Конспекты выступлений в ДОУ
консультация

Тарасова Светлана Юрьевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Артикуляционная гимнастика и ее значение»

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение,  он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами  о совместной деятельности.

И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, нёбо, нижняя челюсть. Добиться чёткого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата,                   их способности перестраиваться и работать координировано.                   Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определённых положений речевых

положений губ, языка, мягкого нёба, так необходимых для органов аппарата, необходимых для правильного произношения звуков родного языка, и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.

Гимнастика включает в себя упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки всевозможных правильного произнесения той или иной фонемы (звука).

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики:

-Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, лучше перед завтраком, в течение 5-7 минут.

-Комплекс упражнений должен соблюдать определенную последовательность от простого к сложному.

-Проводить гимнастику эмоционально, в игровой форме.

Ежедневно выполняются 2-3 упражнения (статическое, динамическое и на развитие речевого дыхания для малышей); 4-5 (средний возраст; 2 – статических, 2-3 – динамических и 1 на речевое дыхание); 5-7 упражнений (старший возраст 2-3 – динамических, 2-3 статических и 1 на речевое дыхание, причем новым может быть только одно, второе дается для повторения и закрепления. Каждое упражнение выполняется 4-5 раз. Если дети выполняют какое – то упражнение недостаточно хорошо, воспитатель не дает новых упражнений, а отрабатывает старый материал. Для его закрепления он придумывает новые игровые приемы.

Вначале хорошо выполнять упражнения перед большим зеркалом, где ребенок будет видеть и себя, и вас. В дальнейшем можно будет обходиться и без зеркала. Но не забывайте, что ребенок овладевает речевыми навыками, подражая взрослым. Поэтому чаще показывайте ребенку, как делать то, или иное движение, приучайте его смотреть на взрослого и подражать ему.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т. к. в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении. Сажать детей надо так, чтобы они все видели лицо воспитателя!

Этапы проведения гимнастики:

-Рассказать о предстоящем упражнении, используя игровой прием.

-Показать его выполнение

-Упражнение выполняют все дети

Воспитатель проверяет правильность выполнения по подгруппам (не более 5 человек)

Комплексы артикуляционной гимнастики  - это небольшое количество упражнений для развития мышц артикуляционного аппарата.

Упражнения бывают статические (длительное удержание позы) и динамические (чередование упражнений). При выполнении АГ(артикуляционной гимнастики) не должно быть сопутствующих движений (качание головой, пришепетывание, прихлопывание, движение глаз…). АГ должна проводится в игровой форме.  В течении 3-5 минут, не дольше. Комплексы АГ составляются на основе развития звуков в онтогенезе: гласные, свистящие, шипящие, соноры.

Артикуляционную гимнастику следует начинать с упражнений для губ,

Для выполнения артикуляционных упражнений необходимо использовать индивидуальные средства гигиены.

Необходимо помнить, что часто у ребёнка не получается выполнить то или иное упражнение, если вы видите что ребёнок старается, пробует – не скупитесь на похвалу и добрые слова. Подбадривайте ребёнка. Проводить упражнения лучше эмоционально, в игровой форме.

за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому, следит проводящий артикуляционную гимнастику.

При проведении артикуляционной гимнастики необходимо также учитывать возрастные особенности детей 

(КОМПЛЕКСЫ АГ НА ДЫХАНИЕ

  • Сдуть ватку с ладони
  • «Загнать» ватку в «ворота»
  • Задуть свечу
  • Понюхать цветок ( носом вдох, ртом – выдох)

КОМПЛЕКСЫ АГ ДЛЯ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

  • Игровые упражнения по уточнению артикуляции гласных звуков:
  1. качаем куклу: а-а-а
  2. гудит паровоз: у-у-у
  3. сделаем бублик: о-о-о
  4. смеёмся беззвучно: э-э-э
  5. улыбнуться : и-и-и
  • уточнение артикуляции губных звуков: м,мь,п,пь,б,бь

КОМПЛЕКСЫ АГ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ: ( с.сь,з,зь.ц):

  • «заборчик» ( зубы вместе)
  • « улыбка» ( улыбнуться, обнажив зубы)
  • « блинчик» ( широкий язык, распластанный на нижней губе)
  • Подуть на высунутый язык на нижней губе
  • Горка ( кончик языка за нижними зубами, спинка языка выгнута. Рот открыт)
  • Накажем непослушный язычок ( широкий  язык на нижней губе, верхней губой похлопаем по нему: пя-пя-пя)

КОМПЛЕКСЫ АГ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ( ш,ж,ч,щ):

  • Комплексы для свистящих
  • « Маляр» ( движение широким языком по небо взад перед)
  • Вкусное варенье ( широким языком облизать верхнюю губу)

КОМПЛЕКСНОЕ АГ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

  • Комплекс для свистящих;
  • Комплекс для шипящих
  • Комплекс для Л, ЛЬ
  1. « Накажем « непослушный язычок»
  2. «Блинчик»
  3. « Вкусное варенье»
  4. « Болтушка» (бл-бл-бл)
  5. «Качели» ( язык за верхние, а затем за нижние зубы)
  6. « Лошадка»
  • Комплекс для Р,РЬ
  1. « Лошадка»,
  2. « Вкусное варенье»
  3. « Болтушка»
  4. « Барабанщик» ( д-д-д)
  5. « Чистим зубы» ( гладить языком по внутренней части верхних резцов)
  6. « Грибок»

Итак, сейчас я расскажу о некоторых методах и приёмах проведения артикуляционной гимнастики с детьми.

Самый распространённый прием использование картинок  Для каждого упражнения своя картинка. Она должна быть яркая, цветная, достаточного размера и, конечно, отражать суть упражнения.

Возможно использование фотографий, картинок других детей с правильным показом необходимого упражнения.

Подобно сказкам можно подобрать подходящие упражнения к изучаемой лексической теме. Например, артикуляционная гимнастика к занятию по лексической теме «Домашние животные».Описание, согласно теме занятия названия упражнения:

Телёнок мычит, зовёт маму. «Улыбка» - «Трубочка»

Щенок хвастается зубами. «Заборчик»

Собака виляет хвостом. «Змейка»

Кот лакает молоко. «Вкусное варенье» Лошадка скачет. «Лошадка»

Работу над развитием артикуляционной моторики необходимо проводить систематически. Только в этом случае мы сможем помочь нашим детям.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов;

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

- увеличить амплитуду движений;

- уменьшить напряжённость артикуляционных органов;

-подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков.














Предварительный просмотр:

 Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста»

Подготовил: учитель-логопед МБОУ школа №7 Тарасова С.Ю.

К двум годам в словарном запасе малыша уже имеется от 100 до 200 слов, и он уже умеет связывать по два-три слова в одно предложение. А к концу третьего года большинство детей умеет грамматически правильно строить предложения, вести диалоги и рассказывать то, что видели или слышали.

 

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Предлагаю несколько несложных правил, следуя которым, вы- родители, сможете помочь малышу в его речевом развитии.

  1. С ребенком нужно разговаривать каждый день, рассказывать, что происходит вокруг, читать книжки.
  2. Обязательно нужно называть вещи своими именами: не би-би, а машина, не ням-ням, а кушать и т.д.
  3. Говорить следует короткими предложениями, выдерживая между ними паузу.
  4. Нельзя говорить с ребенком скороговоркой.
  5. Называя предметы, обязательно нужно их показывать хотя бы на картинке. Не стоит учить ребенка говорить слово, значение которого он не понимает, и не поймет, пока не увидит.
  6. Важно повторять одни и те же слова много раз до тех пор, пока малыш их не запомнит и не воспроизведет.
  7. Не нужно говорить с ребенком, когда он этого не хочет или устал.
  8. Нельзя игнорировать вопрос малыша, на него нужно отвечать развернуто и медленно, чтобы ребенок понимал каждое слово.
  9. Если ребенок делает ошибки в словах, подсказывать ему следует ненавязчиво, чтобы у него не пропало желание говорить. Ведь маленькие дети не терпят неудач.
  10. Не следует угадывать желание малыша и давать ему все, на что он молча укажет пальцем. Заставлять его назвать предмет не нужно, но иногда следует сделать вид, что ничего не видите, и тогда ребенок будет пытаться сказать, назвать то, что ему нужно.

 

Эти самые основные правила необходимо запомнить всем родителям, которые хотят, чтобы их малыши как можно быстрее научились говорить. Но их иногда бывает недостаточно, и, выполняя все рекомендации, родители порой никак не могут добиться от ребенка хотя бы слова. В таких случаях помогут некоторые упражнения, которые можно выполнять с ребенком ежедневно, начиная с полугода, когда малыш начинает лепетать. Приведу самые распространенные и эффективные из них.

 

Что же способствует развитию речи? 

Детям третьего года нужно  давать как можно чаще речевые задания. Более простые из них – это задания повторить слово или произнести какой-нибудь отдельный звук, учить произносить слово правильно. Более сложные – когда ребенка просят: «Егор, Даша принесла тебе машину, и я советую тебе поблагодарить ее. Подойди к Даше, улыбнись ей, и скажи: «Спасибо тебе, Даша».

Во-первых, такие задания полезны для развития речи, потому что мы даем ребенку образец речи и не просто образец правильного построения фразы, а пример использования речи в конкретных условиях общения. Можно также сказать, что подобные задания не только способствуют формированию грамматической, лексической правильности речи, но и воспитывают культуру речевого общения, «речевого поведения».

Во-вторых, эти задания полезны, потому что ребенок учится сознательно, осознанно строить свою речь.

В работе с детьми раннего возраста  эффективно сочетать наглядность  со словом. Яркие предметы и картинки вызывают у малыша желание рассмотреть их.

      Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слитное и плавное произношение слов и фраз. Для развития речевого дыхания предлагать  детям различные легкие упражнения (подуть на ватку, султанчики), игры «Бабочка летит», «Пускание корабликов».

Познавая окружающий мир, ребенок, усваивал словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений.

Одним словом – общайтесь: пойте, разговаривайте, инсценируйте, смейтесь, хлопайте, играйте. Дети учатся всему в игре и в общении, а эмоциональность, интерес и позитивное отношение сделают развитие речи детей раннего возраста незаметным и желанным.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект выступления на тему"Работа с родителями"

В нашем обществе обращается большое внимание на формирование всесторонне развитию личности. Вот почему очень важно повысить эффективность всех звеньев воспитательной работы. И, прежде всего­уровень во...

Конспект выступления на родительском собрании на тему: "Психологическая поддержка"

Полноценные взаимоотношения ребенка с родителями являются одним из важнейших факторов формирования его личности, его успешной социализации. На уровень этих взаимоотношений влияют различные составляющи...

Конспект выступления на пед. совете "Особенности использования театра в раннем возрасте"

Добрый день,ниже я хочу представить Вам, конспект выступления на педагогическом совете проходившем в ноябре 2012 года....

Педсовет «Развитие коммуникативных умений в ДОУ» План-конспект выступления«Коммуникативная деятельность. Трудности общения».

Полноценное проживание ребенком дошкольного периода детства в современной системе образования выдвигается на первый план. В этом процессе особое место занимают коммуникативные умения....

Конспект выступления по теме: «Парасигматизм шипящий».

При шипящем парасигматизме в момент произнесения звука губы слегка вытягиваются вперед и округляются, кончик языка оттягивается  вглубь ротовой полости, спинка языка высоко поднята, взгорб...