Формирование и развитие читательской грамотности с помощью дидактических игр
методическая разработка (подготовительная группа)

 Читательская грамотность. Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Конечно, дети дошкольного возраста являются слушателями, а не читателями. И перед нами стоит задача заинтересовать, влюбить и заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанным произведениям.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 слайд Здравствуйте, вашему внимаю, предлагается тема «Дидактическая игра – как средство формирования и развития читательской грамотности.

2 слайд Как говорил В. А. Сухамлинский «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь – в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет выползает, как будто неизвестно откуда взявшееся плохое»

3 слайд Читательская грамотность. Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Конечно, дети дошкольного возраста являются слушателями, а не читателями. И перед нами стоит задача заинтересовать, влюбить и заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанным произведениям.

4 слайд В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обмена информаций, которую очень сложно дифференцировать ( отличить. )

5 слайд Современные дети – это «наблюдатели и большие зрители», которые привыкли воспринимать «яркую, красочную картинку». Чтение уходит на второй план и становится не актуальным, не интересным. Постепенно из нашей жизни уходит устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие – низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.

Мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас зависит в большей степени, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном возрасте станет случайным, ничего не значащим эпизодом в жизни ребенка.

6 слайд Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.

В связи с этим мы начали проводить дидактические игры по читательской грамотности.

7-8 слайд Например: Игра: «Докончи» (закрепление знание о героях сказки, использование в пересказе, словотворчестве)

Кощей - … (Бессмертный)
Змей - …(Горыныч)
Конёк - …(Горбунок)
Крошечка - … (Хаврошечка)
Василиса - … (Прекрасная, Премудрая)

9-10 слайд «Я назову, а вы продолжите».

Цель игры: развитие речи, закрепление знания сказок, развитие внимания, мышления, памяти.

Ход игры:

Взрослый называет одного из героев, а дети добавляют его сказочное название.

Крошечка – … (Хаврошечка)

Царь … (Салтан)

Царевна - … (лягушка)

Сивка … (бурка)

Финист - … (Ясный сокол)

Никита … (Кожемяка)

Серебряное … (копытце)

Цветик - … (семицветик)

Илья … (Муромец)

11-12 слайд Игра «Из какой сказки?»

Детям предлагается по героям вспомнить и назвать сказку, можно ее пересказать.

Царь, три сына, стрела, болото, лягушка. (Царевна – лягушка)

Царь, три сына, Сивка-бурка, царевна. (Сивка – бурка)

Царь, три сына, Иванушка, Конек – горбунок. (Конек – горбунок)

13-14 слайд Дидактическая игра «Собери сказку» представляет собой разрезные картинки, части которых необходимо собрать по порядку в соответствии с цифрой. Когда иллюстрация собрана, детям нужно назвать сказку и пересказать либо её краткое содержание, либо фрагмент, который изображён на иллюстрации.

15 слайд Кроме того, для формирования любви к чтению у детей, мы проводим ежедневное простое чтение в кругу, недели народных сказок, сказок отдельных авторов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие читательской грамотности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"

Презентация "Развитие читательской грамотности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"...

Сообщение к педсовету "Использование литературного центра группы для раннего развития читательской грамотности"

laquo;Мы дружны с печатным словом,Если б не было егоНи о старом, ни о новомМы не знали б ничего!Ты представь себе на миг,Как бы жили мы без книг?»С.Михалков...

Методическая разработка."Формирование основ предпосылок читательской грамотности у дошкольников с ООП".

Формирование основ  предпосылок читательской грамотности у дошкольников с ООП....

Развитие читательской грамотности детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – сензитивный период для начала обучения чтению, так как дошкольники обладают избирательной восприимчивостью. Ребёнок пяти лет обладает особой чувствительностью к з...

Формирование предпосылок к читательской грамотности на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ

Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои зн...

Описание опыта работы "Формирование предпосылок функциональной читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

Опыт представлен на педагогических чтениях педагогических  работников муниципальных образовательных организаций города Канска «Функциональная грамотность как один из современных образо...

Описание опыта работы "Формирование предпосылок функциональной читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

В дошкольном образовании функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально жизненных задач в разл...