Самообразование "Волонтерство в детском саду"
методическая разработка

Печаева Анна Юрьевна

В нашу эру глобализации и постоянных перемен мир становится тесней и сложней и добровольчество – это способ сохранения и укрепления человеческих ценностей, реализация прав и обязанностей граждан путем осознания полного человеческого потенциала.Движение добровольцев (волонтеров) привносит в жизнь потребность в мире, свободе, безопасности и справедливости.

В современной научной литературе существует множество трактовок понятия «волонтерство». «Волонтерство – это неоплачиваемая, сознательная, добровольная деятельность на благо других.» (М. Олчман, П. Джордан).  Другое определение «Волонтеры – это люди, привлекаеяе к общественно полезным мероприятиями, занятые добровольным и безвозмездным трудом, в свободное от основной работы время, направленные на пользу другим людям, организациям и обществу в целом» (Н.А. Потапова).  Наиболее точно и емко данное понятие раскрывается в Федеральном законе №135 – ФЗ от 11.08.1995 года «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Согласно этому документу «волонтеры – это граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя». 

Сегодня особенно популярным добровольчество становится среди молодого и подрастающего поколения, являясь важным способом получения новых знаний, развития навыков общественной деятельности, формирования нравственных ценностей, активной гражданской позиции и успешной социализации в обществе. Наши дети в будущем - это мобильная и перспективная часть общества, потенциальный двигатель новых идей. Ее энергия, жажда поиска и перемен – это сила, которая призвана изменить мир.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx54.87 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №20»

Самообразование по теме:

«Волонтерское движение в детском саду»

Воспитатель:

Рахматова А.Ю.

Курск - 2022

Актуальность

В нашу эру глобализации и постоянных перемен мир становится тесней и сложней и добровольчество – это способ сохранения и укрепления человеческих ценностей, реализация прав и обязанностей граждан путем осознания полного человеческого потенциала.Движение добровольцев (волонтеров) привносит в жизнь потребность в мире, свободе, безопасности и справедливости.

В современной научной литературе существует множество трактовок понятия «волонтерство». «Волонтерство – это неоплачиваемая, сознательная, добровольная деятельность на благо других.» (М. Олчман, П. Джордан).  Другое определение «Волонтеры – это люди, привлекаеяе к общественно полезным мероприятиями, занятые добровольным и безвозмездным трудом, в свободное от основной работы время, направленные на пользу другим людям, организациям и обществу в целом» (Н.А. Потапова).  Наиболее точно и емко данное понятие раскрывается в Федеральном законе №135 – ФЗ от 11.08.1995 года «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Согласно этому документу «волонтеры – это граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя».  

Сегодня особенно популярным добровольчество становится среди молодого и подрастающего поколения, являясь важным способом получения новых знаний, развития навыков общественной деятельности, формирования нравственных ценностей, активной гражданской позиции и успешной социализации в обществе. Наши дети в будущем - это мобильная и перспективная часть общества, потенциальный двигатель новых идей. Ее энергия, жажда поиска и перемен – это сила, которая призвана изменить мир.

В Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года указывается, что «добровольчество (волонтерство) является созидательной и социально значимой формой самореализации личности, проявления гуманизма, гражданской активности, обеспечивает возможность социального творчества и созидательной инициативы. Добровольчество выступает важным фактором и ресурсом общественного развития, решения социальных задач, в таких сферах, как образование, здравоохранение, культура, социальная поддержка населения, физическая культура и спорт, охрана окружающей среды…».  

В связи с этим все более важное место в системе современного воспитания детей занимает добровольческая (волонтерская) деятельность – цель, задачи, форя и методы которой ориентированы на формирование позитивных духовно – нравственных ценностей.

Однако, наиболее не задействованной в волонтерском движении демографической группой общества являются дети дошкольного возраста. В силу физической и социальной неопытности включение такой категории детей в волонтерское движение представляется трудоемким.  

Каким же образом волонтерство может войти и проявиться в дошкольной среде? Ведь зачатки ценностей растущей личности, маленького гражданина своей страны начинают формироваться именно в дошкольном детстве. Такие понятия как духовно – нравственное и патриотическое воспитание, социально – коммуникативное развитие воспитанников актуальны в дошкольных образовательных учреждениях и включают в себя мероприятия для детей как по основным программам дошкольного образования, так и по дополнительным авторским программам и технологиям.

Концепция нацеливает образовательные организации на выработку механизмов «обучения через волонтерство». Это ключевое понятие и сферы деятельности волонтерских движений расширяют горизонты возможностей любого образовательного учреждения: будь то школа или, как в нашем случае, детский сад, потому как раскрыта сама форма организации такой образовательной и воспитывающей идеи и ее реализация дает мощный толчок к действию, росту и поиску новых возможностей для обучения, воспитания и развитиядетей дошкольного возраста.

Добровольческий (волонтерский) подход в реализации данных понятий позволит придать практическую направленность, другими словами, лицо, получателя результата детских стараний, переживаний и трудов, закрепить уже сформированные представления и компетенции детей в ходе практических действий. Это станет для детей первой школой маленького волонтера на пути создания преемственности в обучении волонтеров всех возрастов. Ведь как отметилаМинистр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева, волонтёрское движение обладает большим потенциалом, «нужно продолжать воспитывать соответствующее отношение к волонтёрской деятельности, открывать образовательные центры подготовки волонтёров, разрабатывать и применять грамотную информационную политику».

Всем известно высказывание о том, что дети – будущее нашей страны, произнеся его вслух, наверняка, каждый почувствует, как поднимается мера ответственности и прежде всего за своих детей: какие они будут через 20 лет? Какими красками раскрасят наше общество? И как нам с вами будет необходимо чувствовать их поддержку и участие. И только от наших усилий сегодня будет зависеть протянут ли нам руку помощи наши дети?

Почувствуют ли наши тревоги и волнения, радости и печали?! Я свами в силах и должны вырастить наших детей чуткими к чужой боли, способными прийти на помощь без раздумий, способными активно действовать в любой ситуации, не бояться трудностей, с твердым желанием идти только вперед.  

Таким образом, семейное волонтерство является фундаментом воспитания и взращивания будущих активных волонтеров нашей страны. Такой вид волонтерсва способствует укреплению семьи, так как люди заняты одним делом и стремятся к одним и те же целям, более дружны и сплочены. Конечно, волонтерская деятельность не в состоянии устранить все многообразие людских бед и проблем, помочь всем нуждающимся. Но она формирует главное - общество активных людей, которые, помогая другим, помогают себе, общество, где человек не останется один на один с несчастьем или трудностями.

Проблема:

  • Потребность современного общества в личности, способной строить отношения с разными социальными группами, природным окружением на основе принципов гуманизма и милосердия и недостаточным использованием потенциала дошкольного образовательного учреждения в рамках решения поставленных задач;
  • Потенциальные возможности приобщения детей старшего дошкольного возраста к добровольческой (волонтерской) деятельности и недостаточным целевым использованием этой возможности в практике работы дошкольного образовательного учреждения;
  • Отсутствие механизмов привлечения к добровольческой (волонтерской) деятельности родителей воспитанников, распространения такого вида волонтерства, как семейное волонтерство.  

Цель: создать в детском саду  волонтерское движение детей  и  родителей, главной целью которого является  воспитание социально — нравственной личности с активной жизненной позицией и их участие в  добровольных,  социально важных акциях и мероприятиях.

Задачи:

1.Сформировать представления о волонтерском движении у детей 5-7 лет, педагогов и родителей.

2.Развивать у дошкольников социально-нравственные компетенции в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО.

3.Создать условия для самореализации родителей ДОО и повышения их социальной активности.

4.Объединить воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного и школьного возраста, участвующих в волонтерском движении.

Новизна самообразования:

Заключается в функционировании волонтерского объединения в условиях дошкольного учреждения;

Организация семейного волонтерства и его популяризация среди родительской общественности дошкольного учреждения.

Ожидаеяе результаты:

  • Получит распространение такая форма добровольчества как семейное волонтерство, курируемое дошкольной организацией;
  • Будет разработана система взаимодействия участников волонтерского движения в условиях детского сада с привлечением детей дошкольного возраста, родителей и педагогов;
  • Будут реализованы образовательные механизя «обучения через волонтерство» по направлениям проекта: «Доброта», «Экология», «Здоровый образ жизни», «Патриотизм»;
  • Будет реализовано межсетевое взаимодействие волонтерского объединения детского сада «Лучики добра» с добровольческими волонтерскими движениями школ, организаций города Нижневартовска с целью  формирования культуры добровольческой деятельности, обеспечивающей преемственность ценностей добровольчества между поколениями;

Будут положены зачатки формирования положительного имиджа волонтера у подрастающего поколения и взрослой половины волонтерского объединения.  

Принципы

  • Принцип добровольности
  • Принцип партнерства и сотрудничества
  • Принцип толерантности
  • Принцип безопасности
  • Принцип учета интересов, возрастных и психологических особенностей всех участников волонтерского объединения
  • Принцип интегрированности проекта в различные виды деятельности воспитанников
  • Принцип творчества и сотворчества.

План мероприятий по реализации самообразования:

Все мероприятия за исключением непосредственно информационных и обучающих, распределены по 4 направлениям: «Доброта», «Патриотизм», «Здоровый образ жизни», «Экология».

  1. направление «Доброта» - основной целью является возрождение лучших традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.
  2. направление «Патриотизм» - воспитание патриотических чувств к Родине, формирование предпосылок развития гражданской личности.  

3направление «Здоровый образ жизни» - пропаганда здорового образа жизни, занятий спортом. Оказывать содействие идеям добра и красоты, духовного и физического развития детей, профилактики в детской и взрослой среде употребления алкоголя, никотина, наркотических средств.

4направление «Экология» - привлечение внимания общественности к проблемам экологии, воспитание нравственности, бережного отношения к природе.

 

п/п

Название мероприятия

Дата

Участни ки

Ответственные

 

Организационные и информационные мероприятия с педагогами и родителями

 

3.

Представление актуальной информации о деятельности волонтерского объединения  в социальных сетях (В Контакте)  Размещение ссылки на страницу на официальном сайте ДОУ

В течение всего периода

Гости сайта

Зам.         зав         по ВМР,

Рабочая группа педагогов,

Ответственный

за сайт

4.

Ознакомление семей – участников с проектом, планом мероприятий на год.

Обсуждение задач деятельности, периодичность, необходияе ресурсы для их реализации, доступность         и привлекательность для детей.

Сентябр

ь  

 

Родите ли

Зам.         зав         по ВМР,

Рабочая группа педагогов

7.

Семинар – практикум  

«Волонтер- звучит гордо!».

Декабрь  

Родите ли  

Зам. зав по ВМР,

8.

Лекторий«Гражданско – патриотическое воспитание личности ребенка – дошкольника в условиях волонтерского движения» с приглашением представителей волонтерского объединения ЦДЮиТТ «Патриот».

Апрель .

Родите ли,

педаго ги

Зам. зав по

ВМР,

Рабочая группа педагогов,

Педагоги дополнительног

о образования

ЦДЮТТ

«Патриот»

9.

Выпуск брошюры «История волонтерского движения».

Летний период

Родите ли,

педаго ги

Зам. зав по

ВМР,

Рабочая группа педагогов

10.

Встреча         с         представителями добровольческого

(волонтерского)         движения

МБОУ «Средняя школа № 3»,

ЦДЮТТ «Патриот»

Сен тябрь

Родите ли,

педаго ги

Зам. зав по

ВМР,

Рабочая группа педагогов,

представители школы

11.

Групповая дискуссия «Взгляд в будущее» (выявление расположения семей к дальнейшему участию в волонтерской деятельности, поддержка семейных инициатив, внесение поправок в план мероприятий)

Октябрь

Родите ли

Зам. зав по

ВМР,

Рабочая группа педагогов

12.

Тренинг «Семья – дом добровольчества и волонтерства. Растим отзывчивое поколение».

Ноябрь

Родите ли

Зам. зав по

ВМР,

Рабочая группа педагогов

13.

Выпуск внутрисадовской газеты «Лучики добра».

В течение всего срока

Родите льская

обществ енность

ДОУ

Педагоги- редакторы газеты

14.

Проведение инструктажей перед участием в мероприятиях.

В течение всего периода

Родите ли

Рабочая группа педагогов

15.

Тренинг «Ребенок - волонтер»,  

Апрель

Родите ли

Рабочая группа педагогов

1

Круглый стол «Волонтерство в детском саду: первые зачатки добра»

Ноябрь.

Родите ли

Рабочая группа педагогов

16.

Торжественное завершение проекта, праздник «Добрые сердца», поощрение семей волонтерского объединения.

 

май

Родите ли  

Зам. зав по

ВМР,

Рабочая группа педагогов

 

 

 

Мероприятия по направлению «Доброта»

 

1.

Ознакомление с деятельностью волонтера по данному направлению через беседы, просмотр познавательных короткометражных роликов о волонтерах.

В течение всего периода

Дети  

Педагоги  

2.

Создание с родителями книжек – малышек «Наши добрые дела - я гордимся ими всегда!»

В течение всего периода

 

Дети

Педагоги  

3.

Беседы на тему:

«Что такое добро?», «Где живет доброта?», «Что значить быть добрым человеком?», «Как поделиться добротой?», «Почему добро побеждает зло?», «Как сохранить добро?».

В течение всего периода

Дети  

Педагоги  

4.

Создание пособия «Книга мудрости» (сборник пословиц, поговорок, крылатых выражений, стихов о доброте, сопровождение их детскими рисунками по тематике).

Апрель - сентябрь  

Дети  

Педагоги  

5.

Чтение художественной литературы, прослушивание песен и просмотр мультфильмов по тематике направления.

В течение всего периода

Дети

 

Педагоги, музыкальный руководитель  

6.

Акция в рамках праздника 8 марта «Добрые слова для мая», создание

видеопрезентации поздравления

Март  

Дети

 

Педагоги  

7.

Оформление выставки в книжном центре группы

«Добрые сказки о главном!»

 

Дети

Педагоги

8.

Акция «Старшие помощники» (помощь         младшим         детям         в сборе         игрушек,         научить правильно ять руки, одеваться и другое)

В течение всего периода

Дети

 

Педагоги, Рабочая группа  

9.

Акция «Почта добрых сердец» (раздача изготовленных своими руками открыток – пожеланий совместно с родителями дома и педагогами в группе)

Июль

 

Дети

Педагоги,

Рабочая группа, семейное единство

11.

Участие         в         городской благотворительной                  акции «Добрая открытка».

Январь

Дети

 

Педагоги,

Рабочая группа, семейное единство

12.

Участие в общероссийской акции «Дарите книги с любовью».

Февраль

 

Родите ли, дети

 

Педагоги,

Рабочая группа, семейное единство

13.

Внурисадовская акция «Дарю добро» (презентация мини – проектов «Мои добрые дела»).

Май

 

Родите ли и

дети  

 

Педагоги,

Рабочая группа, семейное единство

14.

Участие         в         акции         «Крылья ангела».

Ноябрь

 

Родите ли,

 дети

 

Педагоги,

Рабочая группа, семейное

единство

 

15.

Участие в благотворительной акции милосердия «Белый цветок».

Май

 

Родите ли,  дети  

Педагоги,

Рабочая группа, семейное

16.

Изготовление и продажа поделок, сделанных своими руками родителями, педагогами совместно с детьми (различные техники и художественные направления) – на сайте волонтерского объединения «Лучики добра» открытие интернет – магазина с целью сбора денежных средств на лечение больным детям, предоставление годового отчета на сайте объединения. По аналогии с акцией «Сделаем

снеговичков для Андрюши»

 

В течение всего периода

Родите ли,

педаго

ги, дети

 

Педагоги,

Рабочая группа, семейное единство

17.

Акция «Время помогать», приуроченная международному дню благотворительности и международному дню пожилых людей.

Сен тябрь

 

Родите ли,

педаго

ги, дети

 

Педагоги,

Рабочая группа, семейное

единство

 

18.

Акция «Открытка из детства».

октябрь

 

Родител и,

педагог и, дети

5-6 лет,

6-8 лет  

Педагоги,

Рабочая группа, семейное единство

19.

Организация и проведение акции «Книжная мастерская» (оказание посильной помощи в ремонте книжного фонда Центральной детской библиотеки № 1 «Читай - город»).

Март

Родите ли,

педаго

ги, дети

Рабочая группа, семейное единство

 

Мероприятия по направлению «Патриотизм»

 

1.

Ознакомление с деятельностью волонтера по данному направлению через беседы, просмотр познавательных короткометражных роликов о

В течение всего периода

Дети  

Педагоги  

волонтерах.

я

3.

Беседы на тему: «Я - патриоты», «Россия – моя Родина», «Наша главная столица», «Символика нашей страны. Когда звучит гимн?», «С чего все началось?», «Любовь к родному краю», «Мой город – мой дом».

 

В течение всего периода

Дети  

Педагоги  

4.

Создание пособия «История нашей Родины в картинках» (сборник пословиц, поговорок, крылатых выражений о силе Российского духа, стихов и коротких рассказов о защитниках Родины, сопровождение их детскими рисунками и рассказами по тематике).

 

 

Дети  

Педагоги  

5.

Чтение художественной литературы, прослушивание песен и просмотр мультфильмов по тематике направления.

 

В течение всего периода

Дети

 

Педагоги, музыкальный руководитель  

6.

Участие в благотворительной акции помощи пострадавшим в военных действиях ветеранам

        «Красная         гвоздика»,

организованной благотворительным         фондом

«Память поколений».

 

 

Апрель

 

Родите ли и

педаго ги

Рабочая группа  

7.

Акция «Георгиевская ленточка».

Май

.

Родите ли,

педаго

ги, дети

Педагоги,

Рабочая группа, семейное

единство

 

8.

Участие в добровольческой акции «Посылка солдату»

Февраль

Родите ли, педагоги, дети

Педагоги, Рабочая группа,

9.

Организация и проведение ярмарки «Оберег для дома, история русского быта», приуроченной к Дню славянской письменности и культуры, где представлены обереги для дома, куклы – берегини, изготовленные своими руками (помощь детям в лечение         через

франдрайзенговыйблаготоврите льный фонд «Русфонд» помощи тяжелобольным детям).

 

.

Родите ли,

педаго

ги, дети

 

Педагоги,

Рабочая группа, семейное единство

10.

Проведение семейного спортивного праздника совместно с педагогами дополнительного образования ЦДЮТТ «Патриот».

Февраль

 

Родите ли,

педаго

ги, дети

 

Педагоги,

Рабочая группа,

Педагоги

ЦДЮТТ

«Патриот»  

11.

Организация и проведение флеш – моба с участием родителей, детей 6-8 лет совместно с учениками 8 «Г» класса МБОУ «СШ № 3» «Космос – это я».

Апрель.

Родите ли,

педаго

ги, дети

Педагоги,

Рабочая группа, представители школы  

12.

Организация и проведение фестиваля национальных культур «Я разные, но в этом наша сила», приуроченный дню содружества наций.

 

 

 

 

Март

Родите ли,

педаго

ги, дети

Педагоги,

Рабочая группа, семейное

единство

 

 

 

 

 

Мероприятия по направлению «Здоровый образ жизни»  

1.

Ознакомление с деятельностью волонтера по данному направлению через беседы, просмотр познавательных короткометражных роликов о волонтерах.

В течение всего периода

Дети  

Педагоги  

3.

Беседы на тему:

«Что такое здоровый образ жизни?», «Что такое здоровье?», «Движение – это жизнь», «Как сохранить здоровье?», «Скажи здоровью – да!», «Здоровье – главная ценность человеческой жизни», «Вредные привычки».

 

В течение всего периода

Дети  

Педагоги  

4.

Создание напольного лэпбука «Наше здоровье – в наших руках».

 

Родите ли, дети  

Педагоги  

5.

Чтение художественной литературы, прослушивание песен и просмотр мультфильмов по тематике направления.

В течение всего периода

Дети

 

Педагоги, музыкальный руководитель  

6.

Организация и проведение акции «Зеленый свет здоровью» (раздача родителям и педагогам зеленой ленточки, символизирующей здоровье и открыток – малышек «Будь здоров!», изготовленных детьми).

Летний период  

 

Дети

 

Рабочая группа  

7.

Организация и проведение профилактической акции «Я – за здоровый образ жизни!» на территории ДОУ.

Летний период  

 

Родите ли, дети

Педагоги,

Рабочая группа, семейное единство

8.

Участие         воспитанников         и педагогов в сдаче детских норм ГТО.

Февраль, март

 

Дети

Педагоги,  Рабочая группа  

9.

Участие воспитанников в спортивном городском конкурсе «Губернаторские состязания».

Март

Дети

Педагоги,  

Инструктор по физической культуре

10.

Проведение         праздничных мероприятий,         посвященных празднованию Дня добровольца (волонтера).

5 декабря  

Родите ли,педаг

о

ги, дети

 

Зам. зав по

ВМР

Рабочая группа  

11.

Выпуск и распространение информационных листовок «Что вредит твоему здоровью»

(2020г.), «Секреты долголетия» (2022г.), приуроченный всемирному дню здоровья.

Апрель  .

Родите ли  

Рабочая группа  

12.

Организация и проведение акции «Мой папа, дедушка не курит!», посвященная всемирному дню без табака.

.

Родите ли,

дети  

Рабочая группа  

 

Мероприятия по направлению «Экология»

 

1.

Ознакомление с деятельностью волонтера по данному направлению через беседы, просмотр познавательных короткометражных роликов о волонтерах.

В течение всего периода

Дети  

Педагоги  

3.

Беседы на тему:

«Люди – друзья природы», «Жалеть – надо уметь», «Как я можем помочь природе?», «Все живое под нашей защитой», «Мусор – болезнь природы», «Не загрязняй природу», «Наш дом - природа» и другие.

В течение всего периода

Дети  

Педагоги  

4.

Создание пособия «Красная книга Югры» (информация о животном и растительном мире, занесенным в Красную книгу округа, рисунки детей).

 

Родите ли, дети  

Педагоги  

5.

Чтение художественной литературы, прослушивание песен и просмотр мультфильмов по тематике направления.

В течение всего периода

Дети

 

Педагоги, музыкальный руководитель  

6.

Участие в природной акции Марш парков «Спасти и сохранить».

Март – май  

.

Родите ли, дети

 

Педагоги  

7.

Организация и проведение флеш-моба «Сохрани жизнь елочке».

Декабрь

 

Дети

Педагоги, музыкальный руководитель

8.

Участие в природоохранной акции в защиту хвойных деревьев.

 

Декабрь

 

Дети

Педагоги

9.

Организация и проведение семейной квест – игры «Знатоки природы», посвященной всемирному дню защиты дикой природы.

 

 

 

Родите ли, дети

 

Рабочая группа  

10.

Добровольческая акция «Экологический десант» (уборка и облагораживание групповых прогулочных участков, территории огорода ДОУ).

 

Май, июнь  

Родите ли,

Педаго ги, дети

 

Рабочая группа  

11.

Разработка         и         реализация краткосрочного         проекта «Обитатели         морей», приуроченного всемирному дню морей.

Сен тябрь

Дети

Педагоги  

12.

Акция «Покормите птиц зимой»

Ноябрь – март

Родите ли, дети

 

Педагоги  

13.

Детско – родительский проект «Царь снегов», приуроченный дню полярного медведя (27 февраля).

Февраль

Родите ли, дети

Педагоги  

14.

Организация и проведение акции «Подари дом птице» (изготовление скворечников и размещение их на территории ДОУ), приуроченный всемирному дню птиц.

Конец марта,

начало апреля

Родите ли, дети

Педагоги  

15.

Праздник         «Я         друзья природы».

Летний период  

Дети  

Рабочая группа  

16.

Организация         и         проведение акции «Лапа помощи» (помощь Нижневартовскому общественному фонду помощи животным         «Человек         и животные» (ЧиЖ) кормом для собак и кошек).

В течение всего периода

Родите ли,  

дети  

5-6, 6-8 лет

Рабочая группа  

     

 Методические основы работы с семьями, участвующими в волонтерском объединении «Лучики добра». (единство семейного добровольчества) 

Многочисленные исследования показывают, что семейное волонтерство приносит пользу всем его участникам: самим семьям, организациям, в рамках которых эти семьи действуют. Эта польза носит уникальный характер и дополняют ту обычную пользу, которую приносит его участникам любое волонтерство.

        Этап         Мероприятия этапа

Привлечение семей к добровольческой (волонтерской) деятельности. Цель:         заинтересовать         семьи воспитанников         в         принятии участия         в         волонтерской деятельности,         курируемой дошкольным учреждением.

Проведение анкетирования семей на предмет изучения сфер интересов семьи в связи с волонтерской деятельностью и желание заниматься волонтерской деятельностью.

Анализ         полученных         результатов, планирование мероприятий волонтерского объединения.

Разработка плана мероприятий по информационной работе с семьями, включающий даты встреч на протяжении реализации проекта, даты мероприятий по признанию заслуг семей, дней обучения, сопровождения.

Подготовка семьи к добровольческой (волонтерской) деятельности. Цель: выработка у семьи ощущения вовлеченности и принадлежности к реализации проекта, укрепление мотивации, участия в волонтерском объединении ДОУ.

 

Знакомство семьи с проектом.  Представить вниманию семей требования к работе и функции волонтера в рамках волонтерского объединения ДОУ, способы сопровождения, вознаграждения и профессиональной подготовки, которые получит семья.

Проведение обучающих, информационных мероприятий, которые расширяют знания семей о волонтерской деятельности, знакомство с опытом работы волонтеров города.

Непосредственное участие в волонтерской деятельности.

Цель: получение семьей опыта волонтеркой деятельности.

Реализация мероприятий проекта.

Сопровождение семей в процессе волонтерской деятельности. Цель: осуществление поддержки семей, повышение мотивации для дальнейших действий, рост и

Встречи – инструктажи, встречи – поощрения (диплоя, благодарности, подарочная атрибутика), тренинги обратной связи с семьями - волонтерами семейного добровольчества.

укрепление семьи и осознание ее члемнойсвоих способностей и потенциала.

Расставание с семьями, участниками семейного добровольчества

Цель: способствовать продолжению волонтерской деятельности семьи, вне стен дошкольного учреждения, формированию положительного образа волонтера, переоценка своих семейных и личных ценностей.

Проведение тренинга «Быть волонтером – это здорово!», где ведущая роль отводится упражнениям по рефлексии, позволяющих семье проанализировать и сформулировать для себя то, чему она научилась за прошедшее время. Помимо этого, это также удачная возможность получить у семьи ее мнение и обратную связь о проекте.

 

Торжественное завершение проекта, праздник «Добрые сердца», поощрение семей волонтерского объединения.

 

Выводы.

Проведенная мною работа по теме «Волонтерство в детском саду» принесла свои результаты. В итоге наблюдений в процессе работы можно сделать вывод о позитивных результатах:

  • Была разработана система взаимодействия участников волонтерского движения в условиях детского сада с привлечением детей дошкольного возраста, родителей и педагогов;
  • Получила распространение такая форма добровольчества как семейное волонтерство, курируемое дошкольной организацией;
  • Были реализованы образовательные механизя «обучения через волонтерство» по направлениям проекта: «Доброта», «Экология», «Здоровый образ жизни», «Патриотизм»;
  • Была реализована межсетевое взаимодействие волонтерского объединения детского сада «Лучики добра» с добровольческими волонтерскими движениями школ, организаций города с целью формирования культуры добровольческой деятельности, обеспечивающей преемственность ценностей добровольчества между поколениями.
  •  Дошкольники научились вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, стали готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. У них отмечены более развитые коммуникативно - речевые умения и навыки.
  • Волонтеры осознают свою важную миссию - считают себя старшими помощниками, готовыми прийти на помощь младшим во всех режимных моментах в течении дня. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными.
  • Наши дети уже понимают, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым и ответственным.
  • Педагоги и родители, объединив усилия, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности - повысили свою педагогическую компетентность.
  • Выходя из стен детского сада, наши дети, не только узнали о таком благородном и нужном движении как волонтерство, но и сами в нем поучаствовали. Надеюсь, что в будущем это оставит отпечаток в сознании у детей, как желание помогать другим людям безвозмездно.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе.. Помогая, у детей-волонтеров формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.

- участие детей в волонтерском движении поможет им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность;

- они научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;

- Они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.

При этом важно, что у них не только сформируется негативное отношение к плохому, но и обеспечены способы социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников.

Я вижу перспективу в продолжении дальнейшей работы по данной теме; изучении, обобщении и применении на практике новых методик, ознакомлении с опытом работы других педагогов - практиков. Продолжать работу с детьми, участвовать в новых конкурсах и акциях с привлечением большего контингента.

Волонтёрское движение – гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.

14. Список литературы

  1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: Сфера, 2011. – с. 128  
  2. Волохов А.В., Мирошкина М.Р. Програмя деятельности волонтеров. – М.: Перспектива,2011. – с. 127  
  3. Добровольчество в России // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // www.volunteer.ru 
  4. Дергунская В.А., Агабекян С.С. Социальные акции и волонтерское движение дошкольников в детском саду. – М.: Центр педагогического образования, 2018. – с. 240.
  5. Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской

Федерации до 2025 годаРоссии // [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56617732/ 

  1. Красуля Н.Е. Презентация «Технология обучения детей сопереживанию, сочувствию, милосердию» // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/1019278/ 
  2. МикляеваВ.Н. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 20013. – с. 245
  3. Олчман М., Джордан П. Добровольцы         - ценный источник.

Университет Джона Хопкинса. 1997г. //[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=82&id=639809 

  1. Потапова Н.А. Волонтерство как феномен самореализации личности: Сб. науч. тр. / Н.А. Потапова. // Вестник МГОУ. № 3. 2007. М.: Издво МГОУ. С. 95-140.
  2. Проект Плана основных мероприятий по проведению в ХантыМансийском автономном округе – Югре Года добровольца

        (волонтера)         в         2018         год//         [Электронный         ресурс].         Режим

доступа:http://www.ophmao.ru/obshestvennoe-obsuzhdenie/proekt-planaosnovnykh-meropriyatiy-po-provedeniyu-v-khanty-mansiyskomavtonomnom-okruge-yugre-goda-/ 

  1. Тен В.В., Романенко Е.А. Волонтерство как проявление гражданских инициатив. //[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.ru/download/60635659.pdf 
  2. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». // [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/ 

  1. Цымбалиста М., Арнон Л. и другие Семейное волонтерство. Теоретические основы и методики создания и управления группами.

Брошюра.// [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://pdf.knigix.ru/21raznoe/162111-1-semeynoe-volonterstvo-teoreticheskie-osnovimetodiki-sozdaniya-upravleniya-gruppami-sostaviteli-komanda.php 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.

Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада.  Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...

Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».

Аппликация :  «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...

Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».

Аппликация :  «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...