Музыкальное развитие дошкольников в контексте ФОП
консультация

Романова Анна Александровна

"Круглый стол" для музыкальных руководителей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muz_razv_fop.doc188.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ «МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

          Музыкальное развитие дошкольников в контексте ФОП

«Круглый стол» для музыкальных руководителей ДОУ

Подготовила: Романова А.А.

С 1 сентября 2023 года дошкольные образовательные организации России начали работать по ФОП ДО. Расскажу что поменять в образовательной программе детского сада в разделе «Музыкальная деятельность».

(Объём обязательной части образовательной программы ДОО составляет не менее 60%. Другие 40% образовательная организация определяет самостоятельно)

На федеральном уровне обязанность педагогов писать рабочую программу не закреплена, но в детских садах некоторых регионов такой документ есть. В ФОП нет такого документа, он там и не нужен. Во ФГОС ДО тоже не было рабочей программы, но в соответствии с документацией Закона об образовании она появилась в 2013 году. Решение о рабочей программе примут региональные органы управления образованием. Если у музыкального руководителя нет рабочей программы, то планирование останется в любом случае.

На данный момент в перечень входит: часть программы по ОО «Художественно-эстетическое развитие. Музыка», парциальные программы, программа воспитания внутри части образовательной программы дошкольной организации, УМК по ОО, планирование, работа с родителями и педагогами, паспорт музыкального зала, циклограммы на год и др.

Диагностика остаётся, и по ФОП музыкальный руководитель проводит её два раза, в начале и конце года. Нет диагностики на соответствие ребёнка целевым ориентирам, но музыкальное развитие внутри ООД и свободной деятельности изучаем и анализируем. Далее читайте инструкции к разделам образовательной программы.

Во введении Федеральной образовательной программы разработчики поменяли цель дошкольного образования. Они уточнили и конкретизировали содержание образовательных областей для детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, включая процесс воспитания, обновили целевые ориентиры дошкольного образования.

Структура образовательной программы. Структура рабочей программы музыкального руководителя повторяет структуру ФОП. Она включает целевой, содержательный и организационный разделы. Поскольку жёстких требований нет, возможны варианты.

Цель дошкольного образования. Сравним формулировки из Примерной основной образовательной программы дошкольного образования и ФОП ДО.

Цели дошкольного образования

Было

Стало

ПООП ДО одобрена решением ФУМО по общему образованию, протокол от 20.05.2015 № 2/15

ФОП ДО приказ Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028

Цель Программы – проектирование социальных ситуаций развития ребёнка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности

Цель Программы – разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций

Духовно-нравственные ценности. Разработчики принципиально обновили значение ценностей в содержании программы и её реализации. К ним относятся: Родина, природа, семья, человек, жизнь, познание, милосердие, добро, дружба, сотрудничество, труд, культура, красота и здоровье. Эти ценности лежат в основе профессиональной деятельности и результативности всех педагогов, работающих в детском саду.

Задачи и целевые ориентиры. В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» определены общие задачи и целевые ориентиры в обновлённых формулировках. Скопируйте их в свою рабочую программу для тех возрастных групп, с которыми работаете.

В ФОП ДО содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» охватывает детей с двух месяцев. Внимательно ознакомьтесь с обновлённым содержанием образовательной области в целом, и особенно в части музыкального развития. Это содержание включите в рабочую программу. Менять его категорически нельзя. ФОП ДО допускает использование ссылок в ОП и в рабочих программах на неё в части содержания и целевых ориентиров.

Если вы прописывали содержательный раздел области в соответствии с вариативной или вариативными программами дошкольного образования, например, «От рождения до школы» или «Детство», то к 1 сентября 2023 года содержание музыкального развития детей раннего и дошкольного возраста должно соответствовать только ФОП ДО. Ваша задача в ближайшие месяцы – привести раздел «Музыкальная деятельность» для образовательной программы ДОО и своей рабочей программы в соответствие с ФОП ДО.

Перечень музыкальных произведений. В ФОП ДО появился примерный расширенный перечень музыкальных произведений для детей младенческого, раннего и дошкольного возраста. Больше всего изменений в репертуаре для слушания, где появилось разнообразие произведений В.А. Моцарта, С.С. Прокофьева, А. Вивальди. Перечень носит рекомендательный характер. Вы можете его изменять и дополнять. Перечни по возрастным группам смотрите в конце статьи.

Примерный перечень анимационных произведений. В него вошли кинематографические и анимационные произведения. Многие песни и мотивы из мультфильмов перечня составляют сегодня детскую музыкальную субкультуру. Опирайтесь на этот список, когда готовитесь к занятиям, утренникам и досугам.

Изменить организационный раздел ОП. В организационном разделе программы детского сада в своей деятельности музыкальный руководитель самостоятельно определяет условия и средства для реализации содержания ФОП.

Формы, способы, методы и средства. Педагог выбирает их в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными и индивидуальными особенностями детей, спецификой их образовательных потребностей и интересов. ДОО самостоятельно определяет средства воспитания и обучения, в том числе технические,

музыкальные, соответствующие материалы, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование и инвентарь.

Учёт субъектных проявлений ребёнка в деятельности. При выборе форм, методов, средств реализации ФОП педагог учитывает интерес ребёнка к миру и культуре; избирательное отношение к социокультурным объектам и разным видам деятельности; инициативность и желание заниматься той или иной деятельностью; самостоятельность в выборе и осуществлении деятельности; творчество в интерпретации объектов культуры и создании продуктов деятельности.

Федеральная рабочая программа воспитания. Рабочая программа воспитания стала частью ФОП, и отдельно её писать теперь не нужно. Теперь музыкальный руководитель в своей части программы усиливает задачи воспитания средствами музыкального искусства и музыкальной деятельности. Так он приобщает детей к ценностям культура и красота. Подробности об этико-эстетическом направлении воспитания смотрите в таблице.

Календарный план воспитательной работы. При планировании утренников, досугов и праздников музыкальному руководителю необходимо познакомиться с календарным планом воспитательной работы в ФОП ДО. План един для ДОО и содержит примерный перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат. Некоторые из них рекомендуют проводить в отдельных регионах. Дополните перечень региональными мероприятиями с учётом социокультурных особенностей, а также возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей воспитанников. Перечень мероприятий на год смотрите в конце статьи.

Вариативную часть разрабатывают сами участники образовательных отношений. Это значит, что музыкальный руководитель может использовать в работе парциальные программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников, а также собственные программы.

г. Элиста, 2024

Примерный перечень музыкальных произведений
для детей от 1 года 6 месяцев до 2 лет

Слушание: «Лошадка», муз. А. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Курочки и цыплята», муз. А. Тиличеевой; «Вальс собачек», муз. А. Артоболевской; Вторая венгерская рапсодия Ф. Листа (фрагмент); «Три подружки», муз. Д. Кабалевского; «Весело – грустно», муз. Л. Бетховена; «Марш», муз. С. Прокофьева; «Спортивный марш», муз. И. Дунаевского; «Наша Таня», «Уронили мишку», «Идёт бычок», муз. Э. Елисеевой-Шмидт, стихи А. Барто; «Материнские ласки», «Жалоба», «Грустная песенка», «Вальс», муз. А. Гречанинова.
Пение и подпевание: «Водичка», муз. А. Тиличеевой, сл. А. Шибицкой; «Колыбельная», муз. М. Красева, сл. М. Чарной; «Машенька-Маша», рус. нар. мелодия, обр. В. Герчик, сл. М. Невельштейн; «Воробей», рус. нар. мелодия; «Гули», «Баю-бай», «Едет паровоз», «Лиса», «Петушок», «Сорока», муз. С. Железнова.
Музыкально-ритмические движения: «Марш и бег», муз. Р. Рустамова; «Да, да, да!», муз. А. Тиличеевой, сл. Ю. Островского; «Постучим палочками», рус. нар. мелодия; «Бубен», рус. нар. мелодия, обр. М. Раухвергера; «Барабан», муз. Г. Фрида; «Петрушки», муз. Р. Рустамова, сл. Ю. Островского; «Мишка», муз. А. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Зайка», рус. нар. мелодия, обр. Ан. Александрова, сл. Т. Бабаджан; «Догонялки», муз. Н. Александровой, сл. Т. Бабаджан, И. Плакиды.
Пляски: «Вот как хорошо», муз. Т. Попатенко, сл. О. Высотской; «Вот как пляшем», белорус. нар. мелодия, обр. Р. Рустамова; «Солнышко сияет», сл. и муз. М. Чарной.
Образные упражнения: «Медведь», «Зайка», муз. А. Тиличеевой; «Идёт мишка», муз. В. Ребикова; «Скачет зайка», рус. нар. мелодия, обр. Ан. Александрова; «Лошадка», муз. А. Тиличеевой; «Зайчики и лисичка», муз. Б. Финаровского, сл. В. Антоновой; «Птичка летает», «Птичка клюёт», муз. Г. Фрида; «Цыплята и курочка», муз. А. Филиппенко.
Игры с пением: «Зайка», «Солнышко», «Идёт коза рогатая», «Петушок», рус. нар. игры, муз. А. Гречанинова; «Зайчик», муз. А. Лядова; «Воробушки и кошка», нем. плясовая мелодия, сл. А. Ануфриевой; «Прокати, лошадка, нас!», муз. В. Агафонникова и К. Козыревой, сл. И. Михайловой; «Мы умеем», «Прятки», муз. Т. Ломовой; «Разноцветные флажки», рус. нар. мелодия.
Инсценирование: рус. нар. сказок («Репка», «Курочка Ряба»), песен («Пастушок», муз. А. Филиппенко; «Петрушка и Бобик», муз. А. Макшанцевой), показ кукольных спектаклей («Петрушкины друзья», Т. Караманенко; «Зайка простудился», М. Буш; «Любочка и её помощники», А. Колобова; «Игрушки», А. Барто). Забавы. Народные и заводные игрушки, фокус «Бабочки», обыгрывание рус. нар. потешек, сюрпризные моменты: «Чудесный мешочек», «Волшебный сундучок», «Кто к нам пришёл?», «Волшебные шары» (мыльные пузыри). Рассказы с музыкальными иллюстрациями. «В лесу», муз. А. Тиличеевой; «Праздник», «Музыкальные инструменты», муз. Г. Фрида; «Воронята», муз. М. Раухвергера.

Примерный перечень музыкальных произведений
для детей от 2 до 3 лет

Слушание: «Лошадка», муз. А. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Наша погремушка», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой; «Зайка», рус. нар. мелодия, обр. Ан. Александрова, сл. Т. Бабаджан; «Корова», муз. М. Раухвергера, сл. О. Высотской; «Кошка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель; «Слон», «Куры и петухи» (из «Карнавала животных» К. Сен-Санса), «Зима», «Зимнее утро», муз. П. Чайковского; «Весною», «Осенью», муз. С. Майкапара; «Цветики», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Вот как мы умеем», «Марш и бег», муз. А. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Гопачок», укр. нар. мелодия, обр. М. Раухвергера; «Догонялки», муз. Н. Александровой, сл. Т. Бабаджан; «Из-под дуба», рус. нар. плясовая мелодия; «Кошечка» (к игре «Кошка и котята»), муз. В. Витлина, сл. Н. Найдёновой; «Микита», белорус. нар. мелодия, обр. С. Полонского; «Пляска с платочком», муз. А. Тиличеевой, сл. И. Грантовской; «Полянка», рус. нар. мелодия, обр. Г. Фрида; «Птички» (вступление), муз. Г. Фрида; «Стукалка», укр. нар. мелодия; «Утро», муз. Г. Гриневича, сл. С. Прокофьевой; «Юрочка», белорус. нар. плясовая мелодия, обр. Ан. Александрова; «Пляска с куклами», «Пляска с платочками», нем. нар. плясовые мелодии, сл. A. Ануфриевой; «Ай-да», муз. В. Верховинца; «Где ты, зайка?», рус. нар. мелодия, обр. А. Тиличеевой.
Пение: «Баю» (колыбельная), муз. М. Раухвергера; «Белые гуси», муз. М. Красева,  сл. М. Клоковой; «Вот как мы умеем», «Лошадка», муз. А. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Где ты, зайка?», обр. А. Тиличеевой; «Дождик», рус. нар. мелодия, обр. B. Фере; «Ёлочка», муз. А. Тиличеевой, сл. М. Булатова; «Зима», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Идёт коза рогатая», обр. А. Гречанинова; «Колыбельная», муз. М. Красева; «Кошка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель; «Кошечка», муз. В. Витлина, сл. Н. Найдёновой; «Ладушки», рус. нар. мелодия; «Птичка», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто; «Собачка», муз. М. Раухвергера, сл. Н. Комиссаровой; «Цыплята», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Колокольчик», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой; «Кто нас крепко любит?», муз. и сл. И. Арсеева; «Лошадка», муз. И. Арсеева, сл. В. Татаринова; «Кря-кря», муз. И. Арсеева, сл. Н. Чечериной.
Музыкально-ритмические движения: «Дождик», муз. и сл. А. Макшанцевой; «Козлятки», укр. нар. мелодия, сл. А. Макшанцевой; «Бубен», рус. нар. мелодия, сл. А. Макшанцевой; «Воробушки», «Погремушка, попляши», «Колокольчик», «Погуляем», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой; «Вот как мы умеем», «Марш и бег», муз. А. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Гопачок», укр. нар. мелодия, обр. М. Раухвергера; «Догонялки», муз. Н. Александровой, сл. Т. Бабаджан; «Из-под дуба», рус. нар. плясовая мелодия; «Кошечка» (к игре «Кошка и котята»), муз. В. Витлина, сл. Н. Найдёновой; «Микита», белорус. нар. мелодия, обр. С. Полонского; «Пляска с платочком», муз. А. Тиличеевой, сл. И. Грантовской; «Полянка», рус. нар. мелодия, обр. Г. Фрида; «Птички» (вступление), муз. Г. Фрида; «Стуколка», укр. нар. мелодия; «Утро», муз. Г. Гриневича, сл. С. Прокофьевой; «Юрочка», белорус. нар. плясовая мелодия, обр. Ан. Александрова; «Пляска с куклами», «Пляска с платочками», нем. плясовые и нар. мелодии, сл. А. Ануфриевой; «Ай-да», муз. В. Верховинца; «Где ты, зайка?», рус. нар. мелодия, обр. А. Тиличеевой.
Рассказы с музыкальными иллюстрациями: «Птички», муз. Г. Фрида; «Праздничная прогулка», муз. Ан. Александрова.
Игры с пением: «Игра с мишкой», муз. Г. Финаровского; «Кошка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель; «Кто у нас хороший?», рус. нар. песня. Музыкальные забавы: «Из-за леса, изза гор», Т. Казакова; «Лягушка», рус. нар. песня, обр. Ю. Слонова; «Котик и козлик», муз. Ц. Кюи. Инсценирование песен: «Кошка и котёнок», муз. М. Красева, сл. О. Высотской; «Неваляшки», муз. З. Левиной; «Посреди двора ледяная гора», муз. А. Соковниной.

Примерный перечень музыкальных произведений
для детей от 3 до 4 лет

Слушание: «Грустный дождик», «Вальс», муз. Д. Кабалевского; «Листопад», муз. Т. Попатенко; «Осенью», муз. С. Майкапара; «Марш», муз. М. Журбина; «Плясовая», рус. нар. мелодия; «Ласковая песенка», муз. М. Раухвергера, сл. Т. Мираджи; «Колыбельная», муз. С. Разоренова; «Плакса», «Злюка» и «Резвушка», муз. Д. Кабалевского; «Солдатский марш», муз. Р. Шумана; «Ёлочка», муз. М. Красева; «Мишка с куклой пляшут полечку», муз. М. Качурбиной; «Марш», муз. Ю. Чичкова; рус. плясовые мелодии по усмотрению музыкального руководителя; «Весною», муз. С. Майкапара; «Подснежники», муз. В. Калинникова; «Зайчик», муз. Л. Лядовой; «Медведь», муз. А. Тиличеевой; «Резвушка» и «Капризуля», муз. В. Волкова; «Дождик», муз. Н. Любарского; «Воробей», муз. А. Руббах; «Игра в лошадки», муз. П. Чайковского; «Марш», муз. Д. Шостаковича; рус. нар. плясовые мелодии и колыбельные песни; «Дождик и радуга», муз. С. Прокофьева; «Со вьюном я хожу», рус. нар. песня; «Есть у солнышка друзья», муз. А. Тиличеевой, сл. А. Каргановой; «Лесные картинки», муз. Ю. Слонова.
Пение: Упражнения на развитие слуха и голоса: «Лю-лю, бай», рус. нар. колыбельная; «Колыбельная», муз. М. Раухвергера; «Я иду с цветами», муз. А. Тиличеевой, сл. Л. Дымовой; «Маме улыбаемся», муз. В. Агафонникова, сл. З. Петровой; пение народной потешки «Солнышко-вёдрышко», муз. В. Карасевой, сл. народные; «Солнышко», укр. нар. мелодия, обр. Н. Метлова, сл. А. Переплетчиковой.
Песни: «Петушок» и «Ладушки», рус. нар. песни; «Зайчик», рус. нар. песня, обр. Н. Лобачева; «Осенью», укр. нар. мелодия, обр. Н. Метлова, сл. Н. Плакиды; «Осенняя песенка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель; «Зима», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Наша ёлочка», муз. М. Красева, сл. М. Клоковой; «Плачет котик», муз. М. Парцхаладзе; «Прокати, лошадка, нас», муз. В. Агафонникова и К. Козыревой, сл. И. Михайловой; «Маме в день 8 Марта», муз. А. Тиличеевой, сл. М. Ивенсен; «Маме песенку пою», муз. Т. Попатенко, сл. А. Авдиенко; «Гуси», рус. нар. песня, обр. Н. Метлова; «Зима прошла», муз. Н. Метлова, сл. М. Клоковой; «Машина», муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найдёновой; «Цыплята», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Игра с лошадкой», муз. И. Кишко, сл. В. Кукловской.
Песенное творчество: «Бай-бай, бай-бай», «Лю-лю, бай», рус. нар. колыбельные; «Человек идёт», муз. М. Лазарева, сл. Л. Дымовой; «Как тебя зовут?», «Cпой колыбельную», «Ах ты, котенька-коток», рус. нар. колыбельная; «Закличка солнца», сл. нар., обр. И. Лазарева и М. Лазарева; придумывание колыбельной мелодии и плясовой мелодии.
Музыкально-ритмические движения: Игровые упражнения: «Ладушки», муз. Н. Римского-Корсакова; «Марш», муз. Э. Парлова; «Кто хочет побегать?», лит. нар. мелодия, обр. Л. Вишкаревой; ходьба и бег под музыку «Марш и бег» Ан. Александрова; «Скачут лошадки», муз. Т. Попатенко; «Шагаем, как физкультурники», муз. Т. Ломовой; «Топотушки», муз. М. Раухвергера; «Птички летают», муз. Л. Банниковой; перекатывание мяча под музыку Д. Шостаковича (вальс-шутка); бег с хлопками под музыку Р. Шумана (игра в жмурки).
Этюды-драматизации: «Смело идти и прятаться», муз. И. Беркович («Марш»); «Зайцы и лиса», муз. А. Вихаревой; «Медвежата», муз. М. Красева, сл. Н. Френкель; «Птички летают», муз. Л. Банниковой; «Птички», муз. Л. Банниковой, «Жуки», венгер. нар. мелодия, обр. Л. Вишкарева.
Игры: «Солнышко и дождик», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто; «Жмурки с Мишкой», муз. Ф. Флотова; «Где погремушки?», муз. Ан. Александрова; «Прятки», рус. нар. мелодия; «Заинька, выходи», муз. А. Тиличеевой; «Игра с куклой», муз. В. Карасевой; «Ходит Ваня», рус. нар. песня, обр. Н. Метлова; «Игра с погремушками», фин. нар. мелодия; «Заинька», муз. А. Лядова; «Прогулка», муз. И. Пахельбеля и Г. Свиридова; «Игра с цветными флажками», рус. нар. мелодия.
Хороводы и пляски: «Пляска с погремушками», муз. и сл. В. Антоновой; «Пальчики и ручки», рус. нар. мелодия, обр. М. Раухвергера; пляска с воспитателем под рус. нар. мелодию «Пойду ль, выйду ль я», обр. Т. Попатенко; танец с листочками под рус. нар. плясовую мелодию; «Пляска с листочками», муз. Н. Китаевой, сл. А. Ануфриевой; «Танец около ёлки», муз. Р. Равина, сл. П. Границыной; танец с платочками под рус. нар. мелодию; «По улице мостовой», рус. нар. мелодия, обр. Т. Ломовой; танец с куклами под укр. нар. мелодию, обр. Н. Лысенко; «Маленький танец», муз. Н. Александровой; «Греет солнышко теплее», муз. Т. Вилькорейской, сл. О. Высотской; «Помирились», муз. Т. Вилькорейской.
Характерные танцы: «Танец снежинок», муз. Бекмана; «Фонарики», муз. Р. Рустамова; «Танец петрушек», латв. нар. полька; «Танец зайчиков», рус. нар. мелодия; «Вышли куклы танцевать», муз. В. Витлина.
Развитие танцевально-игрового творчества: «Пляска», муз. Р. Рустамова; «Зайцы», муз. А. Тиличеевой; «Весёлые ножки», рус. нар. мелодия, обр. В. Агафонникова; «Волшебные платочки», рус. нар. мелодия, обр. Р. Рустамова.
Музыкально-дидактические игры: Развитие звуковысотного слуха: «Птицы и птенчики», «Весёлые матрёшки», «Три медведя».
Развитие ритмического слуха: «Кто как идёт?», «Весёлые дудочки». Развитие тембрового и динамического слуха. «Громко – тихо», «Узнай свой инструмент»; «Колокольчики».
Определение жанра и развитие памяти: «Что делает кукла?», «Узнай и спой песню по картинке».
Подыгрывание на детских ударных музыкальных инструментах: Народные мелодии.

Примерный перечень музыкальных произведений
для детей от 4 лет до 5 лет

Слушание: «Колыбельная», муз. А. Гречанинова; «Марш», муз. Л. Шульгина; «Ах ты, берёза», рус. нар. песня; «Осенняя песенка», муз. Д. Васильева-Буглая, сл. А. Плещеева; «Зайчик», муз. Ю. Матвеева, сл. А. Блока; «Мамины ласки», муз. А. Гречанинова; «Музыкальный ящик» (из «Альбома пьес для детей» Г. Свиридова); «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П. Чайковского; «Итальянская полька», муз. С. Рахманинова; «Котик заболел», «Котик выздоровел», муз. А. Гречанинова; «Как у наших у ворот», рус. нар. мелодия; «Мама», муз. П. Чайковского, «Веснянка», укр. нар. песня, обр. Г. Лобачева, сл. О. Высотской; «Бабочка», муз. Э. Грига; «Смелый наездник» (из «Альбома для юношества» Р. Шумана); «Жаворонок», муз. М. Глинки; «Марш», муз. С. Прокофьева; «Новая кукла», «Болезнь куклы» (из «Детского альбома» П. Чайковского); «Пьеска» (из «Альбома для юношества» Р. Шумана).
Пение: Упражнения на развитие слуха и голоса: «Две тетери», муз. М. Щеглова, сл. народные; «Жук», муз. Н. Потоловского, сл. народные; «Колыбельная зайчонка», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Птенчики», муз. А. Тиличеевой, сл. М. Долинова; песня-шутка «Путаница», муз. А. Тиличеевой, сл. К. Чуковского; «Кукушечка», рус. нар. песня, обр. И. Арсеева; «Паучок» и «Кисонька-мурысонька», рус. нар. песни; заклички: «Ой, кулики! Весна поёт!» и «Жаворонушки, прилетите!»; «Где был, Иванушка?», рус. нар. песня; «Гуси», рус. нар. песня; «Пастушок», муз. Н. Преображенской, сл. народные.
Песни: «Осень», муз. Ю. Чичкова, сл. И. Мазнина; «Баю, бай», муз. М. Красина, сл. М. Чарной; «Осень», муз. И. Кишко, сл. Т. Волгиной; «Осенью», рус. нар. мелодия, обр. И. Кишко, сл. И. Плакиды; «Кошечка», муз. В. Витлина, сл. Н. Найдёновой; «Снежинки», муз. О. Берта, обр. Н. Метлова, сл. В. Антоновой; «Санки», муз. М. Красева, сл. О. Высотской; «Зима прошла», муз. Н. Метлова, сл. М. Клоковой; «Подарок маме», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; колядки: «Здравствуйте», «С Новым годом!»; «Воробей», муз. В. Герчик, сл. А. Чельцова; «Веснянка», укр. нар. песня; «Дождик», муз. М. Красева, сл. Н. Френкель; «Зайчик», муз. М. Старокадомского, сл. М. Клоковой; «Лошадка», муз. Т. Ломовой, сл. М. Ивенсен; «Паровоз», муз. З. Компанейца, сл. О. Высотской; песни из детских мультфильмов: «Улыбка», муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского (мультфильм «Крошка Енот»); «Песенка про кузнечика», муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова (мультфильм «Приключения Незнайки»); «Если добрый ты», муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского (мультфильм «День рождения кота Леопольда»).
Песенное творчество: «Как тебя зовут?»; «Что ты хочешь, кошечка?»; «Марш», муз. Н. Богословского; «Мишка», «Бычок», «Лошадка», муз. А. Гречанинова, сл. А. Барто; «Наша песенка простая», муз. Ан. Александрова, сл. М. Ивенсен; «Курочка-рябушечка», муз. Г. Лобачева, сл. народные; «Котенька-коток», рус. нар. песня.
Музыкально-ритмические движения: Игровые упражнения: «Пружинки» под рус. нар. мелодию; ходьба под «Марш», муз. И. Беркович; «Весёлые мячики» (подпрыгивание и бег), муз. М. Сатулиной; «Качание рук с лентами», польск. нар. мелодия, обр. Л. Вишкарева; прыжки под англ. нар. мелодию «Полли»; «Лёгкий бег» под латв. «Польку», муз. А. Жилинского; «Марш», муз. А. Тиличеевой; «Лиса и зайцы» под муз. А. Майкапара «В садике»; «Ходит медведь» под муз. «Этюд» К. Черни; «Полька», муз. М. Глинки; «Всадники», муз. В. Витлина; «Потопаем, покружимся» под рус. нар. мелодии; «Петух», муз. Т. Ломовой; «Кукла», муз. М. Старокадомского; «Упражнения с цветами» под муз. «Вальса» А. Жилина; «Жуки», венг. нар. мелодия, обр. Л. Вишкарева.
Этюды-драматизации: «Барабанщик», муз. М. Красева; «Танец осенних листочков», муз. А. Филиппенко, сл. А. Макшанцевой; «Барабанщики», муз. Д. Кабалевского и С. Левидова; «Считалка», «Катилось яблоко», муз. В. Агафонникова; «Сапожки скачут по дорожке», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Весёлая прогулка», муз. П. Чайковского.
Хороводы и пляски: «Пляска парами», латыш. нар. мелодия; «По улице мостовой», рус. нар. мелодия, обр. Т. Ломовой; «Топ и хлоп», муз. Т. Назарова-Метнер, сл. А. Каргановой; «Покажи ладошки», лат. нар. мелодия; «Танец с ложками» под рус. нар. мелодию; новогодние хороводы по выбору музыкального руководителя; «Танец с платочками», рус. нар. мелодия; «Приглашение», укр. нар. мелодия, обр. Г. Теплицкого; «Пляска с султанчиками», укр. нар. мелодия, обр. М. Раухвергера; «Кто у нас хороший?», муз. Ан. Александрова, сл. народные.
Характерные танцы: «Снежинки», муз. О. Берта, обр. Н. Метлова; «Пляска Петрушек», муз. А. Серова из оперы «Рогнеда» (отрывок); «Танец зайчат» под «Польку» И. Штрауса; «Снежинки», муз. Т. Ломовой; «Бусинки» под «Галоп» И. Дунаевского; Котята-поварята», муз. А. Тиличеевой, сл. М. Ивенсен; «Коза-дереза», сл. народные, муз. М. Магиденко.
Музыкальные игры: «Курочка и петушок», муз. Г. Фрида; «Жмурки», муз. Ф. Флотова; «Медведь и заяц», муз. В. Ребикова; «Самолёты», муз. М. Магиденко; «Игра Деда Мороза со снежками», муз. П. Чайковского (из балета «Спящая красавица»); «Жмурки», муз. Ф. Флотова; «Весёлые мячики», муз. М. Сатулина; «Найди себе пару», муз. Т. Ломовой; «Займи домик», муз. М. Магиденко; «Кто скорее возьмёт игрушку?», латв. нар. мелодия; «Весёлая карусель», рус. нар. мелодия, обр. А. Тиличеевой; «Ловишки», рус. нар. мелодия, обр. А. Сидельникова.
Игры с пением: «Огородная-хороводная», муз. Б. Можжевелова, сл. А. Пассовой; «Кукла», муз. Старокадомского, сл. О. Высотской; игры с пением «Дед Мороз и дети», муз. И. Кишко, сл. М. Ивенсен; «Заинька», муз. М. Красева, сл. Л. Некрасова; «Заинька, выходи», «Гуси-лебеди и волк», муз. А. Тиличеевой, сл. М. Булатова; «Мы на луг ходили», муз. А. Филиппенко, сл. Н. Кукловской; «Рыбка», муз. М. Красева; «Платочек», укр. нар. песня, обр. Н. Метлова; «Весёлая девочка Таня», муз. А. Филиппенко, сл. Н. Кукловской и Р. Борисовой.
Развитие танцевально-игрового творчества: «Лошадка», муз. Н. Потоловского; «Зайчики», «Наседка и цыплята», «Воробей», муз. Т. Ломовой; «Ой, хмель, мой хмелёк», рус. нар. мелодия, обр. М. Раухвергера; «Кукла», муз. М. Старокадомского; «Скачут по дорожке», муз. А. Филиппенко; придумай пляску петрушек под музыку «Петрушка» И. Брамса; «Медвежата», муз. М. Красева, сл. Н. Френкель.
Музыкально-дидактические игры:
Развитие звуковысотного слуха: «Птицы и птенчики», «Качели».
Развитие ритмического слуха: «Петушок, курочка и цыплёнок», «Кто как идёт?», «Весёлые дудочки»; «Сыграй, как я».
Развитие тембрового и динамического слуха: «Громко – тихо», «Узнай свой инструмент»; «Угадай, на чём играю».
Определение жанра и развитие памяти: «Что делает кукла?», «Узнай и спой песню по картинке», «Музыкальный магазин».
Игра на детских музыкальных инструментах:
«Мы идём с флажками», «Гармошка», «Небо синее», «Андрей-воробей», муз. А. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Сорока-сорока», рус. нар. прибаутка, обр. Т. Попатенко; «Кап-кап-кап…», румын. нар. песня, обр. Т. Попатенко; «Лиса», рус. нар. прибаутка, обр. В. Попова; подыгрывание рус. нар. мелодий.

Примерный перечень музыкальных произведений
для детей от 5 лет до 6 лет

Слушание: «Марш», муз. Д. Шостаковича; «Колыбельная», «Парень с гармошкой», муз. Г. Свиридова; «Листопад», муз. Т. Попатенко, сл. А. Авдиенко; «Марш» из оперы «Любовь к трём апельсинам», муз. С. Прокофьева; «Зима», муз. П. Чайковского, сл. А. Плещеева; «Осенняя песня», из цикла «Времена года» П. Чайковского; «Полька», муз. Д. Львова-Компанейца, сл. З. Петровой; «Мамин праздник», муз. А. Тиличеевой, сл. Л. Румарчук; «Моя Россия», муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой; «Кто придумал песенку?», муз. Д. Львова-Компанейца, сл. Л. Дымовой; «Детская полька», муз. М. Глинки; «Дед Мороз», муз. Н. Елисеева, сл. З. Александровой; «Утренняя молитва», «В церкви» (из «Детского альбома» П. Чайковского); «Музыка», муз. Г. Струве; «Жаворонок», муз. М. Глинки; «Мотылёк», муз. С. Майкапара; «Пляска птиц», «Колыбельная», муз. Н. Римского-Корсакова; Финал концерта для фортепиано с оркестром № 5 (фрагменты) Л. Бетховена; «Тревожная минута» (из альбома «Бирюльки» С. Майкапара); «Раскаяние», «Утро», «Вечер» (из сборника «Детская музыка» С. Прокофьева); «Первая потеря» (из «Альбома для юношества» Р. Шумана); Одиннадцатая соната для фортепиано, 1-я часть (фрагменты), Прелюдия ля мажор, соч. 28, № 7 Ф. Шопена.
Пение: Упражнения на развитие слуха и голоса: «Зайка», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Сшили кошке к празднику сапожки», детская песенка; «Ворон», рус. нар. песня, обр. А. Тиличеевой; «Андрей-воробей», рус. нар. песня, обр. Ю. Слонова; «Бубенчики», «Гармошка», муз. А. Тиличеевой; «Считалочка», муз. И. Арсеева; «Снега-жемчуга», муз. М. Парцхаладзе, сл. М. Пляцковского; «Где зимуют зяблики?», муз. А. Зарицкой, сл. Л. Куклина; «Паровоз», «Петрушка», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Барабан», муз. А. Тиличеевой, сл. Н. Найдёновой; «Тучка», закличка; «Колыбельная», муз. А. Тиличеевой, сл. Н. Найдёновой; рус. нар. песенки и попевки.
Песни: «Журавли», муз. А. Лившица, сл. М. Познанской; «К нам гости пришли», муз. Ан. Александрова, сл. М. Ивенсен; «Огородная-хороводная», муз. Б. Можжевелова, сл. Н. Пассовой; «Голубые санки», муз. М. Иорданского, сл. М. Клоковой; «Гуси-гусенята», муз. Ан. Александрова, сл. Г. Бойко; «Рыбка», муз. М. Красева, сл. М. Клоковой; «Курица», муз. А. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Берёзка», муз. А. Тиличеевой, сл. П. Воронько; «Ландыш», муз. М. Красева, сл. Н. Френкель; «Весенняя песенка», муз. А. Филлипенко, сл. Г Бойко; «Тяв-тяв», муз. В. Герчик, сл. Ю. Разумовского; «Птичий дом», муз. Ю. Слонова, сл. О. Высотской; «Горошина», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Гуси», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.
Песенное творчество:
Произведения: «Колыбельная», рус. нар. песня; «Марш», муз. М. Красева; «Дили-дили! Бом! Бом!», укр. нар. песня, сл. А. Макшанцевой; потешки, дразнилки, считалки и другие рус. нар. попевки.
Музыкально-ритмические движения:
Упражнения: «Маленький марш», муз. Т. Ломовой; «Пружинка», муз. А. Гнесиной («Этюд»); «Шаг и бег», муз. Н. Надененко; «Плавные руки», муз. Р. Глиэра («Вальс», фрагмент); «Кто лучше скачет», муз. Т. Ломовой; «Учись плясать по-русски!», муз. Л. Вишкарева (вариации на рус. нар. мелодию «Из-под дуба, из-под вяза»); «Росинки», муз. С. Майкапара; «Канава», рус. нар. мелодия, обр. Р. Рустамова.
Упражнения с предметами: «Вальс», муз. А. Дворжака; «Упражнения с ленточками», укр. нар. мелодия, обр. Р. Рустамова; «Гавот», муз. Ф. Госсека; «Передача платочка», муз. Т. Ломовой; «Упражнения с мячами», муз. Т. Ломовой; «Вальс», муз. Ф. Бургмюллера. Этюды. «Ау!» («Игра в лесу», муз. Т. Ломовой).
Этюды: «Тихий танец» (тема из вариаций), муз. В. Моцарта; «Полька», нем. нар. танец.
Танцы и пляски: «Дружные пары», муз. И. Штрауса («Полька»); «Парный танец», муз. Ан. Александрова («Полька»); «Приглашение», рус. нар. мелодия «Лён», обр. М. Раухвергера; «Задорный танец», муз. В. Золотарёва; «Зеркало», «Ой, хмель, мой хмелёк», рус. нар. мелодии; «Круговая пляска», рус. нар. мелодия, обр. С. Разоренова; пляска мальчиков «Чеботуха», рус. нар. мелодия.
Характерные танцы: «Матрёшки», муз. Б. Мокроусова; «Чеботуха», рус. нар. мелодия, обр. В. Золотарёва; «Танец бусинок», муз. Т. Ломовой; «Пляска Петрушек», хорват. нар. мелодия; «Хлопушки», муз. Н. Кизельваттер; «Танец Снегурочки и снежинок», муз. Р. Глиэра; «Танец гномов», муз. Ф. Черчеля.
Хороводы: «К нам гости пришли», муз. Ан. Александрова, сл. М. Ивенсен; «Урожайная», муз. А. Филиппенко, сл. О. Волгиной; «Новогодняя хороводная», муз. С. Шайдар; «Новогодний хоровод», муз. Т. Попатенко; «К нам приходит Новый год», муз. В. Герчик, сл. З. Петровой; «Пошла млада за водой», рус. нар. песня, обр. В. Агафонникова.
Музыкальные игры: Игры. «Ловишка», муз. Й. Гайдна; «Не выпустим», муз. Т. Ломовой; «Будь ловким!», муз. Н. Ладухина; «Игра с бубном», муз. М. Красева; «Ищи игрушку», «Будь ловкий», рус. нар. мелодия, обр. В. Агафонникова; «Лётчики на аэродроме», муз. М. Раухвергера; «Найди себе пару», латв. нар. мелодия, обр. Т. Попатенко; «Береги обруч», муз. В. Витлина; «Найди игрушку», латв. нар. песня, обр. Г. Фрида.
Игры с пением: «Колпачок», «Ой, заинька по сенечкам», «Ворон», рус. нар. песни; «Заинька», рус. нар. песня, обр. Н. Римского-Корсакова; «Как на тоненький ледок», рус. нар. песня, обр. А. Рубца; «Ёжик», муз. А. Аверина; «Хоровод в лесу», муз. М. Иорданского; «Ёжик и мышки», муз. М. Красева, сл. М. Клоковой; «Цветы», муз. Н. Бахутовой, слова народные.
Музыкально-дидактические игры:
Развитие звуковысотного слуха: «Музыкальное лото», «Ступеньки», «Где мои детки?», «Мама и детки». Развитие чувства ритма. «Определи по ритму», «Ритмические полоски», «Учись танцевать», «Ищи».
Развитие тембрового слуха: «На чём играю?», «Музыкальные загадки», «Музыкальный домик».
Развитие диатонического слуха: «Громко, тихо запоём», «Звенящие колокольчики».
Развитие восприятия музыки и музыкальной памяти: «Будь внимательным!», «Буратино», «Музыкальный магазин», «Времена года», «Наши песни».
Инсценировки и музыкальные спектакли: «К нам гости пришли», муз. Ан. Александрова; «Как у наших у ворот», рус. нар. мелодия, обр. В. Агафонникова; «Где был, Иванушка?», рус. нар. мелодия, обр. М. Иорданского; «Моя любимая кукла», автор Т. Коренева; «Полянка» (музыкальная игра-сказка), муз. Т. Вилькорейской.
Развитие танцевально-игрового творчества:
«Котик и козлик», «Я полю, полю лук», муз. А. Тиличеевой; «Вальс кошки», муз. В. Золотарёва; свободная пляска под любые плясовые мелодии в аудиозаписи; «Гори, гори ясно!», рус. нар. мелодия, обр. Р. Рустамова; «А я по лугу», рус. нар. мелодия, обр. Т. Смирновой.
Игра на детских музыкальных инструментах:
«Небо синее», «Смелый пилот», муз. А. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Дон-дон», рус. нар. песня, обр. Р. Рустамова; «Гори, гори ясно!», рус. нар. мелодия; «Пастушок», чеш. нар. мелодия, обр. И. Берковича; «Петушок», рус. нар. песня, обр. М. Красева; «Часики», муз. С. Вольфензона; «Жил у нашей бабушки чёрный баран», рус. нар. шуточная песня, обр. В. Агафонникова.

Таблица 8. Примерный перечень музыкальных произведений
для детей от 6 лет до 7 лет

Слушание: «Детская полька», муз. М. Глинки; «Марш», муз. С. Прокофьева; «Колыбельная», муз. В. Моцарта;
«Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла», «Камаринская», муз. П. Чайковского; «Осень», муз. Ан. Александрова, сл. М. Пожаровой; «Весёлый крестьянин», муз. Р. Шумана; «Осень» (из цикла «Времена года» А. Вивальди);
«Октябрь» (из цикла «Времена года» П. Чайковского);
произведения из альбома «Бусинки» А. Гречанинова;
«Море», «Белка», муз. Н. Римского-Корсакова (из оперы «Сказка о царе Салтане»);
«Табакерочный вальс», муз. А. Даргомыжского; «Итальянская полька», муз. С. Рахманинова; «Танец с саблями», муз. А. Хачатуряна; «Зима пришла», «Тройка», муз. Г. Свиридова; «Вальс-шутка», «Гавот», «Полька», «Танец», муз. Д. Шостаковича; «Кавалерийская», муз. Д. Кабалевского; «Зима» из цикла «Времена года» А. Вивальди;
«В пещере горного короля» (сюита из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»), «Шествие гномов», соч. 54 Э. Грига; «Песня жаворонка», муз. П. Чайковского; «Пляска птиц», муз. Н. Римского-Корсакова (из оперы «Снегурочка»); «Рассвет на Москве-реке», муз. М. Мусоргского (вступление к опере «Хованщина»); «Грустная песня», «Старинный танец», «Весна и осень», муз. Г. Свиридова; «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди; Органная токката ре минор И.С. Баха;
«На гармонике» из альбома «Бусинки» А. Гречанинова и другие произведения из детских альбомов фортепианных пьес (по выбору музыкального руководителя);
«Менуэт» из детского альбома «Бирюльки» С. Майкапара;
«Ромашковая Русь», «Незабудковая гжель», «Свирель да рожок», «Палех» и «Наша хохлома», муз. Ю. Чичкова (сб. «Ромашковая Русь»);
«Лето» из цикла «Времена года» А. Вивальди.
Пение: Упражнения на развитие слуха и голоса: «Лиса по лесу ходила», рус. нар. песня; «Бубенчики», «Наш дом», «Дудка», «Кукушечка», муз. А. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Ходит зайка по саду», рус. нар. мелодия; «В школу», муз. А. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Котя-коток», «Колыбельная», «Горошина», муз. В. Карасевой; «Качели», муз. А. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «А я по лугу», рус. нар. мелодия; «Скок-скок, поскок», рус. нар. песня; «Огород», муз. В. Карасевой; «Вальс», «Чепуха», «Балалайка», муз. А. Тиличеевой, сл. Н. Найдёновой.
Песни: «Листопад», муз. Т. Попатенко, сл. А. Авдиенко; «Здравствуй, Родина моя!», муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева; «Моя Россия», муз. Г. Струве; «Нам в любой мороз тепло», муз. М. Парцхаладзе; «Улетают журавли», муз. В. Кикто; «Будет горка во дворе», муз. Т. Попатенко, сл. А. Авдиенко; «Зимняя песенка», муз. М. Kpaсева, сл. С. Вышеславцевой; «Ёлка», муз. А. Тиличеевой, сл. А. Шмановой; «К нам приходит Hовый год», муз. В. Герчик, сл. З. Петровой; «Мамин праздник», муз. Ю. Гурьева, сл. С. Вигдорова; «Самая хорошая», муз. В. Иванникова, сл. О. Фадеевой; «Спят деревья на опушке», муз. М. Иорданского, сл. И. Черницкой; «Хорошо у нас в саду», муз. В. Герчик, сл. А. Пришельца; «Хорошо, что снежок пошёл», муз. А. Островского; «Новогодний хоровод», муз. Т. Попатенко; «Это мамин день», муз. Ю. Тугаринова; «Новогодняя хороводная», муз. С. Шнайдера; «Песенка про бабушку», «Брат-солдат», муз. М. Парцхаладзе; «Пришла весна», муз. З. Левиной, сл. Л. Некрасовой; «Веснянка», укр. нар. песня, обр. Г. Лобачева; «Спят деревья на опушке», муз. М. Иорданского, сл. И. Черницкой; «Во поле берёза стояла», рус. нар. песня, обр. Н. Римского-Корсакова; «Я хочу учиться», муз. A. Долуханяна, сл. З. Петровой; «До свиданья, детский сад», муз. Ю. Слонова, сл. B. Малкова; «Мы теперь ученики», муз. Г. Струве; «Праздник Победы», муз. М. Парцхаладзе; «Урок», муз. Т. Попатенко; «Летние цветы», муз. А. Тиличеевой, сл. Л. Некрасовой; «Как пошли наши подружки», рус. нар. песня; «Про козлика», муз. Г. Струве; «На мосточке», муз. А. Филиппенко; «Песня о Москве», муз. Г. Свиридова; «Кто придумал песенку», муз. Д. Льва-Компанейца.
Песенное творчество: «Осенью», муз. Г. Зингера; «Весёлая песенка», муз. Г. Струве, сл. В. Викторова; «Грустная песенка», муз. Г. Струве; «Плясовая», муз. Т. Ломовой; «Весной», муз. Г. Зингера; «Тихая песенка», «Громкая песенка», муз. Г. Струве; «Медленная песенка», «Быстрая песенка», муз. Г. Струве.
Музыкально-ритмические движения:
Упражнения: «Марш», муз. И. Кишко; «Марш», муз. М. Робера; «Бег», «Цветные флажки», муз. А. Тиличеевой; «Кто лучше скачет?», «Бег», муз. Т. Ломовой; «Шагают девочки и мальчики», муз. В. Золотарёва; «Поднимай и скрещивай флажки» («Этюд», муз. К. Гурлитта); «Смелый наездник», муз. Р. Шумана; «Качание рук», польск. нар. мелодия, обр. В. Иванникова; «Упражнение с лентами», муз. В. Моцарта; «Потопаем-покружимся»: «Ах, улица, улица широкая», рус. нар. мелодия, обр. Т. Ломовой; «Полоскать платочки»: «Ой, утушка луговая», рус. нар. мелодия, обр. Т. Ломовой; «Упражнение с цветами», муз. Т. Ломовой; «Упражнение с флажками», нем. нар. танцевальная мелодия; «Упражнение с кубиками», муз. С. Соснина; «Погремушки», муз. Т. Вилькорейской; «Упражнение с мячами», «Скакалки», муз. А. Петрова; «Упражнение с лентой», швед. нар. мелодия, обр. Л. Вишкарева; «Упражнение с лентой» («Игровая», муз. И. Кишко).
Этюды: Попляшем («Барашенька», рус. нар. мелодия); дождик («Дождик», муз. Н. Любарского); «Лошадки» («Танец», муз. Дарондо); «Обидели», муз. М. Степаненко; «Медведи пляшут», муз. М. Красева; Показывай направление («Марш», муз. Д. Кабалевского); каждая пара пляшет по-своему («Ах ты, берёза», рус. нар. мелодия); «Попрыгунья», «Упрямец», муз. Г. Свиридова; «Лягушки и аисты», муз. В. Витлина; «Пляска бабочек», муз. А. Тиличеевой.
Танцы и пляски: «Парная пляска», карельск. нар. мелодия; «Танец с колосьями», муз. И. Дунаевского (из кинофильма «Кубанские казаки»); «Круговой галоп», венг. нар. мелодия; «Пружинка», муз. Ю. Чичкова («Полька»); «Парный танец», латыш. нар. мелодия; «Задорный танец», муз. В. Золотарёва; «Полька», муз. В. Косенко; «Вальс», муз. А. Макарова; «Полька», муз. П. Чайковского; «Менуэт», муз. С. Майкапара; «Вальс», муз. Г. Бахман; «Яблочко», муз. Р. Глиэра (из балета «Красный мак»); «Тачанка», муз. К. Листова; «Мазурка», муз. Г. Венявского; «Каблучки», рус. нар. мелодия, обр. А. Адлера; «Прялица», рус. нар. мелодия, обр. Т. Ломовой; «Русская пляска с ложками», «А я по лугу», «Полянка», рус. нар. мелодии; «Посеяли девки лён», рус. нар. песни; «Сударушка», рус. нар. мелодия, обр. Ю. Слонова; «Кадриль с ложками», рус. нар. мелодия, обр. А. Туманяна; «Плясовая», муз. Т. Ломовой; «Уж я колышки тешу», рус. нар. песня, обр. А. Тиличеевой; «Вальс», муз. Ф. Шуберта; «Пошла млада», «Всем, Надюша, расскажи», «Сударушка», рус. нар. мелодия, обр. Ю. Слонова; «Барыня», рус. нар. песня, обр. В. Кикто; «Пойду ль, выйду ль я», рус. нар. мелодия.
Характерные танцы: «Танец Петрушек», муз. А. Даргомыжского («Вальс»); «Танец снежинок», муз. А. Жилина; «Выход к пляске медвежат», муз. М. Красева; «Матрёшки», муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой.
Хороводы: «Выйду ль я на реченьку», рус. нар. песня, обр. В. Иванникова; «На горе-то калина», рус. нар. мелодия, обр. А. Новикова; «Зимний праздник», муз. М. Старокадомского; «Под Новый год», муз. А. Зарицкой; «К нам приходит Новый год», муз. В. Герчик, сл. З. Петровой; «Во поле берёза стояла», рус. нар. песня, обр. Н. Римского-Корсакова; «Во саду ли, в огороде», рус. нар. мелодия, обр. И. Арсеева.
Музыкальные игры:
Игры: «Бери флажок», «Найди себе пару», венг. нар. мелодии; «Зайцы и лиса», «Кот и мыши», муз. Т. Ломовой; «Кто скорей?», муз. М. Шварца; «Игра с погремушками», муз. Ф. Шуберта; «Экоссез», «Звероловы и звери», муз. А. Тиличеевой; «Поездка», «Прогулка», муз. М. Кусс (к игре «Поезд»); «Пастух и козлята», рус. нар. песня, обр. В. Трутовского.
Игры с пением: «Плетень», рус. нар. мелодия; «Сеяли девушки», обр. И. Кишко; «Узнай по голосу», муз. В. Ребикова («Пьеса»); «Теремок», рус. нар. песня; «Метелица», «Ой, вставала я ранёшенько», рус. нар. песни; «Ищи», муз. Т. Ломовой; «Как на тоненький ледок», рус. нар. песня; «Тень-тень», муз. В. Калинникова; «Со вьюном я хожу», рус. нар. песня, обр. А. Гречанинова; «Земелюшка-чернозём», рус. нар. песня; «Савка и Гришка», белорус. нар. песня; «Уж как по мосту-мосточку», «Как у наших у ворот», «Камаринская», обр. А. Быканова; «Зайчик», «Медведюшка», рус. нар. песни, обр. М. Красева; «Журавель», укр. нар. песня; «Игра с флажками», муз. Ю. Чичкова.
Музыкально-дидактические игры:
Развитие звуковысотного слуха: «Три поросёнка», «Подумай, отгадай», «Звуки разные бывают», «Весёлые Петрушки».
Развитие чувства ритма: «Прогулка в парк», «Выполни задание», «Определи по ритму». Развитие тембрового слуха. «Угадай, на чём играю», «Рассказ музыкального инструмента», «Музыкальный домик».
Развитие диатонического слуха: «Громко-тихо запоём», «Звенящие колокольчики, ищи».
Развитие восприятия музыки: «На лугу», «Песня – танец – марш», «Времена года», «Наши любимые произведения».
Развитие музыкальной памяти: «Назови композитора», «Угадай песню», «Повтори мелодию», «Узнай произведение».
Инсценировки и музыкальные спектакли:
«Как у наших у ворот», рус. нар. мелодия, обр. В. Агафонникова; «Как на тоненький ледок», рус. нар. песня; «На зелёном лугу», рус. нар. мелодия; «Заинька, выходи», рус. нар. песня, обр. А. Тиличеевой; «Комара женить мы будем», «Со вьюном я хожу», рус. нар. песни, обр. В. Агафонникова; «Новогодний бал», «Под сенью дружных муз», «Золушка», авт. Т. Коренева, «Муха-цокотуха» (опера-игра по мотивам сказки К. Чуковского), муз. М. Красева.
Развитие танцевально-игрового творчества:
«Полька», муз. Ю. Чичкова; «Танец медведя и медвежат» («Медведь», муз. Г. Галинина); «Уж я колышки тешу», рус. нар. песня, обр. А. Тиличеевой; «Хожу я по улице», рус. нар. песня, обр. А. Дюбюк; «Зимний праздник», муз. М. Старокадомского; «Вальс», муз. А. Макарова; «Тачанка», муз. К. Листова; «Два петуха», муз. С. Разоренова; «Вышли куклы танцевать», муз. В. Витлина; «Полька», латв. нар. мелодия, обр. А. Жилинского; «Русский перепляс», рус. нар. песня, обр. К. Волкова; «Потерялся львёнок», муз. В. Энке, сл. В. Лапина; «Вальс петушков», муз. И. Стрибога.
Игра на детских музыкальных инструментах:
«Бубенчики», «В школу» и «Гармошка», муз. А. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Андрей-воробей», рус. нар. песня, обр. А. Тиличеевой; «Наш оркестр», муз. А. Тиличеевой, сл. Ю. Островского; «Латвийская полька», обр. М. Раухвергера; «На зелёном лугу», «Во саду ли, в огороде», «Сорока-сорока», рус. нар. мелодии; «Белка» (отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане», муз. Н. Римского-Корсакова); «Ворон», рус. нар. прибаутка, обр. А. Тиличеевой; «Я на горку шла», «Во поле берёза стояла», рус. нар. песни; «К нам гости пришли», муз. Ан. Александрова; «Вальс», муз. А. Тиличеевой; «В нашем оркестре», муз. Т. Попатенко.

Примерный перечень анимационных произведений

Анимационный сериал «Тима и Тома», студия «Рики», режиссёр А. Борисова, А. Жидков, О. Мусин, А. Бахурин и др., 2015.

Фильм «Паровозик из Ромашкова», студия «Союзмультфильм», режиссёр
В. Дегтярёв, 1967.

Фильм «Как львёнок и черепаха пели песню», студия «Союзмультфильм», режиссёр И. Ковалевская, 1974.

Фильм «Мама для мамонтёнка», студия «Союзмультфильм», режиссёр
О. Чуркин, 1981.

Фильм «Катерок», студия «Союзмультфильм», режиссёр И. Ковалевская,1970.

Фильм «Мешок яблок», студия «Союзмультфильм», режиссёр В. Бордзиловский, 1974.

Фильм «Крошка Енот», ТО «Экран», режиссёр О. Чуркин, 1974.

Фильм «Гадкий утёнок», студия «Союзмультфильм», режиссёр В. Дегтярев

Фильм «Котёнок по имени Гав», студия «Союзмультфильм», режиссёр Л. Атаманов

Фильм «Маугли», студия «Союзмультфильм», режиссёр Р. Давыдов, 1971.

Фильм «Кот Леопольд», студия «Экран», режиссёр А. Резников, 1975–1987.

Фильм «Рикки-Тикки-Тави», студия «Союзмультфильм», режиссёр А. Снежко-Блоцкой, 1965.

Фильм «Дюймовочка», студия «Союзмульфильм», режиссёр Л. Амальрик, 1964.

Фильм «Пластилиновая ворона», ТО «Экран», режиссёр А. Татарский, 1981.

Фильм «Каникулы Бонифация», студия «Союзмультфильм», режиссёр  Ф. Хитрук, 1965.

Фильм «Последний лепесток», студия «Союзмультфильм», режиссёр Р. Качанов, 1977.

Фильм «Умка» и «Умка ищет друга», студия «Союзмультфильм», режиссёры В. Попов, В. Пекарь, 1969, 1970.

Фильм «Умка на ёлке», студия «Союзмультфильм», режиссёр А. Воробьев, 2019.

Фильм «Сладкая сказка», студия «Союзмультфильм», режиссёр В. Дегтярев, 1970.

Цикл фильмов «Чебурашка и крокодил Гена», студия «Союзмультфильм», режиссёр Р. Качанов, 1969–1983.

Цикл фильмов «38 попугаев», студия «Союзмультфильм», режиссёр И. Уфимцев, 1976–1991.

Цикл фильмов «Винни-Пух», студия «Союзмультфильм», режиссёр Ф. Хитрук, 1969–1972.

Фильм «Серая шейка», студия «Союзмультфильм», режиссёр Л. Амальрик, В. Полковников, 1948.

Фильм «Золушка», студия «Союзмультфильм», режиссёр И. Аксенчук, 1979.

Фильм «Новогодняя сказка», студия «Союзмультфильм», режиссёр В. Дегтярев, 1972.

Фильм «Серебряное копытце», студия «Союзмультфильм», режиссёры  Г. Сокольский, 1977.

Фильм «Щелкунчик», студия «Союзмультфильм», режиссёр Б. Степанцев, 1973.

Фильм «Гуси-лебеди», студия «Союзмультфильм», режиссёры И. Иванов-Вано,  А. Снежко-Блоцкая, 1949.

Цикл фильмов «Приключение Незнайки и его друзей», студия «ТО Экран», режиссёры: коллектив авторов, 1971–1973.

Фильм «Малыш и Карлсон», студия «Союзмультфильм», режиссёр Б. Степанцев, 1969.

Фильм «Лягушка-путешественница», студия «Союзмультфильм», режиссёры  В. Котёночкин, А. Трусов, 1965.

Фильм «Варежка», студия «Союзмультфильм», режиссёр Р. Качанов, 1967.

Фильм «Честное слово», студия «Экран», режиссёр М. Новогрудская, 1978.

Фильм «Вовка в Тридевятом царстве», студия «Союзмультфильм», режиссёр Б. Степанцев, 1965.

Фильм «Заколдованный мальчик», студия «Союзмультфильм», режиссёр А. Снежко-Блоцкая, В. Полковников, 1955.

Фильм «Золотая антилопа», студия «Союзмультфильм», режиссёр Л. Атаманов, 1954.

Фильм «Бременские музыканты», студия «Союзмультфильм», режиссёр И. Ковалевская, 1969.

Фильм «Двенадцать месяцев», студия «Союзмультфильм», режиссёр И. Иванов-Вано,  М. Ботов, 1956.

Фильм «Ёжик в тумане», студия «Союзмультфильм», режиссёр Ю. Норштейн, 1975.

Фильм «Девочка и дельфин», студия «Союзмультфильм», режиссёр Р. Зельма, 1979.

Фильм «Верните Рекса», студия «Союзмультфильм», режиссёры В. Пекарь, В. Попов. 1975.

Фильм «Сказка сказок», студия «Союзмультфильм», режиссёр Ю. Норштейн, 1979.

Фильм-сериал «Простоквашино» и «Возвращение в Простоквашино» (2 сезона), студия «Союзмультфильм», режиссёры: коллектив авторов, 2018.

Сериал «Смешарики», студии «Петербург», «Мастерфильм», коллектив авторов, 2004.

 

Сериал «Малышарики», студии «Петербург», «Мастерфильм», коллектив авторов, 2015.

Сериал «Домовёнок Кузя», студия ТО «Экран», режиссёр А. Зябликова, 2000–2002.

Сериал «Ну, погоди!», студия «Союзмультфильм», режиссёр В. Котёночкин, 1969–2010.

Сериал «Фиксики» (4 сезона), компания «Аэроплан», режиссёр В. Бедошвили, 2010.

Сериал «Оранжевая корова» (1 сезон), студия «Союзмультфильм», режиссёр А. Ернова.

Сериал «Монсики» (2 сезона), студия «Рики», режиссёр А. Бахурин.

Сериал «Смешарики. Пин-код», студия «Рики», режиссёры: Р. Соколов, А. Горбунов, Д. Сулейманов и др.

Сериал «Зебра в клеточку» (1 сезон), студия «Союзмультфильм», режиссёры  А. Алексеев, А. Борисова, М. Куликов, А. Золотарёва, 2020.

Полнометражный анимационный фильм «Снежная королева», студия «Союзмультфильм», режиссёр Л. Атаманов, 1957.

Полнометражный анимационный фильм «Аленький цветочек», студия «Союзмультфильм», режиссёр Л. Атаманов, 1952.

Полнометражный анимационный фильм «Сказка о царе Салтане», студия «Союзмультфильм», режиссёры И. Иванов-Вано, Л. Мильчин, 1984.

Полнометражный анимационный фильм «Белка и Стрелка. Звёздные собаки», киностудия «Центр национального фильма» и 000 «ЦНФ-Анима, режиссёры С. Ушаков, И. Евланникова, 2010.

Полнометражный анимационный фильм «Суворов: великое путешествие» (6+), студия «Союзмультфильм», режиссёр Б. Чертков, 2022.

Полнометражный анимационный фильм «Бемби», студия Walt Disney, режиссёр Д. Хэнд, 1942.

Полнометражный анимационный фильм «Король Лев», студия Walt Disney, режиссёр Р. Аллерс, 1994, США.

Полнометражный анимационный фильм «Мой сосед Тоторо», Ghibli, режиссёр Х. Миядзаки, 1988.

Полнометражный анимационный фильм «Рыбка Поньо на утёсе», студия Ghibli, режиссёр Х. Миядзаки, 2008.

Этико-эстетическое направление воспитания

Цель эстетического воспитания

Становление у ребёнка ценностного отношения к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющей внутреннего мира ребёнка

Ценности

Культура и красота. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества. Культура отношений – дело не личное, а общественное. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребёнком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений

Задачи

Формирование культуры общения, поведения, этических представлений. Воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, её влиянии на внутренний мир человека.
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми.
Воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов.
Развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребёнка действительности;
Формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным, создавать его

Основные направления воспитательной работы

Учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их делами, интересами, удобствами.
Воспитывать культуру общения ребёнка, выражающуюся в общительности, этикет вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах.
Воспитывать культуру речи: называть взрослых на «вы» и по имени и отчеству; не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить чётко, разборчиво, владеть голосом.
Воспитывать культуру деятельности, умение обращаться с игрушками, книгами, личными вещами, имуществом ДОО; умение подготовиться к предстоящей деятельности, чётко и последовательно выполнять и заканчивать её, после завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать всё за собой; привести в порядок свою одежду

Направления деятельности педагога

Выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений, воображения и творчества. Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их произведений в жизнь ДОО. Организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др. Формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова на русском и родном языке. Реализация вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания

 Планируемые результаты воспитания

Целевые ориентиры воспитания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Направление воспитания

Ценности

Показатели

Этико-эстетическое к 3 годам

Культура и красота

Эмоционально отзывчивый к красоте.
Проявляющий интерес и желание заниматься продуктивными видами деятельности

Этико-эстетическое к 8 годам

Культура и красота

Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, обладающий зачатками художественно-эстетического вкуса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого - педагогические основы музыкального развития дошкольников в контексте с ФГТ

Понятие универсальных учебных действий применительно к новым условиям дошкольного образования в области "Музыка"Совместная деятельность педагога и детей с выделением методов и приемов формирования УУД...

Социально-личностное развитие дошкольников в контексте ФГТ

В данной работе раскрывается одно из четырех направлений развития дошкольников в рамках ФГТ - социально-личностное развитие. Представлен опыт работы дошкольного учреждения в данном направлении: задачи...

Социально-личностное развитие дошкольников в контексте ФГТ

В данной презентации раскрывается основное содержание работы ДОУ по социально-личностному развитию дошкольников....

Педсовет "Интеграция познавательно – математического развития дошкольников в контексте музыкально – театральной деятельности".

Ход педсовета  в форме конференции по вопросам развития детей дошкольного возраста в познавательных видах деятельности....

"Речевое развитие дошкольников в контексте современных образовательных технологий".

Обсуждение проблем обучения и воспитания дошкольников обычно принято начинать с роли деятельности в их психическом развитии. Учебная деятельность предполагает творческое преобразование материала и чер...

Педагогический совет "Интеграция математического развития дошкольников в контексте музыкально-театральной деятельности"

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО в формировании элементарных математических представлений дошкольников посредством музыкально-театральной деятельности...

Тезисы на тему "Физическое развитие - одно из приоритетных направлений развития дошкольников в контексте введения ФГОС ДО"

laquo;Физическое развитие - одно  из приоритетных направлений развития дошкольников в контекстевведения ФГОС ДО»Первые годы жизни – имеют огромное значение в жизни человека. В ...