Конспект занятия "Дорогою Добра"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Сальмаер Регина Эрвиновна

конспект по социально-коммуникативному развитию для детей 6-7  лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ped_master_2024_god_1.docx51.92 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное   дошкольное   образовательное   учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 41 «Золотая рыбка»

г. Рубцовск   Алтайского края

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида   № 41 «Золотая рыбка»

__________________________________________________________________________

658210, г. Рубцовск, ул. Красная, 89

тел.: 4-21-84; e-mail: ds41rub@yandex.ru

Городской профессиональный конкурс «Педагогическое мастерство - 2024»

Номинация «Открытое мероприятие с воспитанниками»

Конспект занятия по теме: «Дорогою добра»

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие

(6-7 лет ОНР)

Подготовила:

Сальмаер Регина Эрвиновна,

воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ «Д/с №41 «Золотая рыбка»

г. Рубцовск,

2024 г.

Педагог (ФИО):Сальмаер Регина Эрвиновна

Образовательная область:социально-коммуникативное развитиеВозрастная группа: подготовительная

Тема занятия: «Дорогою добра»

Форма занятия: подгрупповая

Продолжительность занятия: 25 минут

Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.

Цель: создание эффективных условий для социально-коммуникативного развитиядетейпосредством совместнойпознавательной и продуктивной деятельности.

Задачи:

Обучающие задачи:

  • формировать представления детей о профессии «строитель» и трудовых процессах производственного труда;
  • формировать осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям (строительная площадка);
  • формировать умение создавать строительное сооружение (дорогу) из предложенных материалов (гальки, гравия, фасоли, гороха, пластилина);
  • уточнить представление детей о строительной технике и ее назначении;
  • формировать лексико-грамматические категории, связную речь, обогащать словарный запас.

Развивающие задачи:

  • продолжать развивать умение детей устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни;
  • закреплять позитивный опыт в самостоятельной и совместной со взрослым и сверстниками деятельности;
  • продолжать развивать творчество, образное представление, эстетическое восприятие и навыки работы с различными материалами.

Воспитательные задачи:

  • содействовать трудовому воспитанию;
  • воспитывать культуру поведения; самоуважение и уверенность в себе;
  • воспитывать самостоятельность в выборе средств выразительности, настойчивость в достижении положительного результата работы.

Методы и приёмы:

  1. Словесные: рассказ, беседа, вопросы, указания, пояснения, объяснение, педагогическая оценка.
  2. Игровые: создание игровой (проблемной) ситуации, выполнение игровых действий.
  3. Практические: упражнение, исследование, изготовление.
  4. Наглядные: демонстрация, показ.

Словарная работа: строитель, крановщик,каменщик, разнорабочий, архитектор, каменная.

Материал и оборудование:пустые коробки «Загадай-ка» (формат А-4) по количеству детей, 6 камней гравия разного цвета;предметныекартинки «Каски разного цвета», магнитная доска, 5 магнитов;оградительная сигнальная лента, два конуса; каски желтого цвета (по количеству детей), белая (для педагога); машины-игрушки специального назначения: самосвал, цементовоз, строительный каток, строительный кран, автокран, экскаватор; дорожный знак «Парковка»; макет «Детский сад – школа Добра»; бросовый материал в контейнерах по количеству детей: (гравий, фасоль, горох), пластилин; заготовки частей «дороги»; доски для творчества, салфетки; коробка «Удивляй-ка» с закрепленным зеркалом на дне (формат А4); беспроводная колонка.

Предварительная работа:

•        беседы о труде строителя;

•        просмотр презентаций на тему «Стройка», «Строительная техника», «Строительные профессии»;

•        загадывание и отгадывание загадок;

•        дидактические игры «Кому что нужно?», «Строители»;

•        чтение художественной литературы: С. Михалков «Три поросенка», А. Афанасьев А. «Заюшкина избушка»;

•        рассматривание иллюстраций и фотографий на тему «Строители», город Рубцовск и его достопримечательности;

•        сюжетно-ролевая игра «Мы – строители»;

  • изготовление макета «Детский сад - школа Добра», заготовок частей дороги Добра.

  1. Вводная часть. Организационный момент, начало занятия включающие:

Цель: создание условий, способствующих установлению контакта между всеми участниками ОД, положительной мотивации к предстоящей деятельности.

Задачи:

  • привлечь к предстоящей совместной деятельности;
  • способствовать активизации детей;
  • закреплять позитивный опыт в самостоятельной и совместной со взрослым и сверстниками деятельности;
  • содействовать трудовому воспитанию.

Методы и приемы, цель

Деятельность педагога, обратная связь

на высказывание детей

Деятельность детей

Словесные:

беседа, вопросы, пояснения.

Цель: создать эмоциональный контакт, получить эмоциональный отклик.

Наглядный: демонстрация.Цель: мотивироватьдетей к активным действиям.

Педагог с гостями входит в группу, в случае необходимости напоминает детям о важности приветствия гостей.

Педагогразместил в приемной коробки из-под офисной бумаги формата А4(по количеству детей),внутри лежат небольшие камни (гравий).

-Дети, у меня к вам просьба, помогите пожалуйста перенести коробкиизприемной в группу, их много, без вашей помощи мне не справиться!

-Спасибо вам за помощь, вы отзывчивые и добрые дети, я всегда могу положиться на вас!

-Где мыуже использовали такие коробки?

-Как вы думаете, эти коробки пустые?

-Как об этом узнать, не заглядывая в них?  

-Коробки «Загадай-ки» помогут нам узнать, чем мы сегодня интересным займемся.

- Присаживайтесь к столам.

Педагог и дети проходят к столу для исследованиясодержимого коробок.

Дети заняты свободной деятельностью. Приветствуют вошедших, предлагаютим присесть.

Дети включаются в занятие добровольно, из интереса к предложениям взрослого, стремления быть вместе со всеми. Помогают педагогу перенести коробки.

Детиучаствуют в беседе.Рассматривая коробки, делятсяимеющимся опытом и знаниями об использовании коробок в творческой деятельности.

2. Основная часть занятия.

Цель: создание эффективных условий для социально-коммуникативного развитиядетейпосредством совместнойпознавательной и продуктивной деятельности.

Задачи:

  • формировать представления детей о профессии «строитель» и трудовых процессах производственного труда;
  • формировать осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям (строительная площадка);
  • формировать умение создавать строительное сооружение (дорогу) из предложенных материалов (гравия, фасоли, гороха, пластилина);
  • уточнить представление детей о строительной технике и ее назначении;
  • формировать лексико-грамматические категории, связную речь, обогащать словарный запас;
  • продолжать развивать умение детей устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни;
  • продолжать развивать творчество, образное представление, эстетическое восприятие и навыки работы с различными материалами;
  • воспитывать самостоятельность в выборе средств выразительности, настойчивость в достижении положительного результата работы.

Методы и приемы, цель

Деятельность педагога, обратная связь

на высказывание детей

Деятельность детей

Практический: исследование (содержимого коробок).

Цель: выявить скрытые, не представленные свойства объектов(камней), находящихся в коробках.

Словесный прием: вопросы, дискуссия.

Цель: побуждать к мыслительной деятельности, констатировать выявленные факты.

Словесный: педагогическая оценка. Цель: стимулироватьвоспитанников положительнойоценкой к дальнейшим действиям.

Игровой:создание проблемной ситуации.

Цель: повысить интерес к предстоящей деятельности.

Наглядный: рассматривание макета.

Цель: создать ситуацию успеха по результатам ранее выполненной работы.

Наглядный: демонстрация предметных картинок.

Цель: обеспечить наглядное сопровождение беседы.

Игровой:

поддержание игровой ситуации.

Цель: сохранить интерес детей к совместной деятельности.

Наглядный: демонстрация специальной техники (машины-игрушки).

Цель: закрепить полученные ранее знания.

Словесный: педагогическая оценка. Цель: стимулировать воспитанников положительной оценкой к дальнейшейсамостоятельной продуктивной деятельности.

Игровой:

поддержание игровой ситуации.

Цель: создать интерес детей к самостоятельной продуктивной деятельности.

Практический. Цель: предоставить право

выбора материалов для творческой деятельности.

Словесный: педагогическая оценка. Цель: стимулировать воспитанников положительной оценкой к дальнейшейсамостоятельной продуктивной деятельности.

Практический. Цель: обеспечить самостоятельную продуктивную, творческая деятельность.

- Задам вам вопросы о предметах, которые находятся в ваших коробках.

Педагог задает уточняющие вопросы, поощряет одобрением правильные, полные ответы, обращает внимание на правильное, четкое произношение звуков.

-Этот предмет твердый или мягкий?

-Гладкий или шершавый?

-Холодный или теплый?

-Какого он цвета?

-Тебе нужен этот предмет?

-Легкий или тяжелый?

-Крупный или мелкий?

Если дети отвечают неверно, педагог поддерживает детей.

-Интересный вариант!

-Кто еще как думает!

Если дети отвечают правильно:

-Точно!

-Именно так! Как здорово, что ты догадался!

-Отлично! Вы правильно назвали все характерные свойства предметов загадок (камней)!

-Предлагаю заглянуть в коробки и убедиться, что вы правы.

-Как вы думаете, что можно построить из камней?

-Перечислите профессии людей, работающих на стройке.

Следит за речью детей, задает уточняющие вопросы, добивается четкого произношения слов.

-Молодцы, у вас отличные знания о профессиях.

Воспитатель намечает задачу для совместной деятельности вместе с детьми.

-Предлагаю вам сегодня роль строителей. Из этих коробок построим высокую башню, в будущем будете использовать их для игр и творчества, а затем вместе запланируем строительные работы на сегодня.

-Согласны?

Педагог и дети строят башню, далее проходят к столу с макетом.

-Напомните, какие строительные работы на макетеуже закончены?

-Почему дорогу от детского сада к школе вы назвали дорога Добра?

-Какую работу вы хотели бы закончить сегодня?

-Преждечем приступить к работе важно позаботиться о безопасности!

-Какие опасности могут подстерегать человека на стройке?

-Как называется головной убор,защищающий строителя?

-Как здорово, что вы это знаете!

На магнитной доске педагог расположил демонстрационные картинки касок разного цвета, на конусах закрепил сигнальную ленту.

-Приглашаю васпройти к доске и по цвету каски определить, кем человек работает на стройке.

- Перечислите, кем работают владельцы этих касок?

Педагог проводит словарную работу. Следит за четким произношением и полным ответом).

-Обратите внимание на полосатую ленту,расположенную перед доской.

-Как вы думаете, для чего нужна такая лента на стройке?

-Уверена, что вы никогда не заходите за ограждение!

Педагог поддерживает ответы детей, поощряет полные ответы, обращает внимание на речь.

-У меня есть идея всем надеть каски!

Педагог и дети свободно перемещаются по группе в уголокряжения, надевают каски.

-Люди какой профессии носят желтые каски?

-Как вы думаете, почему моя каска белая?

-Каски надели, отправляемся на строительную площадку.

-Есть ли в нашей группе строительная техника?

-Какой дорожный знак укажет нам место расположения техники?

-Для чего служат эти специальные машины?

-Не торопитесь, проговаривайте названия четко.

-Здорово, что напомнили назначение строительных машин!

(Индивидуальные обращения к детям)

Воспитатель вместе с детьми обсуждает высказанные идеи о назначении строительной техники, поощряет независимые суждения, предлагает при необходимости свою версию.

-Мы задержались в пути, пора на строительную площадку!

Педагог и дети свободно перемещаются по группе к макету «Детский сада-школа Добра», располагаются удобно.

-Какие вы молодцы, самостоятельно трудитесь на нашей стройке, построилиоснову новой дороги.

-Предлагаю дорогуДобра сделать прочную и красивую!

-Возьмите ваши заготовки отрезков дороги и присаживайтесь к столу! Я тоже возьму свою заготовку.

Педагог и дети располагаются за столами.

-Из каких материалов строят дорогу в жизни?

-У каждого из вас есть возможность самостоятельно определить материал, которым вы покроете ваш отрезок дороги.

На отдельном столе подготовлены: контейнеры с материалами (галька, горох, фасоль, семечки, мелкий гравий) по количеству детей, доски для работы с пластилином, салфетки).

-Добро пожаловать на склад строительных материалов!

Педагог и дети свободно перемещаются по группе на «склад строительных материалов».

-Каждый из вас может взять контейнер с тем материалом, который вам больше нравится.

-Если есть желание, можете объединиться парами и вместе сделать один отрезок дороги, а в другой раз второй отрезок. -Поступайте так, как считаете нужным.

-(Имя ребенка) Какой материал ты выбрал (а)?

-Какая интересная (необычная) задумка!

Воспитатель организует проверку выдвинутых идей на уровне практического действия (индивидуально, парами).

-Кто определился с материалами, занимайте места за столами. -Желаю вам творческих успехов в изготовлении Дороги добра!

Воспитатель предлагает возможные способы реализации намеченной цели. Напоминает детям об уже имеющимся опыте работы с предложенными материалами. Отталкиваясь от событий – задает детям вопросы, побуждаетих при ответе использовать свой опыт.

-Мне очень нравится твоя идея (имя ребенка).

-Если ты строишь дорогу из камней (фасоли, гороха), как она будет называться?

-Как вы считаете, торопливость помогает строителям в работе или мешает?

-Если строители построят дорогу неправильно, что может случиться?

-У вас всегда есть возможность вернуться к строительству и не торопясь завершить его!

-(Имя ребенка), ты считаешь, что твоя дорога безопасна?

-(Имя ребенка), как ты думаешь у (Имя ребенка), надежная дорога?

Педагог занимает динамичную позицию (может со своей работой пересесть, если видит, что кто-то из детей в нем нуждается). Держит под контролем продолжительность занятия.

Дети располагаются за столом.

Дети проявляют интерес к внесенным коробкам. Исследуют содержимое коробок на ощупь, не открывая их (специальные отверстия сбоку).

Дети высказывают свои предположения употребляя в речи прилагательные: шершавый, твердый, холодный, тяжелый, ровный и т.п.

Проявляют терпение, уважение к товарищам, выслушивают ответы, контролируют речь.

Делают вывод, что в коробке находятся камни.

Дети фантазируют, высказывают предположения.

Перечисляют строительные специальности.

Дети принимают на себя роль строителей, строят башню из коробок, уважительно относятся друг к другу, помогают в случае затруднения.

 Вспоминают о работе над макетом «Детский сад-школа Добра».

Дают оценку понятиям: добро, доброта, добрый.

Дети проявляют интерес к новым сведениям о безопасности, делятся знаниями о назначении головного убора (каска), о значении цвета каски для окружающих.

Дети, отвечая на вопросы педагога, сравнивают, различают и соединяют факты, устанавливают связи между ними.

Дети высказывают свои предположения о назначении сигнальной ленты.

Дети свободно общаются и перемещаются во время занятия, чтобы взять каски.

Дети свободно выражают свои мысли, делятся знаниями, полученными ранее, аргументируют свою точку зрения.

Дети контролируют свою речь, не перебивают друг друга, дают высказаться товарищу.

Дети свободно общаются и перемещаются во время занятия к макету «Детский сад – школа»

Дети свободно общаются с педагогом выражают ему поддержку в идее достроить Дорогу добра.

Дети свободно выбирают рабочие места.

Дети, отвечают на вопросы педагога, транслируют ранее полученные знания, сообщают известные факты, устанавливают связи между ними для реализации замысла.

Дети свободно перемещаются во время занятия к «складу строительных материалов», чтобы взять тот или иной инструмент, материал.

     Дети отбирают необходимые средства для осуществления цели, определяют последовательность действий.

Дети по желанию объединяются в пары или работают индивидуально.

Дети проявляют заинтересованность к творческому процессу, приступают к продуктивной деятельности.

   Дети пользуются имеющимися навыками продуктивной деятельности в работе с пластилином и бросовым материалом.

Дети включается во взаимную оценку и интерпретацию деятельности участников.

Дети используют и называют различные источники знаний, адекватные возрасту

Дети выполняют задание самостоятельно или ждут подсказки, или копируют друг у друга.

3. Заключительная часть занятия:

Цель: подведение итогов.

Задачи:

  • закреплять позитивный опыт в самостоятельной и совместной со взрослым и сверстниками деятельности;
  • поощрятьумение и желание делиться своими впечатлениями;
  • воспитывать самоуважение и уверенность в себе.

Методы и приемы,цель

Деятельность педагога,

обратная связь на высказывание детей

Деятельность детей

Словесный: педагогическая оценка.

Цель: воспитывать самоуважение и уверенность в себе.

Игровой: сюрпризный момент

Цель: сохранить интерес детей к совместной игровой деятельности.

Рефлексия.

Цель:узнать и понять эмоциональное состояние детей, насколько продуктивным было занятие.

В процессе продуктивной деятельности детей, педагог привлекает их общее внимание.

-Дети, вы так замечательно работаете,ваши заготовки для дороги Добра, получаются аккуратные, красивые.

-Кто-то уже заканчивает работу, а у кого-то будет возможность закончить работу позже.

-Наша с вами стройка не закрывается.

-Кто хочет прервать работу и открыть коробку «Удивляй-ку», которую я принесла в группу?

Педагог и дети располагаются на ковре.

«Удивляй-ка» волшебная коробка, покажет самого лучшего строителя.

-Существуетважное условие!

-Когда вы увидите в коробке изображение самого лучшего строителя, никому не говорите кто это.

-Договорились?

Педагог дает возможность каждому ребенку заглянуть в коробку и увидеть свое отражение в зеркале, лежавшем на дне коробки.При необходимости напоминает об условии не разглашать «тайну». Поощряет умение детей проявлять выдержку.

-Кто же самый лучший строитель?

-У нас с вами настоящая строительная бригада!

-Чем вам понравилось заниматься больше всего?

-Что для вас было самым интересным?

-Что показалось необычным?

-Что вам запомнилось больше всего?

- Наша стройка будет продолжаться!

- Предлагаю коробку передать нашим гостям, пусть они в нее заглянут и увидят там, самого лучшего гостя, а мы наведем порядок и отправимся на прогулку!

-Вы не возражаете?

-Спасибо вам за поддержку, вы настоящие друзья я обязательно отправлюсь с вами по дороге Добра!

Каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он работуили нет.

Дети включаются в общение добровольно, из интереса к предложениям взрослого, стремления быть вместе со всеми.

Дети из любопытства проявляют интерес к «волшебной коробке».

Подходят к педагогу, становятся в круг.

Дети терпеливо ждут своей очереди, чтобы заглянуть в коробку, выполняют предложенные правила.

Дети эмоционально рассказывают, кого они там увидели, делятся впечатлениями о совместной деятельности.результатах своей работы.

Прощаются с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Доброе слово"

Конспект занятия по программе "Истоки. Воспитание на социокультурном опыте" для младшей группы....

Конспект "Делаем добро"

«Делаем добро»Цель: Создание условий для формирования нравственных качеств детей.Задачи: Обучающие – формировать нравственные качества у детей, расширять представления о доброте;Воспитательные –...

Конспект занятия«Добро в твоём сердце»

Цели и задачи: Дать детям понятие, что такое доброта. Формировать у детей представления о доброте, как важном качестве человека. Развивать умение отмечать плохое от хорошего; поощрять стремление детей...

конспект занятия:"Добрые и смелые, сильные, умелые - помогаем всем".

Одна из ценностей дошкольного возраста – повышенная  эмоциональность ребенка, его эмоция. Эмоции – особая форма отражения действительности. Они складываются у ребенка в ходе практической деятельн...

Конспект развлечения «Добрый мир сказок Чуковского» в старшей группе

Конспект развлечения «Добрый мир сказок Чуковского» в старшей группе...

Конспект "Дороги добра"

Конспект по социально-коммуникативному развитию детей для детей среднего дошкольного возраста....

Конспект занятия «ДОБРЫЙ СНЕГОВИК»

 наблюдения в природе,  лепка снеговика из снега на прогулке и из пластилина на занятии,    рассматривание иллюстраций о зиме, картины «Дети лепят снеговика»,     ...