Проект по патриотическому воспитанию «Воспитаем маленького патриота»
проект (средняя группа)

Осипова Анна Владимировна

средняя группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_proekt_po_patriotich.vospitaniyu.docx60.09 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский cад  67  «Виктория»

Проект по патриотическому воспитанию

«Воспитаем маленького патриота»

 

Подготовила:

Осипова А.В.

Смоленск 2023

«Только тот, кто любит, ценит и уважает

накопленное и сохранённое предшествующим

поколением, может любить Родину,

узнать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков.

Цель проекта:  формирование  начальных патриотических чувств  у дошкольников.

Задачи:

  • Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему края.

Формировать у ребенка понятие работы военнослужащего, солдата.

  • Формировать интерес к народной культуре страны.
  • Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну.
  • Активно привлекать семью к патриотическому воспитанию своих детей.
  • Обогащать представления детей о малой родине.
  • Обогащать представления детей о государственных праздниках.
  • Знакомство с государственной символикой РФ.
  • Продолжать формировать представления о том, что такое семья.

 

Вид проекта: Информационно-познавательный.

Срок реализации проекта: февраль – май 2024г. (долгосрочный)

Формы работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.

Участники проекта:

  • Дети средней группы (4-5лет),
  • Воспитатели
  • Родители воспитанников.

Актуальность: Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста, является одной из первостепенных для современного общества.

В настоящее время воспитание патриотизма, гражданственности – достаточно трудная задача, решение которой требует терпения и такта. Подчас в современных семьях подобные вопросы не считаются важными и заслуживающими должного внимания.

Наши дети уже не мечтают стать доблестными воинами и не считают защиту своей Родины - священным долгом.

Пришло время, когда необходимо серьезно задуматься над тем, как возродить потерявшую в последние годы актуальность работы по формированию духовно-патриотических чувств детей, которые выражаются в соответствующих поступках и поведении. В этой связи особую значимость приобретают знакомство детей с жизнью страны,  ее историей, с жизнью родного города,  народными традициями и т.д. Известная аксиома гласит: что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда.

Предполагаемый результат:

  • Воспитание уважительного отношения к Родине, символам страны, памятным датам.
  • Дети имеют представление о городе, в котором они живут. Знают, что их «малая» Родина, испытывают чувства гордости за свой край.
  • Проявление интереса к армии, уважение к защитникам Отечества.
  • Формирование у детей чувства любви к Родине.
  • Закрепление некоторых представлений о истории нашей страны, государственных праздниках.
  • Формирование представлений  о том, что такое семья.
  • Повышение заинтересованности родителей в формировании чувства патриотизма у детей.
  • Поддержание интереса к народной культуре страны.

Деятельность по осуществлению проекта:

Февраль    «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА»

Образовательные области

Вид детской деятельности

Работа с родителями

1й этап

(Подготовительный)

Развивающая предметно-пространственная  

 

-Довести до участников проекта важность данной проблемы.

- Подобрать методическую и художественную литературу.

-Подобрать иллюстрации, аудио и видео материал.

-Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.

-Подобрать материалы, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности детей.

-Подобрать и сделать дидактические игры.

-Подобрать пословицы и поговорки по темам проекта.

-Подобрать материал для консультаций и памяток.

 Сбор фотографий для оформления стенгазет

Сбор семейных рецептов для оформления «Книги семейных рецептов»

 

2й этап

(Основной)

Познание

 «Наша Армия»

-Рассматривание энциклопедий.

-Беседа с папами о службе в армии.

-Беседы: «История праздника», «Военные профессии», «Четвероногие бойцы», «Армия в мирное время», «Безопасность нашей страны», «Защитники богатыри русской земли», «Как в армии служить», «Папы - Вы наши защитники», «Что такое Армия?»

- Наглядно-демонстрационный материал «Защитники Отечества»

-Рассматривание иллюстраций о Российской армии.

Презентация:

- «Армия России»

- «Защитники земли Русской»

 Консультации

«Патриотическое воспитание в детском саду»,

«Растить мужчину», «Сила военной песни»

«История праздника 23 февраля»

 

 

 

Памятка для родителей «Как важно любить родину»

 

 

 

 

Речевое развитие

-Разучивание стихотворения А.Барто «На заставе».

Чтение художественной литературы

 Произведения и стихи

-З. Александрова «Дозор»;

-С. Баруздин «Шел по улице солдат»;

- Я. Длуголенский «Что могут солдаты»;

-О.Высотская «Мой брат уехал на границу»;

-С. Маршак «Пограничник».

-  А. Митяев, Ю. Копейко «Наше оружие»

- А. Жарова «Пограничник»

-  В. Аушева «Солдатик» 

Социально-коммуникативное развитие

 

Физическое развитие

Дидактические игры

«Найди лишнее слово», «Кто что делает?»,

 «Профессия военный», «Четвертый лишний», «Чья военная форма?», «Морской бой», «Кому какой головной убор принадлежит», «Телефон».

 

Сюжетно-ролевые игры

«Госпиталь», «Моряки», «Мы военные»,

 

Подвижные игры

«Защита крепости», «Перехватчики»,

«Меткий стрелок», «Самолеты», «Минное поле»

 

Художественно - эстетическое развитие/ Музыка

- «Мы - солдаты» слова В.Малкова музыка Ю. Слонова

- «Любим армию свою» слова Е.Карасева, музыка В.Волкова

- «Армия родная» музыка А.Лазаренко

Худ эстет разв. /аппликация

Худ эстет разв. /Рисование

 Ручной труд

-«Летящие самолеты»«В небе, воде и на земле» (коллективная работа)

 -Рисование «Наша Армия родная»

-Оформление стенгазеты"23 февраля".

-Изготовление поздравительных открыток папам.

-Создание д/и «Военное лото».

-Изготовление медалей «Самый отважный» и т.д.

-Изготовление ободков «Головные уборы нашей армии»

-Создание альбома «Военные профессии»

 

 

 Март «Семейные праздники»

Образовательные области

Вид детской деятельности

Работа с родителями

Познание

 

 «Мамин день»

-беседа «Мамин праздник»

-рассматривание иллюстрации «Что такое праздник «Женский день»

-беседа «Что такое семья»

Консультации:

«Праздник «Женский день»

«5 секретов воспитания дочки»

 

 

 

 

 

Речевое развитие

Заучивание стихотворения «Мамин день» Г. Виеру

Чтение художественной литературы

  - А.В.Митяев «Секрет бабушки Бабуры»

- К.Т.Паустовский «Стальное колечко»

- И.Миксон «Жила, была»

- Е.Верейская «Три девочки»

-пословицы о семье

Социально-коммуникативное развитие

 

 

Физическое развитие

Дидактические игры

«Найди лишнее слово», «Кто что делает?»,

 «Подскажи словечко…»

Сюжетно-ролевые игры

 «Мамины помощники», «На кухне», «Готовимся к празднику» 

Подвижные игры: «Свари обед», «Купи продукты», «Летите ко мне»

 

Художественно- эстетическое развитие/ Музыка

- «Баллада о матери» слова А.Дементьев, музыка Е.Мартынов

- «Вот какая мама!» Е.Благинина

 

Праздничное мероприятие для мам

Худ эстет разв. /аппликация

Худ эстет разв. /Рисование

 Ручной труд

 

-Изготовление стенгазеты   «Мамочка любимая моя»

- Изготовление поздравительных открыток для мам и бабушек

-аппликация «Цветы для мамы»

-Изготовление д/и «Семья»

-Создание картотеки стихов «Семья» (координация речи с движениями)

 

 

Март «Масленица»

Образовательные области

Вид детской деятельности

Работа с родителями

Познание

 

 «Масленица пришла»

- беседа «Откуда к нам масленица пришла?»

-просмотр мультфильма «Как на Руси масленицу встречали?»

-рассматривание иллюстрации «Празднование масленицы»

-рассматривание репродукции картин Б.М. Кустодиева «Масленица», В.И. Сурикова «Взятие снежного городка»

Консультация:

«Масленица пришла»

«Народные традиции в воспитании детей»

Создание книги семейных рецептов блинов.  

 

 

 

Речевое развитие

Разучивание заклички «Солнышко, нарядись»

Чтение художественной литературы

-К.Д. Ушинский «Проказы старухи зимы»

- чтение русского фольклора, стихотворений о масленице «Этот праздник к нам идет», «Широкая масленица»

-русские народные песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки о масленице, блинах.

 

Социально-коммуникативное развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физическое развитие

Дидактические игры:

«Ты катись, веселый блинчик»

«Вышел Ваня погулять»

Народные подвижные игры:

«Ручеек», «Карусель» и т.д.

-инсценирование сценки «Чего, Федул, губы надул?»

Подвижные игры: «Матушка весна», «Мы – веселые ребята», « «Веснянка».

Художественно - эстетическое развитие/ Музыка

-Слушание русских народных песен, русских народных наигрышей «Здравствуй, красная весна», «А мы масленку встречаем», «Веснянка»

Худ эстет разв. /аппликация

Худ эстет разв. /Рисование

 Ручной труд

 

- «Солнышко, нарядись» (Коллективная работа)

 -Лепка «Блины на столе - главное блюдо на масленицу»

 -Изготовление куклы Масленицы

-Создание картотеки «Народные игры»

 

 

 

 

 

Март «Наша страна-Россия»

Образовательные области

Вид детской деятельности

Работа с родителями

Познание

 

 «Наша страна-Россия»».

-Беседа «Наша Родина – Россия», «Главный город страны»

- Беседа: «Символы нашей страны»

- Беседа «Неофициальные символы России»

-Рассматривание иллюстраций  «Русские костюмы», «Народные промыслы»

Папка-Передвижка « Как воспитать патриота»

 

 

 

 

Речевое развитие

Заучивание стихов и  песен о  России

Чтение художественной литературы

-А. Ишимова «История России в рассказах для детей»

-П.Воронько «Лучше нет родного края»

-В. Лебедев-Кумач «»Москва»

-М.Пришвин «Моя Родина»

-Н.Суриков «Детство»

-Сказка о флаге

-пословицы, поговорки о России.

Социально-коммуникативное развитие

 

 

 

Физическое развитие

Дидактические игры:

«Узнай наш флаг», «Собери наш флаг», «Узнай по описанию» 

Пальчиковые игры:

«Родина», «Мы– Россияне»

 Русские народные подвижные игры:  «Узнай, кто?», «Молчанка», «У дядюшки Трифона»

Хороводные игры: «Заинька», «Ровным кругом», «Флажок»

Художественно - эстетическое развитие/ Музыка

Слушание:  этюд  «Ах, ты береза русская» рус.нар.мелодия

Худ эстет разв. /ручной труд

-Оформление  уголка патриотического воспитания

-Создание дидактических игр «Символы России», «Неофициальные символы России», «Народные промыслы», «Русские костюмы»

-Рисование «Флаг России»

-Аппликация «Русский платок»

-Раскрашивание контурных картинок «Русский костюм»

 

 С 22.04.24 по 17.05.24  «День Победы в родном городе»

Образовательные области

Вид детской деятельности

Работа с родителями

Познание

   «День Победы в родном городе».

-Беседа «Дети и война»

 -Беседы: «Достопримечательности города Смоленска, посвященные войне», «Улица, где я живу».

- Рассматривание иллюстраций с изображением достопримечательностей.

- Знакомство с известными людьми города. 

 Презентации:

- «Достопримечательности родного города»

-«Мы наследники Великой Победы»

-«О Дне Победы для дошкольников»

-«Детям о войне»

  

 

Сбор семейных фотографий  участников ВОВ для оформления стены памяти «Бессмертный полк» «Помним! Гордимся!»

Консультации: 

 «Этот праздник «День Победы»,

«Детям о родном городе»

Создание видеоролика «Мой родной город –Смоленск»

Речевое развитие

Составление рассказа по картине

М. Самсонова «На границе».

Чтение художественной литературы

- В. Степанов «Что мы Родиной зовём?»

М.М.Пришвин «Моя родина» (Из воспоминаний)

-К.Д. Ушинский «Наше Отечество»

-А. Барто «Наши солдаты », «Самолеты», « Флажок»,  «Кораблик»

-Стихи и песни о Смоленске

-гимн Смоленска

-малые фольклорные формы (потешки)

- А.Н. Печорская «Дети герои Войны Отечества»

- - А.Твардовский «Рассказ танкиста»

- Л.А.Кассиль «Дорогие мои мальчишки», «Твои защитники»

Социально-коммуникативное развитие

Дидактические игры:

- «Кто что делает?»

- «Профессия военный»,

-"Собери пазлы и назови ..." (достопримечательности города), «Похожие слова», «Узнай по фотографии», «Знаешь ли ты?», «Моя малая Родина»

Сюжетно-ролевые игры: 

«Летчик», «Моряки», «Пограничники», «Госпиталь»

«Экскурсия по городу»

Конструирование:

«Самолеты», «Аэродром», «Корабль»

 «Мой дом», «Улица, где я живу», «Любимый город»

Физическое развитие

Подвижные игры: 

«Летчики на аэродроме», «Защитники крепости», «Меткий стрелок», «Самолеты»

 Народные игры Смоленского края: «дядюшка Трифон»

 

Музыка

Прослушивание песен:

«Мой прадедушка» музыка и слова Е.Лыковой

- «Любим армию свою» слова Е.Карасева, музыка В.Волкова

«С чего начинается Родина»

муз. В. Баснер, слова М. Матусовский

 - «Про нашу любимую Родину» музыка А. Пахмутовой, слова М. Ивенсен

Художественно - эстетическое развитие/ Ручной труд

3й этап

(заключительный)

Итоговое мероприятие

-Рисование  в нетрадиционной технике «Праздничный салют»

-Аппликация «Солдатик»

Выставка рисунков детей совместно с родителями на тему "Мой любимый город Смоленск"

 - Создание альбома «Мы любим свой город».

-инсценирование сценки «Чего, Федул, губы надул?»

 -Проведение итогового мероприятия «Праздники и семейные традиции»

-Оформление патриотического уголка

-Подведение итогов реализации проекта

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.

Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина.

Ключевую роль играет семья, т.к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.

Формирование патриотических чувств  проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».

Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.

Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.

 

Список литературы:

1. Рабочая программ воспитания средней группы ДС  67 «Виктория» (на основе ФОП).

2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.

 3.Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. - М.: Аргос, 1990. - 213с.

4.Знакомим детей с малой Родиной. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://ap2004.alledu.ru/document/380/839.

5. Князев А.М. Воспитание гражданственности. Монография., М.изд. РАГС 2007г.71с.

6.Патриотическое воспитание дошкольников. Сакавичене О. // Ребёнок в детском саду. - 2006. - 3. 27. Патриотическое воспитание. Кириллина М., Мельчина Л // Дошкольное воспитание. - 2005. -  5.

7. Патриотическое воспитание. Шаламова Е. // Ребёнок в детском саду. - 2009. - 6.

8.Программа дошкольного образования и воспитания «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» /Под ред. О. Л. Князевой. - М.: Сфера, 2004.- 86с.

Приложения

Конспект НОД по познавательному развитию

«История возникновения города Смоленска»

Цели и задачи:

  • сформировать представления детей об исторических корнях города (об истории возникновения города).
  • воспитывать чувство привязанности к своему родному городу, восхищение его красотой и величием.
  • вызывать чувство гордости за свой город, интерес к его истории.

Методы и приемы: беседы, рассказы о городе, рассматривание карты, фотоальбомов, презентация «Любимый город на Днепре».

Ход занятия:

1.Вводная часть

Здравствуйте ребята! Мы с вами начинаем очень интересные и познавательные занятия, которые будут вас знакомить с нашим родным городом.

- Как называется город, в котором мы живем?

- Как называют людей – жителей нашего города?

- На какой реке расположен Смоленск?

- Знаете ли вы, почему наш город так называется?

На сегодняшнем занятии мы узнаем, почему наш город называется Смоленск, когда и как он возник; узнаем, что такое герб и флаг города и познакомимся с символами нашего города Смоленска.

- Итак, вы готовы начать наше путешествие?

2. Основная часть.

 Давным-давно в стране, где мы живем, не было ни богатых городов, ни каменных домов, ни даже больших деревень. И жил тогда народ, от которого мы происходим. Народ этот звали славянами. «И от тех славян разошлись славяне по земле и стали называться по местам, где селились». И вот возле реки Днепр поселились кривичи – наши предки. И главным их городом стал Смоленск.

Смоленск – один из самых древних городов Руси. 25 сентября ему исполнилось 1158 лет. Он старше Москвы, ровесник Киева.

В те далекие времена люди вели записи, летописи, в которых тщательно записывали все, что происходило в их городе и в других городах. Так вот в одной летописи было найдено такое упоминание о городе: « Однажды плыли по реке Днепр расписные ладьи, а в них находились князья Аскольд и Дир со своими дружинниками. Увидели они, что на берегу Днепра расположился красивый и большой город, который носит название Смоленск. И сказали они, что город тот был «велик и мног людьми».

- Как вы это понимаете?

Да, был он большим по размеру, и в нем было много жителей. Такое упоминание о нашем городе нашли в 863 году и с этого момента считается возраст Смоленска.

- А почему Смоленск называется Смоленском?

Сейчас вы все поймете! Наш город находился в очень удобном месте. Рядом протекала большая и полноводная в те времена река Днепр, а также не далеко располагалась еще одна река Двина, вокруг было много лесов, озер, земля была плодородной и давала богатый урожай. По этим двум рекам плавали различные торговые корабли. Эти корабли везли со всего света множество товаров. Смоленск был первым русским городом, в который они приплывали, т.к. находился на западной границе Русского государства. Так вот, именно здесь купцы и другие путешественники-мореплаватели ремонтировали, «смолили» свои лодки. Ведь раньше лодки и большие корабли строились из дерева, а чтобы дерево не размокало и не гнило от долгого нахождения в воде его проконопачивали смолой – смолили. А именно у нас было развито такое искусство. Считают, что именно поэтому город получил свое название Смоленск.

Смоленск в те времена был, как мы уже говорили, большим и довольно сильно укрепленным городом. Он стоял на высоком берегу Днепра на семи холмах, и основная его часть была обнесена довольно надежной крепостью. За стенами крепости находились дома богатых и знатных людей, различные мастерские, больницы, магазины, церковные постройки и многое другое без чего нельзя обойтись городу. А с другой стороны жили простые горожане и крестьяне. В случае нападения врагов они прятались за стенами крепости и помогали отбить неприятелей.

Вначале наш город хоть и был очень велик, но был построен в основном из дерева, т.е. все дома и хозяйственные постройки были деревянные и, конечно же, невысокими. Лишь немногие дома были каменные, дома богатых купцов. И сама крепость, окружавшая город, была деревянной. Часто после сражений или пожаров, которые были нередкостью, стены крепости, приходилось ремонтировать или даже возводить заново. Только много позже была построена настоящая каменная крепостная стена, но о ней мы будем говорить на следующем занятии.

Вокруг города было много озер, рек, лесов и полей

-Как вы думаете, чем занимались наши предки, те люди, которые жили на смоленской земле в древние времена?

Правильно, наши предки занимались многими ремеслами, а так же земледелием, скотоводством. Они выращивали на полях овес, пшеницу, лен, ячмень. Разводили коров, лошадей, овец, свиней. Для домашних животных косили траву и сушили сено. Леса окружали наш город повсюду. Густые, непроходимые. В них водилось много зверей – медведи, лоси, кабаны, лисы, волки, бобры и многие другие. Охота занимала важное место в жизни горожан. Множество озер и рек давало развитию рыболовства. Реки играли важную роль в жизни людей нашего города. Они защищали от врагов, давали рыбу и воду для приготовления пищи. По рекам можно было путешествовать на лодках и вести торговлю – реки являлись главными дорогами.

-Как вам нравится наше путешествие в далекое прошлое Смоленска?

-Что сейчас вы узнали интересного?

крепостью».

-Как вы думаете, что это значит?

3. Заключительная часть.

Молодцы, ребята! Вы были сегодня отличными путешественниками. Понравилось ли вам наше путешествие? Что вы узнали нового? Что сегодня вы сможете рассказать своим мамам и папам?

В заключении давайте посмотрим видеоролик «Мой любимый Смоленск»

Используемая литература:

  • Рассказы начальной русской летописи.-М.:Детская литература,1987.
  • Смоленская область.Энциклопедия.-т.2.-Смоленск,2003
  • Азбука Смоленского края.-ч.2.-Мир истории, Смоленск,2008
  • Ражнев Г.В. «Смоленск», Смоленск,2001

Стихи и песни о Смоленске

Смоленск 

(Официальный гимн города Смоленска) 
 

Когда еще не было русской державы,
Дымились костры на заре.
И прежде чем встали московские главы,
Смоленск возвели на Днепре.

Не раз и не два заслонял он собою
Просторы великой страны.
И прежде чем быть Бородинскому бою,
Был бой у Смоленской стены.

От каждого камня здесь мужеством веет
Дней наших и дней старины.
И если ты хочешь быть духом сильнее,
Побудь у Смоленской стены.

Как первый солдат на границе России,
Наш город, смотрящий вперед.
И сила его – это Родины сила,
А силу ту множит народ.
(А. Бодренков, муз. И. Трушкин,  mp3)
 

Город-ключ 

Над студёной днепровской водой
Мой Смоленск легендарный стоит
И своей богатырской спиной
Заслоняет просторы страны.

Припев:

Город-ключ, город-ключ, город-ключ!
Свет очей выразительно синих.
До чего же красив и горюч
Этот камень в короне России.

 

Не одна иноземная рать
Навсегда обрела здесь покой.
Только крепости каждая пядь
Знает цену победы такой.

Припев.

Всех героев смоленской земли
Невозможно в момент перечесть.
Расстилаются синие льны,
Ежегодно пылая в их честь.

Припев.

И вовек на полотнах холмов
Куполов рассыпается блеск.
Золотое кольцо городов
Замыкает надёжно Смоленск.

Припев.

(Василиса Моисеева )

 

Песня о Смоленске 

Веет ветер прохладой у Днепровских брегов,
И листаем обратно мы страницы веков:
Где вознесся высоко над курганами лес,
Там возникло Гнездово – это древний Смоленск.

Нам судить очень трудно, что случилось в те дни:
Люди вдруг почему-то от курганов ушли.
А Аскольд вместе с Диром, вниз плывя по реке,
Крепость вдруг увидали на высоком холме.

Крепость видела много: эти башни и рвы
Князь Василий Московский отбивал у Литвы,
И, чтоб город навечно защитить от врагов
Крепко каменны стены возводил Годунов.

Стал щитом этот город для Российской земли.
Здесь захватчиков орды свою гибель нашли!
Он стоял непреклонно, бросив вызов судьбе, –
Птица Феникс и пушка на Смоленском гербе!

Город вновь осаждали и сжигали порой.
Но вставал из развалин этот город-герой!
Так живи и красуйся под покровом небес,
Город доблести русской – город древний Смоленск!

(Н. Смоленская-Шебан)

 

Край мой Смоленский… 

Край мой Смоленский,
Край мой родимый!
Здесь моя юность
Когда-то бродила.

Здесь моя юность
Когда-то бродила,
По перелескам
Костры разводила.

В жите высоком
Венки заплетала,
Встречи нежданной
Здесь ожидала.

В дальние дали
Отсюда стремилась.
Где ж она делась?
Куда ж она скрылась?

Знать, отшумела
Весенней водою,
Знать, отгорела
Вечерней зарею.

В поле следы ее
Смыты дождями,
Голос развеян
Глухими ветрами...

Что ж я брожу
По родимому краю,
Что же я снова
Ее вспоминаю?

– Ей никогда
Не вернуться обратно, –
Желтые листья
Мне шепчут невнятно.

Гуси кричат,
Надо мной пролетая,
Что миновала
Пора золотая.

Кто-то чуть слышно
Ведет на гармошке:
– Позарастали
Стежки-дорожки;

Позарастали
Мохом, травою,
Где мы гуляли,
Милый, с тобою...

(М. Исаковский)

 

Смоленщина моя 

 

Всегда задумчива, скромна, 
Как верба у ручья, 
Моя родная сторона, 
Смоленщина моя.


Обожжена, как верба та, 
Не раз грозой была. 
Казалось: нету ни листа, 
А смотришь – ожила!


Шумит, как прежде, зелена, 
Вчерашний вздох тая, 
Моя родная сторона, 
Смоленщина моя.


Я на твоих просторах рос, 
Лелеял все мечты, 
О, дай мне сил, чтоб после гроз 
Я оживал, как ты!

(Н. Рыленков)

 
Смоленская крепость 


Смоленская крепость!
Как витязи башни
Застыли на страже веков…
Земля смоляков,
Мастеров, хлебопашцев,
И гордость моя, и любовь!

Глазами бойниц
Смотришь в дальние дали,
Где клином летят журавли,
Смоленская крепость,
Ты символом стала
Защиты родимой земли…

Ты, – как ожерелье
На шее лебяжьей
Смолянки, не взятой в полон,
Смоленская крепость,
Навеки на страже
Поставил тебя Фёдор Конь.

Мой город любимый,
Тебя россияне
Ключом называют не зря.
Здесь птицею вещей
Из пепла восстанет

Святая Россия моя!

Малые жанры фольклора Смоленской Земли.

Долог зимний вечер. Скучно было бы молча заниматься работой, да меткое словцо прогонит скуку!

ПОТЕШКИ:

 А не рассказать ли вам, что у нас приключилось? Слушайте:

1.Из - за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор!

Сам на лошадке, жена на коровке,

Дети на телятках, внуки на козлятках!

2. А я сидела на рябине.

Меня кошки теребили.

Малые котяточки

Царапали за пяточки!

3. Стал мальчишка на колоду,

Оступился прямо в воду.

Вымок, вылез, высох, встал, оступился и…упал!

4. Вы послушайте, девчата,

Нескладуху буду петь.

На дубу свинья пасётся,

В бане парится медведь!

5. Сапоги сшил из рубашки,

А рубашку из сапог.

Дом поставил из опилок-

Вышел славненький домок!

6. На болоте на снегу

Укусил комар блоху.

Сидит заяц на берёзе,

Умирает со смеху!

СЦЕНКА

- Федул, чё губы надул?

- Кафтан прожёг.

- Можно зашить?

- Да иглы нет.

- А велика ли дыра – то?

- Один ворот остался.

Конспект НОД по познавательному развитию «23 февраля — День защитника Отечества»

Цель: содействовать формированию представлений детей об армии; продолжать развивать разговорную речь.

Задачи:

Образовательные задачи:

- способствовать формированию представлений детей о родах войск,

об особенностях военной службы;

Развивающие задачи:

- содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления;

- стимулировать речевую активность детей, моторику рук;

Воспитательные задачи:

- содействовать воспитанию патриотического чувства.

Используемый материал:

картинки с изображением различных родов войск;

иллюстрации, показывающие будни армии - тренировки солдат в спортивном зале, на полосе препятствий, на полигоне и т. д.;

картинки к игре «Третий лишний»;

игрушки (танки, самолеты, пушки, корабль).

Ход НОД

1. Организационный момент

Звучит марш. Дети самостоятельно рассматривают иллюстрации на тему Армия; фотографии и картинки воинов. Каждый выбирает игрушку. Рассаживаются на стульчики.

2. Введение в тему

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы с вами поговорим об армии. 23 февраля очень важный праздник, который отмечается в нашей стране. Называется он День Защитника Отечества. Как вы думаете, кто такие Защитники Отечества(ответы детей)Защитники Отечества – это воины, солдаты, которые защищают свою Родину, свой народ от нападения врагов из других стран. Солдаты объединяются командирами в Армию. В каждой стране, у каждого народа есть своя армия. В нашей стране России тоже есть своя армия. Солдаты этой армии не раз защищали свой народ от нападений. Армия состоит из разных родов войск. Каждый мальчик, когда станет взрослым, станет воином, солдатом или генералом. Они смелые, храбрые. Посмотрите эти картинки (выставляются иллюстрации, с изображением различные рода войск.) Кто здесь изображён? (ответы). Правильно, это все воины, солдаты разных родов войск. Воины умеют стрелять. Они прыгают с парашютом. Они летают на самолетах, плавают на военных кораблях.

3. Основная часть.

У вас в руках игрушки, это военная техника.

Как называется игрушка (техника? Кто ею управляет?

Примерные ответы:

- У меня танк, его водит танкист.

- У меня самолет. В самолете летает летчик.

- У меня пушка. Из пушки стреляет артиллерист.

- У меня корабль. Кораблем управляет капитан.

По ходу беседы дети рассматривают фотографии с изображением разных родов войск, военного парада, военной техники. Дети развернуто отвечают на вопросы, дополняют друг друга.

Воспитатель:

- Верно, это танкисты, моряки, артиллеристы, летчики, пограничники.

Вы правильно всех назвали — это различные рода войск.

- Как вы думаете, зачем нужно столько много родов войск? (ответы).

Если в армии есть различные рода войск — такая армия сильная: она может

защитить свою страну и на море, и на суше, и в воздухе.

Воспитатель:

- Ребята, отгадайте загадки про армию:

Летит птица – небылица (самолет).

Ползет черепаха, стальная рубаха (танк).

Крыльев нет, но эта птица – полетит и приземлится (ракета).

Физкультминутка:

Шар земной (показ руками)

Мы обойдем (маршируем)

Много там друзей найдем (руки в замок).

Поплывем по океану (плывет лодочка из двух рук)

Мы с отважным капитаном (штурвал).

Мы объездим целый свет (велосипед руками).

Но пока это секрет (пальчик у губ).

Проводится игра «Третий лишний»

Летчик, танкист, футболист.

Самолет, танк, парашютист.

Автомат, пистолет, танкист

Капитан, артиллерист, корабль.

Дидактическая игра «Узнай род войск».

На столе изображения солдат различных родов войск. Воспитатель загадывает одного из них. Дети задают вопросы воспитателю, пытаясь отгадать, кого он загадал. Можно отвечать только да или нет (далее игра проводится с кем-то из детей в качестве ведущего).

Разучивание стихотворения:

Наша армия родная

И отважна, и сильна.

Никому не угрожает,

Охраняет нас она.

Воспитатель:

- Ребята, как вы думаете, зачем нужна армия в мирное время? (ответы).

Армия должна быть всегда боеготовна к отражению нападения врагов.

Что делают солдаты в армии, когда нет войны? (это время называется - мирное время? (ответы).

Чтобы победить, солдаты и офицеры должны быть смелыми, сильными, быстрыми, меткими. Для этого нужно тренироваться. Офицеры учат и тренируют солдат.

Теперь посмотрите на эти картинки, они о том, как живут и тренируются солдаты.

- Что изображено на этой картинке?

( солдаты занимаются в спортивном зале: поднимают штангу, подтягиваются на турнике). Для чего это нужно? (чтобы быть сильными).

- А здесь что делают солдаты? (солдаты учатся стрелять).

Для чего это нужно? (чтобы быть меткими во время боя).

- На этой картинке изображена полоса препятствий.

Что делают солдаты? (бегут по бревну, перелезают через высокую стену, стреляют, перепрыгивают через глубокую яму, проходят через огонь). Зачем они тренируются здесь? (нужно быть выносливыми во время боя и уметь преодолевать различные препятствия).

4. Итог занятия.

Воспитатель:

- Молодцы ребята. Давайте еще раз вспомним, о каком празднике мы сегодня с вами говорили? (23 февраляДень Защитника Отечества).

- Кому посвящен этот праздник? ( военным: морякам, пограничникам, танкистам, летчикам)

-Что нужно делать, чтобы стать похожими на них? (служить в армии, много тренироваться, быть смелым, сильным, быстрым, метким, бесстрашным).

Картотека стихов к 23 февраля

Февраль

Нашей Армии любимой

День рожденья в феврале.

Слава ей, непобедимой!

Слава миру на земле!

И. Даренский

Я в солдатики играю.

Я в солдатики играю.

У меня есть пистолет.

Есть и сабля, есть и танки.

Я большой и мне 5 лет!

Я в солдатики играю.

Это детская игра.

Но я это знаю твердо –

Создан Мир наш для Добра!

Чтоб войну не знали дети!

Чтоб был мирным небосвод.

И остался чтоб игрушкой

Навсегда пехотный взвод.

Татьяна Шапиро

Мальчишки

Это все, конечно, враки,

Что мальчишки любят драки,

Хулиганы, забияки,

Непослушными растут.

Даже взрослым строят рожи.

Надо с ними быть построже?

Все спускать - они, похоже,

До инфаркта доведут!

Но, представьте, что мальчишки

В драке - только понаслышке,

Набивать не будут шишки

Просто так и без причин!

Не пройдут свои дороги,

Перекаты и пороги…

Ведь тогда из них в итоге

Не получится мужчин!

Старший брат

По секрету старший брат

Мне сказать решил:

«В прошлом папа наш — солдат,

Родине служил,

Просыпался на заре,

Чистил автомат,

Чтобы был на всей земле

Мир для всех ребят».

Я почти не удивлен,

Я подозревал

И давно считал, что он —

Бывший генерал.

Двадцать третьего решил,

Ровно в шесть утра,

Прокричу от всей души

Громкое УРА!

Т. Агибалова

День защитника Отечества

Наши воины полны

Мужества и чести!

В День защитника страны

Все мы с ними вместе!

Всех военных с этим днём

Поздравляем дружно!

А когда мы подрастём,

Родине послужим!

Армия любимая

Об армии любимой

Знает стар и млад

И ей, непобедимой,

Сегодня каждый рад.

Есть в армии солдаты,

Танкисты, моряки,

Все сильные ребята,

Им не страшны враги!

Стоят ракеты где-то,

И на замке граница.

И так чудесно это,

Что нам спокойно спится!

Как папа

 

Хочу похожим быть на папу.

Во всем хочу, как папа стать.

Как он - носить костюм и шляпу,

Ходить, смотреть и даже спать.

Быть сильным, умным, не лениться

И делать все, как он - на пять!

И не забыть еще жениться!

И. нашу маму в жены взять.

Т. Бокова

Будущий мужчина

У меня пока игрушки:

Танки, пестики, хлопушки,

Железные солдаты,

Бронепоезд, автоматы.

А когда настанет срок,

Чтоб в армию пойти спокойно мог,

Я с ребятами в игре

Тренируюсь во дворе.

Мы играем там в «Зарницу» —

Нарисовали мне границу,

На посту я! Стерегу!

Раз доверили – смогу!

А родители в окне

Глядят вслед с тревогой мне.

Не переживайте вы за сына,

Я же – будущий мужчина!

В. Косовицкий

Поздравляю, милый папа,

С 23 февраля!

С ранних лет героем стал ты

И примером для меня.

Славной Родины границы

Ты умело защищал,

Пусть она тобой гордится,

Как горжусь тобою я!

Наша армия родная

Пограничник на границе

Нашу землю стережёт,

Чтоб работать и учиться

Мог спокойно весь народ.

Наши лётчики-герои

Небо зорко стерегут,

Наши лётчики-герои

Охраняют мирный труд.

Наша армия родная

Стережет покой страны,

Чтоб росли мы, бед не зная,

Чтобы не было войны.

Л. Некрасова

Пусть небо будет голубым,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть пушки грозные молчат

И пулемёты не строчат,

Чтоб жили люди, города,

Мир нужен на земле всегда!

Н. Найденова

Защитники Отечества

 

Мой дедушка когда-то

Артиллеристом был

И папа был солдатом –

В погранвойсках служил.

Когда я стану старше,

Окрепну, подрасту,

Стоять я буду так же

На боевом посту,

Уверенно и смело

Приказы выполнять

И воинское дело

Серьёзно изучать.

А после службы ратной

Я возвращусь домой.

И дедушка, и папа

Гордиться будут мной!

А. Гришин

23 февраля - красный день календаря!

23 февраля - красный день календаря!

В этот день отца и деда

Поздравляет вся семья!

Мы с сестрёнкой от себя,

Нарисуем им коня!

По бумаге конь наш скачет

Звонко сбруею звеня!

Ну а бабушка и мама

Испекут для них пирог,

И положат внутрь сладкий

И рассыпчатый творог!

Мы за этим пирогом

Праздник славно проведём!

Праздник важный, настоящий

Праздник нужный - День мужской!

С. Афонин

Конспект НОД к 8 марта в средней группе - «Любимая мамочка»

Цель:

Привлечь внимание детей к празднику «8 Марта» и развивать у них интерес к традиции его празднования.

Задачи:

- воспитывать уважительное, нежное и благородное отношение к мамам, бабушкам, бережное и чуткое отношение ко всему женскому полу, потребности радовать близких людей добрыми делами;

- углубить знания детей о роли мамы и бабушки в их жизни;

- способствовать созданию у детей положительных эмоциональных переживаний и радостного настроения от праздника;

- формировать у детей представление о профессии мамы; воспитывать уважительное отношение к труду взрослых и желание оказывать посильную помощь.

Ход НОД.

Воспитатель: Ребята, я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы попробуйте догадаться, о ком в нем говорится.

Воспитатель читает стихотворение Е. Серовой «Волшебник».

Волшебники всюду, где дети,

Все могут волшебники эти:

Умеют испечь пирожки,

Умеют лечить синяки.

Он только подует, погладит, потрет,

Потом поцелует – и все заживет!

Любовно хранит он ребячий покой.

Он добрый-предобрый… Кто ж он такой?

Ты мне скажешь«Волшебников нет!»

Почему же, - спрошу я в ответ.

Через каждые четверть часа

Происходят везде чудеса?

Ты чулок разорвешь – да ведь как!

Можно в дырку просунуть кулак!

Станешь утром чулок надевать.

Что за чудо. Он целый опять!

Нагуляешь в саду аппетит:

«Эх, поесть бы!» А стол уж накрыт.

Тут котлеты, кисель и баранка…

Может, скатерть у вас – самобранка?

Ты мечтаешь иметь самосвал,

В Новый год загляни-ка под елку:

Ведь не сам самосвал прискакал?

Без волшебника не было б толку!

Воспитатель: Ребята, о каком волшебнике говорится в этом стихотворении?

Дети: О маме!

Воспитатель: Правильно. Мама – это слово ребенок произносит первым! Мама – это слово ребенок говорит чаще всего! Оно несет в себе тепло материнских рук и материнской души. Мама — самый дорогой человек на свете для каждого человека. Она дает нам жизнь, заботится и любит нас всю жизнь, какими бы мы не были. Она отдает все свое тепло и доброту, чтобы мы были счастливы.

В группу залетает воздушный шар, а к ниточке прикреплен конверт. Воспитатель предлагает детям встать в круг, затем открывает конверт и находит загадки, предлагает детям отгадать их.

- Кто пришел ко мне с утра? (мамочка)

- Кто сказал вставать пора? (мамочка)

- Кто меня поцеловал? (мамочка)

- Доброе утро пожелал? (мамочка)

- Кашей вкусной кто кормил? (мамочка)

- Чаю в чашку кто налил? (мамочка)

- Кто со мною поиграл? (мамочка)

- На прогулку кто ходил? (мамочка)

- Кто ребячий любит смех(мамочка)

- Кто на свете лучше всех? (мамочка)

Воспитатель: верно, вы, ребята, угадали, мамы всё умеют делать, всё успевают. Не зря, говорят: у мамы руки не простые, а золотые.

Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, почему говорят, что у мамы «золотые руки»?

Дети (примерный ответ)«Золотые руки», значит самые хорошие.

Воспитатель: А что значит «золотая голова»?

Дети (примерный ответ)«Золотая голова» - значит светлая, умная

Воспитатель: А «золотое сердце»?

Дети (примерный ответ): Значит сердце доброе, отзывчивое.

Воспитатель: Наши мамы готовят еду, пекут, стирают, гладят, шьют, вяжут. А еще мамы ходят на работу. Давайте угадаем, кем работают наши мамы.

Игра «Мамины профессии»

- Если мама лечит больных, то она работает… (врачом).

- Если мама учит детей, то она работает… (учительницей).

- Если мама продает товары, то она работает (продавцом).

- Если мама готовит еду на работе, то она работает… (поваром).

- Если мама разносит письма и газеты, то она работает… (почтальоном).

- Если мама шьёт одежду, то она работает… (швеёй)

По ходу отгадывания, воспитатель раскладывает на столе карточки с картинками профессий.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы сейчас с вами еще поиграем. Игра называется «Продолжи предложение».

Игра «Продолжи предложение»

Мама заботливая, значит она… (заботится о детях);

Мама умелая, значит она… (умеет вязать, шить, готовить еду);

Мама нежная, значит она… (пожалеет, приласкает, успокоит);

Мама доброжелательная, значит она… (желает всем добра);

Мама работящая, значит (в доме уютно, тепло, светло)

Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно одну историю:

«Послушай, Миша, что с тобой?

Тебя не подменили?

Сегодня снова груб со мной…

Да ты ли это, ты ли?

Вчера ты ласков был, мой сын.

Помочь старался всюду:

Ходил за хлебом в магазин,

На кухне мыл посуду!

Сегодня ссоришься с сестрой!

Ну, что с тобой, проказник?

- Сегодня стал я сам собой,

Вчера же был твой праздник!

Воспитатель: Ребята, скажите, почему Миша помогал маме только один день? Правильно ли он поступил? (ответы детей)

Воспитатель: А как вы помогаете своей маме?

Дети составляют рассказ из личного опыта «Как я помогаю маме» (2-3 ребенка)

Воспитатель: Ребята, когда вы помогаете своим мамам, то у них появляется хорошее настроение. А настроение бывает разным.

Игра «Мамино настроение»

Воспитатель предлагает подобрать для своих мам самые нежные, ласковые слова и сложить их в волшебный сундучок.

- Когда мама обнимает, гладит, целует? Какая? (ласковая).

- Когда мама улыбается, смеётся? Какая? (веселая, счастливая).

- Когда дети шалят, а мама не ругает? Какая? (добрая)

- А если маму вы любите, то она какая? (ласковая)

- А если мама много читает? Какая? (умная)

- А если мама много работает? Какая? (трудолюбивая)

- А если мама дома убирается, стирает? Какая? (чистоплотная).

-А если мама постирает бельё, гладит, то она какая? (аккуратная).

Воспитатель: Молодцы! Вот сколько чудесных слов собрали мы в сундучок для мам. А пока мы его закроем, чтобы наши слова не растерялись и не забылись.

Воспитатель: Ребята, послушайте загадки:

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша…

Дети: Бабушка.

Воспитатель:

Кто носки внучатам свяжет,

Сказку старую расскажет,

С медом даст оладушки?

Это наша…

(Бабушка)

Угостит всегда вареньем,

Стол накроет с угощеньем,

Лада наша, Ладушка

Кто? – Родная…

(Бабушка)

Воспитатель: Ребята, 8 Марта – праздник не только мам, но и бабушек. Очень много стихов написано о бабушке, о ее доброте и хозяйственности. А бабушка в семье – это кто?

Дети (примерный ответ): Бабушка – это мама мамы и мама папы.

Физкультминутка «Ладушки, ладушки»

Воспитатель: Повторяйте за мной слова и движения.

Ладушки, ладушки, где были? У бабушки (хлопки)

А у бабушки ладони все в морщинах собраны (ладони вверх)

А у бабушки ладони добрые – предобрые (гладим ладони)

Все работали ладони долгими годами (стучим кулаком о ладони)

Пахнут добрые ладони щами, пирогами (ладони к лицу и понюхали)

По кудрям тебя погладят добрые ладони (гладим себя)

И с любой печалью сладят добрые ладони (подносим к лицу и дуем)

Ладушки, ладушки, где были? У бабушки (хлопаем)

Воспитатель: В день «8 Марта», Международный Женский день, мы поздравляем не только мам, но и бабушек, и сестер, и девочек. Это праздник весны и в этот день всем женщинам и девочкам дарят не только подарки, но и цветы. И мы подарим нашим девочкам цветы (мальчики дарят девочкам цветы).

Воспитатель: Вы очень хорошо сегодня поработали. Молодцы! На этом наше занятие подошло к концу.

Конспект НОД по познавательному развитию

«Семья-это счастье»

Цель: Формирование представления о семье и ее членах.

Задачи:

Образовательные:

- формировать у детей понятие о семье, как о людях, которые живут вместе;

- закреплять знания детей о своей семье: умение называть имена членов семьи;

- закрепить умения определять наименование родственных отношений между ближними членами семьи;

-учить отвечать на вопросы полными предложениями.

Развивающие:

- совершенствовать навыки связного высказывания, навыки связной речи;

- обогащать словарный запас детей;

-развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции.

Воспитательные:

- воспитывать любовь, уважение, чувство гордости за свою семью;

- воспитывать любовь и уважение к членам семьи;

- воспитывать желание радовать своих родных результатами своего труда.

Оборудование: фотовыставка на тему «Моя семья».

ХОД НОД

Воспитатель: Ребята, у нас гости. Давайте поприветствуем их глазами, губами, головой, руками. Дети здороваются.

- А сейчас отгадайте загадку:

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная ….(семья).

- Правильно. Вы угадали - это семья.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что такое семья (Семья - это мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.)

Воспитатель: Да, действительно, самые близкие, самые любимые и любящие, самые родные люди - мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры – ваша семья. Вы – самые счастливые дети на свете, потому что у вас есть семьяСемья может быть маленькой – например, мама и ребенок и большой - папа, мама, сын, дочь. Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.

Пальчиковая игра «Семья»

(дети сжимают пальцы в кулачок, а потом разгибают по одному пальцу, начиная с большого согласно тексту)

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья.

Семья должна учить, любить!

Жалеть и вежливыми быть!

Когда семья такою станет,

Другая жизнь сразу настанет

Воспитатель: Скажите самые хорошие слова про маму, какая она?

Ответы детей.

Воспитатель: Что мама умеет делать?

Ответы детей.

Воспитатель: Расскажите какой ваш папа?

Ответы детей.

Воспитатель: А, что умеет ваш папа?

Ответы детей.

Воспитатель: Сейчас у меня для вас задание! Вы должны составить рассказ по картинке. (На картинке больной ребенок лежит, мама дает ему лекарства. Выяснить, что на картинке).

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы справились с заданием. Послушайте стихотворение и отгадайте, о чём в нем говорится.

Семья – это мама, папа, и дед,

Бабуля готовит нам вкусный обед.

В семье еще братья и сестры бывают,

Семья – это я! И меня называют

Котенок и лапочка, заинька, птичка;

Мне кто-то – братишка, а кто-то – сестричка.

Семья – где все любят меня и ласкают

И лучше семьи ничего не бывает.

- О чём это стихотворение? (о семье)

 

Фотовыставка «Наша дружная семья»

- Кто хочет рассказать о своей семье? Как зовут ваших родителей?

- Где они работают? Назовите фамилию вашей семьи.

- Молодцы ребята. Какие крепкие, любящие и дружные у вас семьи.

- А теперь давайте поиграем.

Физкультминутка.

Мы во двор выходим дружною семьёй.

Встанем в круг и по порядку утром делаем зарядку.

Мама руки поднимает,

Папа бодро приседает.

Повороты вправо – влево,

Делает мой братик Сева.

Но, а сам бегу трусцой и качаю головой.

Воспитатель: Ребята, а кто в вашей семье больше всех занимается домашними делами?(мама)

- А что делает по дому мама?

- Как вы обычно называете свою маму? (мамочка, мамуля)

- Мама какая? (добрая, ласковая, улыбчивая)

-Кто вы для мамы?

- А что делает папа?

- А как, вы называете своего папу? (папочка, папуля)

- Какой папа? (сильный, строгий, смелый)

- Кто вы для папы?

- Чем занимаются бабушка и дедушка?

- Кто вы для бабушки и дедушки?

-Как вас ласково называют дома?

- Какие заботы по дому есть у вас?

Дети рассматривают семейные фотографии и каждый рассказывает о своей семье.

(ответы детей)

 

Игра «Наши добрые дела»

Дети становятся в круг , воспитатель бросает мяч детям с вопросом какие добрые дела они делают дома: мою посуду, поливаю цветы, заправляю кровать. (Во время игры звучит спокойная музыка.)

Воспитатель: Я рада, что у каждого из вас есть семья, где вас любят, ждут, заботятся, приходят на помощь. Ребята, семья, как солнышко, согревает всех своим теплом, и от её тепла и света становится уютно и тепло.

- Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? Правильно о семье. Давайте полюбуемся вашими лучиками, вот сколько добрых, ласковых слов вы сказали о своей семье. Я хочу пожелать, чтобы солнышко принесло в каждую вашу семью много тепла и ласки.

Дети отвечают, рисуют ладошкой лучик.

Конспект НОД по познавательному развитию

«Широкая Масленица»

Цель: познакомить детей с русским народным праздником «Масленица»

Задачи:

• Приобщить детей к культуре и истории русского народа.

• Познакомить детей с праздником Масленица, традиционной едой, песнями и играми.

• Способствовать развитию интереса к культуре, истории русского народа.

Предварительная работа:

• Рассматривание репродукции картин Б. Кустодиева "Масленица", "Деревенская Масленица. Гармонист", В. Сурикова "Взятие снежного городка".

• Беседы о Масленице.

• Обсуждение пословиц и поговорок о Масленице.

• Просмотр мультфильма "Ишь ты, Масленица!".

Ход НОД:

Воспитатель читает загадку:

Этот праздник знаешь ты,

На него печем блины.

Зиму прочь им прогоняем,

Весну красную встречаем.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о каком празднике говорится в этой загадке?

Правильно, этот праздник называется Масленица, и сегодня мы с вами поговорим об этом празднике, о Масленице, об обрядах, да обычаях с которыми встречали этот праздник.

Масленица – один из любимых праздников русского народа. Масленица - это проводы зимы. Длится  Масленица целую неделю, и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их. Этот праздник связывали в старину со встречей весенних дней, отмечали широким гостеприимством, весельем и играми.

Ребята, а вы знаете что же является символом весны, солнца в этом празднике? Нет? Тогда отгадайте!

Желтый, круглый, ароматный

И на вкус такой приятный

И с вареньем, и с медком,

Со сгущенным молочком!

Ответы детей.

Воспитатель: Угадали, конечно же это блины! Яркие, румяные, ароматные!

А знаете ли вы, как зазывали Масленицу?

Ответы детей.

Воспитатель: В старину Масленицу зазывали вот такими словами: "Приезжай к нам в гости, Масленица, на широкий двор - на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться. "

Всю неделю на Масленицу веселились, катались с горки, водили хороводы, угощались блинами. Блин считается символом солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. На Масленицу катаются на расписных санях, с огромных ледяных гор, на гигантских каруселях! Распевают задорные частушки и прибаутки. Шуты и скоморохи насмешат до слез в уличных балаганах и театрах. Вот какая она, русская Масленица! Давайте и мы с вами поиграем!

Подвижная игра: "Идет матушка - весна"

Двое игроков делают "воротики". Дети идут хороводом и поют:

Идет матушка - весна, открывайте ворота!

Первый март пришел, всех детей провел!

А за ним и апрель отворил окно и дверь!

А уж как пришел май, сколько хочешь гуляй!

Идет матушка - весна по полям, лесам одна.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас.

Двое детей, которые делали "воротики" догоняют ребят.

Воспитатель: Мы с вами уже говорили, что каждый день Масленицы имеет свое название и обряды. Давайте, вспомним, какой день начинает неделю?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы. Да это понедельник, на масленичной неделе его называют— Встреча.

Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, строят снежные горы. Делали куклу –чучело — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

Давайте вспомним как называется второй день недели?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Вторник — Заигрыш.

Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались поездки на лошадях, строили снежные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки.

А кто помнит как же называется день недели, идущий за вторником?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, это среда, ее называли — Лакомка.

В этот день родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами. В этот день зятья - папы - приходят на блины к тещам - маминым мамам, нашим бабушкам.

Давайте мы с вами превратимся в веселых пекарей, тоже напечем блинов да пирогов к масленице! А вот что нам надо для работы попробуйте отгадать (Загадывание загадок)

Дети отгадывают загадки:

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают? (блины)

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый (Хлеб)

В печь сперва его сажают,

Акак выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят. (Пирог)

Кольцо но простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье.

Ну и объеденье! (Бублик)

Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны. (Мука)

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.

В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.

В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)

Я пузырюсь и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу,

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня. (Тесто)

Наша толстая Федора

Наедается не скоро.

А зато когда сыта,

От Федоры – теплота. (Печь)

"Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены.

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На столбе золотом" (Колос)

Молодцы! Умеете отгадывать загадки! А какой день недели следует за средой? Ответы детей.

Воспитатель: Конечно же это четверг — широкий, Разгуляй-Четверток.

В этот день было больше всего развлечений, самый веселый день, гуляли с утра до вечера. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Возили чучело на колесе, пели частушки, плясали, водили хороводы. В этот день начинали колядовать.

Давайте и мы с вами поиграем в снежки!

Подвижная игра "Снежок"

Раз, два, три, четыре, загибают пальчики

Мы с тобой снежок слепили лепят снежок

Круглый, крепкий, очень гладкий показывают руками круг,

сжимают руки, гладят ладошки

И совсем, совсем не сладкий! грозят указательным пальцем

Раз – подбросим, подбрасываем воображаемый

Снежок

Два – поймаем, "ловят" снежок

Три – уроним "роняют" снежок

И сломаем! топчут снежок ногами.

Воспитатель спрашивает как же называется пятый день недели.

Ответы детей.

Воспитатель: Пятница — Тещины вечерки.

На тещины вечерки зятья (наши папы) угощали своих тещ (наших бабушек) блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.

Суббота — Золовкины посиделки.

В этот день молодые семьи приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки.

Давайте немного поиграем, у нас ведь Масленица!

Игра с мячом: "Назови ласково"

Я произношу разные слова, назовите эти предметы ласково. (блин – блинок, блинчик; пирог – пирожок, крендель – кренделек, мёд – медок и т. д)

Воспитатель: Ну вот мы и дошли до последнего дня Широкой Масленицы. Как же он называется?

Ответы детей.

Воспитатель: Воскресенье, правильно. Его называют — прощенный день или проводы. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.

В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно просили прощения. Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.

Вот так проходила Масленица на Руси! Вам понравилось? Что нового вы узнали?

Рефлексия:

Угощение блинами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию детей "Как воспитать маленького патриота"

Рекомендации для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию детей...

Проект по патриотическому воспитанию "Мы маленькие патриоты России"

Суть патриотического воспитания в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близ...

Нравственно-патриотическое воспитание «Я – маленький патриот»

laquo;Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в люб...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Маленькие патриоты России»

Наиболее актуальный вопрос на современном этапе – необходимость возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка до школы. Именно ...

Проект во второй младшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Я - маленький патриот»

Актуальность проекта.Одним из важных направлений Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является «создание благоприятных условий развития детей в с...

Проект по патриотическому воспитанию дошкольников "Растим патриотов России"

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников...