«ЗВУКИ РАЗНЫЕ БЫВАЮТ» Исследовательский проект по музыкально - экспериментальной деятельности
проект (подготовительная группа)

Заиченко Надежда Юрьевна

Введение

Вопрос о важности музыкального воспитания детей на протяжении долгого времени остается актуальным. Музыкальная деятельность носит не только творческий  характер, но оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития ребенка. Общие исследования последних лет в области физиологии (Т.М. Марютина, О.Ю.Ермолаева, А.Л.Сиротюк и др.) мозга доказывают, что увеличение количества занятий музыкой помогает детям в усвоении математики и языков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx523.06 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12»

             

                                                                          http://detskiysad443.ucoz.ru/Azizova/Children_and_Notes_CO.png

                                                                                                                                                                                   

«ЗВУКИ  РАЗНЫЕ БЫВАЮТ»

Исследовательский проект по музыкально - экспериментальной деятельности

                 

Автор-составитель:

Заиченко Н.Ю..

  музыкальный руководитель

2024 г.

Введение

Вопрос о важности музыкального воспитания детей на протяжении долгого времени остается актуальным. Музыкальная деятельность носит не только творческий  характер, но оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития ребенка. Общие исследования последних лет в области физиологии (Т.М. Марютина, О.Ю.Ермолаева, А.Л.Сиротюк и др.) мозга доказывают, что увеличение количества занятий музыкой помогает детям в усвоении математики и языков.

Экспериментальная деятельность на музыкальных занятиях – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста. Современные образовательные технологии ставят перед музыкальными руководителями задачу поиска путей личностно ориентированного взаимодействия с детьми, которое может рассматриваться только через систему позитивных отношений. С одной стороны, отношения выражаются в понимании, признании, принятии педагогом ребенка, а с другой — дают возможность детям выразить свои чувства, эмоциональные стремления, проявить активность, творчество.

Основной целью музыкальной экспериментальной деятельности является воздействие на эстетические чувства, нравственные переживания. Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, умение экспериментировать со звуками, создавая свои собственные мелодии, вырабатывать стойкий интерес к музыке, знать, любить, уметь пользоваться современными музыкальными техническими средствами, развитие сознательного отношения к музыкальному миру.

Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления об изучаемом объекте, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.

                                                   

                                   

Цель проекта: способствовать развитию музыкальности, креативного потенциала дошкольников в процессе экспериментирования со звуком, интереса к миру звуков.

Задачи:

  • создавать условия для творческого самовыражения, свободного экспериментирования ребенка со звуком, учитывая его индивидуальные возможности;
  • развивать познавательную активность в процессе знакомства со звуком и его свойствами, дифференцировать шумы и звуки;
  • вовлекать дошкольников в разные виды художественно-эстетической деятельности, помогая им освоить различные средства, материалы и способы изготовления музыкальных игрушек-инструментов;
  • развивать природную музыкальность детей, фантазию, ассоциативное мышление и воображение в звукоподражательных играх со словом, инструментами при озвучивании стихов и сказок;
  • поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на самодельных музыкальных игрушках-инструментах;
  • расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами.

Проблема:

  • «Что такое звуки?»    
  • «Как они получились?»
  • «Почему их так много, целое море?»

 

Гипотез: Дрожит, значит звучит…

Результативность проекта: значение музыкальных экспериментов для интеллектуального развития детей огромно — они концентрируют внимание, активизируют память, являются неоспоримым аспектом постоянного интереса дошкольников к музыкальной деятельности.

Методы исследования: 

  • анализ литературы
  • эксперимент,
  • анкетирование
  • наблюдение
  • практическая работа

Этапы  исследования:

  1. Подготовительный этап. Определение темы и проблемы будущего проекта, постановка цели и задачи. Подбор и разработка необходимых материалов (тематических занятий, бесед, подбор музыкального репертуара, материального оснащения), составление плана реализации проекта.

 

  1. Основной этап. Сбор, систематизация и хранение информации по теме проекта: 1. Исследовательская деятельность детей «Звуки вокруг нас» (шумы, деревянные, стеклянные, пластмассовые, шуршащие звуки).

 2. Дидактическая игра «Что звучит?»,  «Музыка или шум?». 3. Свойства шумов (работа с карточками).

 

  1. Заключительный этап. Оркестр забавных инструментов - совместное занятие детей и родителей.  

                                                           

                               

I этап - Подготовительный этап

Беседа с детьми «Шумовые и музыкальные звуки»

Музыкальный руководитель:

Все звуки делятся на шумовые и музыкальные. Чем же отличается шумовой звук от музыкального?

У шумовых звуков нет точной высоты – на слух звуковую высоту шума мы точно определить не сможем. Шум -  он и есть шум.  Воспроизвести в точности, как шумит дерево на ветру, ни голосом, ни с помощью музыкального инструмента невозможно. В музыке, естественно, основное значение имеют музыкальные звуки, хотя нередко используются и шумовые – их создают многие ударные инструменты.

У музыкального звука имеется своя высота, она – то и позволяет отличить один звук от другого, повторить услышанный звук голосом или на музыкальном инструменте – допустим, нажав на клавишу или тронув струну.

Дети, вы никогда не задумывались, как получились звуки? Почему их так много - целое море? Откуда берутся звуки?

Дети: высказывают свое мнение. 

Музыкальный руководитель: А вам бы хотелось узнать, откуда берутся звуки? какие звуки нас окружают?

Дети: Да.

Музыкальный руководитель: Тогда предлагаю вам заняться исследовательской деятельностью.

После беседы музыкальный руководитель вместе с детьми определила:

проблемные вопросы:

 «Что такое звук?», «Как он получается?»,  «Почему звуков  так много – целое море?»

- выдвинула гипотезу – дрожит, значит звучит…

- обозначила цель проекта.

Беседа с детьми «Звуки вокруг нас»

Музыкальный руководитель: Ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в волшебный мир звуков. Начнем с веселой зарядки.                      

Мы, ребятки, дружно, вместе                      

Совершаем бег на месте.                      

Если в сердце не покой,                      

Громко топнули ногой.                      

И другой!                                

А теперь, мои хорошие,                                

Громко хлопайте в ладоши!                                

Вы улыбками со всеми поделитесь                                

И садитесь! (Дети выполняют действия по тексту).

Музыкальный руководитель:

Что мы сейчас делали? Дети: Топали, хлопали, шумели. Музыкальный руководитель: Как можно назвать такие звуки? (топот, хлопки, стук) Они называются – шумы. Давайте минуту помолчим и прислушаемся к миру вокруг нас. Как вы думаете, этот мир молчаливый или нет? (Дети минуту слушают).

Музыкальный руководитель: Итак, что вы услышали? Дети: Шаги и речь людей за спиной, звонок телефона, топот детей в группе, шум на кухне. Музыкальный руководитель: Мы все время что – то слышим, наши уши постоянно в работе, и мир вокруг нас – звучащий. Давайте с вами поиграем. Я буду включать шумы, а вы их угадывать. (Звучат фонограммы различных шумов А. Бурениной «Театральные шумы». Дети угадывают.) 

Музыкальный руководитель:  Я попрошу вас послушать и дома нарисовать мальчикам – шумы, которые вы услышали на улице; девочкам – шумы, которые вы услышали дома.

II этап - Основной этап

Исследовательская деятельность детей

  1. «Знакомство с определением « Звук» 

Задача: Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах звука. Материалы: линейки, альбомы тетради карандаши, гитара, звуковая запись с шумом воды, улицы, пение птиц, жужжание насекомых, можно использовать картину со звуками льющейся воды и пением птиц.  

Описание.     Игра «Что звучит?»  - педагог предлагает детям закрыть глаза, и послушать звуки. Дети слушают и говорят,  какие звуки они слышат (ответы детей: детские голоса на улице,  шум льющейся воды,  пение птиц…) Вопрос

педагога: Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук?  Детям предлагается изобразить голосом; как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит муха? (Ж-ж-ж.) Как гудит шмель? (У-у-у.) Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться  до  струны, чтобы остановить звук. Что произошло? Почему звук прекратился? Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает. Есть ли голос у деревянной линейки? Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному концу линейки хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется.) Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой.)

Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, прекращаем. Когда же возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад. Это называется колебаниями. Почему все звучит? Какие еще можете назвать предметы, которые будут звучать? (Ответы детей). Дети зарисовывают  представление о звуке в виде волн в альбомах и предмет помощник линейку. Во время рисования звучит музыка Ф.Шопена

  1. «Секреты звуков  в звуках»

Задача:  Научить различать,  в окружающих нас звуках,  ритм. Материалы: Запись шума дождя, металлическая крышка, пузырьки с крышками, в которых проделаны дырочки, вода.

Описание. Педагог: Здравствуйте дети, сегодня мы с вами отправляемся в удивительное путешествие в мир волшебных звуков. Вы уже знаете, что человека всю жизнь окружают разные звуки. А все ли они музыкальные?  Давайте послушаем (дети слушают шум дождя)  Педагог:  Хотите узнать, о чем поют капельки дождя? (ответ детей). Для эксперимента педагог использует металлическую крышку и пузырек с водой.  Капли воды ритмично падают на металл. Педагог предлагает детям воспроизвести ритм дождя хлопками, зарисовывают ритмично капельки дождя в альбом. В данном ритме педагог исполняет русскую народную песню  «Дождик». При повторе дети поют вместе с педагогом. Затем дети исполняют знакомую песенку «Дождик озорной» Юрченко

  1. «Как сделать громким звук»

Задача: Научить детей усиливать звук при помощи  предметов - помощников: микрофона,  динамика, определить в каком месте комнаты звук очень громкий, какую лучше  слушать музыку и где лучше находится во время громкого звучания музыки, (например во время праздника). Предметы-помощники:  Микрофон и динамик.

Описание:  Педагог:  Мы тихонечко сидим  и готовим уши. Потому что мы хотим научиться слушать. Ребята, сейчас перед вами выступит ученый Любознайкин. Он  расскажет вам стихотворение. Любознайкин начинает рассказывать стихотворение, но вдруг голос его становится все тише и тише.  Дети, как жаль, что Любознайкин не может рассказать такое интересное стихотворение, что же делать? Варианты  ответов детей.

Педагог: Дети, у Любознайкина голос стал очень тихим,  надо ему помочь. Только как это сделать? У нас есть предметы-помощники, усиливающие звук. Это микрофон и динамик (демонстрирует).  Давайте покажем Любознайкину, как пользоваться предметами-помощниками. После этого дети рассказывают стихи в микрофон, учат Любознайкина пользоваться данным предметом-помощником. Затем Любознайкин рассказывает стихотворение, пользуясь микрофоном,  и благодарит детей за помощь. Предлагает послушать веселую песенку В. Шаинского «Вместе весело шагать». Дети слушают, вдруг Любознайкин усиливает звук.  

Педагог: Любознайкин, музыка звучит очень громко. Нашим ушкам не очень нравится громкий звук. Любознайкин: А давайте поищем самый тихий уголок в группе, где музыка не такая громкая. Дети ходят по группе и находят в стороне от динамиков «тихий уголок».

Дети: Отсюда звук не такой громкий.

Любознайкин: Почему, давайте посмотрим, откуда слышится самый громкий звук? Дети (из динамика).

Любознайкин: А где музыка звучит тише?

Дети: Подальше и в стороне от динамиков.

Любознайкин: Значит, если вы пришли, например, на какой-нибудь праздник и слышится очень громкая музыка, которая так не нравится нашим ушкам, где нужно ее слушать?

Дети: Нужно стоять подальше от динамиков, чтобы не навредить нашим ушкам.

Снова включается музыка, дети регулируют звук.

  1. «Предметы-помощники для усиления звука»

Задача: Самостоятельное изготовление предмета-помощника для усиления звука (рупор). Материалы, оборудование: картина, листы бумаги, клей.

Описание: Педагог: Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам,  Доброе утро улыбчивым лицам! Становятся в круг – релаксационное упражнение «доброе утро». Звучит песня «Зарядка» Юрченко. Сегодня мы с вами отправимся в необычное  путешествие.  Включается фонограмма  «Песенка веселых путешественников» Вот мы и дошли до станицы Слуховка. Давайте осмотримся – что вы видите?  Рассматривают картину станицы с жителями, у которых большие уши. Удивляетесь, отчего у жителей этой станицы такие большие ушки? А  чем вы слышите? (Ответ детей). Правильно ушками. А ухо – орган слуха. Как вы думаете, какой орган хорошо развит у этих жителей.  Правильно уши. Уши помогают  слышать звуки, сообщают, что происходит вокруг. Дотроньтесь до своего уха то, что мы называем ушами – ушные раковины. Сами они не слышат, а усиливают звук, а самая чувствительная часть находится внутри. Чем больше уши, тем больше звуков долетает до них и мы лучше слышим.  Мы с вами познакомились с некоторыми предметами-помощниками, которые усиливают звук. Назовите их  (микрофон, динамик) А теперь мы с вами познакомимся еще с одним предметом-помощником, для ушек и рта. Это рупор. Проделаем такой опыт.  (Фонограмма  звучит очень тихо). Дети делают рупор из листов бумаги. 1) Возьмём бумажную воронку и подставим её к уху. Попробуем услышать музыку. 2) Как можно усилить голос или звук? Сложить руку рупором или опять эту же воронку и произнести “мама”. Почему голос слышно лучше? (Звук не рассеивается по всей площади). Где используется рупор (на демонстрациях и праздниках в нашей станице). Давайте попробуем в рупор сделать объявление о предстоящем музыкальном концерте. Дети в рупор приглашают всех на концерт.

  1. «Громкие и тихие звуки»

Задача: Дать представление детям о силе звука при помощи музыкальных инструментов (металлофон, ксилофон, бубен, колокольчики и металлические ложки)  

Описание:  Педагог: Постучите по столу кулачком. Громче, еще громче, очень громко. Когда звук получился самым громким?  Материалы, оборудование: металлофон, ксилофон, бубен, колокольчики и металлические ложки.

Ответ детей: Когда мы очень сильно ударяли по столу.

Педагог: Значит для того чтобы звук был громче, нужно…

Дети: нужно применить силу. Любознайкин приносит инструменты детям.  

Любознайкин:  Перед вами музыкальный инструмент-бубен. Послушайте его звучание. Исполнятся песня «Бубен» муз. Тиличеевой.  Демонстрируется громкая и тихая игра на бубне.

Педагог: Что вы заметили? Как звучал бубен?

Дети: Бубен сначала звучал громко, затем тихо.  

Педагог: А когда громче звучал бубен?

Дети: Когда сильнее его встряхивали.

Педагог: Интересно. Все ли инструменты умеют звучать громко и тихо. Давайте попробуем.  Дети играют на металлофонах и ксилофонах, ударяя по инструментам с разной силой.

Педагог: Как вы думаете, отчего зависят громкие и тихие звуки?

Дети: От того как сильно мы ударяем по инструменту. Так дети выясняют,  что громкие и тихие звуки зависят от силы удара и свою причастность к происходящему.  Исполняется русская народная песенка «Возле речки, возле моста»  с разной силой звучания по выбору педагога, дети подыгрывают на музыкальных инструментах.

  1. «О дрожалке и пищалке»

Задача:  Выявить причину возникновения звука при помощи губной гармошки, расчески и листка бумаги. Материалы, оборудование: губная гармошка, расчески, бумажки.

Описание:  Любознайкин приносит волшебную коробочку. Достает из нее губную гармошку. Исполняет мелодию «Во саду ли в огороде».  

Любознайкин: Посмотрите, какой необычный музыкальный инструмент. Как вы думаете, как возникает звук в губной гармошке? Дети рассматривают губную гармошку. Любознайкин показывает, как нужно пользоваться этим музыкальным инструментом.  

Любознайкин: Как вы думаете, с чьей помощью возникает звук в губной гармошке?

Ответ детей: При помощи воздуха, когда мы дуем в нее.

Любознайкин: Давайте с вами сами изготовим такой интересный музыкальный инструмент. А помогут нам в этом бумага и расческа Дети делают губные гармошки из бумаги и расчесок, затем пытаются воспроизвести звуки. Звучит музыка по выбору педагога.

  1. «Высокие и низкие звуки»

Задача: Выяснить от чего зависит высота звука. Материалы, оборудование: гитара.

Описание:  Любознайкин встречает детей песней  «Пусть бегут неуклюже» из мультфильма» Крокодил Гена», играя на  гитаре.

Любознайкин: Здравствуйте, ребятишки!  Сегодня мы с вами снова отправимся в мир звуков. А поможет нам мой волшебный инструментгитара. Звуки бывают высокие и низкие. (Проводится игра «Мама и птенчики»). Почему звуки бывают высокие и низкие. Гитара поможет нам понять, от чего зависит высота звука. При помощи настройки струн показывает детям: чем сильнее натянута струна, тем выше звук. Дети пропевают звуки с педагогом на разные слоги. Закрепляется понятие высокий и низкий звук. Исполняют песня под гитару.

  1. «Передача звука на расстоянии»

Задача: Научить передавать звук на расстоянии при помощи предметовпомощников. Оборудование:  Телефон, запись музыки.

Описание:  Любознайкин: Здравствуйте, дети!

Педагог: Любознайкин, что случилось, отчего ты такой грустный?

Любознайкин: У моей бабушки день рождение, она очень любит музыкальные подарки. А я не знаю, как поздравить ее, так как моя бабушка живет очень далеко.

Педагог: Дети, когда люди находятся далеко друг от друга с помощью какого предмета помощника можно связаться друг с другом? Дети: С помощью телефона. Педагог: Давайте попробуем по телефону передать бабушке Любознайкина музыкальный подарок песню  «С днем рожденья!» в исполнении группы «Барбарики». Любознайкин, звони бабушке, а мы приготовим музыкальный подарок. Любознайкин звонит по телефону, затем включается музыка, трубка телефона подносится к музыкальному центру, после прослушивания песни дети слушают благодарность бабушки Любознайкина  по громкой связи телефона. В заключении исполняется песенка  «С днем рождения!» детьми и педагогом.

  1. «Поющая вода»

Задача: Показать, как количество воды в стакане влияет на высоту звука и как можно сочинить мелодию, играя специальными палочками на стаканах с разным количеством воды. Материалы: бокалы, вода, палочки из разного материала.

Описание: Перед детьми стоят несколько стаканов. Педагог: Дети, как  заставить бокалы  звучатъ?  

Любознайкин: Я знаю, (начинает дуть в стакан,  но звука нет. Любознайкин расстроен). Педагог предлагает детям попробовать заставить звучать стаканы (Проверяются все варианты детей: постучать пальчиком, предметами, которые предложат дети).  

Любознайкин: А как можно сделать звук звонче? (применяются палочки из разного материала).

Педагог: Дети, как вы думаете: как можно использовать эти звуки в музыке. (Ответы детей).

В заключении дети и Любознайкин  отстукивают ритм, исполняют  песню по выбору музыкального руководителя.

  1.  «Как изменить звук»

Задача: Выяснить какие факторы влияют на изменение звука.

Описание:  Любознайкин: Дети, с вашей помощью наши стаканчики зазвучали. Но  звук у них какой-то одинаковый. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы изменить звук наших стаканчиков? (Варианты ответов детей). Звучит песня «Дождик».

Педагог: Дождик предлагает нам налить в стаканчики воду. Вы в стаканы наливается  вода в равных  количествах.  Педагог обращает внимание  детей на звук. Предлагается детям самим наполнить стаканы. Количество воды налитое в стаканы детьми разное. Все слушают, как звенят бокалы с водой. Одинаковые ли звуки мы слышим? Почему Илюшин стаканчик звучит не так как Танин? Что влияет на звон? (На звон влияет количество воды, звуки получаются разные.)    В заключении педагог играет для детей детскую песенку. Затем дети вместе с педагогом повторяют ее, играя на стаканах с водой.

  1.  «Измени звук»

Задача: Научить детей самостоятельно изменять звук при помощи разного количества воды в стаканах. Материалы: стаканы, вода, палочки.

Описание:  Любознайкин: Здравствуйте, дети. Давайте с вами станем настоящими исследователями музыкальных звуков. Надевайте фартуки, накидки, шапочки, в общем, все то, что надевают настоящие ученые, при проведении опытов. Дети одеваются.

Любознайкин: А теперь подойдите каждый к своему столику. Сколько стаканчиков находится на вашем столе? Правильно 3стаканчика. Давайте нальем в стаканчики водичку. Послушаем, как они запоют, постучав по ним. А теперь  попробуем изменить звуки наших стаканчиков. Дети с Любознайкиным наливают воду в стаканы, то уменьшая, то увеличивая ее количество, изменяют звук, изменяя разное количество воды в стаканах. В заключении педагог играет для детей детскую песенку. Затем дети вместе с педагогом повторяют ее, играя на стаканах с водой.

  1.  «Создай свою мелодию» 

Задача: Изменив количество воды в стаканах, создай свою мелодию.

Описание: Проговаривают считалочку Звуки большие  наши друзья! У каждого есть фамилия! Мы водичку разольем  и звуки изменять сейчас начнем! Дети с педагогом изменяют звук, изменяя разное количество воды в стаканах. Сочиняют свою мелодию. Потом по очереди демонстрируют свои мелодии. Педагог вода в природе тоже умеет говорить. Послушайте, как например, течет ручей и что мы  слышим. Дети слушают журчание воды. Проговаривают вместе Самая лучшая на свете вода Со звуками дружит она всегда! В заключении дети вместе с педагогом исполняют детские песенки, дразнилки, считалки отстукивая ритм на стаканах с водой.

  1.  «Звуки разные нужны, звуки разные важны»

Задача: Восприятие звуков и поиск детьми  различных источников звуков. Материалы: стаканчики: пластмассовый, деревянный, металлический, стеклянный, карандаши.

Описание:  Педагог: Жили-были 4 братца. Жили они в разных домиках - стаканчиках. Все братцы были веселые и дружные. И звали их всех Звуки. Самая любимая игра у братцев была прятки. Рядом с братцами жил сосед Карандаш. Он был задумчивый и строгий. Однажды Карандаш решил, познакомится со своими соседями. Подошел к одному домику-стаканчику и постучал. Послышался звук. Какой он, дети?

Дети: Пластмассовый. Затем подошел к другому, постучал (деревянный). К третьему (стеклянный). К четвертому (металлический). Так Карандаш познакомился со своими соседями звуками. А теперь и мы с вами давайте с ними познакомимся. Дети ищут звуки в стаканчиках, ударяя по ним карандашом. Затем прочитав считалку, ходят по музыкальной лаборатории в поиске разных звуков. Раз, два, три, четыре, пять Звуки мы идем искать. Пластиковый, деревянный,  Металлический и стеклянный. В заключении слушают различные звуки в грамзаписи, угадывая источник звука.

  1.  «Шумные звуки»

Задача: Восприятие детьми шумов, умение различать шумовые и музыкальные звуки. Материалы: картинки с изображением шумов и музыкальных звуков, 2 шкатулки.

Описание: Педагог: В природе существуют звуки музыкальные и шумы. Дети слушают в записи звуки и шумы.  Определяют на слух, где какой шум или звук.  Педагог:  Есть у меня две волшебные шкатулочки, в  них отдельно будут храниться звуки и шумы. Нам предстоит разделить их. Детям раздаются карточки с изображениями, дети решают, куда поместить ту или иную карточку. Затем поочередно вытаскивают из шкатулок изображения, озвучивают их.

  1.  «Почему поет ветер?»

Задача: С помощью предметов-помощников (вентилятор, жестяная труба, духовая труба) выяснить, почему поет ветер? Материалы, оборудование: духовая труба, вентилятор и жестяная труба.

Описание:  Любознайкин проводит опыт с помощью вентилятора и жестяной трубы. Дети выясняют, что ветер, проходя по трубе, издает звук.  

Педагог: Может ли воздух при помощи металла создать мелодию?  Дети рассматривают духовой инструмент трубу.  Игра на духовом инструменте  трубе.

Ответ детей: Да, с помощью воздуха и металла можно сыграть свою мелодию. Дети слушают, как поет духовая труба,  как воет в вентиляционной трубе ветер).   Сравнивают и голосом подражают,  как играет труба и воет ветра.

  1.  «Волшебные трубочки»

Задача: Выяснить, почему китайские трубочки на ветру издают нежные звуки, разные по высоте. Материалы: китайские трубочки.

Описание: Любознайкин тронул  рукой трубочки и дети услышали нежные звуки.  Любознайкин: Какие красивые звуки. (Трогает каждую трубочку). Дети, как вы думаете, почему мы слышим разные  звуки?  Ответы детей. Любознайкин предлагает  детям  потрогать  каждую трубочку.  

Любознайкин: Посмотрите на трубочки, одинаковые ли они?

Дети: Нет, одни длинные, другие короткие. Любознайкин предлагает подуть или постучать по длинной и по короткой трубочкам. Дети обращают внимание, что высота звука зависит от длины трубочек.

Любознайкин: Как  можно заставить трубочки звучать, не касаясь их руками?

Ответ детей: С помощью воздуха, подув на них. Дети дуют на китайские трубочки и слушают их звучание. Можно ли использовать звучание китайских трубочек, например, при рассказывании сказки. Ответ детей. Давайте попробуем. Исполняется небольшая музыкальная сказка.

  1.  «Создай свой  инструмент» 

Задача:  Попробовать сделать свой инструмент самостоятельно на занятии и дома с родителями. Материалы: коробочки, баночки, крупа и мелкие зернышки, скотч для одной подгруппы, для другой рогатки, проволока, пуговицы,  косточки от абрикоса, ключи).

Описание: Любознайкин приносит нужный материал для изготовления погремушек. Дети с педагогом  делают музыкальные инструменты. Во время изготовления инструментов звучит музыка. В заключении дети играют  на созданных инструментах под русскую народную мелодию «Барыня» в грамзаписи.

  1.  «Старинный граммофон»

Задача: Познакомить с принципом работы граммофона и проигрывателя

Описание: Любознайкин: Здравствуйте, дети! Мне  моя бабушка прислала подарок - пластинку с песней Руслановой «Валенки». Давайте послушаем. Дети слушают в записи голос народной певицы  Руслановой «Валенки».

 Любознайкин: Что за удивительная труба? (граммофон). Я такой еще не видел. Педагог показывает фото граммофона, настоящий проигрыватель объясняет принцип их действия. Затем ставит пластинку с детской песенкой на проигрыватель, после прослушивания дети вооружившись лупами, рассматривают пластинки. Педагог: Что вы увидели на пластинке?

Ответ детей: На каждой пластинке какие-то канавки.

Педагог: Как вы думаете. Где прячется музыка?

Ответ детей: В этих канавках.  Педагог объясняет детям. Что на каждой пластинке есть специальные канавки. В них скрывается музыка. Извлечь ее можно специальной иглой проигрывателя. Дети, вооружившись лупами, рассматривают пластинки и иглу проигрывателя. Выяснив  принцип работы граммофона и проигрывателя, дети еще раз прослушивают  запись с песней Руслановой «Валенки», подпевая певице.

  1.  «Изготовление проигрывателя»  

Задачи:  Развить у детей  умение  сравнивать различные звуки, определять их источник; развить познавательную активность и самостоятельность детей при изготовлении проигрывателя. Материалы, оборудование: пластинки, рупор, карандаши, швейная игла, увеличительные стекла, ножницы, картинки — алгоритмы действий, проигрыватель для пластинок.

Описание. Музыкальный руководитель обращает внимание детей на разложенные на столе пластинки, увеличительные стекла.

Педагог: Для чего все это приготовил Любознайкин? Попробуйте рассмотреть пластинку под увеличительным стеклом. Что видите? Я вижу мелкие канавки. А вы?

Педагог: Какие они — прямые или с извилинками? (С извилинками.) Как же иголка в проигрывателе бежит по этим канавкам? Давайте понаблюдаем за иглой.  Дети слушают грамзапись, наблюдая за иголкой.

Ответы детей: Я думаю, что дрожит.  

Педагог: Давайте сделаем свой проигрыватель.  Педагог просит одного ребенка изготовить бумажный рупор, затем втыкает в его кончик швейную иглу. Надевает пластинку на карандаш: «Я буду крутить пластинку, а ты... (называет ребенка) держи рупор». Крутит карандаш, на карандаше крутится пластика, рупор ставит на пластинку. Что слышите? (Пластинка запела.) Крутить равномерно трудно, поэтому песенка звучит смешно. Примечание. Чтобы рупор легко и свободно следовал вместе с иглой по звуковой дорожке, его надо держать за самый краешек вверху. Можно вращать пластинку на диске проигрывателя, но воспроизводить звук иглой с рупором.

  1.  «Забавные звуки»

Задача: Выяснить, почему валанчик, прокатываясь и переворачиваясь, издает забавные звуки. Материалы: Коробочка с валанчиком.

Описание: Любознайкин: Сегодня  к нам в гости пришел мой друг Ванька-Встанька, давайте с ним поздороваемся. Дети здороваются. Любознайкин показывает детям забавную игрушку Валанчик в коробочке. Показывает какой забавный у него голос. Дети и педагог рассматривают валанчик и замечают, что звук произносится только при движении. Дети играют с забавной игрушкой.

Любознайкин: Есть ли у вас дома игрушки с забавными звуками? Выясняется. Что у многих детей есть звучащие игрушки. Любознайкин: Давайте устроим праздник музыкальных игрушек. В заключении для Ваньки - Встаньки дети исполняют знакомую песенку.

  1.  «Музыкальные игрушки»

Задача: Привлечь внимание детей к музыкальным игрушкам.

Описание: Дети приносят музыкальные игрушки, и вместе с Любознайкиным устраивается развлечение «»Музыкальные игрушки»,  на котором обыгрывается каждая музыкальная игрушка. Педагог с детьми рассматривают игрушки, дети высказывают свои предположения, как озвучена та или иная игрушка.

Развлечение проводится в форме диалога между ребенком и игрушкой. Дети читают, ранее выученные стихи об игрушках, исполняют песни.

  1. «Может ли петь соломинка?»

Задача: Развить у детей  умение  сравнивать различные звуки, определять их источник; развить познавательную активность и самостоятельность детей при изготовлении из соломинки флейту по схеме. Материалы: пластинка, рупор, карандаши, швейная игла, увеличительные стекла, ножницы, картинки — алгоритмы действий,  проигрыватель для пластинок.

Педагог: Какого инструмента еще нет в нашем оркестре? Давайте сегодня сделаем флейту. Как ее можно изготовить, вам подскажут картинки. Дети выполняют по алгоритму, указанному на картинках: 1. Расплющить конец соломинки до указанной отметки. 2. Обрезать края ножницами. 3. С другого конца соломинки прорезать три небольших отверстия на одинаковом расстоянии друг от друга. 4. Подуть в соломинку, слегка сжав ее зубами. Педагог: Что слышите?  Дети дуют, слышатся звуки. Педагог:  дома вместе с папами попробуйте также изготовить дудочки из веточек деревьев или из тростника. Затем педагог на блок флейте исполняет для детей «Вечернюю песенку»

  1.  «Дерево и стуки»  

Задача: Выявить причину возникновения стука Дети входят в лабораторию и видят на столиках деревянные бруски, кубики.

Описание:  Любознайкин: Здравствуйте, дети, приглашаю вас, отправится в лес за новыми звуками.  Договариваются на чем поедут. Слышатся звуки леса: шум деревьев, голоса птиц, журчание ручья.

Любознайкин: Ну, вот мы и в лесу  (рассматривают картину «В лесу»). Слышится стук дятла.

Любознайкин: Кто это так необычно стучит?

Дети: Дятел.

Любознайкин: Как он это делает?

Дети: Он стучит носиком по дереву.

Любознайкин: Как возникают звуки,  мы с вами знаем.

Дети: С помощью звуковой волны.

Любознайкин: А как возникают стуки, мы сейчас проверим. Перед вами находятся деревянные кубики и брусочки. Давайте попробуем найти стук. Дети стучат брусочками и кубиками. Делают вывод, что  при ударе кубика о кубик появляется звуковая волна и слышится стук. Любознайкин спрашивает детей можно ли стуки использовать в музыке. Ответы детей. Предлагает детям отстучать кубиками предложенный им ритм. Дети простукивают ритм. Затем звучит народная плясовая мелодия, дети снова отстукивают ритм предложенный педагогом

  1.  «Стуки и звуки»

Задача: Выяснить, как можно использовать стук в музык. Материалы и оборудования: молоточки, металлические брусочки.

Описание: Педагог: Сегодня мы с вами отправимся в гости в станицу Стучалкино. В ней все жители очень любят разные стуки.  Кузнецы любят металлические звуки. (Дети стучат молоточками по металлической пластине). Как вы думаете можно ли использовать такие звуки в какой–нибудь  песенке?

Дети: Можно, в песне  «Во кузнице». Исполняется песня «Во кузнице». А какие стуки еще можно использовать в музыке.

Дети: Можно стучать на деревянных  брусочках. Дети отстукивают ритм молоточками по деревянным брусочкам. Исполняется русская народная плясовая мелодия «Кудерышки».

  1.  «Мелодия и дети»

Задача: Закрепить у  детей  понятие «Мелодия».

Описание: Дети входят в лабораторию и слышат мелодии разных детских песен.

Педагог: Ребята, сегодня Любознайкин приготовил для вас музыкальные загадки. Попробуйте отгадать их. Их нельзя увидеть.  Не возьмешь их в руки, можно только слышать, Кто же это? (звуки). Семь невидимок тихонечко сидят. Семь невидимок на тебя глядят. Постучи к ним: тук-тук-тук! И тебе ответит….(звук). Пятачок, два уха, розовое брюхо, Хвост, как нитка, голос звонок, Кто же это?  (поросенок). Дети отгадывают загадки, затем звучат отрывки из детских песен из мультфильмов   « Крошка Енот», « Приключения Незнайки», «Кот Леопольд». Дети угадывают, о ком звучат песни. Педагог: Как вы смогли догадаться, о ком прозвучали песни, ведь вы не слышали ни одного слова?

Ответ детей: По музыке, по мелодии.

Педагог: Правильно, песни, музыкальные произведения можно узнать по мелодии. Слово «Мелодия» греческое. Оно означает «напев», «пение». Ее можно напеть или сыграть. Мелодия лежит в основе любого произведения. Благодаря мелодии музыка способна передать любой музыкальный образ веселого зайчика, косолапого мишку, шустрой белочки, хитрой лисички. Дети продолжают называть музыкальные образы знакомых музыкальных произведений. Затем исполняют знакомую песенку из названных по выбору детей.

Дидактическая игра «Что звучит?»

Цель: определение предмета по издаваемому звуку.

Ход игры:  В аудиозаписи  слышны различные звуки. Музыкальный руководитель выясняет у детей, что они услышали и на что похожи звуки (шелест листьев, шум ветра, топот лошадки и т. д.). Музыкальный руководитель спрашивает,

какие предметы надо взять и что с ними нужно сделать, чтобы услышать шорох листьев (пошуршать бумагой). Аналогичные действия проводятся и с остальными предметами и подбираются предметы, издающие разные звуки (журчание ручья - ключи,  цокот копыт - кастаньеты, шум дождя - лейка).

Дидактическая игра «Музыка или шум?»

Цель: определение происхождения звука, различение музыкальных и немузыкальных звуков.

Ход игры:  Музыкальный руководитель вместе с детьми рассматривает предметы (музыкальные и шумовые), выясняет, какие из них могут издавать музыку.  Дети называют предметы, извлекают 2-3 звука, вслушиваясь в них. Взрослый проигрывает на одном из инструментов несложную мелодию и спрашивает, что это за песенка. Затем выясняет, получится ли песенка, если постучать по трубочке (нет); как назвать то, что получится – (шум). Дети рассматривают коробочки «со звуками», заглядывая в них, определяют одинаковые ли будут звуки и почему (нет, т. к. разные предметы «шумят» по – разному). Затем извлекают звук из каждой коробочки, стараясь запомнить шум разных коробочек.

Вывод: музыкальные инструменты издают музыкальные звуки, а «коробочки  - шумелки»  - шум (немузыкальные звуки). 

Викторина «Музыкальные и не музыкальные звуки»

Цель:  закрепление понятия музыкальных и не музыкальных звуков.  

Музыкальный руководитель: Сейчас проведем небольшую викторину. Я буду называть звуки, а вы  их относить к музыкальным или к не музыкальным.  «Музыкальные» - поднимаете синие карточки, «Не музыкальные» - поднимаете зеленые карточки.

Пение мальчика  

Скрип двери        

Звучание женского хора

Шум моря                                

Подметание пола щеткой                                                

Стук мяча                                                                        

Игра на скрипке                                                              

Игра на фортепиано                                                        

Шум трактора                                                                  

Звучание симфонического оркестра.  

III этап - Заключительный этап

«Оркестр забавных инструментов»

Задача:  игра в оркестре на инструментах, созданных детьми. Материалы, оборудование: музыкальные и шумовые инструменты.

Описание: Он отличный музыкант. У него большой талант. Палочкой взмахнул и вот.  В зале музыка живет. Зазвучал оркестр, хор. Кто же это? (дирижер). Игра - «Волшебная палочка дирижера». В руках у педагога дирижерская палочка. Педагог показывает ее детям и рассказывает, для чего нужна дирижеру его палочка. «С помощью своей дирижерской палочки дирижер, как волшебник, может оживлять музыку. Он может заставить зазвучать любой инструмент в оркестре и весь оркестр в целом. Чем не волшебник с волшебной палочкой?» Дети по очереди играют с «волшебной» палочкой дирижера, рисуют палочкой в воздухе ритмические узоры — «оживляют» музыку. Звучат «Марш» Д.Шостоковича, Колыбельная  Г.Свиридова, русская народная плясовая мелодия в исполнении оркестра. Затем дети играют на шумовых инструментах, созданных своими руками под грамзапись русской народной мелодии.  

 

«Вспомним, как мы начинали»

Задача: Совместное занятие детей и родителей. Материалы: шумовые инструменты, сделанные детьми с педагогом и родителями, фотографии и описание  экспериментов, схемы, диагностика, альбомы, тетради, музыкальные инструменты, видео запись.

Вместе с родителями дети исполняют 2 инструментальные пьесы, играя на шумовых инструментах. Любознайкин благодарит всех  детей за интересные занятия, показывает фотографии занятий, прощается с ними. В заключении исполняется песня В. Шаинского «Улыбка».                                                                                                                                                                    

 

Выводы

В результате работы над проектом дети ответили на проблемные вопросы, подтвердили гипотезы проекта.                          

1. В ходе самостоятельного поиска, исследовательской деятельности -  у детей проявились творческие способности, произошло развитие творческих способностей, творческой активности, развитие самостоятельности, любознательности.

2. Метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но также стать непосредственными участниками музыкально – педагогического  процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

3. Если проект не становится способом достижения отчужденного от детей и взрослых участников результата,  а остается способом совместного проживания увлекательных, волнующих событий, где есть место  игре, творчеству, мукам познания, взаимопомощи, сопереживанию, непрерывному поиску себя и постоянному росту, дети вырастают, не приспосабливаясь, а преобразуя себя и мир вокруг к лучшему.

4. Таким образом, включение метода  проектов в музыкально – педагогическую деятельность активизирует процесс обучения, способствует развитию познавательного интереса у детей, расширению представлений о музыке, вовлечению каждого ребенка в творческую деятельность, развитию творческих способностей, развитию музыкальной личности: мыслящей, с развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной и владеющей всеми навыками, не  растерявшей доброты и сострадания.

Литература

  1. Большая энциклопедия дошкольника. – М., 1999 г.
  2. Все обо всем. Мир вокруг нас / Пер. с англ. Ю. Р. Соколова. – М., 2000 г.
  3. Гальперштейн Л, 100 веселых фокусов. М., 2001 г.
  4. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. – М., 2001 г.
  5. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. – М., 1987 г.
  6. Идом X., Вудворд К. Домашняя лаборатория. Опыты с водой – М., 1999 г.
  7. История открытий /Пер. с англ. А. М. Голова. – М., 1997 г.
  8. Музыкальный  Букварь Ветлугина.
  9. Метелина Н. О. Слушай во все уши (опыты со звуком). – М., 1996 г.
  10. Рыжова Н. Знакомим детей с музыкой // Дошкольное воспитание, № 6, 1998 г.
  11. Музыка для малышей – М., 1983 г.
  12. Юдин Г. Букваренок. – М., 1996 г.
  13. Музыка для детей – М 1983 г.
  14. Музыка современных композиторов и классиков.
  15. Русская народная музыка.
  16. Детская экспериментальная деятельность Г.П. Тунгушина, А.Е.Чистякова СанктПетербург, 2008 г.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Развитие исследовательской активности в процессе экспериментальной деятельности детей шестого года жизни"

Данная программа описывает содержание образовательной деятельности по развитию исследовательской активности в процессе экспериментальной деятельности у детей шестого года жизни.  Программа состав...

Развитие исследовательских способностей детей через экспериментальную деятельность с природой.

laquo;Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в...

Презентация для родителей "Формирование познавательно-исследовательской активности детей через экспериментальную деятельность в младшем дошкольном возрасте"

Усваивается ребёнком всё прочно и надолго , когда он слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования, взрослым необходимо лишь создать условия для экспер...

Развитие исследовательских способностей детей через экспериментальную деятельность с природой.

Потребность ребенка в новых впечатлениях, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются  -  важней...

Исследовательский проект по опытно- экспериментальной деятельности «Волшебство песка» в старшей группе

Организовала и провела :Воспитатель 1 квалификационной  категории Сальникова Д.ВДетям по своей природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами ...

Проект: «Развитие познавательной-исследовательской активности детей через экспериментальную деятельность с помощью сказки»

laquo;Самое лучшее открытие то,которое ребенок делает сам.(Ральф У. ЭмерсонЦель: в процессе познавательно-исследовательской деятельности направить внимание детей на динамичность окружающего мира, на ...