Метод сказкотерапии как средство решения педагогической проблемы
статья (младшая группа)

Кулакова Анастасия Андреевна

Метод сказкотерапии как средство решения педагогической проблемы

Цель сказкотерапии - помочь ребенку преодолеть тревожность и страхи, исправить негативные черты характера, раскрыть способности и внутренний мир.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метод сказкотерапии как средство решения педагогической проблемы

Сказка берет свое начало еще в глубокой древности, и с тех пор она выступает как средство воспитания, средство передачи жизненного опыта. Посредством сказок люди передавали из поколения в поколение нравственные ценности, моральные устои, правила поведения. Еще до того, как психотерапия получила официальный статус научного метода, сказки являлись своеобразным инструментом обучения и воспитания, средством народной психотерапии.

Цель сказкотерапии - помочь ребенку преодолеть тревожность и страхи, исправить негативные черты характера, раскрыть способности и внутренний мир. Дети до 2 лет, в силу своих психологических особенностей, не способны к простейшему анализу. Поэтому использование сказкотерапии целесообразно начинать с 2 лет. В этом возрасте можно использовать простые терапевтические сказки, помогающие успокоить малыша, предотвратить истерику, дать пример положительного поведения. В возрасте после трех лет использовать сказкотерапию можно уже более активно, усложняя аналитические задания. А.Ю. Капская выделяет несколько направлений сказкотерапии:

- Помощь в сложной жизненной ситуации. На примере персонажей можно рассмотреть альтернативные варианты поведения, поразмышлять, к каким последствиям приводит каждый из них;

- Выявление проблемы, с которой столкнулся ребенок, в простой и доступной форме;

- Передача опыта. Воспитатель или родитель не поучает ребенка, а делится с ним своим жизненным опытом и знаниями через сказочный сюжет;

- Развитие мышления, воображения, памяти. Форма работы применяется с детьми от 3 лет, родители и воспитатель предлагают не просто послушать текст, а ответить на ряд вопросов, что-то домыслить, объяснить поступки и характеры героев;

- Коррекция поведения. Ребенок при помощи героев смотрит на себя со стороны, видит собственные негативные качества, а также пример того, как можно исправить их;

- Психопрофилактика. Всегда лучше избежать проблемы, чем устранять ее, а сказка – очень удобный для этого способ. Преимущество сказкотерапии состоит в том, что она помогает решить широкий комплекс проблем как у детей, так и у взрослых [14].

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет функции сказкотерапии:

- Возможность быстро наладить контакт взрослого и ребенка;

- Многие проблемы психики скрыты глубоко в подсознании. Небольшой текст сказки помогает извлечь их на поверхность и проанализировать;

- Герои помогут найти выход из сложных ситуаций и рассмотреть варианты альтернатив;

- Сказки позволяют лучше разобраться в себе и избавиться от внутренних противоречий;

- Этот текст дает возможность взрослому получить всю информацию, даже если ребенок пытается что-то скрыть.

- Сказки дают возможность разобраться с тем, что есть добро, а что – зло, раскрыть индивидуальность собственной личности, преодолеть жизненные трудности и развивать эмоциональный интеллект [11].

Татьяна Зинкевич-Евстигнеева предлагает классификацию сказок для проведения сказкотерапии с дошкольниками:

Художественные сказки. К ним относятся авторские сказки, которые являются одним из основных типов сказок, рекомендуемых к использованию без каких-либо возрастных ограничений, а так же народные сказки, которые несут важные педагогические идеи: указывают, что окружающий мир – живой, а живые объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на собственную жизнь; в них всегда происходит разделение добра и зла, при этом добро побеждает. Самое ценное в них всегда достается через испытание. Важная отличительная особенность – наличие множества помощников, которые приходят на помощь только в том случае, если главный герой не может справиться с задачей сам.

В народных сказках выделяются несколько подвидов:

- Сказки о взаимоотношениях людей и животных. Их строение не сложно: встречи, диалоги, песенка героев; последовательное «нанизывание» однотипных сценок на общий сюжетный стержень. Эти сказки используются в основном для детей, поскольку дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них;

- Бытовые сказки (сатирические) рассказывают об особенностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора к невзгодам;

- Страшные (сказки про нечистую силу). В них содержится опыт детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования. Для повышения стрессоустойчивости данный вид народных сказок часто используют для рассказывания в группе детей старше 7 лет и подростков;

-Волшебные сказки. Они подходят в основном для младших школьников и старше. При работе с данными сказками включаются бессознательные механизмы психики, способствующие усвоению учащимися социального опыта. В сказках выражается система моральных ценностей, воплощенная в образах героев. В структуре нравственного идеала волшебной сказки наиболее значима «идеологическая сторона», которая определяет природу поведенческой нормативности.

Дидактические сказки являются авторскими сказками. Они создаются педагогами для оптимизации форм подачи сложного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки и т.д.) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Чаще всего используется в работе с дошкольниками и младшими школьниками. В форме дидактических сказок можно предлагать учебные задания [11].

Алгоритм дидактической сказки-задания:

1. Введение в сказочную страну, в которой живет одушевляемый символ. Рассказ о нраве, привычках, жизни в этой стране.

2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи (дракон, Кощей), стихийные бедствия (ураган, ливень), тяжелое эмоциональное состояние (скучно, тоскливо).

3. Обращение к ребенку. Только человек с пылким сердцем и знаниями может все спасти. Поэтому, чтобы восстановить страну, нужно выполнить определенное задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проекта как средство повышения педагогической компетентности родителей.

Статья об опытно-экспериментальной проектной деятельности в ДОУ.написана: Арсентьева Т.З.Ломовцева Л.Б.Харчевникова Т.М.Государственное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №83 Центрально...

Использование метода проекта как средство повышения педагогической компетентности родителей.

Данный материал поможет воспитателем повысить педагогическую компетентность родителей в рамках проектной деятельности....

Методы воспитания как средство реализации педагогических целей в дошкольном образовательном учреждении.

Методы воспитания являются как главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач  воспитательного процесса, так и способами решения воспитательных задач и осуществления воспитательног...

Метод сказкотерапии как средство развития речи детей 2-3 лет

   Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа и системы знаний о мире и о себе, позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное (сочин...

Индивидуальный план по самообразованию на тему:«Использование метода сказкотерапии, как средство развития связной речи детей, имеющих тяжёлые нарушения речи»

Данная тема считается актуальной, так как речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.Успехи воспитанников,  в совершенствовании связной речи, обеспечивают в будущем, и в большей мере,...

Опыт работы "Метод сказкотерапии как средство развития речи старших дошкольников".

Содержит материал по развитию речи детей старшего дошкольного возраста....