Мастер-класс для педагогов « Экспериментально- опытная деятельность посредством использования сказки.
опыты и эксперименты

Герасина Татьяна Юрьевна

Повысить уровень знаний и умений у педагогов по формированию коммуникативной компетентности воспитанников в познавательно- исследовательской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass_po_eksperementirovaniyu.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №11 Центр развития ребёнка»

Мастер-класс для педагогов

« Экспериментально- опытная деятельность  посредством использования сказки.

Подготовила

воспитатель высшей квалификационной категории

Герасина Татьяна Юрьевна

Цель: повысить уровень знаний и умений у педагогов по формированию коммуникативной компетентности воспитанников в познавательно- исследовательской деятельности.

Задачи:

• познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области экспериментальной- опытной деятельности;

• обобщить педагогический опыт по данной теме;

• повысить уровень мастерства педагогов;

• создать положительный эмоциональный климата у педагогов.

Стремление к исследованиям, поисковая активность — естественное состояние ребенка дошкольного возраста. Детям свойственна потребность в получении и переработке информации. Организуя поисково-исследовательскую деятельность дошкольников, следует помнить, что при дефиците новых впечатлений дети испытывают интеллектуальный голод, а избыточная стимуляция умственной деятельности и критика со стороны взрослого тормозят развитие любознательности и потребности в самостоятельном поиске. Следовательно, для успешного формирования исследовательского поведения ребенка необходимо создавать такие условия, которые бы поощряли у ребенка стремление к открытиям, но при этом не давали бы готовых образцов, решений, а активизировали бы самостоятельную познавательно-практическую деятельность.

В свой работе я использую метод экспериментирования не только в условиях искусственно созданной лаборатории, но и посредством использования сказки. Именно это я вам сегодня и продемонстрирую.

   

  - В некотором царстве, в цитрусовом государстве жили – были 3 брата: Апельсин, Мандарин и Лимон.

- Попробуйте догадаться чего у Мандарина 2, у Апельсина 1, а у Лимона нет вовсе –Правильно! (букв «а» у Мандарина 2, у Апельсина 1, а у Лимона нет вообще). 

Сначала они жили вместе, но потом поссорились и разъехались в разные стороны, по разным замкам.

Долго-долго они не встречались, даже письма друг другу не писали, пока с одним из них – Лимоном, не случилась беда. Напали на него злые разбойники, замок отобрали, а самого посадили в самую высокую башню.

Вот тут-то Лимон и вспомнил о своих братьях, ведь только они на всем белом свете могут помочь ему. Решил он послать о себе весточку, но как это сделать, если под рукой нет даже малюсенького карандаша. Только лист белой бумаги с его личной лимонной печатью. Думал он думал и придумал.

Как вы думаете, что мог придумать Лимон? Как он написал письмо братьям? (написал письмо лимонным соком).

Написал кое-как, свернул лист бумаги самолетиком и запустил его. Куда ветер подует, туда и принесёт. Прилетел самолётик в замок Мандарина. Увидев самолет, Мандарин поднял его, да поранился об бумагу, взял он йод, чтобы рану обработать, и нечаянно пролил на лист и увидел……….

- А что он там увидел, мы сейчас с вами узнаем.

ОПЫТ №1 Нанести на лист белой бумаги раствор йода. (бумага окрасится в синий цвет, а надпись останется белой). А происходит это потому, что при изготовлении бумаги используется крахмал, который синеет при соединении с йодом, а лимонный сок нет.

- Как вы думаете, можно ли это свойство лимона применять в жизни?

Прочитал Мандарин письмо брата и забыл про свои обиды. Решил он брата из беды вызволять, но одному ему не справится. Собрался и отправился к Апельсину. Докатился он до речки, что возле апельсинового царства. Как ее преодолеть? Ни моста, ни лодки. Сам-то Мандарин воды не боялся. Плавал как поплавок.

ОПЫТ №2 «Тонет – не тонет» (опустить мандарин в кожуре в воду)

Вот и понесло его течением, быстро, далеко, не дает на другой берег перебраться. Раз попробовал, другой, третий – всё тщетно. Сел Мандарин на берегу, призадумался и понял, что ему мешает

Как вы думаете, что мандарину мешает? Почему его течением по поверхности носит (в порах кожуры Мандарина находится воздух, поэтому он не тонет)

- Где применяется это свойство в повседневной жизни? (при строительстве кораблей)

ОПЫТ №3 «Тонет – не тонет» (опустить мандарин в воду без кожуры)

Снял Мандарин с себя кожуру, сложил ее на песочке и прыгнул в воду. Сразу как топор пошёл ко дну. За камешки, за водоросли придерживаясь, спокойно на другой берег и перебрался. Вылез, отряхнулся и уже без всяких приключений добрался до замка Апельсина. А у Апельсина праздник, веселье, смех. Услышал он историю Мандарина и сразу не до смеха стало, когда брат родной в беде.

Сели на крылечке думать, гадать, как брата из беды вызволять. К замку-то не подойти, злые разбойники не спят, во все стороны глядят. И решили они лететь на воздушных шарах.

Долго ли, коротко ли летели. Вот и башня впереди с темницей. Первым на башню приземлился Мандарин, а Апельсин неуклюжий был, зацепился своей кожурой за шарик, тот и лопнул.

Почему? А вы внимательно сказку слушали? Чем дотронулся Апельсин до шара? Значит дело в ней? Проверим?

ОПЫТ №4 «Шарик и апельсин» (при попадании эфирного масло на резину, резина растворяется и шарик лопается)

Как вы думаете, почему у мандарина шарик не лопнул? (потому что что он летел без кожуры)

Испугались взрыва разбойники и убежали, а братья стали жить вместе и больше никогда не ссорились. Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец.

А закончить свой мастер-класс мне хотелось бы словами педагога-новатора Сухомлинского «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: «Инновационные подходы в организации опытно — экспериментальной деятельности детей в детском саду»

Мастер-класс: «Инновационные подходы в организации опытно — экспериментальной деятельности детей в детском саду»Расскажи – и я забуду,покажи – и я запомню,дай попроб...

Мастер-класс: «Инновационные подходы в организации опытно — экспериментальной деятельности детей в детском саду»

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что...

Конспект мастер-класса для родителей по экспериментальной деятельности «Путешествие в сказку»

Конспект мастер-класса для родителей по экспериментальной деятельности «Путешествие в сказку»Мастер-класс для родителей по экспериментальной деятельности по теме :«Путешествие в...

Мастер-класс для родителей консультационного центра «Опытно-экспериментальная деятельность в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей консультационного центра«Опытно-экспериментальная деятельность в домашних условиях»...

Мастер-класс для молодых педагогов детского сада по использованию элементов сказкотерапии в развитии речи дошкольников «Театр для малышей»

Если задать вопрос «без чего невозможно детство?» вы сможете с легкостью ответить на него: без любви, без игрушек и игры, и, конечно же, без сказки. Сказки входят в нашу жизнь с самого ран...

Мастер- класс для воспитателей на тему: «Опытно экспериментальная деятельность с детьми раннего дошкольного возраста: игры с песком и водой».

Мастер- класс  для воспитателей   на тему:   «Опытно экспериментальная деятельность  с детьми раннего дошкольного возраста:  игры с песком и водой»....