Фестиваль "Юный шахматист"
методическая разработка (подготовительная группа)

Селянина Яна Вениаминовна

Цель: привить детям интерес к шахматам, создать условия для интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл festival_yunyy_sh.docx657.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №4 «Родничок»

Фестиваль-конкурс «Юный шахматист»

в группах общеразвивающей направленности от 4 до 8 лет

D:\

Селянина Яна Вениаминовна, воспитатель

Цель: привить детям интерес к шахматам, создать условия для интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Образовательная: Активизировать мыслительную деятельность, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, находчивость, смекалку.

2. Развивающие : Развивать чувство ответственности и умение разрешать проблемные ситуации.

3. Воспитательные : Воспитывать спокойствие и уверенность в своих силах, настойчивость, умение достойно выигрывать и проигрывать с достоинством.

Предварительная работа:

Заранее познакомить детей с правилами проведения турнира, чтобы все участники осознанно относились к предъявляемым к ним со стороны арбитров требованиям.

Составить жюри, назначить ответственного за награждение.

Подготовить музыкальное сопровождение для турнира.

Подготовить зал для проведения мероприятия.

ХОД ТУРНИРА:

Торжественный вход участников турнира, под музыкальное сопровождение.

Ведущая : Здравствуйте, ребята! Сегодня знаменательный день в нашем детском саду – наши дети участвуют в шахматном турнире. У нас сегодня гостья. Угадайте кто она, а для этого вам нужно разгадать мою загадку?

В игре той есть ладья и ферзь,

Слон, конь и пешек ряд,

А возглавляет всех король –

Его хранит отряд.

Хочу задание вам дать:

Игры названье угадать!

Дети:Шахматы

Выход шахматной королевы

D:\

Шахматная королева:

Здравствуйте дорогие ребята .Я Шахматная королева! Я пришла к вам, чтобы открыть шахматный турнир «Юный шахматист»

Шахматы одна из самых древних игр. Известно, что Родина шахмат – Индия. Любое шахматное сражение разворачивается на специальном поле – шахматной доске.

Встречаем шахматные фигуры:

Восемь пешек встали в ряд –

Дружный пешечный отряд.

Нужно центр захватить,

Путь фигурам уступить.

«Короля мы охраняем

И назад не отступаем.

Ходим только мы вперед!

Рубим вправо, влево – в бок».

Стою на самом краю,

Путь откроют – пойду,

Только прямо хожу,

Как зовут, не скажу. (Ладья).

Не живет в зверинце,

Не берет гостинцы,

По косой он ходит,

Хоботом он водит.

(Слон).

Прыгает Конь, подковы звяк!

Необычаен каждый шаг:

Буква «Г» и так и сяк.

Получается зигзаг.

И подковы у лошадки

Необычны и смешны:

Притаится, словно в прятки

И скакнет из-за спины.

Включается музыка (марш). Пешки, поддерживая шлейф, вводят короля.

Король: Будь начеку, королевская рать –

Должна Короля она оберегать.

Ведь если б Король беззащитный погиб,

Фигуры борьбу продолжить не смогли б!

Все фигуры (хором):

Запомни, Король всех главней, всех важней,

Нет в шахматном войске важнее вождей!

Включается быстрая музыка.

Все фигуры, стоящие по правую и левую сторону от Короля делают реверанс с поклоном и встают на свои «клеточки».

-Ребята поприветствуем участников турнира!

Ведущая:

Но прежде чем открыть турнир проведем разминку для ума.

Шахматы - игра сильнейших!

Для ума заряд дает,

Волю, стойкость воспитает,

Логику всем разовьет!

1-е задание:

«Доскажи словечко»:

1. Скоро бой. И ждет войска Деревянная ____________(доска).

. Ни к чему, ребята, спешка – Потеряться может_______(пешка).

3. Играет не простую роль Его величество_________(король).

4. В «шалашах» и в «камышах» Я услышал слово_______(шах).

5. В словах «матрешка» и «формат», я подчеркну не шах, а____(мат).

D:\

2 –е задание:

А сейчас устав изрядно,

Оба войска захотели поразмяться.

Покажут сноровку свою наглядно:

В смекалке и беге будут состязаться.

«Шахматная эстафета: Поставь правильно шахматную фигуру»

3 –е задание для зрителей

« Блиц – вопрос»:

- Из каких досок не строят теремок? (шахматных)

- Каких клеток больше, черных или белых? (поровну)

- В каких клетках не держат зверей? (шахматных)

- Где возникли шахматы? (в Индии)

- Какой формы шахматная доска? (квадратная)

- Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)

4 –е задание:

Шахматная королева: Властью, данной мне Шахматным королем, объявляю шахматный турнир открытым.

Дети занимайте свои места.

Замечательно пары мы выбрали, теперь нужно определить — кто какими по цвету фигурами будет играть.

Один ребенок из пары берет 2 фигуры: белую и черную, прячет их за спиной и перемешивает. Затем по команде вытягивает кулачки вперед, а другой ребенок выбирает. Все дети расставляют шахматы на поле.

D:\

Шахматная королева:

Игра в шахматы требует спокойной обстановки и внимания .Наши участники сразятся в честном бою на шахматных досках, самые умелые из вас выйдут победителями. Желаю вам успехов, удач и побед.

Соревнования начинаются. Во время соревнования арбитры (дети младшие школьники)наблюдают за ходом игры, судейская коллегия ведет протокол соревнования для выявления победителей.

D:\

Ведущая: вот и подошел к концу наш шахматный турнир. В заключение хочу напомнить всем одну поучительную восточную мудрость: «Есть шахматисты, играющие слабо и не знающие это, - они невежды, избегайте их. Есть шахматисты, играющие сильно и знающие это, - они мудрецы – следуйте им!»

D:\

По окончании соревнования определяются победители. Жюри оценивает команды, главный судья оглашает общие результаты. Вручаются дипломы, медали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Юный шахматист"

Цель.Обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития, создание условий для личностного и интелле...

ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ИГРЕ В ШАХМАТЫ «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ»

Цели программы:Обучить правилам игры в шахматы;2. Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;3. Воспитать уважи...

"Юные шахматисты"

Программа...

Конспект занятия кружка "Юный шахматист"

Шахматы – это вдохновение и разочарование, своеобразный выход из одиночества, активный досуг, утоление жажды общения и самовыражения....

Фестиваль-конкурс "Юный шахматист"

Цель: создать условия для интеллектуального развития детей дошкольного возраста...

Приказ "Об утверждении списка победителей регионального фестиваля "Юный шахматист"

Приказ "Об утверждении списка победителей регионального фестиваля "Юный шахматист"...

Дополнительная образовательная программа "Юный шахматист"

Дополнительная образовательная программа "Юный шахматист"...