организация совместной деятельности детей и взрослых
статья

Корсакова Елена Николаевна

Современный образовательный процесс в  ДОУ должен быть основан  на организации совместной деятельности детей и взрослых.  Одна из традиций нашего дошкольного учреждения - утренний сбор, он давно стал любимым Главная цель утреннего сбора: установление комфортного социально - психологического климата в детском коллективе, то есть создание  положительного эмоционального настроя  на весь день.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современный образовательный процесс в  ДОУ должен быть основан  на организации совместной деятельности детей и взрослых.  Одна из традиций нашего дошкольного учреждения - утренний сбор, он давно стал любимым Главная цель утреннего сбора: установление комфортного социально - психологического климата в детском коллективе, то есть создание  положительного эмоционального настроя  на весь день.

                               

Утренний сбор в совместной деятельности занимает особое место, это не просто  режимный момент сразу после завтрака, когда дети и взрослые собираются вместе. Групповой сбор является  формой организации образовательного процесса  и всей последующей за ним деятельности.                                                                 Главная цель утреннего сбора: установление комфортного социально - психологического климата в детском коллективе, то есть создание  положительного эмоционального настроя  на весь день.                                    А, также групповой сбор позволяет  решить некоторые задачи:

- создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых;

- развить навыки культурного общения (приветствия, комплименты и т. п., планирования собственной деятельности, умения объяснять словами свое эмоциональное состояние;

– развить у дошкольников умения формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения , а также развивать у детей умение внимательно слушать, высказывать конструктивные отношения к высказываниям других.

 В нашей группе ежедневный   утренний сбор  давно стал доброй традицией.  По утрам  дети  ждут  «Круг друзей», мы используем его как  форму организации жизни группы,   он позволяет сделать работу разнообразной, мотивирует  детей к  активной, самостоятельной деятельности и способствует обмену  информацией, интересной для детей.

  Обычно структура группового сбора выглядит так:

  1. Приветствие (вариант: пожелания,  комплименты, подарки) - 1–3 мин;
  2.   Игры вариант:  коммуникативные, пальчиковые, речевые  и т.д.- 2–5 мин;
  3. Работа с календарем, обмен новостями - 2–10 мин;                                                            
  4.  Планирование дня (выбор темы проекта, планирование содержания, форм и видов деятельности на весь проект).

 В своей работе, при планировании  утреннего сбора,  я стараюсь включать коммуникативные игры так, как коммуникативные игры особенно любимы детьми. Такие игры стимулируют застенчивых детей  к участию в общей игре, и позволяют всем   проявить  свои коммуникативные возможности.  Коммуникативные игры  имеют  большую педагогическую ценность ,они  направлены на формирование и развитие у детей дошкольного возраста навыков общения.

  Помогают в игровой форме развивать умение слушать, развивать организованность, действовать совместно и учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

 Формировать умение представлять себя коллективу сверстников, воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу. 

Предлагаю вашему вниманию несколько коммуникативных  игр, которые полюбились нашим детям и которые  чаще других мы используем в своей работе. 

  -Мы примчались к карусели. Дети встают лицом в круг

 - Все успели? Наклоняют голову влево, разводят руками.

 -Все успели. Кивают головой.

 -Все ли сели?  Наклоняют голову вправо, разводят руками.

 -Все мы сели. Кивают головой. -Полетели? Пожимают плечами.

 -Полетели. Кивают головой. И за тридевять земель. Бегут по кругу, взявшись за руки. Понесла нас карусель.

-Но земля зовет обратно, Медленно идут по кругу, держась за руки. 

-Хоть и мило в синеве. После космоса приятно Садятся на ковер.

- Оказаться на траве

 Это один из способов организации  круга на ковре для свободного общения и развития речи воспитанников, возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты.

Вашему вниманию, предлагаю игры на развитие коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека. 

  « Давайте поздороваемся»
Цель: упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.
 Ход: Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться им. Для каждого последующего занятия придумывается новый, ранее не использованный способ приветствия!

 «Назови соседа ласково» 

Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.
Ход: Дети сидят  в кругу, передают друг другу мяч, игрушку, цветок, “волшебную палочку”, ласково назвав его по имени. Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

«Комплименты»

 Цель: Упражнение помогает ребенку увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что он принимаем другими детьми.

 Ход: Дети садятся в круг. Каждый участник говорит соседу справа (или слева) фразу, которая начинается со слов: «Мне нравится в тебе…».

«Узнай по голосу»

 Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.

 Ход: Дети становятся в круг, в середину которого входит водящий. Ему завязывают глаза. Играющие идут по кругу вслед за психологом, повторяя его движения (гимнастические или танцевальные), затем останавливаются и говорят:

Мы немножко поиграли,

А теперь в кружок мы встали.

Ты загадку отгадай,

Кто позвал тебя – узнай!

Воспитатель,  молча указывает на одного из играющих, который восклицает: «Узнай, кто я!» Водящий должен назвать его имя. Если он угадал, узнанный становится водящим, если ошибся, игра повторяется. Когда ребята начнут различать голоса товарищей, можно разрешить им изменять свой голос, чтобы усложнить игру.

Эхо
Цель: учить детей быть открытыми для работы с другими, подчиняться общему ритму движений.
 Ход: Дети отвечают на звуки ведущего дружным эхо. Например, на хлопок воспитателя участники группы отвечают дружными хлопками. Ведущий может подавать другие сигналы: серию хлопков в определённом ритме, постукивание по столу, стене, коленям, притопывание и т.д.

«Ласковый мелок»

Цель: Игра способствует снятию мышечных зажимов. Развитию тактильных ощущений.

Содержание: Взрослый говорит ребенку следующее: «Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? «А хочешь, я нарисую тебе солнце «ласковым» мелком? И взрослый рисует едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас белка или лиса нарисует солнце своим «ласковым» хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну. Или еще что-нибудь?». После окончания игры взрослый нежными движениями руки стирает все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.

«Опиши друга»
Цель: развитие внимательности и умения описывать то, что видел, продолжение знакомства.
 Ход: Упражнение выполняется в парах (одновременно всеми участниками). Дети, стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера.
Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том,
насколько ребенок был точен.

«Передай мяч»
Цель. Снять излишнюю двигательную активность.
 Ход : В кругу, сидя на ковре, играющие стараются как можно быстрее передать соседу мяч, не уронив его. Усложнить упражнение можно, предложив детям играть с закрытыми глазами или одновременно с несколькими мячами. 

  «Зеркало»
Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных навыков.

Ход: выбирается ведущий. Он становится в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их. Если ребенок ошибается, он выбывает. Победивший ребенок становится ведущим.
«Садовники и цветы»

Цель: Развитие дружеских взаимоотношений.

Содержание: Группа делится на две подгруппы, и воспитатель объясняет содержание игры: «Если цветы, которые стоят в вашей группе, долго не поливать водой — они завянут. Но сегодня мы с вами отправимся в необыкновенный сад, там растут цветы, которым не надо воды. Они увядают, если долго не слышат о себе добрых и ласковых слов. Пусть одна группа будет цветами, которые увяли, потому что их давно не поливали добрыми словами, а другая — садовниками, которых вызвали на помощь погибающим цветам. Садовники должны ходить по саду и обращаться к каждому цветку с ласковыми словами, и тогда цветы будут постепенно оживать и распускаться. Потом мы поменяемся ролями».

   
« Мир без тебя»

Это упражнение позволяет каждому ребенку осознать собственную значимость в мире, среди людей.

Ход:  Дети образуют круг, в центре которого помещается один ребенок – ему и будут предназначаться слова-комплименты. Все дети продолжают фразу, начатую психологом: «Мир был бы без тебя неинтересен, потому что ты...»

Вежливые слова

« Вежливые слова»

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Ход: Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойно).

«Маленькое привидение»

Цель: игра, направленная на формирование навыка выражать негативные эмоции приемлемым способом.

Ход: Взрослый говорит: «Ребята сейчас мы будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить, и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете руками делать вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносит страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить звук «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить. Затем взрослый хлопает в ладоши


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музейная педагогика как форма организации совместной деятельности детей и взрослых» презентация для доклада на Фестивале педагогических идей

Презентация опыта работы педагогов дошкольного учреждения по созданию и функционированию мини-музеев в детском саду на фестивале педагогических идей...

Методическая разработка. Организация совместной деятельности детей и взрослых "Бабушки в гостях у внуков и внучек. Игры нашего детства"

Конспект "Организация совместной деятельности бабушек, детей и педагогов на тему  «Бабушки в гостях у внуков и внучек»...

Организация совместной деятельности детей и взрослых в подготовительной группе Форма проведения: Квест - игра

Организация совместной  деятельности детей и взрослых в подготовительной группеФорма проведения: Квест - играТема: «Дары осени»....

Организация совместной деятельности детей и взрослых

В современном мире перед педагогом сточт задачи, требующие широких психолого-педагогических знаний о дошкольнике и особенностях его развития....