Рекомендации для педагогов, работающим с детьми с расстройствами аутистического спектра.
консультация

Боболович Ирина Александровна

Рекомендации для педагогов, работающим с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Налаживание первоначального контакта:

При выраженном аутизме установить первоначальный контакт можно лишь «на территории ребенка» - в сфере его собственных интересов, приятных и доступных ему действий. Считайтесь с предпочтениями ребенка. Дети с аутизмом очень разные, поэтому к каждому приходится подбирать свой «ключик». Так что ниже приводятся не «инструкции к действию», а «наброски» возможных способов взаимодействия с детьми.

  1. Проверьте, возможен ли «глазной» (визуальный) контакт. Дети с выраженным аутизмом отводят взгляд, смотрят «сквозь», либо на ту или иную часть лица или одежды. Избегайте по отношению: ним прямого взгляда, коротко «касайтесь глазами» их лица.
  2. Для начала важно хоть как-то «зацепить» внимание ребенка. Используйте несловесные способы. Если ребенок сидит, отвернувшись, попробуйте привлечь его внимание какими- либо звуками. Если он под столом, попробуйте бросать на пол мяч и катать его ногой. Незаметно «подсматривайте», как ребенок реагирует.
  3. Налаживание совместной деятельности. Если ребенок чем-то занят (выполняет стереотипное действие: катает машинку), какое-то время просто наблюдайте. Затем начните повторять его действия, но совершенно автономно. Постепенно подключайтесь к действиям ребенка: катайте свою машинку рядом с его, пробуйте изменить траекторию движения его машинки (преградите ему дорогу), поменяйтесь игрушками. Очень хорошо, если ребенок сам изменит сценарий игры. Сейчас же подключитесь к новому сценарию (следуйте за ребенком). Затем опять пытайтесь перестроить его действия. Дети с аутизмом любят конструировать, складывать кубики, сортировать предметы. На этом фоне можно начать совместную деятельность.
  4. У аутичного ребенка плохо развиты подражательные способности, что мешает ему вступать в контакт. Выполняйте с ним действия по подражанию. Сначала сами копируйте действия ребенка - по нескольку раз, чтобы он понял, что вы повторяете намеренно. Затем нужно выполнять ваши действия - любые движения: положить что-то, взять, поменять местами, помахать рукой. Пусть ребенок повторяет ваши действия, глядя (на себя и на вас) в зеркало. «Зеркальный» контакт для него может быть приемлемей прямого.
  5. После налаживания совместного манипулирования предметами можно опробовать «звуковое общение» (не словесное «Перекликайтесь» с ребенком звуками: постукиваниями, шорохами; звуками, издаваемыми звучащими игрушками, музыкальными инструментами.
  6. Затем попробуйте вступить в словесный контакт. Проверьте, обращает ли ребенок внимание на речь, откликается ли на имя, показывает ли названные предметы, выполняет ли действия по инструкции. Если ребенок не реагирует на обычную речь, испробуйте другие голосовые регистры. Говорите шепотом (нараспев, очень низким голосом). Говорите беззвучно или почти беззвучно, чтобы ребенок угадывал слова по артикуляции.

Формирование жестов и иных способов несловесного общения:

Дети с аутизмом плохо понимают язык жестов и мимических выражений и сами им не пользуются. С одной стороны- это мешает им адекватно ориентироваться в ситуации, с другой - тормозит развитие речи. Ведь речь развивается из жеста, жест является аналогом фразы.

Понимание несловесной коммуникации:

  1. Ребенок не направляет взгляд в точку интереса другого человека - не следит за его взглядом.
  • Перемещайте игрушку на разных расстояниях от ребенка, чтобы он следил за ней. Оставьте ее и сядьте рядом с ребенком. Посмотрите ему в лицо и переведите взгляд на игрушку, кивните на нее. Покажите на нее пальцем, если ребенок не реагирует на взгляд.
  • Делайте это упражнение с разными предметами. Используйте звучащие игрушки, издающие звук автономно.
  • Посмотрите на раскачивающийся предмет. Если ребенок не ловит ваш взгляд, поверните его к предмету. Покажите рукой траекторию своего взгляда (прочертите движение от глаз к предмету). Затем так же, рукой, направьте его взгляд.
  1. Указательные жесты. Спрашивайте, где тот или иной предмет. Ребенок показывает. Расположите предметы на разных расстояниях от ребенка, чтобы он совершал жесты «разной длины».
  2. Изображайте руками, пальцами, туловищем пантомиму, иллюстрирующую действие, которое ребенок должен совершить. Если он не понимает задания, выполняйте это действие его телом, «ведите» его, как куклу. Если он плохо переносит прикосновения, изображайте нужные действия с помощью игрушки.
  3. Играйте в мяч, просите жестом: дай. Затем просите жестом ту или иную вещь, предварительно указывая на нее.
  4. Формируйте понимание иных жестов: до свидания, воздушный поцелуй, аплодисменты, да и нет, на, иди ко мне. Привязывай: их к ситуациям.
  5. «Покажите» ребенку смысл мимических выражений. Придавайте лицу определенные выражения и пантомимой объясняйте, что они значат. Например: радость - улыбнитесь, посмейтесь, похлопайте в ладоши; грусть - горько вздохните, пошмыгайте носом, прослезитесь.

Развитие у ребенка несловесной коммуникации:

  1. Пусть кто-то перемещается по комнате. Следите за ним, указывайте на него ребенку. Поворачивайте ребенка к человеку, если ребенок не обращает на него внимания.
  2. Человек перемещается и пищит звучащей игрушкой. Задание то же.
  3. Пусть ребенок повторяет ваши выражения лица, глядя в зеркало. Отражаться в нем должны вы оба.
  4. Пусть повторяет ваши жесты и позы, глядя в зеркало, затем -глядя на вас.
  5. Пусть жестами «объясняет» игрушкам, что им делать: уходить, приходить, кружиться. Вы оперируете игрушками. Сначала покажите ребенку нужные жесты.
  6. Пусть ребенок жестом что-то у вас просит. Возможно, ему будет легче просить у игрушки и от лица игрушки (здесь контакт опосредован).
  7. Пусть обнимает игрушки, целует их (если не может сделать то же по отношению к человеку).
  8. Пусть копирует ваши жесты и позы, изображающие наглядные действия (идти, есть, спать, пить). Действия можно проигрывать на игрушках.
  9. Разыгрывайте сценки от лица игрушек. Например: ваша кукла стучит в дверь. Его мишка открывает дверь, зовет куклу жестом. Кукла заходит, кивает головой, кланяется. Мишка жестом приглашает ее сесть.
  10. Стройте что-то из кубиков. Жестом «спрашивайте», куда поли жить кубик, ребенок отвечает указательным жестом.
  11. По возможности формируйте жесты прикосновения, чтобы ребенок дотрагивался до вас.
  12. Пробуйте наладить глазной контакт. Сначала заглядывайте ребенку в глаза на очень короткое время, затем останавливайте взгляд дольше.
  13. Выполняйте совместные действия: шагайте, взявшись за руки; кружитесь.
  14. Ребенку нужно отвечать жестами на ваши: протягивайте ему руку для рукопожатия; обе руки; выставляйте ладони, чтобы поиграть «в ладушки»; протягивайте игрушку, чтобы он ее взял.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для педагогов, работающим с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Налаживание первоначального контакта:

При выраженном аутизме установить первоначальный контакт можно лишь «на территории ребенка» - в сфере его собственных интересов, приятных и доступных ему действий. Считайтесь с предпочтениями ребенка. Дети с аутизмом очень разные, поэтому к каждому приходится подбирать свой «ключик». Так что ниже приводятся не «инструкции к действию», а «наброски» возможных способов взаимодействия с детьми.

  1. Проверьте, возможен ли «глазной» (визуальный) контакт. Дети с выраженным аутизмом отводят взгляд, смотрят «сквозь», либо на ту или иную часть лица или одежды. Избегайте по отношению: ним прямого взгляда, коротко «касайтесь глазами» их лица.
  2. Для начала важно хоть как-то «зацепить» внимание ребенка. Используйте несловесные способы. Если ребенок сидит, отвернувшись, попробуйте привлечь его внимание какими- либо звуками. Если он под столом, попробуйте бросать на пол мяч и катать его ногой. Незаметно «подсматривайте», как ребенок реагирует.
  3. Налаживание совместной деятельности. Если ребенок чем-то занят (выполняет стереотипное действие: катает машинку), какое-то время просто наблюдайте. Затем начните повторять его действия, но совершенно автономно. Постепенно подключайтесь к действиям ребенка: катайте свою машинку рядом с его, пробуйте изменить траекторию движения его машинки (преградите ему дорогу), поменяйтесь игрушками. Очень хорошо, если ребенок сам изменит сценарий игры. Сейчас же подключитесь к новому сценарию (следуйте за ребенком). Затем опять пытайтесь перестроить его действия. Дети с аутизмом любят конструировать, складывать кубики, сортировать предметы. На этом фоне можно начать совместную деятельность.
  4. У аутичного ребенка плохо развиты подражательные способности, что мешает ему вступать в контакт. Выполняйте с ним действия по подражанию. Сначала сами копируйте действия ребенка - по нескольку раз, чтобы он понял, что вы повторяете намеренно. Затем нужно выполнять ваши действия - любые движения: положить что-то, взять, поменять местами, помахать рукой. Пусть ребенок повторяет ваши действия, глядя (на себя и на вас) в зеркало. «Зеркальный» контакт для него может быть приемлемей прямого.
  5. После налаживания совместного манипулирования предметами можно опробовать «звуковое общение» (не словесное «Перекликайтесь» с ребенком звуками: постукиваниями, шорохами; звуками, издаваемыми звучащими игрушками, музыкальными инструментами.
  6. Затем попробуйте вступить в словесный контакт. Проверьте, обращает ли ребенок внимание на речь, откликается ли на имя, показывает ли названные предметы, выполняет ли действия по инструкции. Если ребенок не реагирует на обычную речь, испробуйте другие голосовые регистры. Говорите шепотом (нараспев, очень низким голосом). Говорите беззвучно или почти беззвучно, чтобы ребенок угадывал слова по артикуляции.

Формирование жестов и иных способов несловесного общения:

Дети с аутизмом плохо понимают язык жестов и мимических выражений и сами им не пользуются. С одной стороны- это мешает им адекватно ориентироваться в ситуации, с другой - тормозит развитие речи. Ведь речь развивается из жеста, жест является аналогом фразы.

Понимание несловесной коммуникации:

  1. Ребенок не направляет взгляд в точку интереса другого человека - не следит за его взглядом.
  • Перемещайте игрушку на разных расстояниях от ребенка, чтобы он следил за ней. Оставьте ее и сядьте рядом с ребенком. Посмотрите ему в лицо и переведите взгляд на игрушку, кивните на нее. Покажите на нее пальцем, если ребенок не реагирует на взгляд.
  • Делайте это упражнение с разными предметами. Используйте звучащие игрушки, издающие звук автономно.
  • Посмотрите на раскачивающийся предмет. Если ребенок не ловит ваш взгляд, поверните его к предмету. Покажите рукой траекторию своего взгляда (прочертите движение от глаз к предмету). Затем так же, рукой, направьте его взгляд.
  1. Указательные жесты. Спрашивайте, где тот или иной предмет. Ребенок показывает. Расположите предметы на разных расстояниях от ребенка, чтобы он совершал жесты «разной длины».
  2. Изображайте руками, пальцами, туловищем пантомиму, иллюстрирующую действие, которое ребенок должен совершить. Если он не понимает задания, выполняйте это действие его телом, «ведите» его, как куклу. Если он плохо переносит прикосновения, изображайте нужные действия с помощью игрушки.
  3. Играйте в мяч, просите жестом: дай. Затем просите жестом ту или иную вещь, предварительно указывая на нее.
  4. Формируйте понимание иных жестов: до свидания, воздушный поцелуй, аплодисменты, да и нет, на, иди ко мне. Привязывай: их к ситуациям.
  5. «Покажите» ребенку смысл мимических выражений. Придавайте лицу определенные выражения и пантомимой объясняйте, что они значат. Например: радость - улыбнитесь, посмейтесь, похлопайте в ладоши; грусть - горько вздохните, пошмыгайте носом, прослезитесь.

Развитие у ребенка несловесной коммуникации:

  1. Пусть кто-то перемещается по комнате. Следите за ним, указывайте на него ребенку. Поворачивайте ребенка к человеку, если ребенок не обращает на него внимания.
  2. Человек перемещается и пищит звучащей игрушкой. Задание то же.
  3. Пусть ребенок повторяет ваши выражения лица, глядя в зеркало. Отражаться в нем должны вы оба.
  4. Пусть повторяет ваши жесты и позы, глядя в зеркало, затем -глядя на вас.
  5. Пусть жестами «объясняет» игрушкам, что им делать: уходить, приходить, кружиться. Вы оперируете игрушками. Сначала покажите ребенку нужные жесты.
  6. Пусть ребенок жестом что-то у вас просит. Возможно, ему будет легче просить у игрушки и от лица игрушки (здесь контакт опосредован).
  7. Пусть обнимает игрушки, целует их (если не может сделать то же по отношению к человеку).
  8. Пусть копирует ваши жесты и позы, изображающие наглядные действия (идти, есть, спать, пить). Действия можно проигрывать на игрушках.
  9. Разыгрывайте сценки от лица игрушек. Например: ваша кукла стучит в дверь. Его мишка открывает дверь, зовет куклу жестом. Кукла заходит, кивает головой, кланяется. Мишка жестом приглашает ее сесть.
  10. Стройте что-то из кубиков. Жестом «спрашивайте», куда поли жить кубик, ребенок отвечает указательным жестом.
  11. По возможности формируйте жесты прикосновения, чтобы ребенок дотрагивался до вас.
  12. Пробуйте наладить глазной контакт. Сначала заглядывайте ребенку в глаза на очень короткое время, затем останавливайте взгляд дольше.
  13. Выполняйте совместные действия: шагайте, взявшись за руки; кружитесь.
  14. Ребенку нужно отвечать жестами на ваши: протягивайте ему руку для рукопожатия; обе руки; выставляйте ладони, чтобы поиграть «в ладушки»; протягивайте игрушку, чтобы он ее взял.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Статья о специфике логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра, о сложностях и путях преодоления....

Особенности организации работы педагогов с детьми с расстройствами аутистического спектра

Материалы полезны для педагогов, работающих с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра...

Особенности осуществления коррекционно-развивающего процесса с детьми с расстройством аутистического спектра

В 2013 учебном году по запросу родителей в МБДОУ №11 «Теремок» была открыта группа кратковременного пребывания для детей-инвалидов «Особый ребенок». Первоначально в группу было зачислено 3ребенка с ди...

Начальный этап коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра

В настоящее время растет количество детей с расстройствами аутистического спектра. Зачастую, к сожалению, такие дет...

ТРЕНИНГ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИМИ С ДЕТЬМИ С РАСТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА «Принять. Понять. БлагоДарить».

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ФОРМИРОВАНИЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ НОРМАТИВНО РАЗВИВАЮЩИМИСЯ ДЕТЬМИ И ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ...

Методические рекомендации по работе с детьми с расстройством аутистического спектра в ДОУ.

Требования к организации и содержанию работыПроведение индивидуальных занятий (дефектолога, логопеда, воспитателя и др.) с детьми, имеющими РАС, предполагает реализацию определенных требований к орган...

Рекомендации для сотрудников ДОУ, работающих с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра

Организация среды в ДОУПри создании среды для организации образовательного процесса с детьми, имеющими РАС, большое значение имеют:•организация пространства;•организация времени;•органи...