План дополнительной образовательной деятельности в области «Художественно- эстетическое развитие» воспитанников комбинированной группы №37 «Юные волшебники»
рабочая программа

Актуальность программы обусловлена особенностью современной ситуации, когда остро стоит вопрос о психологическом здоровье ребенка. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, вызвали отклонения в социальном поведении. Работы специалистов свидетельствует, что художественно – творческая деятельность снимает у детей нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Творчество развивает такие нравственно-волевые качества, как умение и потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, ценить результаты труда не только своего, но и чужого. Ребенок становится более чувствительным к красоте в окружающей жизни, в предметах, созданных руками человека.

Раннее развитие способности к творчеству это – залог будущих успехов, так как у  детей формируются те качества всесторонне развитой личности, которые необходимы для последующего обучения в школе.

Новизна и отличительная особенность программы.

Программа «Юные волшебники» направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunye_volshebniki.docx34.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 346 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников»

План дополнительной образовательной деятельности в области «Художественно- эстетическое развитие» воспитанников комбинированной группы №37

 «Юные волшебники»

на 2021-2022 уч. год

Воспитатель: Лутошкина И.В.

г. Новосибирск 2021 г.

Рабочая программа кружка «Юные волшебники» по художественному и ручному труду

старшая группа 5-6 лет.

1. Пояснительная записка

Программа дополнительного образовательного кружка «Юные волшебники» по художественному и ручному труду составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой  с учетом основных требований ФГОС ДО.

Программой предусмотрена совместная деятельность детей, как фактор, способствующий развитию общения, умение самостоятельно распределять между собой обязанности, планировать деятельность, обсуждать ее, проявлять взаимопомощь и работать в соответствии с общим замыслом.

Актуальность.

Актуальность программы обусловлена особенностью современной ситуации, когда остро стоит вопрос о психологическом здоровье ребенка. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, вызвали отклонения в социальном поведении. Работы специалистов свидетельствует, что художественно – творческая деятельность снимает у детей нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Творчество развивает такие нравственно-волевые качества, как умение и потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, ценить результаты труда не только своего, но и чужого. Ребенок становится более чувствительным к красоте в окружающей жизни, в предметах, созданных руками человека.

Раннее развитие способности к творчеству это – залог будущих успехов, так как у  детей формируются те качества всесторонне развитой личности, которые необходимы для последующего обучения в школе.

Новизна и отличительная особенность программы.

Программа «Юные волшебники» направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.

Цель.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством художественного ручного труда.

Задачи.

Развивающие:

  • Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
  • Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
  • Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость.

Образовательные:

  • Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
  • Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Воспитательные:

  • Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
  • Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
  • Самореализацию, доброе отношение к сверстникам.

 

1.1.         Принципы, лежащие в основе программы:

  • Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка);
  • Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
  • Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога,  воспитанников  и их родителей в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • «От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы,  ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

1.2.         Форма проведения занятий:

  • Индивидуальная;
  • Групповая;
  • Коллективная.

 

1.3.         Методы и приемы обучения.

Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы и приемы обучения (словесные, наглядные, практические).

1. Словесные: (рассказ, беседа, объяснение, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы), поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.

2. Наглядные: (использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, пособий). Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.

3. Практический: (изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух).

Для того чтобы детские работы были интересными, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечивать ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.

1.4.  Ожидаемые результаты:

К концу 1 года обучения дети могут:

Старшая группа (5-6 лет):

  • Сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображают формообразующие линии;
  • Изображают предметы по памяти; используют цвет для создания различных образов;
  • Создают композиции на листах бумаги разной формы; комментируют свою творческую работу;
  • Умеют замечать прекрасное в окружающей природе и обстановке, самостоятельно с небольшой помощью педагога продумывать композицию своей работы;
  • Усваивают способы практической работы с различными материалами;
  • Развивают мелкую моторику рук;
  • Развивают познавательные, конструктивные способности, интерес к результату и качеству поделки.

2.  Содержательный раздел

2.1. Содержание программы кружка:

Содержание программы представлено различными видами творческой деятельности:

«Работа с бумагой и картоном».

« Работа с тканью и нитками».

« Работа с природным и бросовым материалом».

«Работа с пластилином и соленым тестом».

По каждому виду деятельности программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

В процессе работы обеспечивается интеграция пяти образовательных областей:

Художественно-эстетическое развитие: формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности, прослушивание музыкальных произведений;

Познавательное развитие: формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результате трудовой деятельности;

Социально-коммуникативное: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений;

Речевое развитие: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения;

Физическое развитие: физминутки (пальчиковые, малоподвижные игры).

2.2. Содержание деятельности воспитателя в рамках программы по развитию творческих способностей детей.

Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом, тканью и бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. Использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогают преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.
Планируя занятия нужно выбирать для каждой темы ту или иную форму работы, учитывая оснащенность, возрастные особенности детей. Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:

«Работа с бумагой и картоном».

« Работа с тканью и нитками».

« Работа с природным и бросовым материалом».

«Работа с пластилином и соленым тестом».
В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения.

2.3. Методическое обеспечение программы

Для реализации программы необходимы определенные условия: помещение, соответствующее требованиям СанПина, материалы, инструменты и приспособления.

Используемый материал для работы с детьми:

  • Бумага (писчая, цветная, гофрированная, самоклеющая, бархатная, глянцевая);
  • Картон (цветной, белый);
  • Природный материал (шишки, ракушки, листья, ветки);
  • Фломастеры, маркеры, карандаши;
  • Дощечки;
  • Бросовый материал (леска, проволока, пуговицы, бисер, скотч, вата, нитки и др.);
  • Клей, пластилин, ножницы;
  • Линейка;
  • Кисти;
  • Степлер;
  • Дырокол
  • Демонстрационный материал:
  • Наглядные пособия;
  • Иллюстрации;
  • Фотографии;
  • Образцы работ;
  • Художественная литература
  • Технические средства:
  • Ноотбук;
  • Магнитофон;
  • Фотоаппарат;
  • Кассеты и диски с записями классической и русской народной музыки, познавательной информацией.

 

3. Организационный раздел

3.1. Сроки реализации программы

Программа «Юные волшебники» адаптированная, долговременная, художественно-эстетической направленности. Срок реализации программы 1 год. Занятия проводятся с детьми 5-6 лет во вторую половину дня, 1 раз в 2 недели. Время занятий составляет: 25 мин.

 3.2. Этапы работы.

1 этап – Подготовительный:

Ознакомление родителей и педагогов с программой кружка,  подбор методической литературы, составление конспектов занятий, сбор различного материала для поделок и т. д.;

2 этап – Основной:

Знакомство детей со свойствами материалов; обучение приемам изготовления; мастер-класс, консультации для родителей и педагогов.

3 этап – Заключительный:

Выставки детских работ, участие детей в конкурсах различного уровня, презентация детских работ на сайт.

Индивидуальный подход осуществляется непосредственно в процессе проведения занятий, по необходимости, для решения конкретных задач.

3.3. Перспективное планирование работы с детьми старшей группы.

Сентябрь

2 неделя: Тема: «Корзина с фруктами».

Задачи: Продолжать учить детей выполнять поделку способом квиллинга. Совершенствовать умение придавать поделкам сходство с фруктами. Развивать мелкую моторику, фантазию.

Материал: Ветки деревьев для изготовления корзины, семена арбуза, скорлупа от фисташек, клей ПВА, кисточка, картон.

4 неделя: Тема: «Букет для Осени».

Задачи: Формировать умение изготавливать поделки из листьев. Закреплять умение выполнять работу аккуратно. Развивать мелкую моторику. Воспитывать эстетическое восприятие, интерес к работе.

Материал: Осенние листья разного цвета, нитки.

Октябрь.

1 неделя:  Тема: «Животные готовятся к зиме».

Задачи: совершенствовать  умение изготавливать поделки из природного и бросового материала. Закреплять умение выполнять работу аккуратно. Развивать мелкую моторику. Воспитывать эстетическое восприятие, интерес к работе.

Материал: Трафарет животного, природный и бросовый материал, клей.

3 неделя: Коллективная работа. Тема: Обрывная аппликация «Осеннее дерево».

Задачи: Совершенствовать умение создавать сюжетную композицию, используя мелкие кусочки цветной бумаги. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.

Материал: Цветная бумага, картон, клей.

Ноябрь.

1 неделя: Тема: Открытка «Грибок»

Задачи: Продолжать совершенствовать навыки работы с клеем и крупой.

Материал: Картон, крупа, клей ПВА, кисти.

3 неделя: Тема: «Веселый зоопарк»

Задачи: Учить детей работать с разным материалом (гречка, пшено) Учить правилам безопасности работы с клеем, крупой. Учить планировать свою работу. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Материал: Цветная бумага А4, крупа, клей, кисточка.

5 неделя: Тема: «Снеговик».

Задачи: Учить детей создавать изображение снеговика из бумаги и бросового материала.

Материалы: Цветная бумага, вата, клей ПВА.

Декабрь.

2 неделя: Тема: Обрывная аппликация «Зимушка-зима»

Задачи: с помощью этой техники создать композицию зимы, используя небольшие кусочки цветной бумаги.

Материал: Цветная бумага, клей, кисти.

4 неделя: Тема: «Снежинка»

Задачи: Учить детей работать с разным материалом (манкой) Учить правилам безопасности работы с клеем, крупой. Учить планировать свою работу. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Материал: Крупа (манка), картон, трафарет, клей ПВА, кисть, клеенка.

Январь

2 неделя: Тема: «Елочка пожеланий».

Задачи: Формировать умение работать в коллективе. Закрепить умение детей работать с бумагой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: Лист бумаги формата А3, трафарет ладошки, клей ПВА, кисть, цветная бумага, вата.

4 неделя: Тема: « Волшебный коврик»

Задачи:  продолжать учить делать колбаски и цветочки из солёного теста воспитывать аккуратность, усидчивость.

Материал: Соленое тесто.

Февраль

2 неделя: Тема: Тема: «Флаг России».

Задачи: Формировать у детей умение работать с салфетками и клеем. Закрепить цвета флага России. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: Картон, клей ПВА, кисти, салфетки белого, голубого, красного цветов, клеенка.

4 неделя: Тема: «Подарок для папы».

Задачи: Учить детей работать с разным материалом. Учить сооружать не сложные поделки. Развивать художественный вкус. Воспитывать самостоятельность.

Материал: Картон-трафарет, клей ПВА, пуговицы разного размера и цвета.

Март

1 неделя: Тема: «Подарок маме»

Задачи: Продолжать учить  детей выполнять поделку способом квиллинга. Учить получать удовольствие при работе с таким приемом. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.

Материал: Цветная бумага, инструменты для сворачивания бумаги, клей.

3 неделя: Тема: «Подкова для дома»

Задачи: Формировать умение детей работать с разным материалом. Закрепить умение выполнять работу аккуратно, доводить начатое дело до конца. Воспитывать желание делать поделки своими руками.

Материал: Соленое тесто, стека.

5 неделя: Тема: Кораблик «Алые паруса».

Задачи: учимся комбинировать в работе различные виды материала.

Материал: Картон, ткань, шерстяные нитки, самоклеющаяся бумага.

Апрель

2 неделя: Тема: «Национальная  рукавичка»

Задачи: Продолжать украшать изделие национальными узорами.

Материал: Трафареты национальных узоров, клей.

4 неделя: Тема: Пасхальная открытка  «Цыпленок»

Задачи:  продолжать учить делать  из рваной бумаги,  воспитывать аккуратность, усидчивость.

Материал: Цветная бумага, трафарет, белый картон.

Май

1 неделя: Тема: «Цветы»

Задачи: Учить детей работать с разным материалом. Учить получать удовольствие при работе с таким материалом. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.

Материал: Салфетки, картон, цветная бумага, клей, кисточка, пуговицы разного размера.

3 неделя: Тема: «Сверкающее солнышко»

Задачи: Развивать у детей фантазию, эстетический вкус, воображение, мелкую моторику рук, навыки работы с клеем и красками

Материал: Макароны, клей ПВА, кисточки.

5 неделя: Выставка работ

3.5. Методические рекомендации по проведению занятий  по художественному и ручному труду

Инструктаж по  технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.

Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы детей.

Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если  времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.

Педагогу необходимо как можно меньше объяснять самому,  стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.

На занятии кружка  должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем  на практические действия. 

 В программе указано количество занятий на изучение каждого раздела.  Педагог может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность детей и условия работы в данной группе.

Во время занятий дети могут сидеть за столами, расставленными рядами, ленточно или буквой П.

Главное, чтобы дети не мешали друг другу, а педагог мог свободно подойти к каждому ребенку. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка, а рабочее место должно быть хорошо освещено.

Для индивидуальной работы и самостоятельной деятельности детей необходим уголок ручного труда, в котором выделяют три зоны: рабочее место, шкаф для хранения материалов и незаконченных работ.

3.6. План работы с родителями, педагогами.

Работа с родителями:

  • Сбор материала для занятий;
  • Буклеты: «Как воспитать творческую личность»; «Совместная творческая деятельность родителей и детей»;
  • Консультация: «Роль художественного и ручного труда в развитии творческих способностей детей»;
  • Картотека игр на развитие творческого воображения детей;
  • Индивидуальное консультирование родителей;
  • Конкурс творческих семейных работ: «Осенняя фантазия», «Зимняя сказка», «Весенняя пора»;
  • Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим и лепке;
  • Мастер-класс для родителей (изготовление поделок по квиллингу)
  • Создание презентации детских работ на сайт;
  • Участие в конкурсах различного уровня.

Работа с педагогами:

  • Консультации: «Что способствует развитию творческой активности у ребенка»; «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»;
  • Картотека игр на развитие творческого воображения детей;
  • Индивидуальное консультирование педагогов;
  • Мастер-класс для педагогов;
  • Выставка детских работ.

 
 

Список литературы

1. Брыкина Е.К. «Творчество детей с различными материалами», Педагогическое общество России, М: 2002г.;

2. Гульянц З.К., Базик И.Л. “Что можно сделать из природного материала, М: «Просвещение», 1991 г.;

3. Гульянц З.К. «Учите детей мастерить», М: «Просвещение», 1979 г.;

4. Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками”  – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 112 с. (Серия “Вместе с детьми”.)

5. Кошелев В.М. «Художественный и ручной труд в детском саду», М: «Просвещение»,2002 г.;

6. Корчинова О.В. «Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях», Серия  «Мир вашего ребенка». Ростов н/Д: Феникс, 2002.;

7. Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду», М: «Просвещение»;

8. Нагибина М.И. «Чудеса из ткани своими руками». Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998.,  ил. – (Серия:«Вместе учимся мастерить»).

9. Нагибина М.И. «Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры» Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997., ил. – (Серия:«Вместе учимся мастерить»).

10. «Очумелые ручки» - телепередача «Пока все дома»;

11. Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребенка», «Академия развития», Ярославль, 1996 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в области художественно-эстетического развития в средней группе. Рисование: «Волшебные листья и ягоды».

Данный материал может быть полезен для воспитателей ДОУ, а также для родителей. Работа рассчитана на детей среднего дошкольного возраста. В процессе выполнения работы помочь познакомиться с росписью ...

Конспект интегрированной образовательной деятельности в области «Художественно – эстетическое развитие» в старшей группе (с участием родителей) на тему: «Чай пить – приятно жить!»

Конспект интегрированной образовательной деятельности в области «Художественно – эстетическое развитие» в старшей группе (с участием родителей) на тему: «Чай пить – приятно жить!» ...

Конспект открытой непрерывной образовательной деятельности в области художественно – эстетическое развитие в старшей группе по теме: «Мы учимся быть актерами».

На занятии воспитатель поддерживет стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности. Побуждает самостоятел...

Организованная образовательная деятельность в области «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной группе «Дымковская барышня, няня и водоноска» Декоративная лепка

Организованная образовательная деятельность в области «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной группе«Дымковская барышня, няня и водоноска» Декоративная лепка...

Конспект открытой непрерывной образовательной деятельности в области художественно – эстетическое развитие в старшей группе по теме: «Мы учимся быть актерами».

На занятии воспитатель поддерживет стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности. Побуждает самостоятел...