Самообразование
материал

Панфилова Марина Юрьевна

Самообразование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_samoobrazovaniya_1.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г.  Иркутска  детский сад № 97

Тема самообразования:

«Развитие творческого воображения  в коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством теории решения изобретательских задач».

Подготовила воспитатель

 1 квалификационной категории

Панфилова Марина Юрьевна

                                                                                                         

Иркутск 2021

Актуальность  темы самообразования.

В современном обществе все более актуально встает вопрос о воспитании творческой личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно мыслить, решать новые жизненные проблемы. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, основой которого является творческое воображение. В связи с этим усилился интерес к развитию творческого воображения личности, способной к инновационной деятельности, что свидетельствует об актуализации данной темы.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие качество дошкольного образования также  указывают на актуальность развития творческого воображения детей дошкольного возраста, так например:

в документе об организации взаимодействия образовательного учреждения и обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования. Методическое письмо Министерства образования РФ от 25.03. 94 г. № 35-М., выделены основания преемственности, которые обеспечивают  общую  положительную психологическую готовность детей к освоению программы I ступени, является ориентирами образовательного процесса на этапе дошкольного образования и в тоже время исходными ориентирами начального общего образования одним из пунктом в котором является: «формирование творческого воображения как направление интеллектуального и личностного развития ребенка».

В рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации. Методическое письмо Министерства образования РФ от 24.04. 95 № 46/19-15: «п.3.5.: Программы должны быть  нацелены на: формирование творческого воображения; развитие коммуникативности;

п.3.6. Программы должны обеспечивать:

- создание условий для  развития личности, его творческих способностей;

- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного  развития ребенка».

В ФГОС дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 ноября 2013 г.) в пункте 2.6. указано на то, что «…познавательное развитие предполагает развитие воображения и творческой активности», так же область  речевое развитие включает «…владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества».

Из всего выше изложенного актуальность и значимость процесса  развития творческого воображения в старшем дошкольном возрасте не вызывает сомнений.

Цель  работы по самообразованию: 

- продолжать повышать  свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность по теме самообразования.

Задачи:

- Проанализировать  литературу по данной теме;

  1. Гин,  С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду [Текст] / С.И. Гин. М., 2008.
  2. Дьяченко,  О.М. Воображение дошкольника [Текст] / О.М. Дьяченко. М., 2008.
  3. Развитие речи и творчества дошкольников [Текст]: Игры, упражнения, конспекты занятий / под ред. О.С. Ушаковой. –  М.: ТЦ «Сфера», 2003.
  4. Сидорчук, Т.А. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков [Текст]: Практическое пособие / Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх. –  5-е испр. и доп. –  М.: АРКТИ, 2017.
  5. Сидорчук, Т.А. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине [Текст]: Методич. пособие для воспитателей детских садов и родителей / Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх. –  М.: АРКТИ, 2017.

- повысить   собственный уровень знаний путём изучения представленной  литературы;

-  подобрать  методики для диагностирования и коррекции творческого воображения для  детей старшего дошкольного возраста;

- определить  возможные пути развития творческого воображения детей в процессе  коммуникативной деятельности;

- пополнить  дидактические игры  на развитие воображения;

-  для педагогов и родителей детей старшего дошкольного возраста разработать консультацию на тему: «Значение развития творческого воображения у детей» и рекомендации по развитию творческого воображения;

-разработать  серию тематических карточек  для детей старшего дошкольного возраста «Развиваем творческое воображение»

План работы по самообразованию

План

Сроки

Форма работы

Практические результаты

Изучение методической литературы; статей  ученых, педагогов по теме самообразования

В течении года

Просвещение (чтение литературы, слушание вебинаров)

Повышение собственного уровня  знаний

Подбор методик для  диагностики развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Сентябрь-октябрь

 Изучение методической литературы

Отбор методик для определения развития творческого воображения у детей.

Диагностика развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Октябрь ноябрь

Диагностическое обследование детей

Выявление  у воспитанников уровня развития творческого воображения.

Подбор методик для развития творческого воображения у детей

В течении года

Подбор методик

Определение возможных путей  развития творческого воображения детей в процессе  коммуникативной деятельности.

Развитие творческого воображения у детей через подобранные методики.

Ноябрь - май

Развитие творческого воображения у детей

Повышение уровня развития творческого воображения у детей

Обогащение предметно – развивающей среды.

Ноябрь - май

 

Обогащение среды.

Пополнение группы дидактическими играми по данной теме.

Работа с родителями

Декабрь

Консультация

«Значение развития творческого воображения у детей»

Просвещенность родителей по данной теме

Работа с  педагогами

Апрель

Сообщение с презентацией. «Значение развития творческого воображения у детей»

Просвещенность педагогов по данной теме

Повторная диагностика

Май

Диагностика

Динамика  результата проделанной работы с детьми по развитию творческого воображения.

Анализ работы по теме самообразования.

Свой педагогический опыт предлагаю представить на мастер – классе «Диагностика и коррекция творческого воображения детей старшего дошкольного возраста», а также предложить занятия с детьми с использованием тематических карточек.

Список литературы:

  1. Письмо Минобразования РФ от 25 марта 1994 г. N 35-М "Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования".
  2. Методическое письмо Минобразования РФ от 24.04.1995 N 46/19-15 "Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации".
  3. ФГОС дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...