ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОО
статья

Елена Викторовна Самойлова

В статье рассматриваются понятие интерактивность, современное пространство, использование интерактивных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОО, представлена характеристика некоторых приемов интерактивных технологий в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_samoylovoy_e.v.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Самойлова Елена Викторовна,

старший воспитатель МБДОУ Детский сад

№ 178 «Россияночка», г. Архангельск

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОО

Аннотация. В статье рассматриваются понятие интерактивность, современное пространство, использование интерактивных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОО, представлена характеристика некоторых приемов интерактивных технологий в детском саду.

      Президент РФ поставил перед каждым учреждением задачу: иметь собственное электронное представительство в интернете. Одним из основных направлений стратегии развития информационного общества является решение задачи повышения качества дошкольного образования на основе внедрения в образовательный процесс эффективных технологий развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей дошкольного возраста [4].

      В настоящее время стремительного развития информационно-коммуникационных технологий назрела необходимость модернизации содержания и структуры всех сфер дошкольного образования. Это нашло отражение в Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, их введение и стало стимулом к внедрению интерактивного обучения и интерактивных технологий в работу дошкольных учреждений [3].

      Общение — одно из важнейших условий развития личности ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Поэтому главная задача педагога — организация обучающей деятельности в атмосфере сотрудничества со взрослыми (педагогами, родителями, персоналом ДОО) и другими детьми и взаимного доверия. Все чаще для решения этой задачи детские сады и другие дошкольные учреждения используют интерактивные технологии [6].

      В настоящее время педагогические коллективы ДОО интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности [5].

      Интерактивность — это принцип организации системы, при котором цель достигается информационным обменом элементов этой системы [1].

       Понятие «интерактивность» подразумевает взаимодействие с людьми, окружающими предметами и окружающим миром в целом. Важную роль в создании единого информационного пространства играет компетентность педагогических кадров. Однако в современном мире с каждым годом возрастает значимость технологий, именно поэтому ДОО все чаще прибегают к использованию технических устройств в образовательном процессе.

      В традиционной системе обучения воспитатель является своеобразным «фильтром», пропускающим учебную информацию через себя. В интерактивной системе педагог является помощником ребенка в его стремлении познать мир, в то время как сам процесс познания происходит при помощи компьютера и другой

другой техники. Обучение с помощью интерактивных технологий обладает массой преимуществ: движения, мультипликация и звук надолго привлекают внимание малышей; информация преподается в игровой форме, что вызывает огромный интерес у детей; ребенок не замыкается в себе — напротив, поощряется его участие в диалогах с педагогом и сверстниками; компьютер позволяет смоделировать различные ситуации, недоступные в повседневной жизни (полет ракеты, исторические события, необычные и неожиданные эффекты).

      Такой подход положительно сказывается на развитии ребенка, повышает мотивацию к обучению, расширяет воображение и творческие способности, развивает мышление и формирует активную позицию [6].

      Использование интерактивных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОО предполагает наличие интерактивного оборудования. Это компьютеры, интерактивные доски, мультимедийное оборудование и многое другое. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

          Рассмотрим такое направление интерактивного обучения как организованное взаимодействие непосредственно между детьми и педагогом без использования компьютера. Таких технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый педагог может самостоятельно придумать новые формы работы с детьми.

          Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.

II младшая группа – работа в парах, хоровод;

Средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;

Старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум;

Подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум, большой круг, дерево знаний [3].

      Дадим характеристику некоторых приемов технологии и представим их в таблице.

Таблица 1

Приемы

Содержание приема

«Работа в парах»

Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. Интерактивное обучение в парах помогает выработать навыки сотрудничества в ситуации   камерного общения.

«Хоровод»

На начальном этапе взрослый является ведущим, т.к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Воспитатель с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга. Интерактивная технология «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста.

«Цепочка»

Интерактивная технология «Цепочка» помогает началу формирования у детей дошкольного возраста умения работать в команде. Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания.

«Карусель»

Такая технология внедряется для организации работы в парах. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и это

стимулирует общение между детьми. Интерактивная технология «Карусель» формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества.

«Интервью»

На этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы используется интерактивная технология «Интервью». Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-ребёнок», «ребёнок-ребёнок».

«Работа в малых группах» (тройках)

В режиме интерактивного обучения отдается предпочтение группам дошкольников из трёх человек. Применение технологии групповой работы «в тройках» дает возможность трудиться на занятии всем детям. Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения    становится ведущим.

«Аквариум»

«Аквариум» - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Интерактивная технология «Аквариум» заключается в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Что дает этот прием дошкольникам? Возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль.

«Большой круг»

Технология «Большой круг» - это технология, которая позволяет каждому ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу.

«Дерево знаний»

Для успешного овладением ребенком коммуникативной деятельностью внедряется технология «Дерево знаний». Она развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки – картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево. Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и один ребенок рассказывает о том, как они выполнили задание, а дети слушают, анализируют и дают оценку.

Кейс-технологии

К кейс-технологиям относятся: метод ситуативного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии; кейс-иллюстрации; фото-кейсы); метод инцидента; метод ситуационно-ролевых игр; метод разбора деловой корреспонденции; игровое проектирование; метод дискуссии. Сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации. Анализ, как логическая операция мышления, способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С.Л. Рубинштейн). В процессе освоения кейс-технологий дети: учатся получать необходимую информацию в общении; умение соотносить свои устремления с интересами других; учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии; учатся отстаивать свою точку зрения; умение принимать помощь.

Кейс-технологии формируют навыки коммуникативного воздействия детей: происходит формирование у детей навыков работы в команде; умение вести диалог со взрослыми и сверстниками; развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях; обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка; учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в   реальной жизни без затруднений.

      Интерактивные технологии широко используются в работе с родителями. Главной задачей взаимодействия ДОО с семьей является повышение педагогической компетентности родителей, их активности. Применение мультимедийной техники дало возможность строить открытый диалог с родителями на родительских собраниях, решать педагогические ситуации на наглядных примерах, использовать интерактивные ресурсы в проведении развивающих игр с детьми в домашних условиях.

      Подводя итоги работы по внедрению интерактивных технологий в образовательный процесс ДОО, можно сделать вывод, что данные технологии позволяют: поставить перед коллективом принципиально новые задачи по совершенствованию воспитательно-образовательной деятельности, переосмыслить пути решения традиционных задач и напрямую управлять качеством работы дошкольного образовательного учреждения; вывести дошкольное учреждение на новый качественный уровень, обновить содержание образовательного процесса; сделать занятия по-настоящему привлекательными, современными благодаря дизайну представляемой информации; закреплять знания, умения, навыки детей, решать познавательные и творческие задачи; осуществить индивидуальный и дифференцированный подход в обучении [2].

      Использование интерактивных технологий в непосредственной образовательной деятельности снимает нервную нагрузку дошкольников, дает возможность менять их формы деятельности, переключать внимание на вопросы темы занятий.

      Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей. Использование интерактивной технологии дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений [3].

Список использованной литературы

1 Википедия. Интерактивность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 06.10.2016)

2 Ластовина С.А. Информационные интерактивные технологии SMART — ресурс качества управления МДОУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://global-school.ru/articles/view/171 (дата обращения: 05.10.2016).

3 Панфилец А.А. Использование интерактивных технологий в рамках современного образовательного процесса в ДОУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/04/27/ispolzovanie-interaktivnyh-tehnologiy-v-ramkah-sovremennogo (дата обращения: 05.10.2016).

4 Савоськина О.В. Занятия ИКТ с детьми [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://doshkolnik.ru/ikt-deti/15356.html (дата обращения: 05.10.2016).

5 Современные образовательные технологии в ДОУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/153397.html (дата обращения: 05.10.2016).

6 Хусаинова Л.Р. Использование интерактивных технологий в ДОУ  [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/10/12/ispolzovanie-interaktivnyh-tehnologiy-v-dou (дата обращения: 05.10.2016).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Вашему вниманию предлагается презентация с комментарием из опыта работы по использованию интерактивных технологий в образовательном процесе ДОУ  Этот материал был представлен на научно-практическ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием интерактивных технологий. Тема: "Тридесятое царство, обувное государство". Конспект непосредственной образовательной деятельности интегриров

Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели:1....

Использование интерактивных технологий в воспитании здорового образа жизни у детей

Образ жизни дошкольников в детском саду строится с учетом того, чтобы дети росли здоровыми, крепкими, жизнерадостными. Работа педагогов включает в себя все аспекты воздействия на здоровье ребенка на р...

Использование интерактивных технологий в изобразительной деятельности

описание опыта работы с мультимедийными играми в изобразительной деятельности, примерный план....