашим меньшим, животным холодных стран;
- воспитывать любознательность.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Животные холодных стран». Беседы о животных холодных стран. Просмотр мультфильма «Умка», Чтение сказок и рассказов по теме. Отгадывание загадок. Работа с глобусом. Чтение А. Барто «Кораблик».
Материал и оборудование: глобус; макет Крайнего севера с животными, проектор для просмотра слайд – презентации (?), муз. сопровождение, проектор «звездное небо», тематические иллюстрации (животные Арктики и Антарктики), мягкие игрушки животных северных полюсов;

Атрибуты для игры на ледоколе:

  • Крупный конструктор (для постройки ледокола),
  • флажки для имитации корабля,
  •  рация,
  • наушники,
  • сигнальная дудочка,
  • бескозырки, тельняшки,
  • костюм и оборудование для врача,
  • спец. одежда для кока,
  • поднос для еды,
  • продукты-муляжи, чашки,
  • спасательные круги,
  • бинокль,
  • штурвал,
  • якорь,
  • капитанская фуражка, трап, фонарь.

Для опытов: белая ткань, игрушки белого и бурого медведя, пластилин по кол-ву детей, зубочистки, карандаши с крышкой, салфетка, фломастеры разных цветов, стакан с водой, масло растительное, перчатки для каждого ребенка, тазик с водой;

Методы и приёмы: загадка, беседы, уточняющие вопросы.

Игровые роли и игровые действия:

  • Капитан: назначает и раздаёт роли по игре. Отдаёт команды членом команды. Узнаёт прогноз погоды. Объявляет штормовое предупреждение, смотрит в бинокль. Благодарит всех за путешествия.
  • Штурман: стоит за штурвалом и следит за маршрутом. Выполняет все команды капитана, помогает в погружении аквалангиста, в подъёме бутылки.
  • Врач: Проводит осмотр всей команды и ставит допуск к путешествию, следит за здоровьем команды на корабле, оказывает помощь аквалангисту после погружения.
  • Кок: запасает продукты для путешествия, готовит еду для всей команды, разносит чай, сок. Рассказывает о том, что можно приготовить из морской капусты, помогает в подъёме бутылки.
  • Радист: делает запрос о прогнозе погоды, выполняет команды капитана.
  • Матрос 1: даёт гудок об отправлении корабля, выполняет команды капитана, включает и выключает сигнальные огни, выполняет команды капитана.
  • Матрос 2:  поднимает и опускает якорь, выполняет команды капитана.

Основной сюжет «Путешествие на Северный полюс»

План игры:

1. Организационный момент: загадка про ледокол.

2. Распределение ролей по назначению.

3. Разыгрываются сюжеты:

- «У врача».
- «Погрузка на ледокол».
- «Путешествие на ледоколе «Дружба».

- «Приготовление чая».
- «На Северном полюсе», «На Южном полюсе».
- «Возвращение в детский сад».

Ход игры

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Я очень рада видеть вас. Сегодня нас ждет много интересного. Мы с вами совершим увлекательное путешествие по холодным материкам, познакомимся с их жителями и много чего еще интересного нас ожидает в этом путешествии!
Воспитатель: Вы уже знаете, ребята, что на нашем земном шаре есть два самых холодных места – это Арктика на севере и Антарктида на Южном полюсе. Вот туда я предлагаю нам сегодня отправиться. (Рассматриваем глобус). Никто не боится, все готовы?
Дети: Да

Тогда давайте все вместе соберёмся и решим на чем мы отправимся в путешествие!

Сам по морю он идет,

Колет носом толстый лед.

За собой сквозь льды провел

Кораблей сто…ледокол.

Правильно, ребята, в путешествие на Северный полюс мы отправимся на ледоколе. Для того чтобы отправиться в путешествие, нам нужна команда, и название нашего ледокола. Мы станем дружной, морской экспедицией!

Ледокол  не может выйти в море без названия, как мы его назовём? 

(ответ детей)

Мы должны с вами договориться, кто кем будет.

-С вашего разрешения, я буду помощником капитана, и буду помогать капитану управлять нашим морским судном. Давайте выберем капитана.

 А теперь мы с капитаном будем отбирать команду.

Штурман - вот тебе тельняшка, бескозырка.

Матросы - вот вам тельняшка, бескозырка, якорь, спасательный круг.

Врач - получите медикаменты, халат, медицинский чемоданчик.

Кок - получите колпак, фартук, продукты.

Радист - получите тельняшку, наушники, рация

Покружились, покружились в морскую команду превратились!

Капитан:  Команда стройся! Слушай мою команду. Для путешествия на ледоколе команде необходимо пройти медицинскую комиссию, и получить разрешение врача для путешествия. Врачу приступить к осмотру команды (ставит градусники, измеряет температуру, слушает, смотрит рот) и докладывает капитану: Товарищ капитан команда к путешествию на Север готова!

Капитан: уточняет, вся ли команда получила допуск к путешествию.

Врач: все здоровы!

Капитан: команде погрузиться на ледокол и занять свои места по расписанию.

Капитан: радисту запросить погодные условия.

Капитан: Матросу поднять трап, закрыть борт.

Капитан: Штурман, встать на вахту к штурвалу.

Капитан: Матросу, поднять якорь!

Капитан: Второму матросу, подать сигнал об отходе корабля 3 гудка.

- поднять якорь!

- полный вперед!

С последним гудком корабля звучит муз. сопровождение шум моря, звуки волн и крик чаек. (или видеозаставка).

Воспитатель: вот мы с вами и оказались в открытом море, еще совсем чуть-чуть и мы окажемся в бескрайнем и спокойном Северном Ледовитом океане. Теперь нам нужно приготовится и одеться потеплее (дети имитируют одевание).
Надеваем мы зимой
Шапку, шубку,
шарф с тобой.
Валенки мы обуваем

В них штанишки заправляем
Рукавички мы наденем,
Ни за что ни заболеем.

Капитан: Коку приготовится напоить команду горячим чаем!

Кок: Есть, товарищ капитан!


Воспитатель: Вот мы с вами и попали на Северный полюс. Здесь очень холодно, много снега. Лето здесь очень короткое и холодное. Посмотрим, кого мы здесь встретим.

Капитан: дает долгий гудок! Стоп машина! Опустить якорь! Установить трап! Экипажу спуститься на лед знакомиться с красотами и обитателями Снежного Полюса!


Воспитатель: Вот мы с вами и попали на Северный полюс. Здесь очень холодно, много снега. Лето здесь очень короткое и холодное. Посмотрим, кого мы здесь встретим. (Все подходят к столу)

И первый с кем мы познакомимся:


Белый медведь.
Его тело покрыто белой шерстью. Посмотрите на его лапы, они толстые и широкие. У медведя толстый слой подкожного жира, поэтому он никогда не мерзнет. Лапы у него очень широкие, поэтому он не проваливается в снег и может плавать. У белого медведя даже на подошве лап есть мех, что позволяет ему не мерзнуть и не скользить по льду. Белый медведь – хищник. Он любит кушать рыб, птиц, тюленей. Ребята, как думаете, почему белый медведь - белый?

Давайте проведем опыт.
Опыт 1. Понадобятся белый лист, силуэты белого и бурого медведя. На лист накладываем оба силуэта и смотрим, какого медведя видно, а какого нет.
Дети: Потому что белого медведя на снегу не видно.
Воспитатель: Молодцы. Это и помогает ему охотиться.

Морж.
Это большое животное. У него есть туловище, голова, толстая шея. У моржа есть ласты, которые помогают ему плавать. А еще у моржа есть длинные клыки (бивни). Как думаете, зачем они ему?
Дети: ….
Воспитатель: Эти клыки помогают моржу отбиваться от врага (белый медведь), выбираться из воды на льдину (на сушу). А еще по ним можно определить возраст моржа, чем длиннее клыки, тем старше морж. Моржи питаются рыбками, рачками, червяками.

Северный Олень.
А вот и еще один житель Севера – северный олень. Давайте посмотрим на него внимательно. У него тело тоже покрыто теплой густой шерстью. На голове у него рога. Каждый год олени меняют свои рога. У оленя крепкие ноги, а на ногах широкие копыта. Питается олень мхом, травой, грибами. Как думаете, зачем ему нужны широкие копыта, ведь он не плавает как медведь? Давайте попробуем разобраться, проведя опыт.


Опыт 2.
Для него понадобятся пластилин, карандаш и зубочистка. Делаем лепешку из теста. Протыкаем пластилин зубочисткой и нажимаем на пластилин не поточенной стороной карандаша. Рассматриваем следы , оставленные от карандаша и зубочистки. Делаем вывод, что чем шире копыто животного, тем меньше он проваливается в снег.


Воспитатель: А сейчас давайте дадим нашим глазкам немного отдохнуть. (делаем зарядку для глаз)

«Снежинки»
Мы снежинку увидали, -
со снежинкою играли. (Дети берут снежинку в руку. Вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд).
Снежинки вправо полетели, (Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.)
Дети вправо посмотрели.
Вот снежинки полетели,
Глазки влево посмотрели (Отвести снежинку влево, проследить движение взглядом.)
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал… (Поднимать снежинки вверх и опускать вниз. Дети, смотрят вверх и вниз.)
Все! На землю улеглись. (присесть, опустив снежинку на пол.)
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают. (Закрыть ладошками глаза.)

Воспитатель: А еще ребята на Северном полюсе можно увидеть необычное красивое явление – Северное сияние. Бывает оно только в ясную морозную ночь, когда на небе нет ни одного облачка. Давайте посмотрим как это красиво

(смотрим видео).
Воспитатель: А хотите сами сделать такую красоту.

Опыт 3.
Для этого нам нужно взять салфетку, на ней нарисовать несколько разноцветных полосочек, рядышком друг с другом, и один конец салфетки опустить в воду. Ждем пока намокнет салфетка и появиться красота.

Посмотрите, какое красивое северное сияние у вас получилось (включить проектор)


Воспитатель: Но кого же мы с вами здесь так и не встретили?
Дети: Пингвина
Воспитатель: Да. А не встретили мы его, потому что пингвин живет на Южном полюсе, а мы с вами на Северном. Ребята, помните, мы с вами читали сказку «Цветик – семицветик»? У нас с вами тоже есть волшебный цветок, как у девочки Жени в этой сказке. И сегодня он нам поможет отправиться с Северного полюса на Южный полюс, чтобы познакомиться с пингвином. Вставайте, закрывайте глазки, давайте вместе произнесем волшебные слова:

«Лети, лети лепесток!

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели!

Вели, чтобы наша команда оказалась на Южном полюсе!

Покружились, покружились, в Антарктиде на Южном полюсе очутились!

Воспитатель: Это Южный полюс – Антарктида, здесь всегда зима, снег и очень холодно. Давайте посмотрим кто же здесь живет. Здесь живут тюлени, синий кит. И вот он долгожданный – пингвин.

Пингвин.
Давайте его рассмотрим. У него есть голова, туловище, глаза, крылья, маленький хвостик и короткие ножки. У пингвина густое и плотное оперение. Пингвин - важная птица, ходит в «черном фраке и белой рубашке». Питается пингвин рыбой, раками. Хоть пингвин и птица, но летать он не умеет. Зато он очень быстро плавает.
Воспитатель: Ребята, а кто знает почему пингвин, выходя из воды, не покрывается льдом, ведь он же мокрый, а вода на морозе замерзает?
Дети:
Воспитатель: Давайте попробуем разобраться.

Опыт 4.
Нам понадобятся масло растительное, тазик с водой. Сначала мы намочим руку без масла и попробуем стряхнуть воду. Вода на руке осталась. Далее намажем руку маслом и тоже намочим в воде. Попробуем стряхнуть воду, получилось. Приходим к выводу, что оперение пингвина покрыто слоем жира, поэтому он и не покрывается льдом.
Воспитатель: Ну что, ребята, наше путешествие закончилось и нам пора возвращаться в детский сад. Как бы вы хотели вернуться на ледоколе или с помощью волшебного цветка?

Если дети выбирают ледокол, то команде занять места на корабле!

Капитан: Поднять якорь! Убрать трап! Полный вперёд! Держать курс домой в д/сад!

Капитан Радисту: доложить прогноз погоды!

Радист: Погода хорошая!

Звучит аудиозапись песня «Кораблик»

Штурман: Вижу на горизонте наш порт!

Капитан: Стоп машина! Бросить якорь! Опустить трап! Команде сойти на берег! Стройся!

Наше путешествие закончено! Спасибо за хорошее плаванье.

Если выбирают «Цветик-семицветик», возвращаемся с помощью волшебного цветка.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего запомнилось? Спасибо вам большое, вы сегодня все были молодцы. Наше занятие закончилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия НОД по познавательно-экспериментальной деятельности в средней группе «Лаборатория Волшебной воды» Воспитатель: Балаганская И.А.

Цель: обобщить и расширить знания детей о свойствах воды. Задачи. 1. Образовательные:Учить на практике выявлять физические качества воды и льда. Формировать познавательные интерес...

Конспект открытого интегрированного занятия по опытно - экспериментальной деятельности в средней группе на тему: " Волшебница - вода".

Конспект открытого интегрированного занятия по опытно - экспериментальной деятельностив средней группена тему: " Волшебница - вода"....

Конспект игра - квест по театрализованной деятельности в средней группе «Путешествие в мир театра»

Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности...

Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в средней группе "Путешествие в сказку"

Цель: Развитие связной речи у детей через театральную деятельность; Задачи:Развивать познавательный интерес, желание участвовать в театрализованных постановках.Продолжать развивать зрительное и с...

Конспект занятия с использованием элементов ТРИЗ-технологий и экспериментальной деятельности детей средней группы «Путешествие в Страну Здоровья»

Формировать у детей представление о здоровом образе жизни; закрепить основные составляющие здоровья....