мнемотехника
статья

Григорьева Светлана Геннадьевна

мнемотехника

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika.docx15.56 КБ

Предварительный просмотр:

Человеческая память уникальна. Она способна фиксировать, хранить и воспроизводить колоссальные объёмы информации. Но такие способности есть далеко не у всех. Кто-то с детства легко запоминает всё, что требуется, а кому-то повезло меньше, и для этого приходится прикладывать усилия. Но память, как почти любое свойство психики, можно натренировать так же, как мы тренируем силу, выносливость, скорость движения нашего тела.

Для таких тренировок были изобретены мнемотехники – совокупность приёмов и методов, которые основаны на построении цепочки ассоциаций, подкреплённой визуальными и звуковыми образами.

Мнемотехники эффективны как для разового заучивания нужной информации, так и для совершенствования процесса запоминания. Их можно применять для занятий в любом возрасте, даже у трёхлетних детей. С некоторыми методиками ваш малыш может быть уже знаком, если посещает детский сад или развивающие центры – их активно применяют педагоги во время занятий для развития не только памяти, но и мышления и речи, поскольку эти функции психики тесно связаны между собой.

Как работает память у детей

Память – это способность нашей психики накапливать, хранить и в нужный момент воспроизводить информацию или забывать её. Этой высшей психической функцией обладает даже новорождённый младенец. Постепенно развиваясь, она даёт возможность ребёнку познавать мир и накапливать знания о нем. Как утверждает Павел Петрович Блонский, в первый год жизни у детей преобладает память моторная – они учатся управлять собственным телом, осваивают навыки ползания, ходьбы, взаимодействия с игрушками.

Тогда же, в первые полгода жизни, формируется память эмоциональная (или аффективная) – дети запоминают те действия родителей, которые вызвали те или иные эмоции, и впоследствии реагируют на них уже с определённой эмоциональной окраской. На втором году возникает память образная – малыш может узнать и показать на картинке котика или зайчика, если рассматривал это изображение с родителями ранее. Этот вид является основным до 3–4 лет, пока словесная память, возникающая попутно с развитием речи, ещё не сформирована в достаточной степени.

До 4–5 лет у дошкольников практически нет произвольного запоминания, они фиксируют информацию неосознанно, что позволяет им получить более полные и разнообразные знания об окружающем их большом мире. При этом лучше усваивается та информация, которая интересна для ребёнка или с которой он активно взаимодействует. То есть, если предложить ему просто рассмотреть картинки, он хуже запомнит изображения, чем если бы он эти картинки рассортировал по категориям или рассказал взрослому, что видит на них.

С 5 лет у малышей начинает формироваться логическое мышление и произвольная память как продукт обучения, усложнения деятельности и мыслительных процессов: они получают способность по указанию родителя или воспитателя либо самостоятельно запомнить и воспроизвести ту или иную информацию.

Занятия, направленные на развитие этого психического процесса в дошкольном возрасте, исходя из особенностей его формирования в этот период, строятся с учётом того, что малыш способен усвоить информацию эмоционально окрашенную, с яркими образами. Нужно вызвать интерес и привлечь внимание ребёнка, но при этом материал должен нести словесно-логическую нагрузку, способствующую формированию речи и мышления.

Таким требованиям и отвечают мнемотаблицы – последовательность ярких картинок, опираясь на которые дошкольник сначала запоминает рассказ педагога, а потом воспроизводит его сам.

Знакомство с данной методикой, как и весь процесс обучения, следует начинать с простых схем, постепенно их усложняя. Ребёнку 3–4 лет предлагают мнемоквадраты. В такой картинке зашифрована одна фраза или короткое предложение. Когда малыш без труда воспроизводит эту информацию, задачу усложняют, предлагая ему мнемодорожку, составленную из нескольких мнемоквадратов. По ней уже можно рассказать уже целую историю. А из нескольких мнемодорожек получается мнемотаблица, в которой зашифрованы рассказы посложнее – их используют для занятий с детьми 5–6 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Чудо – мнемотехника.Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»

АктуальностьМнемотехника облегчает детям овладение связной речью;Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой непосредственный опыт;Приемы мнемотехни...

Мнемотехника в помощь родителям «Развитие познавательных способностей ребенка методом мнемотехники»

Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, позволяющая визуализировать информацию. То есть это своего рода конспекты в картинках...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини пам...

Проект "Чудо-мнемотехника. Использование мнемотехники для заучивания стихотворений"

Всем известно, что при заучивании стихотворений у детей возникают большие трудности, они быстро устают, путают слова местами. Встретившись с этими проблемами в работе, я стала искать способы их р...

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей"В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка данными. ...

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей» В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка да...