Рабочая программа старшей и подготовительной группы, дополнительная программа "Чудеса своими руками"
рабочая программа (подготовительная группа)

Хасбатова Людмила Анатольевна

Рабочая программа является частью образовательной программы дошкольного образования на 2024-2025 учебный год, реализующих образовательную программу дошкольного образования. В группе всего 29 воспитанников, из них 19 мальчиков, 10 девочек.

При организации образовательного процесса в МАДОУ г.Нягани «Д/с №4 «Веснянка» обеспечивается интеграция образовательных областей («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие») в соответствии с возрастными особенностями воспитанников.

Организация образовательного процесса осуществляется через:

- образовательную деятельность;

- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

- самостоятельную деятельность детей;

- взаимодействие с семьями воспитанников по реализации Программы.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений, включает:

- содержание, ориентированное на формирование безопасного поведения на дороге, в быту, на природе и социуме, элементарных представлений ребенка о национально-культурных, демографических особенностях Ханты-Мансийского автономного округа, на развитие умения играть в шахматы, выполнять постройки с помощью разных видов конструкторов, реализуется через интеграцию программного содержания в ходе проведения образовательных ситуаций, культурных и досуговых мероприятий и в свободной деятельности воспитанников, а также в специально отведенных центрах: «Ханты и манси», «Островок безопасности», «Русская изба»; кабинеты «Шахматы», «Лаборатория»;

- виды непосредственно образовательной деятельности: «Социокультурные истоки» (усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности); «Шахматы» (формирование познавательных действий); «Экономическое воспитание» (формирование основ финансовой грамотности у детей 5-7 лет), «Наследие Югры: на пути к истокам» (формирование представлений об особенностях родного края);

- организацию образовательного процесса в МАДОУ г.Нягани «Д/с №4 «Веснянка», в ходе которого учитываются климатические особенности региона, так как они являются важным фактором, влияющим на организацию образовательной деятельности с детьми. Климатические условия, в которых находится учреждение: длительные зимние погодные условия до 6-6,5 месяцев в году, кратковременный летний период – 2-2,5 месяца в году, нестабильный межсезонный период с частыми осадками и длительным отсутствием солнечного света. При длительных неблагоприятных погодных условиях жизнь детей организуется таким образом, чтобы они имели возможность, как можно чаще выходить за пределы своей группы. Дети «ходят в гости», посещают комнату эмоциональной разгрузки, избу-музей русского быта, спортивный и музыкальный залы для участия в оздоровительно-игровых и динамических часах, в музыкальных развлечениях и т.д.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягани

«Детский сад №4 «Веснянка»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического совета

Протокол № 1

«09» сентября 2022 г.

СОГЛАСОВАНО

на заседании

Управляющего совета

Протокол № 2

«26» сентября 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом от 30.09.22 г.

№241

Дополнительная общеразвивающая программа

платной образовательной услуги

художественно-эстетической направленности

«Чудеса своими руками»

Возраст воспитанников: 5-6 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Тихонова Людмила Анатольевна,

воспитатель

г. Нягань

2022


Раздел 1. Пояснительная записка

Актуальность и новизна

В настоящее время развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости весьма актуальна, так как способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

В воспитании детей занятия творчеством и рукоделием занимает особое место. Одна из основных целей его – способствовать созданию положительного эмоционального настроя у детей.

Бросовый материал интересен в работе, поможет развивать творческое мастерство, сенсомоторные реакции, что является немаловажным при подготовке детей к школе.

Соленое тесто имеет ряд преимуществ перед пластилином. Оно более пластично, его легко формовать, не пачкает руки. Изделия из соленого теста более долговечны, легко раскашиваются красками и фломастерами. Из соленого теста можно изготавливать как плоские, так и объемные фигуры, они легко приклеиваются к бумаге, что позволяет создавать красивые композиции и настенные панно. Кроме того, соленое тесто является экологически чистым продуктом.

Новизна программы: состоит в интеграции разных видов художественной деятельности  детей, обеспечивающих оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических творческих способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Цель и задачи

Цель: развивать познавательных, творческих и художественных способностей детей в процессе продуктивной деятельности через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук.

Задачи:

- Знакомить детей с различными материалами, их свойствами и способами преобразования.

- Формировать умения следовать устным инструкциям.

- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

- Формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. Создавать условия для развития творческой активности детей.

- Формировать умения передавать простейшие образы предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации, лепки, художественного труда.

- Развивать речевую функцию детей через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук.

- Закрепить знания о композиции, основах цветоведения, способах и приемах лепки (пластический, конструктивный, комбинированный; скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, примазывание).

- Развивать дизайнерские способности в оформлении интерьера групповой комнаты и ДОУ своими работами;

Воспитывать аккуратность, коллективизм, желание доставлять радость родным и близким, стремление доводить начатое дело до конца

Уровень сложности и направленность

Стартовый уровень сложности.

Направленность: художественно-эстетическая

Категория воспитанников

Воспитанники 5-6 лет

Объем и срок освоения программы

Количество занятий: 28.

Срок освоения: 1 год.

Форма обучения, особенности организации образовательной деятельности

Форму обучения: очная.

Особенности: использование нетрадиционных техник работы с материалами

Отличительные особенности

Отличительной особенностью данной программы является то, что ни в одной из реализуемых программ в детском саду не используются нетрадиционные техники работы с бумагой, бросовым и природным материалом, а также соленым тестом.

Условия реализации программы

Режим занятий определяется дополнительной общеразвивающей программой в соответствии с возрастными и психолого-педагогическими особенностями воспитанников, санитарными правилами и нормами. Занятия проводятся вне основной образовательной программы дошкольного образования. Продолжительность занятий соответствует требованиям СанПиН. После каждого занятия предусмотрен перерыв 10 минут. Строгих условий набора воспитанников в творческие объединения дополнительного образования детей нет. Воспитанники зачисляются по личному заявлению родителей (законных представителей).

Планируемые результаты освоения программы

- наличие навыков пользования ножницами, бумагой, клеем, бросовым и природным материалом;

-склеивают готовые элементы и соединять их в образы;

- преобразовывают геометрическую форму методом складывания пополам, вчетверо в разных направлениях;

- умеют создавать аппликацию способом обрывания.

- составляют плоскостную, сюжетную композицию;

- осваивают последовательность работы;

- могут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции;

-используют нетрадиционный материал.;

-умеют находить новые способы для художественного изображения;

-умеют передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности,

- Умеют придавать нужную форму соленому тесту, используют приемы: отщипывание, сплющивание, деление на части, раскатывание.

Раздел 2. Содержание программы

Учебный план

п\п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Знакомство с природным материалом

1

1

Беседа

2.

Знакомство с бросовым материалом

1

1

Беседа

3.

Знакомство с соленным тестом

1

1

Беседа

4.

Знакомство с бумагой

1

1

Беседа

5.

Колос (природный материал)

1

1

Практическая работа

6.

Барашек (бросовый материал)

1

1

Практическая работа

7.

Ежик (солёное тесто)

1

1

Практическая работа

8.

Зайчик (работа с бумагой)

1

1

Самостоятельная работа

9.

Снеговик (природный материал)

1

1

Практическая работа

10.

Новогодний сапожок (бросовый материал)

1

1

Практическая работа

11.

Гирлянда (бросовый материал)

1

1

Практическая работа

12.

Снежинки (работа с бумагой)

1

1

Практическая работа

13.

Вкусное печенье (солёное тесто)

1

1

Практическая работа

14.

Бабочки (природный материал)

1

1

Практическая работа

15.

Карандашница (бросовый материал)

1

1

Коллективная работа

16.

Цветок на палочке (солёное тесто)

1

1

Практическая работа

17.

Черепашка (работа с бумагой)

1

1

Практическая работа

18.

Улитки (природный материал)

1

1

Практическая работа

19.

Подарок для папы (бросовый материал)

1

1

Практическая работа

20.

Подковка на счастье (солёное тесто)

1

1

Практическая работа

21.

Букет для мамы (работа с бумагой)

1

1

Самостоятельная работа

22.

Зайцы (природный материал)

1

1

Практическая работа

23.

Лесные обитатели (бросовый материал)

1

1

Практическая работа

24.

Звездное небо (солёное тесто)

1

1

Практическая работа

25.

Дуб (работа с бумагой)

1

1

Практическая работа

26.

Ромашковое поле (природный материал)

1

1

Практическая работа

27.

Подарок ветеранам (соленое тесто)

1

1

Самостоятельная работа

28.

Коллективная работа «Цветы луговые» (работа с бумагой)

1

1

Диагностика

Содержание теоретических и практических занятий отражено в рабочей программе (приложение).

Календарный учебный график

п/п

Число

Месяц

Год

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

05

10

2022

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.30-18.55 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Беседа, инструктаж

практическая часть,

рефлексия

1

Знакомство с природным материалом

группа

Беседа

2.

12

10

2022

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.30-18.55 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Беседа, инструктаж

практическая часть,

рефлексия

1

Знакомство с бросовым материалом

группа

Беседа

3.

19

10

2022

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.30-18.55 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Беседа, инструктаж

практическая часть,

рефлексия

1

Знакомство с соленным тестом

группа

Беседа

4.

26

10

2022

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.30-18.55 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Беседа, инструктаж

практическая часть,

рефлексия

1

Знакомство с бумагой

группа

Беседа

5.

02

11

2022

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.30-18.55 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Беседа по закрепляющим вопросам,

рефлексия

1

Колос (природный материал)

группа

Практическая работа

6.

09

11

2022

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.30-18.55 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Проблемная ситуация,

практическая часть,

рефлексия

1

Маски животных (бросовый материал)

группа

Практическая работа

7.

16

11

2022

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.30-18.55 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Беседа,

вопросы к детям,

практическая часть,

рефлексия

1

Мышка на сыре (солёное тесто)

группа

Практическая работа

8.

23

11

2022

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.30-18.55 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Проблемная ситуация,

практическая часть, рефлексия

1

Зайчик (работа с бумагой)

группа

Самостоятельная работа

9.

30

11

2022

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.30-18.55 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Проблемная ситуация,

практическая часть, рефлексия

1

Снеговик (природный материал)

группа

Практическая работа

10.

07

12

2022

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.30-18.55 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Беседа,

практическая часть,

рефлексия

1

Новогодняя игрушка (бросовый материал)

группа

Практическая работа

11.

14

12

2022

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.30-18.55 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Беседа,

практическая часть,

рефлексия

1

Гирлянда (бросовый материал)

группа

Практическая работа

12.

21

12

2022

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.30-18.55 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Вопросы к детям,

практическая часть,

рефлексия

1

Снежинки (работа с бумагой)

группа

Практическая работа

13.

28

12

2022

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.30-18.55 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Вопросы к детям,

практическая часть,

рефлексия

1

Вкусное печенье (солёное тесто)

группа

Практическая работа

14.

11

01

2023

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.30-18.55 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Вопросы к детям,

практическая часть,

рефлексия

1

Бабочки (природный материал)

группа

Практическая работа

15.

18

01

2023

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.30-18.55 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Беседа,

практическая часть,

рефлексия

1

Карандашница (бросовый материал)

группа

Коллективная работа

16.

25

01

2023

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.30-18.55 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Беседа,

практическая часть,

рефлексия

1

Букет в вазочке (солёное тесто)

группа

Практическая работа

17.

01

02

2023

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.30-18.55 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Проблемная ситуация,

практическая часть,

рефлексия

1

Черепашка (работа с бумагой)

группа

Практическая работа

18.

08

02

2023

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.30-18.55 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Проблемная ситуация,

практическая часть,

рефлексия

1

Рыбки (природный материал)

группа

Практическая работа

19.

15

02

2023

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.30-18.55 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Беседа,

практическая часть,

рефлексия

1

Подарок для папы (бросовый материал)

группа

Практическая работа

20.

22

02

2023

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.30-18.55 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Беседа,

практическая часть,

рефлексия

1

Подковка на счастье (солёное тесто)

группа

Практическая работа

21.

01

03

2023

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.30-18.55 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Беседа,

практическая часть,

рефлексия

1

Букет для мамы (работа с бумагой)

группа

Самостоятельная работа

22.

15

03

2023

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.30-18.55 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Проблемная ситуация,

практическая часть,

рефлексия

1

Зайцы (природный материал)

группа

Практическая работа

23.

22

03

2023

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.30-18.55 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Беседа,

практическая часть,

рефлексия

1

Маски животных (бросовый материал)

группа

Практическая работа

24.

29

03

2023

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.30-18.55 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Беседа,

практическая часть,

рефлексия

1

Звездное небо (солёное тесто)

группа

Практическая работа

25.

05

04

2023

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.30-18.55 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Беседа,

практическая часть,

рефлексия

1

Букет  тюльпанов (работа с бумагой)

группа

Практическая работа

26.

12

04

2023

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.30-18.55 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Проблемная ситуация,

практическая часть,

рефлексия

1

Ромашковое поле (природный материал)

группа

Практическая работа

27.

19

04

2023

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.30-18.55 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Проблемная ситуация,

практическая часть,

рефлексия

1

Панно «Весенние цветы» (бросовый материал)

группа

Самостоятельная работа

28.

26

04

2023

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.30-18.55 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Диагностика

1

Коллективная работа «Яблоня в цвету» (работа с бумагой)

группа

Тестирование

Раздел 3. Организационно-педагогические условия

Кадровые условия

Количество педагогов, оказывающих услугу:1

Общий стаж: 2 года

Педагогический стаж: 2 года

Категория:-

Материально-технические условия

Помещение: группа

Оборудование:столы,стулья, мольберт.

Учебно-методические условия

- цветная бумага,

- картон белый и цветной,

- клей,

- бумажные салфетки,

- ножницы,

- кисточки для клея,

- нитки,

-соленое тесто,

- лотки от яиц,

- CD-диски,

- манка,

- пшенка,

- рис,

- гречка,

- камни,

- шишки,

- желуди,

- гуашь,

-ватные диски,

- вата,

- капсулы «Киндер-сюрпризов»,

- хозяйственные цветные синтетические салфетки;

- пуговицы;

- бутылки и флаконы;

- проволока,

- фольга,

- демонстрационный материал (образцы изделий).

Раздел 4. Оценка качества

Достижения детей, приобретаемые в результате образовательной работы, отслеживаются по диагностике Т.Н. Зинченко и А.Г. Соловьевой.

Список литературы

  1. Новикова И.В. Работа с нетрадиционными материалами в детском саду. Поролон, ватные диски, ватные шарики, гофрированный картон. Ярославль: ООО «Академия развития», 2012-112с
  2. Конструирование из природных материалов в детском саду / И. В. Новикова; худож. Е. А. Афоничева. — Ярославль: Академия развития, 2009. — 96
  3. Журнал «Цветной мир. Изобразительное творчество и дизайн в ДОУ» №3, 2008.
  4. https://academy-of-curiosity.ru/ 
  5. https://montessoriself.ru/podelka-iz-prirodnogo-materiala-v-sadik-100-idey-s-poshagovyim-foto/ 

Приложение

Рабочая программа

Содержание теоретических и практических занятий

№ п/п

Тема

Содержание теоретического занятия

Содержание практического занятия

1.

Знакомство с природным материалом

Познакомить с разнообразием природного материала и его свойствами (форма, размер, фактура поверхности). Заинтересовать детей возможностью использования природного материала для создания поделок

2.

Знакомство с бросовым материалом

Познакомить с разнообразием бросового материала и его свойствами (форма, размер, фактура поверхности). Заинтересовать детей возможностью использования бросового материала для сохранения окружающей среды

3.

Знакомство с соленным тестом

Формировать представлении детей о свойствах соленого теста, научить детей делать тесто.

4.

Знакомство с бумагой

Формировать у детей умения различать виды бумаги по свойствам и качествам. Развивать кругозор и любознательность. Воспитывать чувство коллективизма, желание находить ответы на вопросы самостоятельно.

5.

Колос (природный материал)

Формировать умение работать с разными материалами (тыквенными семечками),

планировать свою работу.

Закреплять знания о злаковых.

6.

Барашек (бросовый материал)

Развивать умение выполнять разметку барашка по шаблонам (круг и овал), дорисовав ножки и рога на коричневой бумаге. Развивать умение вырезать изображение барашка по контуру, мелко нарезать вату, наносить клей. Закреплять умение работы с нитками.

— Выполнить рога барашка из коричневой пряжи.

7.

Ежик (солёное тесто)

Формировать умение детей использовать знания об

особенностях внешнего вида животных в своей работе.

Закрепить умения и навыки,

полученные ранее (скатывание, оттягивание, сглаживание краёв). Развивать навыки работы с ножницами.

8.

Зайчик (работа с бумагой)

Осваивать технику складывания игрушек из бумаги, внимательно  слушать педагога и четко выполнять его инструкции.

9.

Снеговик (природный материал)

Продолжить совершенствовать конструктивные навыки и умения, соединение частей при помощи пластилина, дополнять изображение деталями; формировать умения выполнять фигурки из природного материала, продолжать знакомить детей со свойствами природного материала; закрепить знание зимних видов спорта.

10.

Новогодний сапожок (бросовый материал)

Закреплять умение оплетать край поделки толстой пряжей или узкой ленточкой.

Упражняются в выполнении аппликации из ватных дисков.

Познакомить с приемами выполнения аппликации из ткани. Вызвать интерес к празднованию Нового года, желание принять участие в украшении елки, группы; воспитывать самостоятельность, аккуратность во время работы.

11.

Гирлянда (бросовый материал)

Познакомить с новым видом художественной деятельности; формировать умение использовать полученные знания в изобразительной и трудовой деятельности. Развивать навыки свободно пользоваться приёмами, материалами, инструментами для создания украшений для новогодней елочки;

развивать мелкую моторику рук, воображение; воспитывать усидчивость, внимательность, старательность.

12.

Снежинки (работа с бумагой)

Способствовать развитию творческого потенциала детей при изготовлении новогодней снежинки различных форм; изучить технологическую последовательность и трудовые приемы выполнения изделия из цветной бумаги;

13.

Вкусное печенье (солёное тесто)

Познакомить детей с приемами лепки: сплющивание в диск и полусферу. Показать варианты оформления изделий из соленого теста.

14.

Бабочки (природный материал)

Расширить представление о бабочке, особенностях ее внешнего вида и строения; закрепить понятие «природный материал», приемы работы с ним; закрепить умение работы с пластилином и листьями.

15.

Карандашница (бросовый материал)

Закреплять навыки работы с ножницами, познакомить с сцеплером и клеевым пистолетом, развивать творческое воображение, мелкую моторику рук, формировать эстетический вкус, учить доводить начатое дело до конца.

16.

Цветок на палочке (солёное тесто)

Закрепить умение раскатывать тесто круговыми движениями, соединять между собой скатанные шарики, наносить узор палочкой, украшать поделку бусинками

развивать чувство пропорции, композиции.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитывать внимательное отношение к маме, желание порадовать ее.

17.

Черепашка (работа с бумагой)

Распределять резаную мозаику равномерно по рисунку, аккуратно наклеивать.

Умение нарезать одинаковые модули из бумаги, сложенной гармошкой.

18.

Улитки (природный материал)

Познакомить детей с некоторыми ракушками; показать характерные особенности их формы, цвета, рассказать о способе работы с данным природным материалом; развивать умение мастерить из ракушек. Развивать умения и навыки изготовления поделок из природного материала.

19.

Подарок для папы (бросовый материал)

Показать детям новые возможности при работе с бросовым материалом, закрепить умение пользоваться ножницами. Создавать из бросового материала объёмные фигуры. Развивать воображение, мелкую моторику рук, творческий вкус. Воспитывать аккуратность, умение действовать самостоятельно.  Воспитывать желание сделать приятное своим близким.

20.

Подковка на счастье (солёное тесто)

Формировать умение лепить из цветного соленого теста, раскатывать жгутик, сгибать, придавая форму подковы. Закрепить умение, из отдельных частей, лепить розу, или другие цветы. Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании изделия.

21.

Букет для мамы (работа с бумагой)

Развивать умение детей делать необычный букет из цветной бумаги. Развивать мелкую моторику рук, чувство формы и композиций; воспитывать художественный вкус; закрепить умение вырезания ножницами

22.

Зайцы (природный материал)

Развивать умение детей создавать поделки из желудей с использованием материала для творчества; развивать пальчиковую моторику, фантазию; воспитывать интерес и гуманное отношение к диким животным

23.

Лесные обитатели (бросовый материал)

Продолжать развивать умение детей передавать в рисунке характерные особенности внешнего вида отдельных животных. Развивать воображение, чувство цвета, формы. Поддерживать самостоятельность, уверенность, инициативность, в поиске средств художественно- образной выразительности.

24.

Звездное небо (солёное тесто)

Развивать умение представления о космосе, Вселенной. Развивать познавательную деятельность. Формировать умение детей создавать красивую композицию.

25.

Дуб (работа с бумагой»

Закрепить навыки работы от «пятна», развивать умение выполнять форму образа без деталей, используя метод обрывания бумаги.

26.

Ромашковое поле (природный материал)

Развивать умение детей выполнять подделку, используя нетрадиционную технику выполнения (из круп). Закреплять умение работать с шаблоном, заполняя пространство крупой. Развивать художественный вкус, глазомер, развивать мелкую моторику, мышление.

27.

Подарок ветеранам (соленое тесто)

Познакомить детей с героическим прошлым народа; воспитывать чувство гордости за героизм нашего народа, чувство любви к Родине.

-Развивать умение детей лепить из соленого теста барельеф с изображением цветка, используя приемы скатывание шара, приплющивание его, скатывание «капелек».

28.

Коллективная работа «Цветы луговые» (работа с бумагой)

Выявить уровень развития продуктивной деятельности. Развивать желание работать вместе с другими детьми Воспитывать дружеские отношения

Диагностика

Самостоятельная работа

Коллективная работа «Цветы луговые»

Цель: выявление уровня развития продуктивной деятельности.

Ф.И ребенка

Критерии качества освоения ребенком продуктивной деятельности

Владеет приемами работы

Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы

Использует свои конструктивные решения в процессе работы

Показывает уровень воображения и фантазии. Выполняет работу по замыслу

2балла- низкий уровень развития.

3балла- удовлетворительный уровень развития.

4балла -средний уровень развития.

5баллов - высокий уровень развития.



Предварительный просмотр:

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЯГАНИ «ДЕТСКИЙ САД №4 «ВЕСНЯНКА»

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета

Протокол № 5

«24» мая 2024 г.

СОГЛАСОВАНО

на заседании

Управляющего совета

Протокол № 6

«13» мая 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом от 10.07.2024 № 71

Рабочая программа воспитания

г. Нягань, 2024 г

Содержание

Пояснительная записка3

Особенности воспитательного процесса в детском саду 3

Цель и задачи воспитания, планируемые результаты на этапе окончания дошкольного детства 5

Виды, формы и содержание воспитательной деятельности 8

Основные направления самоанализа воспитательной работы 11

Приложение 1. Календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год 13


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении города Нягани «Детский сад № 4 «Веснянка» (далее - МАДОУ) образовательный процесс осуществляется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО). Потребности современного общества возлагают задачи не только качественного обучения, но и воспитания человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. В связи с этим обучение и воспитание объединяются в целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Данная программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения дошкольников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная программа показывает, каким образом педагоги могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности.

В центре программы находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС ДО. Одним из результатов реализации программы МАДОУ станет приобщение воспитанников к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение личностных результатов, указанных во ФГОС ДО: формирование у воспитанников готовность к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности и здорового образа жизни.

 

  1. Особенности воспитательного процесса в детском саду

Воспитание, в соответствии  с Федеральным законом № 273-ФЗ, – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность. Игра широко используется в как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство и метод развития, воспитания и обучения в других организационных формах. Приоритет отдается творческим играм (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игры-драматизации и инсценировки, игры с элементами труда и художественно деятельности) и игры с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные т.п.).

Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Ее содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских способностей, а также от имеющейся материальной базы и качества педагогического руководства. Организованное проведение этой формы работы обеспечивается как непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны воспитателя.

Важным аспектом является индивидуальный и дифференцированный подходы к детской личности (учет интересов, предпочтений, способностей). Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные часы (во время утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем воздухе.

Основной целью педагогической работы МАДОУ является формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности. Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Воспитательный процесс в МАДОУ организуется в развивающей среде, которая образуется совокупностью природных, предметных, социальных условий. Среда обогащается за счет не только количественного накопления, но и через улучшение качественных параметров: эстетичности, гигиеничности, комфортности, функциональной надежности и безопасности, открытости изменениям и динамичности, соответствия возрастным и половым особенностям детей, проблемной насыщенности и т.п. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети свободно ориентировались в созданной среде, имели свободный доступ ко всем его составляющим, умели самостоятельно действовать в нем, придерживаясь норм и правил пребывания в различных помещениях и пользования материалами, оборудованием.

Приоритетным в воспитательном процессе МАДОУ является физическое и социально-личностное воспитание. Для педагогов МАДОУ важно интегрировать семейное и общественное дошкольное воспитание, сохранить приоритет семейного воспитания, активнее привлекать семьи к участию в учебно-воспитательном процессе.

С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год ребенка является важным звеном в становлении гармонично развитой. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.

Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации, создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле. И, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей, в первую очередь, зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества, с реалиями сегодняшнего дня.

Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка.


  1. Цель и задачи воспитания, планируемые результаты на этапе окончания дошкольного детства

Цель и задачи воспитания

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в МАДОУ:

1. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.

2. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Данные цели ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога, родителей (законных представителей) по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.

Достижению поставленных целей воспитания дошкольников будет способствовать решение следующих основных задач:

  • развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств; создание благоприятных условий для гармоничного развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями и склонностями;
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных и физических качеств; развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
  • развитие инициативности, самостоятельности и ответственности каждого ребенка;
  • воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • воспитание чувства собственного достоинства в процессе освоения разных видов социальной культуры, в том числе и многонациональной культуры народов России и мира, умения общаться с разными людьми;
  • объединение воспитательных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установление партнерских взаимоотношений с семьей;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей.

На этапе окончания дошкольного детства воспитанники способны быть:

  • Любознательными: в детях развита и получает педагогическую поддержку любознательность, развиваются исследовательские навыки. Дети знают, как учиться самостоятельно и совместно с другими благодаря поддержке взрослых. Они готовы учиться с интересом и стремиться к приобретению знаний в учении на протяжении всей жизни.
  • Обучаемыми, стремящимися к познанию нового, инициативными и самостоятельными: Дети активно интересуются явлениями и объектами окружающей действительности. Они развивают свою природную любознательность и познавательную активность, приобретая жизненные, практические навыки, необходимые для проведения исследований и проявления самостоятельности в совместной деятельности со взрослыми и детьми. Они испытывают удовлетворение от получения новых знаний и умений и сохраняют стремление к познанию и получению новых впечатлений.
  • Думающими и анализирующими: дети учатся проявлять инициативу в применении своих мыслительных навыков, проявляя при этом творчество, способны решать сложные проблемы адекватно возрасту. Они способны внимательно обдумывать свой опыт познания, оценить свои сильные и слабые стороны (с помощью взрослых, которые поддерживают их успешность в определенных видах деятельности). Стремятся содействовать своему образованию и личностному развитию.
  • Физически активными и развитыми, стремящимися сохранить и укрепить свое здоровье: дети физически развиты в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, физически активны, стремятся удовлетворить и развивать свои потребности в двигательной активности. Они имеют представление о функционировании своего организма и условиях, необходимых для сохранения и укрепления своего здоровья. Они овладевают навыками безопасного поведения в быту, в природе и социуме.
  • Эффективно общающимися: дети обладают хорошо развитыми коммуникативными навыками, уверенно излагают информацию, выражают свои мысли и чувства на родном и государственном языке, используя разнообразные средства общения. Они эффективно работают в команде и с готовностью сотрудничают и взаимодействуют с другими.
  • Принципиальными: дети стремятся действовать честно, проявляя развитое чувство справедливости и уважения к достоинству личности, группы людей и общества.
  • Объективными и непредвзятыми: дети понимают и ценят национальную культуру и гордятся традициями своей семьи и своего народа, открыты для взаимодействия с другими людьми (из других социальных групп, национальных сообществ). Способны к поиску разнообразных точек зрения.
  • Любящими свою семью, имеющими представление о малой и большой Родине: дети любят свою семью, принимают ее ценности; проявляют интерес к истории своей страны, своего края, своего народа и его традициям; эмоционально реагируют на государственные символы.
  • Доброжелательными и заботливыми: детям свойственно сопереживание, эмоциональная рефлексия и уважение к чувствам и нуждам других людей. Они проявляют желание помочь другим людям, быть им полезными, стремятся привносить положительные изменения в жизнь других и заботиться об окружающих людях (прежде всего о близких и родных), о питомцах, о природе.
  • Социально адаптированными: дети соблюдают элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
  • Неравнодушными: дети проявляют сочувствие и уважение к другим людям.
  • Гармонично развивающимися: дети понимают важность интеллектуальной, физической и эмоциональной гармонии для достижения благополучия как для себя, так и для других. Они осознают взаимную зависимость с другими людьми и окружающим миром.
  • Решительными: дети стремятся действовать самостоятельно, проявляют независимость, стремятся осваивать в процессе игровой и иной детской деятельности новые роли, идеи и способы деятельности.

  1. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы МАДОУ. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.

Модуль 1. Творческие соревнования

Творческие соревнования позволяют провести воспитательную работу с ребенком сразу по нескольким направлениям: социально-коммуникативное развитие, умственное и эстетическое воспитание, вовлечение родителей в процесс воспитания, интеграция воспитательных усилий.

Творческие соревнования способствуют художественно–эстетическому развитию ребенка, которое предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживанию персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
 Творческие соревнования стимулируют у воспитанников развитие: сенсорных способностей; чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности.

Творческое соревнование – не просто мероприятие в стенах детского сада, это продолжение и расширение образовательного процесса, где развитие получают все участники процесса: ребенок, родитель и педагог. Родитель и ребенок учатся и приобретают опыт по взаимодействию для достижения общей цели, реализуя общие задачи. Родитель учится быть терпеливым и вдумчивым. Ребенок получает первый социальный опыт участия в конкурсном движении, а родитель учится относиться к соревнованиям серьезно, знакомясь с положениями, условиями и системой оценки.

Творческие соревнования создают условия для приобретения социального опыта участия ребенка в конкурсном движении и формирование у родителей педагогической культуры по подготовке и поддержке своего ребенка в участии в конкурсах.

МАДОУ проводит творческие соревнования в различных формах, например, конкурсы, выставки, фестивали. Конкретная форма проведения творческого соревнования определяется календарным планом воспитательной работы МАДОУ.

МАДОУ помогает подготовиться семье к успешному участию в конкурсе, консультирует родителей по созданию условий, мотивации, помогают в подготовке. Педагогам приходится учиться видеть домашние условия и возможности ребенка, понимать современного родителя и их трудности, быть терпимыми, и доброжелательными к любому родителю и оказывать посильную помощь в развитии детей дома.

Через весь процесс подготовки, организации и проведения творческих соревнования педагогический коллектив детского сада решает для себя важную задачу по воспитанию родителя и преемственности развития ребенка в семье и детском саду.

Модуль 2. Праздники и фольклорные мероприятия

Праздники благотворно влияют на развитие психических процессов ребенка: памяти, внимания; создают прекрасную атмосферу для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию, развитию социально-коммуникативных навыков.

Чтобы снизить утомляемость детей, нужны частые смены видов деятельности. Для этих целей на празднике используются игры и представления. Они позволяют детям расслабиться и подвигаться.

Подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на занятиях по развитию речи и музыке. Малыши разучивают песни, стихи и танцевальные движения не просто так, а для того, чтобы потом продемонстрировать все свои умения родителям на детском утреннике, да еще получить за это подарки, которые тоже занимают не последнее место в мотивации ребенка. Таким образом, воспитатель всегда может объяснить ребенку, для чего проводится то или иное занятие и почему нужно стараться. А когда у малыша есть конкретный стимул, он и заниматься будет усерднее.

Во-вторых, праздник – это возможность для родителей получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми.

В-третьих, праздник в детском саду позволяет родителям сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома. Помимо этого, педагоги могут оценить поведение ребенка в коллективе: насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован.

Педагогический коллектив вправе не приглашать родителей на праздники в ясельных группах, потому что малыши нередко реагируют слезами на появление родителей, к которым нельзя подойти, и теряют весь интерес к празднику. Во время эпидемиологических вспышек присутствие родителей тоже, как правило, не допускается.

МАДОУ организует праздники в форме тематических мероприятий, например, праздник осени, новый год, рождество, мамин праздник, день Победы, а также утренников. Конкретная форма проведения праздника определяется календарным планом воспитательной работы МАДОУ.

Фольклорные мероприятия могут пересекаться с праздниками, но существенно отличаются от остальных воспитательных мероприятий детского сада тем, что направлены на раскрытие социокультурных ценностей нашего народа, знакомство детей с отечественными традициями и праздниками, многообразием стран и народов мира, их обычаями.

При проведении фольклорного мероприятия важно продумать его форму и сценарий. Например, это могут быть «Ярмарка», «Гуляние», «Посиделки». После этого выстраивается композиция, определяется очередность развития событий, кульминация мероприятия. Сценарий завершается развязкой. Конкретная форма проведения фольклорного мероприятия определяется календарным планом воспитательной работы МАДОУ.

Педагоги, занятые в организации фольклорного мероприятия должны учитывать важность поисковых действий и предварительной работы, построенных в каждом случае на взаимодействии и сотрудничестве взрослых и дошкольников. Например, показать ребенку историю народной игрушки (игрушки разных народов России, где их изготовляют; особенности народных деревянных, глиняных, соломенных, тряпичных игрушек и т. д.) невозможно без посещения музеев, выставок, конкурсов. Дошкольнику не обойтись без помощи взрослого при рисовании «Информационных карточек», изготовлении игрушек.

В основе фольклорных мероприятий лежит комплексный подход к воспитанию и развитию дошкольников:

  • формирование духовно-нравственных норм и ценностей;
  • раскрепощение, снятие эмоционального напряжения;
  • социализация, развитие коммуникативных навыков.

В процессе проведения фольклорного мероприятия ребенок участвует в разных видах деятельности, организованных согласно принципам природосообразности детей: игровой, музыкальной, театрализованной и коммуникативной.

Конкретная форма проведения фольклорного мероприятия определяется календарным планом воспитательной работы МАДОУ

Модуль 3. Взаимодействие с семьями

Работа с родителями или законными представителями детей осуществляется в рамках каждого из представленных модулей. Для педагогов МАДОУ важно интегрировать семейное и общественное дошкольное воспитание, сохранить приоритет семейного воспитания, активнее привлекать семьи к воспитанию ценностного отношения к здоровому образу жизни. В модуле «Взаимодействие с семьями» направлено на активное привлечение семьи к формированию у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни и создание условий для сохранения жизни и здоровья воспитанников МАДОУ.

С этой целью проводятся родительские собрания, консультации, беседы и дискуссии, круглые столы, тренинги, викторины, дни открытых дверей, просмотры родителями отдельных форм работы с детьми, предоставляющие родителям, педагогам и детям площадку для совместного проведения досуга и общения.

Также применяются средства наглядной пропаганды, (информационные бюллетени, родительские уголки, тематические стенды, фотовыставки и др.). Используются технические средства и информационно-коммуникационные технологии.

На индивидуальном уровне в МАДОУ реализуются следующие виды и формы работы с родителями:

- работа специалистов МАДОУ по запросу родителей;

- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении мероприятий воспитательной направленности;

- индивидуальное консультирование c целью координации совместных усилий педагогов и родителей.


  1. Основные направления самоанализа воспитательной работы

Самоанализ организуемой в МАДОУ воспитательной работы осуществляется по выбранным детским садом направлениям и проводится с целью выявления основных проблем воспитания дошкольников и последующего их решения.

Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.

Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в МАДОУ, являются:

  • принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
  • принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между воспитанниками и педагогами;
  • принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
  • принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития воспитанников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие детей – это результат как социального воспитания (в котором детский сад участвует наряду с семьей и другими социальными институтами), так и стихийной социализации, и саморазвития детей.

Направления анализа зависят от анализируемых объектов. Основными объектами анализа, организуемого в МАДОУ воспитательного процесса являются:

1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития дошкольников.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития воспитанника каждой группы.

Осуществляется анализ воспитателями совместно с заместителем заведующего или методистами с последующим обсуждением его результатов на заседании педагогического совета МАДОУ.

Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития воспитанников является педагогическое наблюдение.

 Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах:

- какие прежде существовавшие проблемы личностного развития воспитанников удалось решить за минувший учебный год;

- какие проблемы решить не удалось и почему;

- какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.

2. Состояние организуемой в МАДОУ совместной деятельности детей и взрослых.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в детском саду комфортной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.

Осуществляется анализ заместителем заведующего и методистами, воспитателями.

Способами получения информации о состоянии организуемой в детском саду совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со родителями, педагогами, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании педагогического совета МАДОУ.

Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:

  • качеством совместной деятельности педагогов и воспитанников;
  • качеством проводимых мероприятий с семьей;
  • качеством проводимых творческих соревнований
  •  качеством организации праздников и фольклорных мероприятий.

Итогом самоанализа организуемой воспитательной работы в МАДОУ является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.

Приложение к рабочей программе воспитания

Календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год

№ п\п

Мероприятия

Возраст воспитанников

Сроки

Ответственные

Творческое соревнования

(конкурсы и выставки)

1.

«Веселые старты»

5-7 лет

сентябрь

методисты,

воспитатели,

инструктор по физической культуре

2.

Выставка рисунков, посвященных Международному дню мира

3-7 лет

сентябрь

методисты,

воспитатели,

родители (законные представители)

3.

Выставка поделок из природного материала «Осенний вернисаж»

3-7 лет

октябрь

заведующий,

методисты,

воспитатели,

родители (законные представители)

4.

Спортивно-развлекательное мероприятие «Папа может»

5-7 лет

октябрь

методисты, инструктор по физической культуре

воспитатели

5.

Выставка рисунков «Мой любимый папа»

3-7 лет

октябрь

воспитатели,

родители (законные представители)

6.

Выставка декоративно-прикладного творчества «Я, ты, он, она – вместе целая страна!»

3-7 лет

ноябрь

методисты,

воспитатели,

родители (законные представители)

7.

Конкурс чтецов, посвященный Дню матери «Мама – солнышко мое!»

4-7 лет

ноябрь

заместитель заведующего по ВМР, методисты, учителя-логопеды, воспитатели, родители (законные представители)

8.

Смотр-конкурс зимних участков «Волшебница-зима»

2-7 лет

декабрь

заместитель заведующего по ВМР,

методисты,

воспитатели, родители (законные представители)

9.

Выставка декоративно-прикладного искусства «Новогодние делки-рукоделки»

2-7 лет

декабрь

заведующий,

методисты,

воспитатели,

родители (законные представители)

10.

Спортивное развлечение «Зимние забавы»

2-7 лет

январь

воспитатели,

инструктор по физической культуре

11.

Творческий конкурс «Я – исследователь»

5-7 лет

февраль

заведующий, заместитель заведующего по ВМР,

методисты,

воспитатели, родители (законные представители)

12.

Отборочный конкурс «Знайка»

5-7 лет

март

заведующий, заведующего по ВМР,

методисты, педагоги-психологи, воспитатели, родители (законные представители)

13.

Творческий конкурс «Магия слова»

5-7 лет

апрель

заведующий, заместитель заведующего по ВМР, методисты, учителя-логопеды, воспитатели, родители (законные представители)

14.

Конкурс поделок из пластика, посвященный охране окружающей среды «Подари вторую жизнь»

3-7 лет

апрель

воспитатели,

родители (законные представители)

15.

Творческий конкурс «Минута славы!»

5-7 лет

апрель

заведующий,

методисты,

воспитатели,

родители (законные представители)

16.

Выставка рисунков «Давай дружить, дорога!»

4-7 лет

май

воспитатели,

родители(законные представители)

17.

Творческая выставка «Символы России»

3-7 лет

июнь

воспитатели,

родители (законные представители)

18.

Конкурс «Безопасное лето»

5-7 лет

июль

методисты,

воспитатели,

родители (законные представители)

19.

Фотовыставка «Как я провел лето»

3-7 лет

август

воспитатели,

родители (законные представители)

Праздники и фольклорные мероприятия

1.

Исполнение Гимна РФ

5-7 лет

сентябрь-май

еженедельно по понедельникам

методисты, музыкальные руководители, воспитатели

2.

Развлечение «День Знаний»

3-7 лет

сентябрь

музыкальные руководители, воспитатели

3.

Развлечение «Осень, осень в гости просим»

3-4 лет

октябрь

музыкальные руководители, воспитатели

Осенний праздник «Осень в гостях у ребят!»

4-5 лет

Осенний праздник «Приключения в осеннем лесу»

5-6 лет

Осенний праздник «Разноцветная мозаика»

6-7 лет

4.

Театрализованное представление «Маленький мышонок»

2-4 лет

ноябрь

музыкальные руководители, воспитатели

Развлечение «Давайте жить дружно!»

4-5 лет

Тематическое развлечение «Дружат дети всей Земли»

5-7 лет

5.

Спортивное развлечение «Югра мой край родной!»

5-7 лет

декабрь

музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре,

воспитатели

6.

Новогодние праздники

2-7 лет

декабрь

музыкальные руководители, воспитатели

7.

Тематическое занятие «Верь в себя», посвященное Международному дню инвалидов

5-7 лет

декабрь

методисты, педагоги-психологи, воспитатели, родители (законные представители)

8.

Музыкально спортивный праздник, посвященный Дню пожарной безопасности «Юные пожарные»

5-7 лет

декабрь

музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре,

воспитатели

9.

Развлечение «Пришла Коляда, открывай ворота!»

5-7 лет

январь

музыкальные руководители, воспитатели

10.

Музыкально-спортивное развлечение «День защитника Отечества»

3-7 лет

февраль

музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре,

воспитатели, родители (законные представители)

11.

Развлечение «Широкая Масленица»

5-7 лет

февраль

музыкальные руководители, воспитатели

12.

Праздник «Мамин день 8 марта отмечает вся страна!»

2-7 лет

март

музыкальные руководители, воспитатели, родители (законные представители)

13.

Спортивные развлечения, посвященные ко Всемирному Дню здоровья «Веселые старты»

2-7лет

апрель

воспитатели,

инструктор по физической культуре

14.

Эко-квест «Мы друзья природы!»

5-7 лет

апрель

музыкальные руководители, воспитатели

15.

Праздник «День Победы»

2-7 лет

май

музыкальные руководители, воспитатели

16.

Музыкально-спортивное развлечение «Здравствуй лето»

3-7 лет

июнь

музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре,

воспитатели

17.

Развлечение «День России»

5-7 лет

июнь

музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре,

воспитатели

18.

Театрализованное представление «В гостях у сказки»

2-7 лет

июль

музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре,

воспитатели

19.

Развлечение «Это флаг моей России», посвященное дню Государственного флага

5-7 лет

август

музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре, воспитатели

Взаимодействие с семьями

1.

Экологический субботник по уборке территории детского сада «День добрых дел»

3-7 лет

сентябрь

методисты, воспитатели, родители (законные представители)

2.

Акция «Мы вместе», в рамках сотрудничества с МДОУ «Ясли-сад №82 общеразвивающего типа г. Макеевка» ДНР

2-7 лет

сентябрь

заведующий, заместитель заведующего по ВМР,

методисты,

воспитатели, родители (законные представители)

3.

Гость группы «Профессии наших родителей»

5-7 лет

октябрь

методисты, воспитатели, родители (законные представители)

4.

Возложение цветов к мемориалу «Вечная слава героям Отечества»

6-7 лет

ноябрь

воспитатели, родители (законные представители)

5.

День добрых дел. Уборка территории от снега.

3-7 лет

декабрь

методисты, воспитатели, родители (законные представители)

6.

Акция «Птичья столовая»

2-7 лет

январь

заведующий,

методисты, воспитатели, родители (законные представители)

7.

Родительский всеобуч «О капризах и упрямстве»

3-5 лет

январь

методисты, педагоги-психологи,

воспитатели

8.

Родительский всеобуч «Искусство хвалить»

5-7 лет

январь

методисты, педагоги-психологи,

воспитатели

9.

Акция «Поздравь солдата, детский сад!»

5-7 лет

февраль

заведующий,

методисты,

воспитатели, инструктор по физкультуре,

родители (законные представители)

10.

Презентация семейных альбомов «Папины рассказы о службе»

5-7 лет

февраль

методисты,

воспитатели, инструктор по физкультуре,

родители (законные представители)

11.

КВН «Права и обязанности детей и родителей»

4-7 лет

март

методисты, педагоги-психологи, воспитатели, родители (законные представители)

12.

День открытых дверей «Всемирный день здоровья»

2-7 лет

апрель

воспитатели, инструкторы по физической культуре, педагоги-психологи,

родители (законные представители)

13.

Экологический субботник «Высадка цветов на клумбы»

2-7 лет

май

воспитатели, родители (законные представители)

14.

Квест-игра «Этот День Победы!»

4-7 лет

май

заведующий, заместитель заведующего по ВМР, методисты,

инструкторы по физической культуре, воспитатели, родители (законные представители)

15.

Возложение цветов к «Вечному огню»

6-7 лет

июнь

воспитатели, родители (законные представители)

16.

Развлечение «Мама, папа, я – мы отличная семья»

2-7 лет

июль

методисты,

воспитатели,

родители (законные представители)

17.

Акция по ПДД «Родительский патруль»

4-7 лет

август

методисты,

воспитатели,

родители (законные представители)



Рабочая программа воспитания на 2023 – 2024 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа старшей и подготовительной группы

Рабочая программа  старшей и подготовительной группы...

Познавательное развитие. Подготовительная группа. Тема: «Бумага своими руками» Цель: Изготовление бумаги своими руками- решение экологической проблемы.

Познавательное развитие. Подготовительная группа. Тема: «Бумага своими руками» Цель: Изготовление бумаги своими руками- решение экологической проблемы. Задачи: 1. Познакомить детей с совре...

Рабочая программа старшей и подготовительной к школе групп на 2020-2021г

На основе   программы "От рождения до школы" авторы Веракса и Васильева....

Мастер - класс для родителей подготовительной группы " Книжка - малышка своими руками"

Целью мастер - класса является вовлечение родителей и детей в совместную деятельность, формировать у родителей умения организовывать совместную творческую деятельность с детьми старшего дошк...

Интегрированное занятие искусство и труд в подготовительной группе «Делаем сказку своими руками»

Интегрированное занятие искусство и труд «Делаем сказку своими руками»...

Проект в подготовительной группе "Музыкальные инструменты своими руками"

Проект в подготовительной группе "Музыкальные инструменты своими руками"...

Мастер-класс для родителей подготовительной группы «Книжка - малышка своими руками»

Мастер-класс для родителей подготовительной группы «Книжки-малышки»Цель: Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.Задачи:-Формировать у родителей умения ...