Самообразование
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Иркутска детский сад № 97
Тема самообразования:
«Развитие творческого воображения в коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством теории решения изобретательских задач».
Подготовила воспитатель 1 квалификационной категории Панфилова Марина Юрьевна |
Иркутск 2021
Актуальность темы самообразования.
В современном обществе все более актуально встает вопрос о воспитании творческой личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно мыслить, решать новые жизненные проблемы. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, основой которого является творческое воображение. В связи с этим усилился интерес к развитию творческого воображения личности, способной к инновационной деятельности, что свидетельствует об актуализации данной темы.
Нормативно-правовые документы, регламентирующие качество дошкольного образования также указывают на актуальность развития творческого воображения детей дошкольного возраста, так например:
в документе об организации взаимодействия образовательного учреждения и обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования. Методическое письмо Министерства образования РФ от 25.03. 94 г. № 35-М., выделены основания преемственности, которые обеспечивают общую положительную психологическую готовность детей к освоению программы I ступени, является ориентирами образовательного процесса на этапе дошкольного образования и в тоже время исходными ориентирами начального общего образования одним из пунктом в котором является: «формирование творческого воображения как направление интеллектуального и личностного развития ребенка».
В рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации. Методическое письмо Министерства образования РФ от 24.04. 95 № 46/19-15: «п.3.5.: Программы должны быть нацелены на: формирование творческого воображения; развитие коммуникативности;
п.3.6. Программы должны обеспечивать:
- создание условий для развития личности, его творческих способностей;
- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
В ФГОС дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 ноября 2013 г.) в пункте 2.6. указано на то, что «…познавательное развитие предполагает развитие воображения и творческой активности», так же область речевое развитие включает «…владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества».
Из всего выше изложенного актуальность и значимость процесса развития творческого воображения в старшем дошкольном возрасте не вызывает сомнений.
Цель работы по самообразованию:
- продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность по теме самообразования.
Задачи:
- Проанализировать литературу по данной теме;
- Гин, С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду [Текст] / С.И. Гин. М., 2008.
- Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника [Текст] / О.М. Дьяченко. – М., 2008.
- Развитие речи и творчества дошкольников [Текст]: Игры, упражнения, конспекты занятий / под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
- Сидорчук, Т.А. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков [Текст]: Практическое пособие / Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх. – 5-е испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2017.
- Сидорчук, Т.А. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине [Текст]: Методич. пособие для воспитателей детских садов и родителей / Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх. – М.: АРКТИ, 2017.
- повысить собственный уровень знаний путём изучения представленной литературы;
- подобрать методики для диагностирования и коррекции творческого воображения для детей старшего дошкольного возраста;
- определить возможные пути развития творческого воображения детей в процессе коммуникативной деятельности;
- пополнить дидактические игры на развитие воображения;
- для педагогов и родителей детей старшего дошкольного возраста разработать консультацию на тему: «Значение развития творческого воображения у детей» и рекомендации по развитию творческого воображения;
-разработать серию тематических карточек для детей старшего дошкольного возраста «Развиваем творческое воображение»
План работы по самообразованию
План | Сроки | Форма работы | Практические результаты |
Изучение методической литературы; статей ученых, педагогов по теме самообразования | В течении года | Просвещение (чтение литературы, слушание вебинаров) | Повышение собственного уровня знаний |
Подбор методик для диагностики развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. | Сентябрь-октябрь | Изучение методической литературы | Отбор методик для определения развития творческого воображения у детей. |
Диагностика развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. | Октябрь ноябрь | Диагностическое обследование детей | Выявление у воспитанников уровня развития творческого воображения. |
Подбор методик для развития творческого воображения у детей | В течении года | Подбор методик | Определение возможных путей развития творческого воображения детей в процессе коммуникативной деятельности. |
Развитие творческого воображения у детей через подобранные методики. | Ноябрь - май | Развитие творческого воображения у детей | Повышение уровня развития творческого воображения у детей |
Обогащение предметно – развивающей среды. | Ноябрь - май |
Обогащение среды. | Пополнение группы дидактическими играми по данной теме. |
Работа с родителями | Декабрь | Консультация «Значение развития творческого воображения у детей» | Просвещенность родителей по данной теме |
Работа с педагогами | Апрель | Сообщение с презентацией. «Значение развития творческого воображения у детей» | Просвещенность педагогов по данной теме |
Повторная диагностика | Май | Диагностика | Динамика результата проделанной работы с детьми по развитию творческого воображения. Анализ работы по теме самообразования. |
Свой педагогический опыт предлагаю представить на мастер – классе «Диагностика и коррекция творческого воображения детей старшего дошкольного возраста», а также предложить занятия с детьми с использованием тематических карточек.
Список литературы:
- Письмо Минобразования РФ от 25 марта 1994 г. N 35-М "Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования".
- Методическое письмо Минобразования РФ от 24.04.1995 N 46/19-15 "Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации".
- ФГОС дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...
