Семинар "Мальчики и девочки, учить по-разному, любить по-разному"
методическая разработка

Иванова Наталья Григорьевна

Семинар для педагогов ДОО "Мальчики и девочки, учить по -разному, любить по-разному"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному»

Рассуждая о воспитании детей, мы, взрослые понимаем: дети – это и разные темпераменты, и разные характеры. Но еще мы понимаем: дети – это мальчики и девочки, и учить, воспитывать и даже любить их надо по-разному. Любить всех детей надо очень сильно – без этого они не смогут нормально развиваться, но все же по-разному, т.к. очень уж они разные.

Давным-давно наши мудрые предки разделяли методы воспитания девочек и мальчиков. В мальчиках развивали мужественность, а в девочках – женственность.

Зачем же природе мужское и женское?

Доктор биологических наук, генетик В.А.Геодакян в своей теории асинхронной эволюции полов отмечает, что в эволюции всегда борются две противоположные тенденции, которые воплощаются и делении живых существ на мужские и женские особи.

Первая – это необходимость сохранить то, что уже создано, закрепить те признаки, которые выгодны, передать их по наследству, сделать потомков как можно более похожими на родителей.

Вторая – это необходимость прогресса, дальнейшего поиска и изменения, разнообразия потомков, среди которых когда-то появится именно тот, кто придаст эволюции новое выгодное направление и обеспечит приспособление к новым условиям, позволит расширить среду обитания.

Итак, борьба консервативного и прогрессивного, устойчивого и изменяемого, старого надежного и нового неизведанного, рискованного.

То есть, женский пол сохраняет в своей генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, и цель его – по возможности не допустить их изменений, а мужской пол, напротив, легко теряет старое и приобретает новое: что-то из этих приобретений может пригодиться в будущем или уже в настоящем, особенно в момент возникновения каких-то экстремальных условий. Проще говоря, женский пол ориентирован на выживаемость, а мужской – на прогресс.

Физиологическая сторона восприятия тоже различается у мальчиков и девочек. Так, острота слуха до 8 лет у мальчиков выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму. У девочек выше кожная чувствительность и они более отзывчивы на прикосновения, поглаживание.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают свои «богатства» - кукол, тряпочки и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т.д., используя при этом все предоставленное им пространство, т.к. для полноценного развития им показано большое пространство, и если им не хватает горизонтальной плоскости, то мальчики осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкафы и т.д.

Девочки – дошкольницы чаще сильнее мальчиков физически, они быстрее развиваются. Обычно у девочек лучше развита речь (что подтверждает состав наших и не только наших логопедических групп).

А как мальчики и девочки отвечают на занятиях?

Мальчик смотрит на стол, в сторону или перед собой и, если знает ответ, отвечает уверенно. Девочка смотрит в лицо воспитателю и, отвечая, ищет у него в глазах подтверждение правильности ее ответа и только после кивка взрослого продолжает более уверенно.

И в вопросах детей прослеживается та же линия. Мальчики чаще задают вопросы взрослым ради получения какой-то конкретной информации («А какое у нас следующее занятие?»), а девочки – для установления контакта со взрослым («А вы к нам еще придете?»). То есть мальчики (и мужчины) больше ориентированны на информацию, а девочки (и женщины) – на отношения между людьми.

Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Педагоги видят это по обращенным к ним глазам и строят обучение таким образом, чтобы самая трудная часть материала пришлась на пик работоспособности. Но ориентируются они на девочек. Мальчики же раскачиваются долго и на воспитателя смотрят реже. Но вот и они достигли пика работоспособности. А девочки, наоборот, уже начали уставать. Педагог сразу замечает это, так как контакт с девочками у него уже налажен хорошо, и начинает снимать нагрузку, занятие входит в другую фазу. А мальчикам бы именно сейчас и надо ключевой материал. Но самое важное уже дано и они его пропустили или не поняли, т.к. уровень их работоспособности был низким. А если учесть, что педагоги и в ДОУ, и в школе в основном женщины, то можно сказать, что стратегия обучения в детском саду и младшей школе рассчитаны в основном на девочек. В связи с этим, сейчас уже не такими и ненужными кажутся классы девочек и мальчиков в дореволюционной России.

Каким я вижу выход в нашей ситуации: если занятие проводится по подгруппам (а при сегодняшней наполняемости групп это вполне возможный вариант, то распределять детей по подгруппам стоит не только по их умственных способностей, но и с учетом гендерных различий.

Во-вторых, если занятие групповое, подключать мальчиков к обсуждению материала позже, ближе к середине занятия.

Необходимо учитывать и особенности эмоциональной сферы девочек и мальчиков. Все дети способны на шалости, и это хорошо, т.к. Ж.Ж.Руссо сказал: «Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов». Так вот, когда вам приходится ругать ребенка или объяснять ему какие-то нравственные нормы, обязательно нужно учитывать девочка или мальчик перед вами, т.к. девочки способны довольно долго воспринимать наставления взрослого (особенно авторитетного взрослого, коими педагоги обычно и являются), а мальчики в такой ситуации стараются уйти из-под контроля взрослого, не подчиняться ему. Поэтому часто получается так, что мама или воспитательница долго ругает мальчика, нагнетая эмоции, и сердится от того, что он не переживает вместе с ней, словно не реагирует на происходящее, как бы остается равнодушным к ее словам. Но она не права. Нет, он не равнодушен, просто у него уже прошел пик эмоциональной активности, он отреагировал на первых минутах разговора и, будучи не приспособленным долго удерживать эмоциональное напряжение, отключил слуховой канал, информация до его сознания просто не доходит.

Поэтому, просто остановитесь. Ограничьте длину своей нотации, но сделайте ее более емкой по смыслу. Объясните ему ситуацию очень коротко и очень конкретно – чем вы недовольны. Только в этом случае его реакция будет адекватной.

К технологиям, способствующим формированию представлений детей о различиях полов, овладению способами мужского и женского поведения способствуют игры.

Сюжетные игры:

«Семья», «Парикмахерская», «Дочки – матери», «У нас гости», «Идем в кукольный театр», «Переезжаем на новую квартиру»,«Военные», «Водители», «Ателье», «Больница», игры – занятия с куклой и т.д.

Дидактические игры:

«Кто что носит», «Наши прически», «Сундучок русской хозяюшки», «Морской бой», «Кем я хочу стать» и т.д.

Игры-драматизации:

«Спящая красавица», «Сказка наоборот» (для развития умения входить в образ героя противоположного пола) и т.д.

Подвижные игры и игры – состязания:

«Утка и утята», «Рыцарский турнир», «Маленькая хозяйка», задания «Сказать как можно больше добрых, красивых слов о маме (папе)», «Назвать предметы, которые могут принадлежать только маме (только папе)», «Назвать как можно больше имен мальчиков (девочек)» и т.д.

Во многих смыслах полезна и совместная трудовая деятельность детей.

Получив задание, дети в зависимости от пола распределяют трудовые обязанности, цель которых – получить положительный результат.

Стирка кукольной одежды: мальчики носят воду, девочки стирают; мальчики относят чистое белье, девочки развешивают;

Уборка в природном уголке: мальчики приносят горшки с цветами в умывальную комнату, девочки протирают листья, орошают их водой; мальчики расставляют цветы по местам, меняют воду в аквариуме;

девочки чистят клетки животных и т.д.

Полезен и метод диалога с самим собой, содержание которого – реальные истории, проблемы: «Мне грустно потому, что…», «Мне радостно и я…», «Если бы я был (была) девочкой (мальчиком), то…», «Мне бывает страшно, когда…», «Больше всего я люблю…», «Когда вырасту, я…», «Когда я стану папой (мамой), от я…» и т.д.

Предметно – пространственная развивающая среда так же является непременным условием полоролевого воспитания детей, т.к. стимулирует ребенка на отражение в жизнедеятельности своего (мужского, женского) образа. Элементами предметно – пространственной среды выступают:

  • Игрушечная гостиная – мини–среда светского этикета (диван, сервант со столовым и чайным сервизами, стол, торшер, пианино и т.д., где дети упражняются в выполнении правил хорошего тона.
  • Мини среда для формирования мужских и женских умений (кухонный блок, ванная с принадлежностями, мастерская по ремонту и т.д.)
  • Уголок для мальчиков (машинки, конструкторы, строительный материал, фуражки, пилотки и т.д.)
  • Домашний очаг – микропространство для девочек (куклы-мальчики, куклы-девочки со всеми необходимыми атрибутами и аксессуарами, игрушечная мебель, шкатулки с бусами, пуговицами и т.д.
  • Схемы-действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола
  • Уголок красоты («Парикмахерская»), который желательно отделить полупрозрачной занавеской
  • Карточки-символы, отражающие доброту, красоту, честность, смелость, силу и др., т.е. те качества, которые определяют и направляют поведение полов.

В гендерном отношении все сказки, мифы, легенды, притчи можно условно разделить на три группы:

- «Мужские». К ним можно отнести все мифы, легенды о героях, а также все сказки, главные герои которых – мужчины.

- «Женские». Здесь главная героиня (героини) – женщина.

- «Смешанные». Есть главные герои обоих полов, говорится о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации.

Самыми популярными и полезными сказками для мальчиков являются «Три поросенка» и «Колобок», т.к. в них содержатся три важных для мальчиков идеи:

- соотношение принципов удовольствия и реальности;

- представление о враге и безопасности;

- стратегия борьбы с врагом.

Наиболее популярными «женскими» сказками являются «Красная шапочка», «Маша и медведь», «Крошечка – Хаврошечка», «Золушка» и др. В этих сказках героиня обязательно должна строить отношения с героем, т.к. принципы Любви, продолжения рода, основополагающие для женщины, не могут быть реализованы без мужчины.

Какой же напрашивается вывод?

Мальчик и девочка – два разных мира. Ни в коем случае их нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

А в свете сегодняшней неразберихи в этом вопросе на западе, мы с вами являемся, пожалуй, последним оплотом гетеросексуального развития в Европе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Филиал детский сад «Сказочный городок» МБОУ « Усть – Коксинская СОШ» имени Героя Советского Союза В.И. Харитошкина Семинар «Мальчики и девочки: любить по – разному, учить по – разному» Подготовила: методист Иванова Н.Г.

Слайд 2

Пол (от латинского genero - рождаю, произвожу) – это биологическое различия между людьми, определяемое генетическим строением клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями. Гендер ( от английского gender , от лат. gens – род) - обозначает "социальный пол", т.е. социальный статус и социально-психологические характеристики личности, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, что необходимо для нормальной и эффективной социализации личности Половая принадлежность ребенка - важный фактор, от которого зависит его развитие и социальное поведение.

Слайд 3

Наиболее важным периодом для гендерной социализации считается дошкольный возраст потому, что в этот период формируются наиболее значимые черты, свойства и качества человека. Это тот период, в процессе которого взрослые должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола. В последнее время гендерные аспекты воспитания и обучения детей дошкольного возраста привлекают внимание специалистов разных областей – нейрофизиологов, нейропсихологов , психологов, педагогов. По данным нейрофизиологов и нейропсихологов , именно различия в структуре и работе головного мозга определяют особенности развития детей разных полов. У мальчиков и девочек мозг развивается в разном темпе, в разной последовательности и в разные сроки. У девочек раньше, чем у мальчиков, формируются области левого полушария, ответственные за речь, рационально-логическое мышление. У мальчиков логическое левое полушарие медленнее развивается и как бы немножечко отстает. Вследствие этого, у мальчиков до определенного возраста доминирует образно-чувственная сфера.

Слайд 4

Кое-что о развитии девочек и мальчиков ДЕВОЧКА Девочки более общительны Девочки начинают ходить несколько раньше мальчиков. Они быстрее и стабильнее развиваются физически (по весо-ростовым показателям) Девочки лучше умеют прыгать, танцевать, они владеют чувством ритма. С девочками легче договориться Девочки переносят стресс легче, чем их ровесники мужского пола. МАЛЬЧИК Как правило, мальчики менее общительны, чем девочки Для мальчиков чаще характерно развитие «рывками» (периоды бурной прибавки в весе и росте чередуются с периодами неактивного развития) Мальчики бегают лучше девочек и лучше метают предметы (камни, мячи и т.д.) Мальчики более агрессивны, склонны к конфликту и неповиновению, чем девочки. Хуже переносят стресс с большей вероятностью развития «поведенческих проблем».

Слайд 5

Особенности обучения ДЕВОЧКА Не зная ответа на вопрос, прямо скажет об этом. Легче усваивает алгоритмы и правила. Лучше обучается последовательно – «от простого к сложному» Лучше видит при рассеянном свете, нервничает, если хотя бы не перекусит. Общение со взрослыми для неё важнее знаний: на занятиях она смотрит на него, ловит нюансы его мимики и подстраивается к нему. Быстрее схватывает новый материал, раньше начинает читать, легче учит грамматику. Более развиты «ближнее зрение» и мелкая моторика. Поэтому любит небольшие игрушки. Играть и заниматься ей комфортнее в ограниченном пространстве Поддержите девочку словами: «Задание не очень сложное, ты уже такое делала». МАЛЬЧИК Он готов отвечать на любой вопрос, лишь бы не произнести «не знаю». Ему важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения от простого к сложному» Лучше выполняет задания при ярком свете, лучше соображает на голодный желудок. Обычно не следит за мимикой взрослого (правильно ли отвечаю?), но чутко реагирует на его состояние: если взрослый спокоен, доброжелателен, мальчику легче заниматься. С некоторым трудом воспринимает язык большинства учебников. Опирается на «дальнее зрение», поэтому любит догонялки, бросать предметы в цель, охотно расширяет свое пространство по вертикали: по деревьям и т.д. Чтобы поддержать мальчика, скажите: «Задание очень сложное, но ты справишься».

Слайд 6

Педагоги должны быть грамотны в вопросах не только возрастных и физиологических особенностей детей своей группы, но и знать особенности познавательной сферы мальчиков и девочек. При подготовке к занятиям педагог должен продумать следующие моменты: а) пути решения познавательной задачи должны носить как информационный, так и исследовательский характер (особенно для молодого специалиста); б) продумывать вопросы к занятию, учитывая особенности детей разного пола; в) использовать больше наглядности на занятиях, т.к. это важно для мальчиков; г) использовать проблемные ситуации на занятиях, помнить, что для девочек важны ситуации развивающего характера, чтобы найти другой способ или вариант решения, а для мальчиков – ситуации поискового характера. Проводить КВН, викторины типа “А ну-ка мальчики!”, “А ну-ка девочки!” 1 раз в 2 месяца. При обучении новому материалу разделять детей на подгруппы мальчики и девочки (вариант) рассаживать детей на занятии: мальчик – девочка, т.к. дети взаимодополняют друг друга. В начале занятия использовать игровые разминки, чтобы дать возможность мальчикам сконцентрировать внимание. При объяснении последовательности работы, следить за тем, чтобы оно было четким, конкретным, понятным, особо немногословным. Особенно это важно для мальчиков. Рекомендации педагогам при подготовке к занятиям

Слайд 7

Мальчик и Девочка – это два разных мира. Если мы не учитываем это, то очень часто неправильно понимаем, что стоит за их поступками, а значит, и неправильно на них, эти поступки, реагируем. Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Мы любим тех, кого можем научить. Но иногда не можем и научить из-за недостатка наших знаний или из-за особенностей организации нашего мозга и нашей психики. Однако даже просто смена установки педагога на ребенка, то есть понимание того факта, что этот ребенок способен хорошо учиться, может помочь взрослому поискать и интуитивно найти ключики к обучению этого конкретного ребенка.

Слайд 8

Несколько коротких советов при воспитании Помните, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка, и каждый из них нуждается в индивидуальном по д ходе Никогда не сравнивайте разнополых детей и тем более не ставьте в пример другим. Не переусердствуйте, воспитывая как мальчика, так и девочку, дайте детям право выбора, время подумать самим. Не рассказывайте мальчику всего до конца, давая какое-либо задание , а девочке не забудьте на личном примере продемонстрировать то, что от неё требуется. Если вы пытаетесь что-то объяснить мальчику, не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Пытаясь отругать за что-то девочку, сначала объясните ей, в чём она не права, а высказывать всё и сразу не спешите. Ругая мальчика, коротко и ясно изложите, что конкретно вас не устраивает, иначе через некоторое время он просто перестанет вас слышать и слушать.

Слайд 9

Мальчики и девочки по-разному устают: девочки истощаются эмоционально , а мальчики интеллектуально , ругать одинаково в такой ситуации бессмысленно. В случае неудачи не позволяйте себе нервничать, этим вы оградите ребёнка от излишних переживаний и паники, ведь для него все выглядит гораздо серьёзней, чем для вас. Учитесь терпению, в том числе и у своих детей. Постарайтесь объяснить ребенку, что ошибаться иногда даже нужно. Постарайтесь понять, тоже ребёнок тоже личность и то, что он будет похож на вас, совсем не обязательно. Помогите детям найти разгадку самостоятельно, а не преподносите ее «на блюдечке», чтобы сэкономить время и силы, детям нравится сам процесс, результат для них пока на втором месте.

Слайд 10

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: мальчики и девочки – это два разных мира. Очень часто мы неправильно реагируем на поступки детей, потому что не понимаем, что стоит за этими поступками. Воспитывать, обучать и даже любить мальчиков и девочек надо по-разному. Но обязательно очень любить!

Слайд 11

Работа с мальчиками Работа с девочками

Слайд 12

Мелкая моторика Работа с мальчиками Работа с девочками

Слайд 13

Работа с мальчиками Работа с девочками

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мальчики и девочки - почему они разные?

Мальчики и девочки - почему они разные? Попробуем заглянуть под покров тайны, раскроем для себя загадки мира мальчиков и девочек....

« Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному»

Мальчики и девочки – почему они разные.Воспитываем мальчика. Воспитываем девочку.Мальчик и девочка – это два разных мира и  развиваются они  по-разному. Уже к году различия в развитии психик...

Мальчики и девочки : учить по - разному, любить по- разному

Мальчики и девочки - это два разных мира. И если мы не учитываем этого то, очень часто  не понимаем, что стоит за их  поступками. А значит и не правильно, на эти поступки реагируем. ...

МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ: УЧИТЬ ПО-РАЗНОМУ, ЛЮБИТЬ ПО-РАЗНОМУ

Цель: расширить представление педагога об асимметрии мозга, особенностях воспитания мальчиков и девочек....

Памятка "Мальчики и девочки: учите по-разному, любите по-разному!"

В памятке отражены некоторые особенности воспитания мальчиков и девочек....

Практическое занятие с родителями: " Мальчики и девочки: - воспитывать по-разному, - любить по-разному".

Практическое занятие с родителями"Мальчики и девочки: - воспитывать по-разному, - любить по-разному".План проведения:1. Приветствие в кругу. Эмоциональный настрой.2. Упр. «Минутка добр...