Эмоциональное развитие детей с нарушением слуха
статья

Старшинина Ирина Ивановна

Эмоциональное развитие детей с нарушением слуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon emotsionalnoe_razvitie_detey_s_narusheniem_sluha.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональное развитие детей с нарушением слуха

Нарушения слуха в той или иной степени встречаются достаточно часто и у взрослых, и у детей разного возраста. Большинство из них носит временный характер, но определенную долю составляют стойкие нарушения, связанные с поражением внутреннего уха – сенсоневральная тугоухость и глухота. Эти нарушения относятся к разряду сенсорных, то есть связанных с недостатками восприятия.

Сенсорный дефект, или сенсорное нарушение – стойкое нарушение деятельности слухового или зрительного анализатора, приведшее к глухоте, тугоухости, слепоте или слабовидению [34].

Сущность аномального развития ребенка с сенсорным нарушением заключается в том, что его первопричина - биологическая (физический дефект слуха или зрения), а последствия - социальные (нарушения общения, приводящие к атипичности формирования психики), причем главные проявления этих последствий носят функциональный характер (недоразвитие речи, особенности мышления, памяти, внимания, восприятия, представлений, эмоциональной сферы, особенности характера и поведения).

Р.М.Боскис выделены две основные категории детей с недостатками слуха: глухие и слабослышащие. К категории глухих относятся те дети, для которых в результате врожденной или приобретенной в раннем возрасте глухоты невозможно самостоятельное овладение словесной речью. К категории слабослышащих относятся дети, у которых снижен слух, но на его основе возможно самостоятельное развитие речи [6].

Глухие и слабослышащие различаются по способу восприятия речи. Глухие овладевают зрительным (по чтению с губ и лица собеседника) и слухозрительным (при помощи звукоусиливающей аппаратуры) восприятием словесной речи только в процессе специального обучения. Слабослышащие могут самостоятельно овладевать восприятием на слух речи разговорной громкости в процессе естественного общения с окружающими.

Эмоциональное развитие детей с нарушениями слуха подчиняется основным закономерностям развития эмоций и чувств слышащих детей, однако имеет и свою специфику. Недостаток звуковых раздражителей ставит ребенка в ситуацию релятивной сенсорной изоляции, не только задерживая его психическое развитие, но и обедняя мир эмоционально.

А.Г. Маклаков определяет эмоциональную сферу как совокупность эмоциональных явлений, к которым относятся аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и эмоциональный стресс [29].

Эмоциональная сфера лиц с сенсорными нарушениями является наименее изученной, поэтому предоставляет большой исследовательский интерес. По свидетельству А.Г.Литвака, этот пробел в знаниях практиков главным образом связан с трудностями объективного изучения эмоции и чувств [28]. Однако, на наш взгляд, важной причиной недостаточного изучения эмоциональной сферы лиц этой категории является недооценка значимости эмоциональных переживаний в развитии их личности.

Исследования особенностей эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха, проведенные Т.М. Грабенко и И.А. Михаленковой, Л.И.Петровой, В. Петшак, Е.Г. Речицкой, Л.И.Солнцевой и др., позволили установить, что основные направления в развитии эмоциональной сферы у ребенка с нарушенным слухом те же, что и у нормально слышащего: и тот и другой рождаются с готовым механизмом оценки значимости внешних воздействий, явлений и ситуаций с точки зрения их отношения к жизнедеятельности — с эмоциональным тоном ощущений. Но уже на первом году жизни ощущаются различия между слышащими детьми и детьми с нарушениями слуха в развитии собственных эмоций, которые в дальнейшем часто увеличиваются.

На развитие эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха влияют определенные неблагоприятные факторы. Нарушение словесного общения частично изолирует их от окружающих говорящих людей, что создает трудности в усвоении социального опыта. У глухих детей больше, чем у слышащих, проблем, связанных с приспособлением к окружающему миру. «Это приводит к появлению у них таких личностных черт, как ригидность, эгоцентризм, отсутствие внутреннего контроля, импульсивность, внушаемость, более высокий уровень агрессивности в поведении, меньшее, чем у слышащих, стремление к сотрудничеству, эмоциональная незрелость» — отмечает Т.Г. Богданова [2].

Детям со значительными нарушениями слуха недоступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Отставание в развитии речи отрицательно сказывается на осознании своих и чужих эмоциональных состояний и обуславливает упрощенность межличностных отношений. Более позднее приобщение к художественной литературе обедняет мир их эмоциональных переживаний, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям художественных произведений. К факторам же, благоприятно влияющим на эмоциональное развитие детей с нарушениями слуха, Т.Г. Богданова [2] относит их внимание к выразительной стороне эмоций, способность к овладению разными видами деятельности, использование мимики, выразительных движений и жестов в процессе общения. Отставание и своеобразие в развитии речи ребенка с нарушением слуха сказываются на овладении словами и словосочетаниями, обозначающими те или иные эмоциональные состояния.

Л.И.Петровой отмечена низкая дифференцированность чувств, ограниченный диапазон их переживаний. Для них характерны быстрые переходы настроений: то чрезмерная легкость и поверхностность переживаний, то, наоборот, сильные и длительные реакции по малосущественным поводам. Велико влияние эгоцентрических эмоций, эти дети высоко ценят тех, кто приятен, симпатичен им. Внутренний мир таких детей зачастую наполнен страхами и тревогами. Они не понимают смысла поведения окружающих и не могут определить его по внешним проявлениям. Кроме того, они не знают, как правильно реагировать на то или иное настроении окружающих. Это незнание, в свою очередь, снижает чувство безопасности, защищенности, вызывает эмоциональный дискомфорт [37].

По данным наблюдений Л.И.Солнцевой, сенсорное нарушение, значительно сужая сферу чувственного познания, не может повлиять на общие качества эмоций и чувств, их номенклатуру и значение для жизнедеятельности [48]. Отсутствие или нарушение слуха могут повлиять лишь на степень проявления отдельных эмоций, их внешнее выражение и на уровень развития отдельных видов чувств. В свою очередь, А.Г.Литваком подчеркивается, что основная причина возникновения аномалии развития эмоций и чувств (отсутствие чувства долга, эгоизм, отсутствие чувства нового, чувство враждебности, негативизм) заключается в неадекватном воспитании (гиперопека) и отношений к ребенку с сенсорным нарушением [28].

Е.Г.Речицкая, изучая особенности развития детей-инвалидов с нарушением слуха, приходит к выводу о том, что компенсаторные процессы, а также адекватное, специально организованное воспитание и обучение детей с нарушениями слуха способны минимизировать негативное влияние нарушений развития на эмоционально-волевую сферу [44].

Таким образом, бедность эмоциональной жизни глухих и слабослышащих детей приводит к нарушениям эмоционального общения.

Уровень эмоционально-экспрессивных средств языка младших школьников с нарушениями слуха в большинстве случаев, по утверждению Т.М. Грабенко и И.А. Михаленковой, является недостаточным. Данное понятие авторы раскрывают как «способность учащихся оречевлять эмоциональные состояния, как собственные, так и других людей» [14. Они отмечают, что школьники с нарушением слуха, имеющие сниженный, ограниченный уровень речевого развития, по количеству правильно подобранных синонимических рядов, описывающих эмоции, значительно уступают своим сверстникам с более высоким уровнем развития речи.

Результаты исследований позволили Т.М. Грабенко и И.А.Михаленковой выделить наиболее существенные особенности эмоционального развития младших школьников с нарушениями слуха:

– ограниченность или отсутствие сведений об эмоциях;

– затруднения в использовании эмоционально-экспрессивных средств языка;

– трудности в вербализации различных эмоциональных состояний, в установлении причинно-следственных связей возникновения эмоций;

– низкий и недостаточный уровень сформированности навыков саморегуляции эмоциональных процессов и культурных эмоциональных проявлений [14].

Таким образом, эмоциональная сфера - это особенности человека, касающиеся содержания, качества и динамики его эмоций и чувств. Эта сфера связана с мотивацией, так как чем больше развита мотивационная сфера, тем действие волевой и эмоциональной регуляций более продуктивно. В младшем школьном возрасте эмоциональная сфера имеет ряд особенностей: окрашенность воображения, восприятия, интеллектуальной и физической деятельности эмоциями; откровенность в выражении переживаний; большая эмоциональная неустойчивость; частая смена настроения; склонность к коротким и бурным аффектам. Для развития эмоциональной сферы необходимо создать такие условия, при реализации которых работа педагога будет наиболее продуктивной.

Основным специфическим принципом развития эмоциональной сферы детей, имеющих нарушения слуха, в отличие от слышащих школьников, является отсроченность. Неблагоприятными факторами, влияющими на эмоциональное развитие детей с нарушениями слуха являются нарушение словесного общения, недоступность восприятия выразительной стороны устной речи и музыки, упрощенность межличностных отношений.

Факторами, благоприятно влияющими на эмоциональное развитие детей с нарушениями слуха можно считать их внимание к выразительной стороне эмоций, способность к овладению разными видами деятельности, использование мимики, выразительных движений и жестов в процессе общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психофизическое развитие детей с нарушением слуха

В статье рассматриваются особенности комплексного взаимодействия специалистов специализированного дошкольного образовательного учреждения для обеспечения физиче­ского развития и укрепления психоло...

Технологии обучения и развития детей с нарушением слуха дошкольного возраста

Классификация технологий обучения и методы применения....

Проект «Сенсомоторное развитие детей с нарушением слуха»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете, положении в пространстве и т.д....

Особенности личностного и эмоционального развития детей с нарушением в развитии.

Личностно-эмоциональное развитие включается в себя развитие личностных качеств, самосознания, эмоционально-мотивационной и нравственной сфер....

Речевое развитие детей с нарушениями слуха.

У  детей с нарушениями слуха без обучения речь не формируется. У них отмечаются различные голосовые реакции, неотнесенный лепет, звукосочетания. Однако без обучения число голосовых реакций с возр...

Методы и приемы работы по коррекции эмоциональной сферы детей с нарушением слуха в дошкольном возрасте

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. С первых дней жизни ребенок сталкивается с многообразием ок­ружающего мира: людьми, предметами...