Опыт работы «Лего - конструирование и робототехника в SТЕМ образовании». Воспитатель подготовительной группы комбинированной направленности Бабушкина Ирина Эдуардовна.
материал (подготовительная группа)

Внедрение LEGO-технологий в работу с детьми дошкольного возраста является одним из современных методов развития технического творчества. Работа с различными видами конструктора позволяет ребенку исследовать мир через игру. Одним из самых востребованных в мире современных конструкторов, органично сочетающий в себе игру и конструирование, являются конструкторы LEGO.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_stem-konstruirovanie_i_robototehnika.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы  

«Лего- конструирование  и робототехника в SТЕМ образовании».

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хотела бы познакомить Вас с одним из 6 модулей STEM – образования – Лего-конструирование и робототехника, и представить вам  опыт работы внедрения данного модуля в воспитательно-образовательную деятельность с дошкольниками.

Чтобы воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы, необходимо уже в дошкольном возрасте сформировать у ребенка инженерное мышление.

Слайд 2

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования конструирование определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать - а, значит, формированию и развитию инженерного мышления детей. Работа с различными видами конструктора позволяет ребенку исследовать мир через игру. Одним из самых востребованных в мире современных конструкторов, органично сочетающий в себе игру и конструирование, являются конструкторы LEGO. Внедрение LEGO-технологий в работу с детьми дошкольного возраста является одним из современных методов развития технического творчества.

Можно применять следующие виды конструирования, которыми должны овладеть дети:

Слайд 3, 4, 5

Вариант 1. Конструирование по образцу (во всех возрастных группах). Покажите ребенку образец того, что надо сделать, и покажите, как построить такую конструкцию из деталей. Играя таким способом, ребенок учиться подражать, что в дальнейшем подталкивает ребенка к самостоятельности и развивает творческую составляющую.

Слайд 6

Вариант 2. Конструирование по простейшим чертежам и схемам. Ребенок выполняет свою конструкцию по подробно описанной схеме, поэтапно.

Слайд 7

Вариант 3. Конструирование по моделям Покажите ребенку образец модели. При этом, он не видит у этой модели, все ее элементы. Предлагаете ребенку воспроизвести модель из имеющихся материалов самостоятельно. То есть задача есть, а решения нет. Такой вид игры очень эффективное средство для развития мышления.

Слайд 8

Вариант 4. Конструирование по собственному замыслу (сложный вид конструирования, в котором ребенок решает все задачи самостоятельно). Ребенок сам решает, что и как он будет строить и конструировать. Это способствует развитию творческих талантов у детей, а также стимулирует к самостоятельности.

Слайд 9

Вариант 5. Конструирование по условиям (в предложении выполнить постройку задаются определенные параметры, исходя из которых, ребенок должен самостоятельно выполнить постройку). Здесь нет образца, нет рисунков, нет схем, есть только словесные условия и словесные описания. В этих условиях обговаривается, что должно получиться и какое практическое назначение модели.

Придерживаясь таких правил игры у ребенка будут вырабатываться умение анализировать, а также будет развиваться изобретательное конструирование.

Важно чаще предлагать детям такие конструктивные задачи (технические задания), которые заставляли бы их думать, искать решение, пробовать, изобретать. А если деятельность ребенка носит творческий характер, она заставляет его думать, а значит – мыслить, и становится привлекательной, позволяет открывать в самом себе новые возможности, а это сильный и действенный стимул к занятиям по LEGO-конструированию.

Лего - конструирование легко интегрируется практически со всеми областями образовательной деятельности и всесторонне развивает детей.

Лего - элементы могут быть использованы в дидактических играх и упражнениях, направленных на развитие речи, мышления, памяти, тактильное восприятие.

Слайд 10

В социально-коммуникативном развитии Лего -конструирование позволяет:

  • создавать  совместные  постройки,  объединенные  одной  идеей,  одним проектом;
  • развивать общение  и взаимодействие  ребенка  со  взрослыми  и сверстниками; 
  • формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; 

Слайд 11

В познавательном развитии Лего -конструирование позволяет:

- формировать познавательный интерес и любознательность

- развивать мышление, а именно логические операции (сравнение, обобщение, классификация)

В процессе лего-конструирования у дошкольников развиваются математические способности и формируются сенсорные представления: дети, пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину, закрепляют понятия: «высокий - низкий», «широкий - узкий».

Слайд 12

 В процессе Лего- конструирования происходит речевое развитие, пополняется словарный запас, совершенствуется диалогическая и монологическая речь, ведь, например, о  доме, животном или  растении,  который  сделал  сам,  ребенок  рассказывает  охотнее, придумывает разные истории и т. д.

Ребенок в процессе игры учится классифицировать  понятия,  подобрать  существительные,  глаголы  или прилагательные при описании своей постройки.

Слайд 13

В художественно - эстетическом развитии использование Лего-конструирования позволяет познакомить  детей  не  только  с формой,  величиной,  но  и  с  цветами, усвоить  такое  понятие как «чередование» и  применять  чередование  цветов  в  собственных постройках, создавая узоры с использованием различных цветов.

Слайд 14

В  своей группе я веду кружок «Лего-Кантри», где обучаются дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет), у нас имеется лего-центр, где собраны несколько видов конструкторов, не только фирмы Лего, но и других, различающиеся по величине, форме и т.д.

В старшем дошкольном возрасте используются самые разнообразные виды лего-конструкторов (от крупных с несложным соединением деталей до более мелких с усложненной степенью соединения деталей).

Имеются Конструкторы Wedo 2.0 и планшеты к ним.

Слайд 15

Фото разных видов конструктора

Дети 6-7 лет уже более самостоятельны, свободно конструируют постройки разной сложности, научились быстро находить решения, договариваться между собой. Поэтому детей подготовительной группы, мы знакомим с робототехникой.

Слайд 16

Робототехника напрямую связана со STEM-образованием. Она является интегральной STEM дисциплиной, объединяющей в себе конструирование, техническое творчество, программирование. К образовательной деятельности дети приступают с пониманием инженерной науки и программирования.

Слайд 17

На занятиях робототехникой в дошкольном учреждении изучаются: всевозможные механизмы, различные датчики наклона, расстояния, основы электротехники и языки программирования, необходимые для правильной работы роботов.

Дошкольная робототехника позволяет познакомить детей с роботами, сенсорными приборами и программируемой техникой. Постепенно у детей складывается понимание об особенностях окружающего мира и роли современных технологий в нем.

Слайд 18

Подобная образовательная деятельность дает возможность ребенку: освоить сложные технические науки; научиться находить нестандартные решения для любых задач; придумывать и реализовывать собственные проекты; доводить начатое до своего логического завершения.
Слайд 19

По мнению некоторых психологов, дошкольная робототехника развивает и лидерские качества через общение со сверстниками и педагогами.

Слайд 20

Формами подведения итогов и контроля деятельности реализации дополнительной образовательной программы кружка «Лего-Кантри», являются участие детей в районных конкурсах, открытых занятиях, проектной деятельности и в выставках творческих работ обучающихся, мониторинг.

Слайд 21

Вывод

Использование технологии STEM-образования в дошкольном учреждении (а именно модулей Конструирования и Робототехники) делает возможным:

- развитие предпосылок инженерного мышления  у детей дошкольного возраста для обеспечения качественного образования;

- Применение научно-технических знаний в реальной жизни.

- Развитие навыков критического мышления и разрешения проблем.

- Формирование уверенности в своих силах.

- Активное и дружное общение между детьми, работа в команде, в паре и  небольшими подгруппами.

- Развитие интереса к техническим дисциплинам.

- Развитие мотивации к техническому творчеству через детские виды деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

- Развитие ранней профессиональной ориентации.

- Подготовку детей к технологическим инновациям жизни.

 

Поэтому я буду продолжать работу в этом направлении, совершенствовать навыки по робототехнике.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе комбинированной направленности для детей ОВЗ (нарушение речи) «Вкусный опыт»

Развивать интерес детей к экспериментальной деятельности через сравнение и опыт. Учить детей ставить цель, планировать свою работу.Самостоятельно делать выводы на основе практического опыта....

Цели обучения лего-конструированию и робототехнике в дошкольном образовании

Использование Лего-конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательной деятельности в подготовительной группе комбинированной направленности №4 «РОМАШКА». Разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Верак

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАОбразовательной деятельности в подготовительной группе комбинированной направленности №4 «РОМАШКА».Разработана  на основе примерной общеобразовательной программы дошк...

Рабочая программа воспитателя подготовительной группы комбинированной направленности для детей с ТНР на 2021 - 2022 учебный год

Рабочая программа воспитателя является обязательным педагогическим документом, обеспечивающим реализацию функций профессиональной деятельности и систему образовательной работы с детьми по реализации а...

Образовательная программа дошкольного образования, адаптированная для детей с ограниченными возможностями здоровья (для подготовительной группы комбинированной направленности) МДОУ "Детский сад "Росинка" г. Надыма" на 2021-2022 учебный год

Образовательная программа дошкольного образования, адаптированная для детей с ограниченными возможностями здоровья (для подготовительной к школе группы) МДОУ «Детский сад «Росинка» г...

Презентация «Лего - конструирование и робототехника в SТЕМ образовании».

Уважаемые коллеги, хотела бы познакомить вас с одним из 6 модулей STEM – образования – Лего-конструирование и робототехника, и представить вам опыт работы внедрения данного модуля в воспитательно-обр...